Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

от 06 декабря 2007 года N 86-ЗРХ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ И НАДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ

Принят Верховным Советом Республики Хакасия 21 ноября 2007 года

(с изменениями от 03.10.2008 г., Закон Республики Хакасия N56-ЗРХ, НГР RU19000200800328)

Настоящий Закон регулирует порядок организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Законе


Для целей настоящего Закона применяются основные понятия и термины, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность по опеке и попечительству, а также следующие понятия:

замещающая семья - семья усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей;

план по защите прав ребенка - акт (постановление, распоряжение) органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются форма защиты прав ребенка, уполномоченная организация, ответственная за осуществление мероприятий по защите прав и интересов ребенка, сроки и место его устройства, сроки пересмотра выбранного плана защиты прав ребенка, перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка и сроки их выполнения;

службы сопровождения замещающих семей - службы, созданные при органе опеки и попечительства для обеспечения методического сопровождения в части правовой, медицинской, социально-психологической, педагогической и иной помощи.

Статья 2. Правовая основа деятельности органов опеки и попечительства в Республике Хакасия


Органы опеки и попечительства в Республике Хакасия в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия.

Статья 3.

Утратила силу от 03.10.2008 г., Закон Республики Хакасия N56-ЗРХ, НГР RU19000200800328

Статья 4. Задачи органов опеки и попечительства в Республике Хакасия


Задачами органов опеки и попечительства в Республике Хакасия является:

1) реализация единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Хакасия;

2) защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства;

3) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства;

4) создание необходимых условий для содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся, потерявших в период обучения обоих или единственного родителя.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Статья 5. Категории детей, в отношении которых органы опеки и попечительства правомочны осуществлять профилактическую работу, принимать решения по защите их прав и законных интересов


1. К числу детей, нуждающихся в защите, относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в случаях: смерти родителей; лишения родительских прав; ограничения в родительских правах; признания недееспособными (ограниченно дееспособными); нахождения в медицинских организациях; признания безвестно отсутствующими; объявления умершими; отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; болезни родителей (туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II групп, исключающие трудоспособность); длительного отсутствия родителей; уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и других аналогичных организаций; когда родители неизвестны; когда родители или единственный родитель, находящиеся под опекой (попечительством), не достигли совершеннолетия; отобрания при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка, а также другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в защите.

2. В исключительных случаях, при отсутствии оснований для признания ребенка нуждающимся в защите, установленных частью 1 настоящей статьи, вопрос об отнесении ребенка к категории нуждающихся решается руководителем органа опеки и попечительства.

Статья 6. Система органов опеки и попечительства в Республике Хакасия


1. В целях осуществления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Республике Хакасия создается система органов опеки и попечительства.

2. В систему органов опеки и попечительства входят орган исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченный на организацию деятельности по осуществлению опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), и уполномоченные органы опеки и попечительства, созданные в муниципальных районах и городских округах (далее - органы опеки и попечительства).

Органы опеки и попечительства создаются органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия в соответствии с переданными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

Организация деятельности органа опеки и попечительства определяется положением о нем, которое утверждается муниципальным правовым актом.

3. Уполномоченный орган действует на основе положения о нем, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия, и в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Законом.

4. Для обеспечения методического сопровождения замещающих семей в части правовой, медицинской, социально-психологической, педагогической и иной помощи при органах опеки и попечительства создаются службы сопровождения замещающих семей, местом нахождения которых могут быть организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие образовательные организации.

Норматив численности работников, занимающихся сопровождением замещающих семей, определяется из расчета не менее 1 работника на 25 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в течение года в семьи граждан.

5. Осуществление полномочий органов опеки и попечительства юридическими лицами или гражданами, не являющимися сотрудниками органов опеки и попечительства, не допускается.

6. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в получении образования, медицинского обслуживания социальных и других услуг осуществляется во взаимодействии с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти Республики Хакасия, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, а также с медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, образовательными и иными организациями.

