Недействующий

ЗАКОН

АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 28 ноября 2007 года N 800-ЗАО

О Комплексной программе социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Забайкальского края от 10 декабря 2009 года N 295-ЗЗК
____________________________________________________________________

Принят
окружной Думой
22 ноября 2007 года

Статья 1


Утвердить Комплексную программу социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа.

Статья 2


Финансирование мероприятий Комплексной программы социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа производить согласно закону об окружном бюджете на соответствующий год.

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации
Б.Жамсуев

28 ноября 2007 года

N 800-ЗАО

Агинский Бурятский автономный округ

     
Администрация Агинского Бурятского автономного округа

     

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа

пгт.Агинское, 2007

     

Приложение
к Закону автономного округа
от 28 ноября 2007 года N 800-ЗАО

ПАСПОРТ
Комплексной программы социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа

Наименование Программы

Комплексная программа социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа (далее - Программа).

Дата принятия решения о разработке Программы

Распоряжение Главы Администрации Агинского Бурятского автономного округа N 336 от 9 июня 2005 года

Заказчик Программы

Администрация Агинского Бурятского автономного округа.

Основной разработчик Программы

Департамент экономического развития и прогнозирования Агинского Бурятского автономного округа, Экономический совет Агинского Бурятского автономного округа, иные органы исполнительной власти Агинского Бурятского автономного округа.

Цели и задачи Программы

Главная цель Программы - создание динамично развивающейся сбалансированной, конкурентоспособной экономики, обеспечивающей создание экономических предпосылок для формирования массового среднего класса.

Тактическими и оперативными целями Программы являются:

1) создание условий для повышения инвестиционной привлекательности отраслей экономики Агинского Бурятского автономного округа (далее - округ);

2) развитие и расширение малого предпринимательства, повышение конкурентоспособности предпринимательской среды в округе;

3) формирование качественного человеческого и интеллектуального капитала, обеспечивающего поступательное движение экономики округа;

4) создание развитой коммунальной, транспортной, коммуникационной и социальной инфраструктуры;

5) создание комфортных условий для проживания, отдыха и воспитания детей.

Основными задачами Программы являются:

1) сокращение уровня безработицы через развитие малого и среднего предпринимательства с целью создания новых рабочих мест;

2) увеличение доли производства промышленной продукции. В настоящее время с помощью средств федерального бюджета проводятся масштабные геолого-разведочные работы, после получения результатов и постановки запасов на государственный баланс, разработка месторождений будет осуществляться во многом за счет собственных средств инвесторов. Увеличению доли производства промышленной продукции будет способствовать реализация инвестиционных проектов по созданию и развитию промышленной зоны в п.Могойтуй, по созданию внешнеэкономического кластера, агрохолдинга и т.п.Создание новых производств также будет способствовать созданию и сохранению рабочих мест;

2) создание комфортных условий для жизни населения с целью предотвращения оттока населения - строительство коммунальной, транспортной, коммуникационной (связь, Интернет) и социальной инфраструктуры.

Сроки и этапы реализации Программы

I этап (переходный) - 2008-2009 годы;

II этап - 2009-2013 годы;

III этап - 2014-2017 годы.

Перечень основных мероприятий Программы

Основные мероприятия Программы будут реализовываться в рамках федеральных и окружных целевых программ, приоритетными мероприятиями будут являться:

1) поддержка и развитие сельского хозяйства, создание агрохолдинга;

2) восстановление и модернизация коммунальной, транспортной и коммуникационной инфраструктуры округа;

3) мероприятия по активизации внешнеэкономической деятельности (привлечение иностранных инвестиций, открытие промышленной зоны на территории п.Могойтуй, создание внешнеэкономического кластера);

4) изучение и воспроизводство минерально-сырьевой базы направленное на замещение импорта дефицитной в Российской Федерации продукции;

5) строительство и реконструкция объектов социальной сферы.

Исполнители основных мероприятий Программы

Органы исполнительной власти округа, сельскохозяйственные и промышленные предприятия округа, бизнес-структуры которые будут определяться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Объемы и источники финансирования основных мероприятий Программы

Всего

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Всего, млн.руб.

10554,5

3840,7

1932,3

2030,2

988,6

1012,4

750,3

в том числе: федеральный бюджет

2773,3

875,4

806,9

830,6

86,8

86,8

86,8

окружной бюджет

4392,5

1489,5

904,0

868,4

441,7

475,5

213,4

районные бюджеты

39,5

17,2

11,3

11,0

0,0

0,0

0,0

бюджеты поселений

0,6

0,0

0,2

0,2

0,0

0,1

0,1

собственные, заемные и привлеченные средства предприятий

3348,6

1458,6

210,0

320,0

460,0

450,0

450,0

Ожидаемые результаты реализации Программы

В результате реализации программных мероприятий к 2013 году ожидается:

1) увеличение численности постоянного населения на 7,1%;

2) снижение численности безработных на 32,2%;

3) рост среднемесячной начисленной заработной платы более чем на 96,5%;

4) рост производства промышленной продукции на 54,3%;

5) рост объема продукции сельского хозяйства на 67%;

6) рост оборота розничной торговли на 67,5%;

7) рост объема платных услуг более чем на 80%;

8) модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства;

9) укрепление материальной базы учреждений социальной сферы;

10) повышение среднедушевых доходов по сравнению с прожиточным минимумом.

