ЗАКОН
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 11 января 2008 года N 2-ОЗ
О внесении изменений в приложение к Закону Рязанской области "Об утверждении областной целевой программы "Культура Рязанской области на 2006-2010 годы"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2010 года на основании
Закона Рязанской области от 28 декабря 2009 года N 185-ОЗ
____________________________________________________________________
Принят
Рязанской областной Думой
27 декабря 2007 года
Статья 1
Внести в приложение к Закону Рязанской области от 16 марта 2006 года N 26-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Культура Рязанской области на 2006-2010 годы" (в редакции законов Рязанской области от 15.12.2006 N 175-ОЗ, от 23.03.2007 N 38-ОЗ, от 14.06.2007 N 71-ОЗ, от 11.07.2007 N 82-ОЗ, от 12.09.2007 N 126-ОЗ, от 14.12.2007 N 213-ОЗ) следующие изменения:
1) в паспорте программы:
а) строку "Перечень подпрограмм" дополнить абзацем двенадцатым следующего содержания:
"подпрограмма "Развитие и сохранение кадрового потенциала отрасли культуры Рязанской области";
б) строку "Ожидаемые результаты реализации программы" дополнить абзацем шестнадцатым следующего содержания:
"обеспечение текущих и перспективных потребностей отрасли культуры Рязанской области в профессиональных кадрах необходимой квалификации";
2) абзац тринадцатый раздела 1 "Особенности областной целевой программы "Культура Рязанской области на 2006-2010 годы" после слов "Содействие развитию массовых коммуникаций в Рязанской области" дополнить словами ", "Развитие и сохранение кадрового потенциала отрасли культуры Рязанской области";
3) таблицу раздела 5 подпрограммы "Недвижимые памятники истории и культуры Рязанской области" приложения 1 изложить в следующей редакции:
"Источники и направления финансирования | Объем финансирования, | В том числе по годам (тыс.руб.) | ||||
всего | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
ВСЕГО, в т.ч. | 227420 | 43660 | 38900 | 41160 | 48800 | 54900 |
федеральный бюджет | 77400 | 15200 | 13700 | 14900 | 16100 | 17500 |
областной бюджет | 83520 | 19260 | 14500 | 13560 | 17200 | 19000 |
местный бюджет | 22600 | 2500 | 3200 | 4100 | 5600 | 7200 |
внебюджетные источники | 43900 | 6700 | 7500 | 8600 | 9900 | 11200"; |
4) таблицу раздела 5 подпрограммы "Искусство Рязанской области" приложения 3 изложить в следующей редакции:
"Источники и направления финансирования | Объем финансирования, | В том числе по годам (тыс.руб.) | ||||
всего | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
ВСЕГО, в т.ч. | 34122,3 | 5268,3 | 5617 | 6816 | 7495 | 8926 |
федеральный бюджет | 1800 | 500 | 200 | 400 | 200 | 500 |
областной бюджет | 25490,3 | 3366,3 | 4346 | 5167 | 5852 | 6759 |
местный бюджет | 500 | 500 | ||||
внебюджетные источники | 6332 | 902 | 1071 | 1249 | 1443 | 1667"; |
5) таблицу раздела 5 подпрограммы "Библиотечное дело в Рязанской области" приложения 5 изложить в следующей редакции:
"Источники и направления финансирования | Объем финансирования, | В том числе по годам (тыс.руб.) | ||||
всего | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
ВСЕГО, в т.ч. | 102186,48 | 12031,48 | 18170 | 20280 | 23990 | 27715 |
федеральный бюджет | 765 | 380 | 80 | 90 | 100 | 115 |
областной бюджет | 64901,48 | 6201,48 | 11860 | 13070 | 15670 | 18100 |
местный бюджет | 33130 | 4940 | 5650 | 6460 | 7460 | 8620 |
внебюджетные источники | 3390 | 510 | 580 | 660 | 760 | 880"; |
6) таблицу раздела 5 подпрограммы "Обеспечение сохранности и безопасности музейного и библиотечного фонда Рязанской области" приложения 6 изложить в следующей редакции:
"Источники и направления финансирования | Объем финансирования, | В том числе по годам (тыс.руб.) | ||||
всего | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
ВСЕГО, в т.ч. | 50079,7 | 3158,7 | 8364 | 9967 | 12850 | 15740 |
федеральный бюджет | 4486 | 486 | 740 | 920 | 1100 | 1240 |
областной бюджет | 28585,7 | 592,7 | 5000 | 5793 | 7700 | 9500 |
местный бюджет | 16200 | 2000 | 2500 | 3100 | 3850 | 4750 |
внебюджетные источники | 808 | 80 | 124 | 154 | 200 | 250"; |
7) таблицу раздела 5 подпрограммы "Сохранение и развитие традиционной народной культуры, самодеятельного художественного творчества, культурно-досуговой деятельности в Рязанской области" приложения 7 изложить в следующей редакции:
"Источники и направления финансирования | Объем финансирования, | В том числе по годам (тыс.руб.) | ||||
всего | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
ВСЕГО, в т.ч. | 44906,96 | 11582,96 | 8246 | 8243 | 8017 | 8818 |
федеральный бюджет | 3217 | 224 | 640 | 711 | 782 | 860 |
областной бюджет | 22935,96 | 8534,96 | 4200 | 3748 | 3073 | 3380 |
местный бюджет | 16016 | 2464 | 2897 | 3219 | 3541 | 3895 |
внебюджетные источники | 2738 | 360 | 509 | 565 | 621 | 683"; |
8) дополнить приложением 11.1 следующего содержания:
"Приложение 11.1
к областной целевой программе "Культура
Рязанской области на 2006-2010 годы"
ПОДПРОГРАММА
"Развитие и сохранение кадрового потенциала отрасли культуры Рязанской области"
1. Анализ исходного состояния проблемы
В учреждениях культуры и искусства Рязанской области работает около шести тысяч творческих работников, в том числе: с высшим образованием - 35,4%, со средним специальным образованием - 32,5%.
