Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

от 14 мая 2008 года N 43-РЗ

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2008-2010 ГОДЫ"

{Изменения:
Закон Республики Алтай от 30.12.2008 N 128-РЗ; НГР: ru02000200800531;
Закон Республики Алтай от 27.04.2009 N 14-РЗ; НГР: ru02000200900134;
Закон Республики Алтай от 31.05.2010 N 7-РЗ; НГР: ru02000201000128}

Принят

Государственным Собранием -

Эл Курултай Республики Алтай

29 апреля 2008 года

Статья 1


Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие туризма и рекреации в Республике Алтай на 2008-2010 годы".

Статья 2


Правительству Республики Алтай предусматривать средства для реализации мероприятий республиканской целевой программы "Развитие туризма и рекреации в Республике Алтай на 2008-2010 годы" при формировании республиканского бюджета Республики Алтай на соответствующие годы.

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель

Государственного Собрания -

Эл Курултай Республики Алтай И.И. Белеков

Глава Республики Алтай,

Председатель Правительства

Республики Алтай А.В. Бердников

Утверждена
Законом Республики Алтай
"О республиканской целевой
программе "Развитие туризма и
рекреации в Республике Алтай
на 2008-2010 годы"

Республиканская целевая программа "Развитие туризма и рекреации в Республике Алтай на 2008-2010 годы"

1. Паспорт


{Изменения:

Закон Республики Алтай от 31.05.2010 N 7-РЗ; НГР: ru02000201000128}

Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Развитие туризма и рекреации в Республике Алтай на 2008-2010 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки
 Программы

Федеральный закон http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R199605480.html "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Государственный заказчик
 Программы

Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай

{В редакции:
 Закон Республики Алтай от 30.12.2008 N 128-РЗ;
http://192.168.0.33:8082/content/ngr/RU02DMJ200800531.doc }

Основные разработчики
 Программы

Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай

{В редакции:
 Закон Республики Алтай от 30.12.2008 N 128-РЗ;
http://192.168.0.33:8082/content/ngr/RU02DMJ200800531.doc }

Цели и задачи Программы

Цели:
 развитие индустрии туризма и рекреации, как одного из приоритетных направлений развития Республики Алтай, обеспечивающего социально-экономическое развитие региона;

 рациональное использование, сохранение, восстановление и приумножение туристско-рекреационного потенциала.
 Задачи:
 создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Алтай, деятельность которых направлена на создание средств размещения туристов, соответствующих современным требованиям и стандартам, придерживающихся принципов рационального природопользования и способствующих эффективному использованию местного ресурсного потенциала;

 выделение рекреационных зон и центров с целью проведения активной инвестиционной политики;

 формирование кадрового потенциала, требующегося в туристско-рекреационной отрасли;

 повышение бюджетной эффективности отрасли;

 активное представление региона, как территории с благоприя тной природной и культурно-исторической средой, комплексно удовлетворяющей спрос потребителей на туристско-рекреационные услуги

Сроки и этапы реализации
 Программы

Срок реализации Программы - 2008-2010 годы.
 Программа реализуется в один этап

Основные мероприятия Программы

Привлечение инвесторов из числа туристских организаций, формирующих материально-техническую базу туристской отрасли (предоставление государственных гарантий, субсидирование части процентной ставки по кредитам);

 финансирование научно-исследовательских работ, направленных на рациональное использование земельных ресурсов, природных и культурно-исторических объектов и разработку рекламно-информационной политики в сфере туризма;

 формирование и продвижение туристского продукта (изготовление полиграфической, аудиовизуальной продукции, участие в туристских выставках, реклама в сети Интернет);

 мероприятия по нормативному правовому обеспечению развития туристской отрасли

Исполнители Программы

Правительство Республики Алтай;

 Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай;

 Министерство финансов Республики Алтай;

 Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай;

 Комитет занятости населения Республики Алтай

{В редакции:
 Закон Республики Алтай от 30.12.2008 N 128-РЗ;
http://192.168.0.33:8082/content/ngr/RU02DMJ200800531.doc }