Система организации контроля за исполнением Программы

Администрация округа отвечает за своевременное и полное проведение мероприятий и реализацию проектов Программы. Контроль Администрации округа дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств федерального и окружного бюджетов. Департамент экономического развития и прогнозирования округа контролирует предоставление ресурсов исполнителям в сроки и объемах, утвержденных Программой.

     

Агинский Бурятский автономный округ

     
Администрация Агинского Бурятского автономного округа

     

КОНЦЕПЦИЯ
стратегии социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа
(одобрена на заседании Администрации Агинского Бурятского автономного округа 22 марта 2006 года)

пгт.Агинское, 2007 год

     

Концепция стратегии социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа

     
Введение


Наличие у Агинского Бурятского автономного округа (далее - округ) статуса самостоятельного субъекта Российской Федерации не только дает органам государственного управления округа право и возможность проявления хозяйственно управленческих инициатив, но и налагает на них ответственность за развитие экономики и социальной сферы региона, которые непосредственно влияют на существующий уровень и качество жизни населения и определяют будущее территории.

Между тем, государственное (региональное) управление развитием хозяйства в рыночный период в корне отличается от планового директивного управления - как совершенно иным политэкономическим содержанием, так и несопоставимо большей технической сложностью, вызванной многообразием специфических рыночных факторов, влияющих на состояние хозяйственной деятельности.

В связи с высоким уровнем автономизации региональных экономик, вызванной не только "статусностью" российских территорий, но и известным разрушением вертикальных и горизонтальных экономических связей, а также видимым "дистанциированием" федерального центра от региональных хозяйственных проблем, на органы государственного управления субъектов Российской Федерации, в том числе и округа, перекладывается сложная и ответственная задача грамотного формирования и организация исполнения средне- и долгосрочных программ экономического и социального развития своих территорий.

Значимость и сложность этой работы требует всесторонней методологической проработки структурных и детальных вопросов развития практической экономики округа, в том числе в форме разработки и принятия Стратегии развития региона, которая, в свою очередь, будет служить идеологическим базисом экономической политики Администрации округа и методологической основой среднесрочной региональной целевой программы социально-экономического развития.

Концепция стратегии социально-экономического развития (СЭР) основывается на углубленном анализе и прогнозе прошедшего, современного и предстоящего этапов в хозяйственной жизни округа, осуществленных с учетом состояния и динамики внутреннего потенциала, а также внешних факторов и тенденций, и представляет собой аналитически выверенный, подтвержденный практикой и коллегиально принятый комплекс стратегических долгосрочных целевых ориентиров в экономическом развитии региона и основных мероприятий по их достижению.

При необходимости Концепция может корректироваться с учетом объективных изменений, происходящих в экономике и социальной сфере округа, соседних регионов, страны и близлежащих государств.

I. Анализ и прогноз экономического развития округа

     

1.1. Анализ прошедших этапов в развитии экономики округа


Существующая в настоящее время структура экономики округа была в целом сформирована в советское время, когда преимущественно за счет средств государства была сформирована большая часть промышленных предприятий и предприятий ремонтно-технического назначения, созданы строительные, транспортные и другие специализированные организации, был получен мощный рост (практически до пределов возможностей естественных угодий) в животноводстве и растениеводстве, размещенных в крупных многоотраслевых колхозах и совхозах.

Решающим условием развития хозяйственной деятельности в регионе в тот период служили такие государственные инструменты управления и регулирования, как: подкрепленные соответствующим финансированием пятилетние и текущие планы по производству продукции и услуг; система гарантированных государственных закупок; твердые цены, сопровождаемые дифференцированным ценовым районированием; дешевые долгосрочные кредиты, субсидии на капитальное строительство; дотирование промышленных и сельскохозяйственных предприятий, позволяющее большинству из них достигать рентабельности, самоокупаемости и самофинансирования производств.

В исторической ретроспективе это был наиболее продуктивный период экономического и социального развития территории округа, а отдельные приемы и методы государственной поддержки, применявшиеся в СССР в отношении отдаленных и слаборазвитых регионов, сохраняют свою актуальность и сегодня.

В силу действия в то время доктрины укрупнения и централизации производств, союзное государство не стремилось осуществлять полноценное комплексное развитие отдаленных территорий, поэтому основа экономики округа носила однобокий аграрно-сырьевой характер.К примеру, являясь развитым сельскохозяйственным регионом, округ, не имел собственной переработки таких видов основной продукции, как овчина, шкуры сельскохозяйственных животных, зерно, картофель и овощи, а мясо и молоко перерабатывались лишь на 8% и 30% (соответственно) - при крайне низком уровне передела продукции. Поэтому большую часть продовольственных товаров торговая сеть округа поставляла извне.