Статья 7. Полномочия уполномоченного органа


Уполномоченный орган:

1) осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов Республики Хакасия, регулирующих порядок осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории Республики Хакасия, в том числе порядок признания ребенка нуждающимся в помощи государства;

2) является региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

3) производит назначение и выплату единовременного пособия при устройстве ребенка (детей) на воспитание в семью;

4) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Хакасия в области защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающихся, потерявших в период обучения обоих или единственного родителя;

5) осуществляет взаимодействие с другими органами исполнительной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, медицинскими организациями, другими органами и организациями по вопросам, связанным с организацией и осуществлением деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних;

6) в пределах своей компетенции осуществляет рассмотрение обращений, заявлений и жалоб по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;

7) осуществляет методическую помощь органам опеки и попечительства;

8) формирует и реализует республиканские целевые программы, направленные на защиту прав и законных интересов семьи и детей, организует исполнение федеральных программ по вопросам семьи, материнства и детства;

9) осуществляет информационный и статистический анализ социально-демографической ситуации в Республике Хакасия в отношении детей, нуждающихся в государственной защите;

10) осуществляет финансирование деятельности органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, замещающих семей, оздоровительной кампании для детей, нуждающихся в государственной защите;

11) организует работу по улучшению отношений общества к приему детей на воспитание в семью;

12) утратил силу от 03.10.2008 г., Законом Республики Хакасия N56-ЗРХ, НГР RU19000200800328;

13) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

Статья 8. Взаимодействие органов опеки и попечительства с образовательными, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или другими аналогичными организациями


1. Органы опеки и попечительства вправе принимать решения о помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (нуждающихся в опеке и попечительстве), в расположенные на территории Республики Хакасия соответствующие образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или другие аналогичные организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях, указанных в абзаце первом настоящей части.

2. Норматив численности работников органов опеки и попечительства определяется из расчета 1 работник на 2000 детей в городе и 1 работник на 1500 детей в сельской местности.

3. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов предусматривают введение штатных единиц муниципальных служащих органов опеки и попечительства в соответствии с нормативом, установленным частью 2 настоящей статьи.

Статья 9. Кадровое обеспечение уполномоченного органа и органов опеки и попечительства


1. Норматив численности работников уполномоченного органа определяется из расчета 3 работника на 2000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Норматив численности работников органов опеки и попечительства определяется из расчета 1 работник на 3000 детей в городе и 1 работник на 2500 детей в сельской местности.

Статья 10. Показатели эффективности работы органов опеки и попечительства


1. Оценка деятельности органов опеки и попечительства осуществляется в соответствии со следующими установленными показателями результативности и эффективности:

1) сокращение численности детей, оставшихся без попечения родителей, и их доли в общей численности детей, проживающих в Республике Хакасия;

2) сокращение численности впервые выявленных детей, оставшихся без попечения родителей;

3) сокращение численности детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовательных организациях, и их доли в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей;

4) увеличение численности детей, устраиваемых на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и их доли в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей;

5) сокращение сроков пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательной организации до устройства в семью;

6) уменьшение количества образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) рост числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Хакасия, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в свои семьи;

8) рост числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Хакасия, прошедших подготовку к приему ребенка в семью и получивших заключение о возможности принять ребенка (детей) в свою семью;

9) сокращение числа детей, родители которых отказались взять их из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации, оказывающей социальные услуги, или из другой аналогичной организации, дали согласие на их усыновление (удочерение), подкинутых детей;

10) сокращение числа отмен решений о помещении ребенка в семью;

11) уменьшение численности выявленных детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью или препятствующей их воспитанию, детей и семей, находящихся в социально опасном положении;

12) уменьшение численности детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей;

13) уменьшение численности детей, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, численности родителей, лишенных родительских прав, ограниченных в родительских правах;

14) увеличение численности детей, родители которых восстановлены в родительских правах или в отношении которых отменено ограничение в родительских правах, численности родителей, восстановленных в родительских правах, родителей, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах;

15) увеличение численности детей, возвращенных в родную семью;

16) уменьшение численности родителей (иных законных представителей), не исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и содержанию своих детей;

17) уменьшение количества случаев жестокого обращения с детьми;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»