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай составляет 63 410 тыс. рублей, в том числе:
 2008 год - 5 380 тыс. рублей;

 2009 год - 21 040 тыс. рублей;

 2010 год - 36 990 тыс. рублей

Система организации контроля
 за исполнением Программы

Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет Министерство финансов Республики Алтай с участием Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай, Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай

{В редакции:
 Закон Республики Алтай от 30.12.2008 N 128-РЗ;
http://192.168.0.33:8082/content/ngr/RU02DMJ200800531.doc }

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов и бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку туристской отрасли;

 улучшение ситуации в области охраны окружающей среды, а также сохранение и возрождение историко-культурного наследия региона;

 повышение эффективности государственного управления туристской отраслью;

 формирование привлекательного имиджа Республики Алтай на рынке туристских услуг и рост спроса на региональный туристский продукт;

 формирование кадрового потенциала туристских организаций и вовлечение местного населения в сферу туризма;

 упорядочение эксплуатации туристских маршрутов и тем самым регулирование природоохранной сферы, сферы конкуренции на рынке туристских услуг
 пропаганда туризма и активного образа жизни среди молодежи;

 представление новых видов туризма и инвестиционных проектов в сфере туризма

{В редакции:
 Закон Республики Алтай от 31.05.2010 N 7-РЗ;
НГР: ru02000201000128 }

Предполагаемые участники
 Программы

Организации, осуществляющие туристскую деятельность на территории Республики Алтай;

 образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования;

 организации различных форм собственности
 молодые люди в возрасте до 30 лет, студенты;

 исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма

{В редакции:
 Закон Республики Алтай от 31.05.2010 N 7-РЗ;
НГР: ru02000201000128 }

{В редакции:
 Закон Республики Алтай от 27.04.2009 N 14-РЗ;
http://192.168.0.33:8082/content/ngr/RU02DMJ200900134.doc }

2. Общие положения


Программа направлена на создание социально-экономических и организационно-правовых условий для планомерного формирования современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса.

Необходимость разработки Программы обусловлена изменениями, произошедшими и происходящими в отрасли и в регионе в целом, такими как: создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Республики Алтай; углубление специализации региона как туристско-рекреационной территории, формирующей предложения на национальном и мировом туристском рынке.

Одним из направлений социально-экономического развития Республики Алтай является создание развитого туристского комплекса, соответствующего международным требованиям по уровню его инфраструктуры, сервисному обслуживанию и организациям индустрии туризма, обеспечивающего, с одной стороны - потребности туристов, с другой стороны - высокий уровень налоговых поступлений для осуществления воспроизводственных процессов данного ресурса.

Программа разработана на основе стратегических задач Республики Алтай, в целом обозначенных в Программе социально-экономического развития Республики Алтай на период 2006-2009 годы, утвержденной Законом Республики Алтай от 17 ноября 2006 года N 93-РЗ.

Туризм является одной из динамично развивающихся отраслей экономики, который затрагивает все сферы деятельности современного общества, в том числе экономику, культуру, социальную жизнь и стимулирует развитие таких отраслей экономики, как связь, транспорт, торговля, строительство, сельское хозяйство и т.д.

Республика Алтай является одной из особо привлекательных для туристов территорий, на которой находятся пять объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Число организаций, осуществляющих туристскую деятельность на территории Республики Алтай, постоянно растет. В последние годы в Республике Алтай наблюдается устойчивый рост количества средств размещения туристов. Так, с 1999 года количество средств размещения туристов в регионе выросло более чем в 3,5 раза и на начало 2007 года их число составило 134 объекта.

Вместе с тем следует отметить, что предложение туристских услуг в разрезе районов Республики Алтай характеризуется крайней неравномерностью. Наибольшее количество средств размещения туристов (76%) сосредоточено в северной части региона, а именно в муниципальных образованиях: "Майминский район", "Чемальский район" и "Турочакский район".

