ЗАКОН

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 16 мая 2007 года N 675-ОЗ

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ В ЦЕЛЯХ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА" НА 2007-2010 ГОДЫ

Принят областным Советом народных депутатов 4 мая 2007 года

{Изменения и дополнения:
Закон Орловской области от 17.03.2009 г. N 880-ОЗ; НГР: ru57000200900068;
Закон Орловской области от 30.04.2009 г. N 912-ОЗ; НГР: ru57000200900144}

Статья 1


Утвердить областную целевую программу "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" на 2007-2010 годы согласно приложению.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Орловской области

Е.С. Строев

г. Орел

16 мая 2007 года

N 675-ОЗ

Приложение к Закону Орловской области
"Об областной целевой программе
"Обеспечение земельных участков
коммунальной инфраструктурой в целях
жилищного строительства" на 2007-2010 годы"
от 16 мая 2007 г. N 675-03

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ В ЦЕЛЯХ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА" НА 2007-2010 ГОДЫ

Паспорт областной целевой программы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" на 2007-2010 годы


Наименование Программы

Областная целевая программа "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" на 2007-2010 годы (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы

Правительство Орловской области

Основной разработчик Программы

(В редакции Закона Орловской области c:\content\ngr\RU57DMJ200900144.doc )

Цели Программы

обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры;
увеличение объемов строительства жилья

Задачи Программы

реализация инвестиционных проектов по обеспечению в области земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства;

 демонополизация и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, а также обеспечение комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства

Сроки и этапы реализации Программы

срок реализации Программы - 2007 - 2010 годы:
 1 стадия (2007- 2008 годы) - увеличение объемов инвестиций, направляемых на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой путем осуществления мер государственной поддержки;

 2 стадия (2008 - 2010 годы) - развитие коммунальной инфра структуры в части ранее принятых обязательств по содействию в реализации проектов, начатых на 1 стадии выполнения Программы

Объемы и источники финансирования

областной бюджет - 1079,7 млн. рублей, из них гарантии по кредитам - 766,6 млн. рублей, субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам - 313,1 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

увеличение объемов жилищного строительства и развитие первичного рынка жилья;

 формирование эффективных механизмов градорегулирования и развития коммунальной инфраструктуры;

 увеличение частных инвестиций в сектор жилищного строительства.
 Общий объем ввода жилья в результате реализации Программы составит:
 в 2007 г. - 329,4 тыс. кв. м;

 в 2008 г. - 420 тыс. кв. м;

 в 2009 г. - 483 тыс. кв. м;

 в 2010 г. - 530 тыс. кв. м

Введение


Основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и бюрократической системой предоставления земельных участков является отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.

Для увеличения объемов жилищного строительства необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры. Причины, определяющие недостаточный объем предложения земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, связаны с высоким уровнем монополизации и административного вмешательства на рынке жилищного строительства. Это порождает чрезмерные административные барьеры в отношении доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, получения земельного участка и разрешения на строительство.

Принятые в 2005 году федеральные законы, направленные на формирование рынка доступного жилья, в частности Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и "О концессионных соглашениях", сформировали законодательную базу для решения задачи развития коммунальной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установили распределение ответственности за обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками. Были созданы законодательные предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса, связанного с подготовкой земельных участков для строительства, включая жилищное.

Однако реализация принципов, заложенных в федеральных законах, требует создания дополнительных стимулов в виде государственной поддержки за счет средств областного бюджета.

1. Характеристика проблемы


Существующая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства основана на формировании организациями, предоставляющими коммунальные услуги, монопольной платы за присоединение к системам коммунальной инфраструктуры или на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, определенных на основе непрозрачных и изменяющихся принципов. Такая практика создает неравные конкурентные условия для застройщиков и приводит к невозможности освоения новых перспективных площадок для жилищного строительства.

Органы местного самоуправления, как правило, не имеют комплексных планов развития систем коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства.

