ЗАКОН


ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


от 12 апреля 2006 года N 590-ОЗ


Об областной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 2006-2008 годы

Принят
областным Советом
народных депутатов
31 марта 2006 года

Статья 1


Утвердить областную целевую программу улучшения условий и охраны труда на 2006-2008 годы

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор
Орловской области
Е.С.Строев

г.Орел

12 апреля 2006 года

N 590-ОЗ

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
 улучшения условий и охраны труда на 2006-2008 годы

     

ПАСПОРТ
областной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2006-2008 годы

Наименование программы

- Областная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2006-2008 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации",

- Закон Орловской области "О системе органов исполнительной государственной власти Орловской области" от 10.12.2001 N 229-ОЗ (с изменениями и дополнениями),

- Закон Орловской области от 06.02.2006 N 572-ОЗ "Об охране труда в Орловской области",

- Положение об управлении труда аппарата Губернатора и администрации Орловской области (указ Губернатора Орловской области от 23 мая 2005 года N 115)

Государственный заказчик Программы

- Губернатор Орловской области

Основной разработчик Программы

- управление труда аппарата Губернатора и администрации Орловской области

Сроки реализации Программы

- 2006-2008 годы

Цель Программы

- сохранение жизни и здоровья работников организаций Орловской области в процессе трудовой деятельности

Основные задачи Программы

- совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти области с органами государственного надзора и контроля, профсоюзами и работодателями по улучшению условий и охраны труда;

- нормативное и методическое обеспечение системы государственного управления охраной труда; развитие системы обучения и проверки знаний требований охраны труда; методическое и практическое обеспечение организаций области в сфере охраны труда

Основные мероприятия Программы (согласно приложению)

- совершенствование государственной системы управления охраной труда в Орловской области;

- развитие областной инфраструктуры обеспечения охраны труда; мероприятия, направленные на улучшение условий и охраны труда в организациях области;

- повышение эффективности государственного надзора и контроля за охраной труда

Исполнители основных мероприятий Программы

- управление труда аппарата Губернатора и администрации Орловской области, другие управления по профилю запланированных мероприятий

Ожидаемые результаты реализации Программы

- комплексная реализация мероприятий Программы позволит улучшить условия и охрану труда в организациях области и на этой основе снизить производственный травматизм и профессиональную заболеваемость работников

Финансовое обеспечение Программы

- общий объем финансирования - 48,759 млн.руб., из них по годам реализации (тыс.руб.):

источники финансирования

2006

2007

2008

областной бюджет

833

838

828

прогнозируемые дополнительные источники

13100

15270

17890

итого

13933

16108

18718

Система организации управления и контроля за исполнением Программы

- исполнителями мероприятий Программы являются органы исполнительной власти Орловской области;

- координация деятельности по реализации программных мероприятий осуществляется областной межведомственной комиссией по охране труда и управлением труда аппарата Губернатора и администрации Орловской области ;

- мероприятия Программы могут корректироваться в пределах средств, выделенных на реализацию Программы, на основании изменения законодательства и состояния условий и охраны труда в области;

- контроль за ходом реализации Программы осуществляет управление труда аппарата Губернатора и администрации Орловской области

     

Основания и необходимость разработки Программы

     
Введение


Областная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2006-2008 годы разработана управлением труда аппарата Губернатора и администрации Орловской области в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Законом Орловской области "О системе органов исполнительной государственной власти Орловской области" от 10.12.2001 N 229-ОЗ (с изменениями и дополнениями), Законом Орловской области от 06.02.2006 N 572-ОЗ "Об охране труда в Орловской области", Положением об управлении труда аппарата Губернатора и администрации Орловской области, утвержденным указом Губернатора Орловской области от 23 мая 2005 года N 115. Охрана труда является важным фактором социально-экономического развития Орловской области. Производственный травматизм и профессиональные заболевания ведут к невосполнимым материальным и моральным потерям как для работников и организаций, так и для области в целом. Ориентация Программы на сбалансированное решение правовых, организационных и технических вопросов охраны труда требует консолидированных усилий органов исполнительной власти, органов надзора и контроля, органов местного самоуправления, объединений профсоюзов и работодателей. Поставленные задачи могут быть решены только программными методами при осуществлении согласованного комплекса мероприятий.