В 2006 году по данным экспертов Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай Республику Алтай посетило более 500 тысяч человек. Однако только 45% приезжающих туристов было обслужено туристскими организациями. Более 350 тысяч туристов организовали свой отдых самодеятельно.

{В редакции:

Закон Республики Алтай от 30.12.2008 N 128-РЗ; НГР: ru02000200800531}

Анализ современного состояния туристской деятельности на территории Республики Алтай свидетельствует о наличии следующих проблем в развитии туризма и рекреации:

1) несоответствие материально-технической базы организаций, осуществляющих туристскую деятельность на территории Республики Алтай, современным требованиям качества на рынке туристских услуг.

Организации, осуществляющие туристскую деятельность на территории Республики Алтай, можно разделить на 2 типа в зависимости от их месторасположения: организации, расположенные в черте населенных пунктов, и организации, расположенные вне населенных зон.

Организации первого типа, расположенные в черте населенных пунктов, имеют незначительные земельные участки в собственности, как правило, от 0,05 до 0,10-0,15 га. Они образованы посредством выкупа у местного населения земельных участков (от одного до трех-четырех смежных). Для них характерен высокий уровень благоустройства. Эти организации имеют сооружения капитального плана новой постройки или капитально отремонтированные сооружения, ранее находившиеся на территории участка. Производственная инфраструктура этих организаций представлена имеющейся инфраструктурой села, в котором расположены туристские объекты. Используется сельский водопровод, сельская электрическая сеть.

Организации второго типа расположены на участках лесного фонда в прибрежной, иногда водоохраной зоне р. Катунь и оз. Телецкое. Данные рекреационные организации, за исключением турбазы "Юность" (Майминский район), турбазы "Катунь" (Чемальский район) и турбазы "Золотое озеро" (Турочакский район), появились в подавляющем большинстве после 1995 года. Уровень благоустройства данных объектов невысок. Сооружения представлены как временными постройками для организации летнего отдыха, так и капитальными сооружениями для отдыха в зимний период.

Имущество организаций рекреационного комплекса региона в основном представлено средствами для размещения туристов, а также сопутствующими сооружениями, необходимыми для комфортного отдыха туристов (баня, сауна, открытые навесы, выходящие на берег р. Катунь, иногда бассейн, еще реже - теннисный корт). Среди средств размещения значительную долю занимают летние домики и бунгало, палатки, неблагоустроенные и полублагоустроенные коттеджи, не отвечающие современным требованиям рынка туристских услуг.

В настоящее время на территории Республики Алтай чрезвычайно мало гостиниц и других средств размещения, прошедших добровольную сертификацию на присвоение определенной категории. На основе критериев, предложенных в "Системе классификации гостиниц и других средств размещения", утвержденной приказом Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 года N 86, экспертным путем была проведена оценка потенциала организаций, предоставляющих услуги по размещению, на предмет присвоения категорий. За основу были взяты требования к гостиницам и другим средствам размещения различных категорий. В результате оценки выявлено, что лишь 22 средства размещения из 134 могут иметь категории "1-3 звезды".

Однако на сегодняшний день организации, осуществляющие туристскую деятельность на территории Республики Алтай, не видят необходимости классифицировать свои средства размещения, в основном из-за того, что на процедуру классификации гостиницы необходимо достаточно большое количество финансовых средств, а также из-за отсутствия высокой конкуренции на рынке гостиничных услуг, несмотря на ежегодный рост общего количества организаций, осуществляющих туристскую деятельность на территории Республики Алтай.

По состоянию на конец 2006 года на территории Республики Алтай количество средств размещения составило 134 объекта, предоставляющих в общей сложности 6328 мест, из них круглогодичного действия - 2178 мест. Также услуги размещения предоставляются так называемыми "зелеными домами", общее количество которых составляет примерно 210 единиц (точные данные отсутствуют из-за подвижности предложений в данном секторе), предоставляющими до 2000 мест. Таким образом, можно говорить о том, что общая вместительность средств размещения туристов на территории Республики Алтай составляет 8328 мест. В связи с отсутствием достоверной информации об объеме спроса невозможно установить потребность в увеличении средств размещения туристов на территории Республики Алтай. Однако нужно отметить, что туристские базы на территории республики имеют 100% загрузку только в конце июля и начале августа.