В подавляющем большинстве муниципальных образований области отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой. Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития коммунальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и повышению стоимости строительства жилья.

Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства требует программно-целевых действий для их решения.

2. Основные цели и задачи Программы


Основной целью Программы является обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения объемов строительства жилья. Для достижения основной цели необходимо:

- подготовить и реализовать инвестиционные проекты по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства;

- стимулировать политику по демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства, обеспечить комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры;

- создать эффективные и устойчивые организационные и финансовые механизмы обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства.

Выполнение Программы включает в себя две стадии.

На 1 стадии (2007 - 2008 годы) планируется существенно повысить объем инвестиций, направляемых на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, путем осуществления мер государственной поддержки, что позволит обеспечить:

- существенный рост жилищного строительства начиная с 2007 года;

- подготовку земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства в 2008 - 2009 годах.

В этот период государственная поддержка будет оказана проектам по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, которые будут осуществляться как органами местного самоуправления, так и юридическими лицами.

На 2 стадии реализации Программы (2008 - 2010 годы) развитие коммунальной инфраструктуры в части ранее принятых обязательств по содействию в реализации проектов, начатых на 1 стадии выполнения Программы, будет обеспечиваться за счет средств областного бюджета.

Условиями досрочного прекращения реализации Программы могут быть досрочное достижение целей и выполнение задач Программы, изменение направлений государственной жилищной политики.

3. Перечень программных мероприятий


Осуществление программных мероприятий будет направлено на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, что позволит помочь в решении одной из основных проблем, сдерживающих рост объемов жилищного строительства, и создать условия для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства.

В рамках Программы намечено реализовать меры по предоставлению государственных гарантий Орловской области по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.

Соответствующие кредиты должны предоставляться на срок не более трех лет при условии окончания кредитного периода до момента окончания реализации Программы.

Размер предоставляемых государственных гарантий Орловской области по заимствованиям, осуществляемым муниципальными образованьями области и юридическими лицами для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, в том числе при малоэтажном жилищном строительстве, составит до 50 процентов суммы основного долга. Срок государственной гарантии Орловской области определяется сроком исполнения обязательства, обеспечиваемого этой гарантией. В качестве дополнительного обеспечения оставшейся части обязательств перед кредитором заемщиками могут быть использованы любые иные формы обеспечения.

Вопросы предоставления дополнительного обеспечения части кредита, не обеспеченной государственными гарантиями, решаются банком-кредитором и заемщиком на основании договора.

Возмещение затрат на уплату процентов по кредитам за счет субсидий из областного бюджета предполагается производить на весь срок кредита по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой, в размере до 50 процентов.

Государственные гарантии Орловской области по кредитам, предоставляемым в 2007 -2009 годах, а также средства областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам будут предусматриваться в необходимом объеме на весь срок кредита, соответствующего условиям Программы.

Успешная реализация Программы в значительной степени будет зависеть от методической помощи, которая будет оказываться органами исполнительной власти Орловской области органам местного самоуправления в реализации Программы.

Перечень основных мероприятий по реализации Программы приведен в приложении 1.

4. Ресурсное обеспечение Программы


На реализацию Программы в 2007 - 2010 годах за счет областного бюджета предусмотрено предоставление гарантий по кредитам: на обеспечение земельных участков для жилищного строительства коммунальной инфраструктурой в общем объеме 766,6 млн. рублей, на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам - 313,1 млн. рублей, в том числе:

в 2007 г. - на субсидирование процентов по кредитам - 43,5 млн. рублей;

в 2008 г. - 67,6 млн. рублей;

в 2009 г. - 90,5 млн. рублей;

в 2010 г. - 111,5 млн. рублей.

Конкретные объемы расходов на субсидирование процентов по кредитам и объемы государственных обязательств по гарантиям по кредитам будут зависеть от сроков кредитования, уровня рыночных процентных ставок и других факторов.