Основания и необходимость разработки Программы


В 2005 году завершилась реализация областной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 годы В процессе выполнения программных мероприятий в области отмечалось ежегодное снижение общего уровня производственного травматизма в среднем на 17%. Достигнут результат, соответствующий цели программы, - не допустить тенденцию роста производственного травматизма, наметившуюся в 2000 году. Этому способствовали активизация работы органов исполнительной власти, областной, городских и районных межведомственных комиссий по охране труда, профсоюзов и работодателей по созданию безопасных условий труда для работников организаций области. В рамках реализации программных мероприятий в области организовано обучение по охране труда. За последние пять лет в 10 обучающих организациях прошли подготовку около 25 тысяч руководителей и специалистов организаций различных отраслей экономики, в т.ч. 20 тысяч работников отдельных категорий, застрахованных за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Совершенствовалась система инструментального контроля условий труда и сертификации работ по охране труда. В этой работе задействовано 15 испытательных лабораторий и 3 органа по сертификации, имеющих соответствующую аккредитацию. За последние пять лет аттестацию рабочих мест по условиям труда провели 320 организаций области, аттестовано более 12,6 тыс.рабочих мест.

Продолжалась работа по освоению средств, выделяемых государственным учреждением - Орловским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В 2005 году 119 организаций области получили право на использование до 20 процентов от перечисленных в 2004 году страховых взносов на финансирование предупредительных мер на общую сумму 9,6 млн.рублей, в том числе на:

аттестацию рабочих мест по условиям труда - 1,6 млн.рублей;

обязательные периодические медосмотры работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, - 0,6 млн.рублей;

приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты - 4,0 млн.рублей;

оплату стоимости путевок на профилактическое санаторно-курортное оздоровление работников - 3,4 млн.рублей.

В 2005 году 20 организациям-страхователям были установлены скидки к страховым тарифам, а 40 страхователям установлены надбавки к страховым тарифам.

Существенный вклад в дело обеспечения здоровых и безопасных условий труда на производстве вносит проведение органами местного самоуправления ежегодных смотров-конкурсов состояния условий и охраны труда в организациях. В 2005 году в указанных смотрах-конкурсах приняли участие около 400 организаций с численностью работников более 90 тысяч. Для усиления внимания органов местного самоуправления и работодателей к вопросам обеспечения безопасных условий труда указом Губернатора Орловской области от 16 июня 2005 года N 146 начиная с 2005 года организован областной смотр-конкурс на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях, муниципальных образованиях области.

Однако, несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию снижения уровня производственного травматизма, все еще высоким остается уровень профессиональных рисков, медленно снижается травматизм в организациях агропромышленного комплекса, промышленности и строительства, практически не уменьшается количество рабочих мест, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

По-прежнему велика доля морально и физически устаревшего оборудования, не соответствующего требованиям безопасности. Анализ причин производственного травматизма свидетельствует об ослаблении внимания работодателей к реконструкции и модернизации производства, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, применению надежных систем предупреждения и локализации аварий. Наряду с техническими причинами несчастных случаев на производстве, устранение которых требует значительных инвестиционных и материально-технических затрат, около половины несчастных случаев связаны с организацией труда: это неудовлетворительное обеспечение безопасности производства работ и рабочих мест; допуск к руководству работами и к работе должностных лиц и работников, не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, не изучивших требования инструкций по охране труда; нарушение трудовой и производственной дисциплины. Во многих случаях неудовлетворительная организация труда и производства является следствием отсутствия в организациях области современных систем управления охраной труда. Решение многих проблем сдерживается недостаточным развитием механизмов реализации законодательной и нормативной базы в сфере обеспечения охраны труда. До настоящего времени на федеральном уровне не отработан экономический механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. В свою очередь сформированная областная система государственного управления охраной труда предоставила возможность отраслевым, функциональным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления приступить к решению основной задачи по улучшению условий и повышению безопасности труда - обеспечению охраны труда на всех уровнях управления охраной труда и в организациях области. В этой связи возникает необходимость переноса центра тяжести осуществляемых мер по обеспечению охраны труда от органа исполнительной власти в области охраны труда - управления труда аппарата Губернатора и администрации Орловской области - на территориальный и отраслевой уровень. При этом за управлением труда сохраняется подготовка предложений и решение задач по реализации государственной политики в области охраны труда, методологическому обеспечению органов местного самоуправления, разработке и реализации программ по охране труда и дополнительных мер областного уровня. В этой связи Программа, являясь важнейшим инструментом реализации государственной политики в области охраны труда, позволяет планомерно проводить работу в сфере обеспечения охраны труда, предусматривать необходимые материальные и организационные ресурсы для реализации приоритетных мероприятий, направленных на достижение главной цели.