Таким образом, можно сделать вывод, что для дальнейшего развития туризма в регионе необходимо совершенствовать уже имеющиеся средства размещения и строить новые высоко комфортабельные гостиницы. Без средств размещения соответствующего уровня трудно говорить о развитии в республике международного туризма;

2) отсутствие подготовленных высококвалифицированных кадров.

По статистическим данным на 1 января 2006 года средняя численность работников туристских организаций составляет 918 человек, и лишь 185 имеют специальное образование или 20,1%. Незначительный уровень отраслевой занятости объясняется неудовлетворительным соотношением численности обслуживающего персонала и клиентов, что в свою очередь является фактором невысокого качества предоставляемых услуг. В настоящее время подготовку кадров для туристской индустрии в основном осуществляют 4 учебных заведения: Горно-Алтайский государственный университет, Российская международная академия туризма (Алтайский филиал), Алтайский технологический техникум сервиса и профессиональное училище N 84. Сегодня в высших учебных заведениях учатся 315 студентов очного и 64 - заочного отделений, в средних - 97 учащихся.

Ситуация осложняется тем, что работодатели предпочитают приглашать специалистов с высшим образованием на рабочие места, где часто вполне хватило бы не только среднего, но и начального профессионального образования (например, менеджер по продажам, бармен и др.), что свидетельствует, с одной стороны, об их известном недоверии к специалистам средней квалификации, а с другой - о низком уровне подготовленных специалистов. Таким образом, можно отметить, что профессионально-квалификационная структура кадров, предлагаемая системой профессионального образования Республики Алтай для рекреационной отрасли, не соответствует текущим потребностям организаций в сфере туризма и рекреации;

3) низкая координация деятельности по управлению и регулированию туризма и рекреации.

Туризм, являющийся одним из приоритетных направлений развития Республики Алтай и имеющий различные смежные связи с другими отраслями и секторами экономики, является объектом регулирования как со стороны Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай, так и других исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, органов местного самоуправления в Республике Алтай. Это приводит к отсутствию единых целенаправленных действий в сфере государственного и муниципального регулирования;

{В редакции:

Закон Республики Алтай от 30.12.2008 N 128-РЗ; НГР: ru02000200800531}

4) налоговый потенциал отрасли.

Серьезной проблемой является низкая собираемость налогов с организаций, осуществляющих туристскую деятельность на территории Республики Алтай. Так, если в 2004 году средняя сумма налоговых сборов с одной организации составила 78,3 тыс. рублей, то в 2006 году данный показатель составил 77,3 тыс. рублей. Учитывая динамику цен и среднюю сумму налоговых поступлений с одной организации, следует констатировать снижение реального налогового эффекта. Кроме того, наблюдается создание огромного количества малых предприятий, чья бюджетная эффективность крайне низка.

Данные факторы приводят к тому, что 30% налоговых сборов в бюджеты всех уровней формируют 7 крупных туристических объектов: "Турсиб", "Марьин остров", "Киви-Лодж", "Семинский перевал", "Катунь", "Царская охота", "Манжерок".

Целями Программы являются:

развитие индустрии туризма и рекреации, как одного из приоритетных направлений развития Республики Алтай, обеспечивающего социально-экономическое развитие региона;

рациональное использование, сохранение, восстановление и приумножение туристско-рекреационного потенциала.

Для достижения целей настоящей Программы поставлены задачи, позволяющие последовательно решить основные проблемы развития отрасли:

создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Алтай деятельность, которых направлена на создание средств размещения туристов, соответствующих современным требованиям и стандартам, придерживающихся принципов рационального природопользования, способствующих эффективному использованию местного ресурсного потенциала;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»