При распределении средств государственной поддержки за счет средств областного бюджета по годам учитывалась необходимость оказания максимально возможной поддержки для увеличения ввода жилья до тех пор, пока не получат развитие механизмы привлечения средств частных инвесторов и кредиторов для обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.

Ресурсное обеспечение Программы приведено в приложении 2.

5. Механизм реализации Программы


Механизмы финансирования развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства должны обеспечивать привлечение банковских кредитных ресурсов для реализации таких инвестиционных проектов и предусматривать меры по повышению привлекательности их кредитования. В рамках Программы предусматриваются меры государственной поддержки в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, а также предоставление государственных гарантий.

Организационные механизмы выполнения Программы должны обеспечить четкое разграничение ответственности между всеми возможными участниками процесса обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой и ориентироваться на рыночные инструменты решения проблемы, что позволит минимизировать инвестиционные риски и удешевить стоимость кредитования.

Возможно делегирование органами местного самоуправления ответственности за развитие коммунальной инфраструктуры частным операторам объектов коммунальной инфраструктуры. Предполагается также развитие специальной рыночной деятельности, связанной с обустройством территорий, предназначенных для жилищного строительства, коммунальной инфраструктурой (девелопмент).

Заемщиками при реализации инвестиционных проектов могут выступать органы местного самоуправления или юридические лица.

Возврат средств может быть обеспечен за счет различных источников - продажи земельных участков (переуступки прав аренды земельных участков), установления прозрачного и регулируемого муниципалитетами тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также продажи жилья, построенного на этих земельных участках в последующие периоды.

Для организаций, реализующих инвестиционные проекты, будут выдвигаться условия, направленные на комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры.

Условия, которым должны соответствовать инвестиционные проекты, варьируются по годам реализации Программы (см. таблицу 1).

Таблица 1

Условия реализации в Программе проектов обеспечения земельных участков для жилищного строительства коммунальной инфраструктурой


Годы реализации Программы

Условия, которым должна соответствовать заявка, представляемая на рассмотрение заказчику

2007 год

- наличие утвержденного проекта планировки территории, предназначенной для жилищного строительства или обязательства утвердить такой проект не позднее 31 октября 2007 г.;

 - принятие решения соответствующего органа местного самоуправления об утверждении плана подготовки правил землепользования и застройки не позднее 31 октября 2007 г. (при отсутствии правил на день подачи заявки);

 - наличие программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры или решения соответствующего органа местного самоуправления о подготовке программы комплексного развития
 систем коммунальной инфраструктуры;

 - наличие утвержденного пакета документации для проведения аукциона по предоставлению прав на земельный участок (в границах квартала, микрорайона) для его комплексного освоения в целях жилищного строительства или принятие обязательства утвердить такой пакет до 1 сентября 2007 г.;

 - установление органом местного самоуправления платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение или принятие обязательства по введению такой платы с 1 января 2008 г.

2008 год

- наличие утвержденного пакета документации для проведения аукциона по предоставлению прав на земельный участок (в границах квартала, микрорайона) для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;

 - наличие решения соответствующего органа местного самоуправления об утверждении плана подготовки правил землепользования и застройки и принятие обязательства утвердить правила не позднее 30 июня 2008 г. (при отсутствии правил на день подачи заявки);

 - наличие утвержденной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры;

 - установление органом местного самоуправления платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение

2009 год

- наличие утвержденного протокола комиссии о состоявшемся аукционе и предоставлении победителю аукциона прав на земельный участок (в границах квартала, микрорайона) для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;

 - наличие вступивших в действие правил землепользования и застройки;

 - наличие утвержденной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры;

 - установление органом местного самоуправления платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение

2010 год

- наличие утвержденного протокола комиссии о состоявшемся аукционе и предоставлении победителю аукциона прав на земельный участок (в границах квартала, микрорайона) для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;

 - наличие вступивших в действие правил землепользования и застройки;

 - наличие утвержденной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры;

 - установление органом местного самоуправления платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение;

 - введение платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры осуществляется на основе утвержде нного тарифа на подключение

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»