Основные цели и задачи Программы


Основной целью Программы является сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности за счет согласованных действий органов государственной власти области, органов надзора и контроля, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей и профсоюзов по реализации государственной политики в сфере охраны труда.

Основными задачами Программы являются:

совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти области с органами государственного надзора и контроля, профсоюзами и работодателями по улучшению условий и охраны труда;

нормативное и методическое обеспечение системы государственного управления охраной труда;

развитие системы обучения и проверки знаний требований охраны труда;

методическое и практическое обеспечение организаций области в сфере охраны труда.

Основные направления Программы


Реализация приоритетных направлений Программы обеспечивается комплексом мероприятий по правовому, методическому, организационному, информационному и финансовому обеспечению и включает в себя следующие основные мероприятия:

1. Совершенствование государственной системы управления охраной труда в Орловской области:

усиление роли областной, городских и районных межведомственных комиссий по охране труда по координации деятельности органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля, органов местного самоуправления, профсоюзов и работодателей в обеспечении охраны труда;

осуществление сбора и анализа информации о состоянии условий и охраны труда, уровне производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях области;

участие представителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в расследовании несчастных случаев на производстве;

нормативное и методическое обеспечение системы управления охраной труда в Орловской области.

2. Развитие областной инфраструктуры обеспечения охраны труда, позволяющей работодателям реализовать свои обязанности по созданию безопасных условий труда, установленные законодательством:

повышение эффективности работы учебно-методических центров по охране труда;

принятие и реализация предупредительных и профилактических мер по снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости с частичным финансированием предупредительных мер в организациях области из средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

организация и проведение уведомительной регистрации организаций и специалистов, оказывающих услуги в области охраны труда;

информационное обеспечение охраны труда как важнейшее приоритетное направление в развитии областной инфраструктуры обеспечения;

обучение по охране труда руководителей и специалистов, отдельных категорий застрахованных обучающими организациями.

3. Мероприятия, направленные на улучшение условий и охраны труда в организациях области:

оказание методической и практической помощи организациям области по вопросам охраны труда;

организация областного, городских и районных смотров-конкурсов на лучшее состояние условий и охраны труда;

проведение исследований и разработка рекомендаций по улучшению условий и охраны труда.

4. Повышение эффективности государственного надзора и контроля за охраной труда:

обеспечение органами исполнительной власти контроля за соблюдением требований охраны труда в организациях и участие в проведении совместных проверок состояния условий и охраны труда в организациях независимо от их организационно-правовых форм;

выявление причинно-следственных связей между невыполнением работодателями требований трудового законодательства и несчастными случаями на производстве.

Финансовое обеспечение Программы


Финансирование мероприятий Программы осуществляется из областного бюджета и прогнозируемых дополнительных источников. За счет средств прогнозируемых дополнительных источников (средства Фонда социального страхования Российской Федерации) запланировано финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Ожидаемые результаты выполнения мероприятий Программы и их социально-экономическая эффективность


Социальный эффект по результатам выполнения программных мероприятий проявится в повышении уровня социальной защиты прав работников на здоровые и безопасные условия труда, сокращении случаев производственного травматизма, в т.ч. со смертельным и тяжелым исходом. Несмотря на то, что в настоящее время в стране и за рубежом не существует апробированных методик, позволяющих количественно оценить экономическую эффективность мероприятий по охране труда на уровне региона, косвенный экономический эффект организаций, обеспечивающих безопасные и здоровые условия труда, очевиден. Эффект достигается за счет сокращения административных штрафов за нарушение законодательства о труде и охране труда, получения скидок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Отсутствие несчастных случаев на производстве позволяет снизить себестоимость продукции за счет снижения уровня косвенных потерь и расходов. Остановка производства, вынужденная замена работников напрямую связаны со снижением качества продукции и объемов её производства. Выполнение Программы оценивается по социальной эффективности, измеряемой сохранением жизни и здоровья работников в процессе труда, что позитивно влияет на рынок труда и сохранение социальной стабильности в Орловской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»