Существенный вклад в формирование кадрового потенциала отрасли вносят Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования: "Рязанский музыкальный колледж им.Г.и А.Пироговых", "Рязанское художественное училище им.Г.К.Вагнера" и "Рязанское областное училище культуры".
Однако абитуриенты неохотно идут в учебные заведения среднего профессионального образования, поскольку длительный срок обучения в училищах (4-5 лет) делает их непривлекательными по сравнению с вузами, позволяющими практически за этот же срок получить диплом о высшем образовании.
На территории области располагается Рязанский заочный институт - филиал Московского государственного университета культуры и искусств (РЗИ(ф) МГУКИ) - важный резерв в повышении обеспеченности отрасли высококвалифицированными кадрами. Хотя институтом ежегодно выделяется не более 30 бюджетных мест для поступления по целевым направлениям для отрасли культуры области, это явно недостаточно для развития культурной среды региона, и номенклатура специальностей института не позволяет в достаточном количестве готовить творческие кадры по востребованным специальностям: актеров, художников, звукорежиссеров и др.
В то же время по-прежнему сложным остается положение с уровнем образования специалистов, работающих в сфере культуры. Ряд факторов усложняет кадровую проблему.
Так, в Рязанской области низкий уровень образования среди клубных работников - высшее образование имеют только 17,6% специалистов, среди работников библиотек - 34,0%. В ряде районов области число специалистов с высшим образованием составляет в среднем всего 3,1%. По мере удаления от областного центра уровень образования работников учреждений культуры снижается, в ряде районов: Ермишинском, Кадомском, Милославском, Новодеревенском, Путятинском, Ряжском, Сапожковском, Сараевском, Скопинском, Чучковском процент специалистов с высшим образованием в культурно-досуговых учреждениях в среднем составляет всего 5%.
Достаточно высокая текучесть кадров наблюдается в клубных формированиях (10,6%), музеях (8,3%), театрах (7%), библиотеках (6%), притом, что нормой считается текучесть кадров организации в год в пределах 3-5%. Престиж сферы культуры по-прежнему остается низким, заработная плата - небольшой. Средняя заработная плата работников культуры остается самой низкой среди бюджетных сфер.
Снижается приток молодых квалифицированных специалистов. Их доля по отрасли составляет 18,5 процента от общего числа работающих. В последние годы отмечается устойчивый рост вакансий в учреждениях культуры, из которых более 30 процентов составляют квалифицированные кадры, в том числе с высшим образованием.
Определенная инертность, сохранившаяся в сфере культуры ряда муниципальных образований области, приводит к тому, что наиболее предприимчивые и активные специалисты предпочитают уезжать из районов в центр. Кроме того, частью муниципальных образований основной акцент делается на поддержание материально-технической базы учреждений культуры в рабочем состоянии, а не на ее развитие, что снижает условия работы специалистов.
В учреждениях культуры и муниципальных образованиях области требуются руководители творческих коллективов, хореографы и клубные работники, ощущается нехватка дипломированных музейных, библиотечных специалистов. Необходимо регулярное пополнение трупп областных театров молодыми актерскими кадрами.
С переходом к рыночной экономике появилась необходимость в подготовке и переподготовке специалистов ряда новых профессий, таких, как продюсер, менеджер, специалист по маркетингу услуг и т.д.
Для решения острых вопросов по восполнению кадрового резерва отрасли культуры области требуется целенаправленная работа по подготовке кадров для учреждений культуры, особенно отдаленных периферийных районов. Тем более что в настоящее время финансовые возможности не позволяют большей части сельской молодежи получать образование в Москве и областных центрах. Поэтому многие территории осуществляют подготовку и переподготовку кадров для учреждений культуры, используя возможности образовательных учреждений преимущественно своей области. Одной из форм решения кадровых проблем является целевая подготовка специалистов. И в ряде субъектов Российской Федерации активно формируются региональные заказы на подготовку специалистов за счет местных бюджетов.
В нашей области имеется опыт в этом направлении. Успешно проведено обучение целевого набора хореографов с высшим образованием на базе РЗИ(ф) МГУКИ, подготовлена группа молодых актеров для трех областных театров в Ярославском государственном театральном институте. Целевая подготовка кадров результативна, так как практически все выпускники - молодые специалисты закрепляются на рабочих местах.
Повышение уровня профессиональной квалификации осуществляется на факультете повышения квалификации и переподготовки работников культуры Рязанского областного института развития образования, который проводит большую работу по внедрению в практику современных технологий по обучению работников сферы культуры.
Тем не менее, учитывая возросшие общественные потребности и новые тенденции в развитии российской культуры, необходимо поднять на новый качественный уровень это важное направление в подготовке кадров, требуется внедрение в практику работы современных направлений и технологий, ориентированных на социальный заказ, потребности и запросы работников культуры региона.
2. Цель и задачи подпрограммы
Главной целью подпрограммы является обеспечение муниципальных образований, учреждений культуры Рязанской области специалистами с высшим образованием, накопление творческого потенциала в области театрального, музейного и библиотечного дела, социально-культурной деятельности.
Основными задачами являются:
подготовка требуемых кадров с высшим образованием для учреждений культуры и искусства Рязанской области;
совершенствование работы по повышению квалификации кадров сферы культуры.
3. Перечень основных мероприятий