Доля промышленного производства, отличающегося от сельскохозяйственного кратно большей прибыльностью и доходностью, в экономике округа занимала лишь 12%, а применяемые на предприятиях технологии без исключения позволяли осуществить лишь самый нижний уровень переработки сырья (сельхозпродукция, лес, минеральное сырье и др.). Часть производимого в регионе сырья перерабатывалась в основном для технической подготовки и удешевления транспортировки в другие регионы, где и осуществлялся окончательный передел (мясо, концентрат тантала и вольфрама, шкуры сельскохозяйственных животных и др.).

Слабо была развита местная промышленность. Имея значительные и пригодные для промышленного освоения запасы известняков, глины, леса и других ресурсов местного характера, преобладающую часть строительных материалов регион завозил из других областей Сибири. Поэтому можно утверждать, что в дорыночный период экономика округа, в силу тех или иных факторов, имела явно несовершенную, с точки зрения сегодняшних реалий, структуру, в которой гипертрофированно большую долю имело производство сырья и лишь незначительную часть - промышленность и переработка сырьевых продуктов. Именно ущербность структуры региональной экономики, когда в ее составе доля объективно дотационного (т.е. требующего значительных объемов бюджетного финансирования) сельского хозяйства была максимальной, а доля, наоборот, налогоемкого промышленного производства мизерна, стала одним из основных условий того, что переход к рынку для округа оказался намного более кризисным и болезненным, чем в более развитых соседних регионах.

Получив высокодотационный (в 1997-2001 годы средняя дотационность округа составляла 80,6%) бюджет округ, как субъект Российской Федерации, не был в состоянии поддержать свои сельхозпредприятия, когда федеральный центр практически прекратил дотационную и иную поддержку сельского хозяйства. При отсутствии бюджетной помощи решающую негативную роль (наряду с другими), как и предполагалось, сыграли объективно трудные общеэкономические факторы региона, как тяжелые погодно-климатические условия, удаленность от промышленных центров и рынков сбыта продукции, дороговизна электроэнергии, ГСМ и комплектующих, которые также доставлялись из отдаленных регионов.

В подобной же ситуации оказались и промышленные предприятия округа, которые с разрушением вертикальных отраслевых связей также оказались без дотационной поддержки, централизованного снабжения и рынков сбыта продукции.

Таблица 1

ДИНАМИКА
спада сельскохозяйственного и промышленного производства в округе в период 1992-1998 годы (в ценах 1998 года)


1992 год

1995 год

1996 год

1997 год

1998 год

Общий объем продукции промышленности, млн.руб.

1913,0

212,7

34,2

36,7

45,3

Продукция сельского хозяйства, млн.руб.

18294,0

940,4

494,8

335,6

312,8

     

     
1.2. Анализ современной ситуации в экономике округа


2001-2005 годы в социально-экономическом состоянии округа в целом можно Охарактеризовать как период устойчивой стабилизации экономических и социальных параметров и перехода большинства отраслей хозяйства в режим роста и развития, достигнутый на основе повышения эффективности управленческой деятельности органов государственного управления региона, в том числе значительного улучшения его бюджетной обеспеченности.

Таблица 2

ДИНАМИКА
объема производства валового регионального продукта


Показатели

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

Валовой региональный продукт в текущих ценах, млн.руб.

584,0

910,3

1337,3

1636,5

2016,0

2667,5

3468,3

из него:

производство товаров

298,7

424,8

568,2

597,6

746,9

988,9

1239,5

в том числе в отраслях:

промышленность

66,4

93,8

115,6

50,7

73,9

96,7

124,9

сельское хозяйство

197,7

338,6

366,0

472,5

502,3

601,2

714,1

строительство

25,5

38,5

70,9

57,0

148,5

264,6

371,5

лесное хозяйство

2,8

3,96

4,5

7,2

8,0

8,5

8,9

прочие виды деятельности по производству товаров

6,2

9,9

11,3

10,2

14,2

17,9

20,1

производство услуг

251,5

394,0

532,1

956,8

1148,4

1522,1

2022,2

из них:

рыночные услуги:

75,3

137,5

177,1

340,2

464,4

674,1

970,6

транспорт

0,7

3,5

4,98

13,5

30,4

44,0

75,1

торговля и общественное питание

44,9

72,8

96,2

183,5

255,2

323,0

391,2

жилищно-коммунальное хозяйство

10,8

22,0

39,2

66,8

92,0

200,9

279,6

управление

0,3

0,4

0,5

0,5

0,9

2,1

2,4

нерыночные услуги:

176,2

256,5

355,0

616,6

683,9

848,0

1051,6

жилищное хозяйство

16,2

16,6

20,7

27,2

22,1

10,3

15,6

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

24,8

38,8

64,1

121,9

141,1

161,4

198,5

образование, культура, искусство

35,8

104,2

143,5

283,96

297,8

395,5

471,8

управление

29,3

90,4

119,4

168,8

203,3

254,98

314,6

чистые налоги на продукты

33,9

91,5

237,0

82,1

120,8

156,5

206,6

Валовой региональный продукт (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году

95,7

123,1

100,8

112,4

110,5

112,1

110

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»