ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2007 года N 410-П

О концепции информатизации здравоохранения Астраханской области



В целях повышения эффективности функционирования системы здравоохранения на территории Астраханской области, а также повышения качества медицинских услуг Правительство Астраханской области

постановляет:

1. Одобрить и утвердить концепцию информатизации здравоохранения Астраханской области (прилагается).

2. Министерству здравоохранения Астраханской области (Чалов В.В.) в двухнедельный срок разработать график мероприятий по реализации концепции информатизации здравоохранения Астраханской области.

3. Постановление вступает в силу со дня его подписания.



И.о.Губернатора
Астраханской области
К.А.Маркелов


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Астраханской области
от 21 сентября 2007 года N 410-П

КОНЦЕПЦИЯ
информатизации здравоохранения Астраханской области

     

1. Введение


Настоящая концепция информатизации сферы здравоохранения Астраханской области (далее - концепция) разработана с учетом положений Конституции Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)", Концепции региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2006 N 1024-р, постановления Правительства Астраханской области от 14.06.2006 N 197-П "Об утверждении концепции отраслевой целевой программы "Информатизация Астраханской области в 2007 году", постановлений Правительства Астраханской области от 02.10.2006 N 345-П "Об отраслевой целевой программе "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2007 год" и от 19.02.2007 N 60-П "О концепции развития портала органов государственной власти Астраханской области". Создание настоящей концепции обусловлено целями и задачами совершенствования системы здравоохранения и перехода Астраханской области к информационному обществу.

Внедрение современных информационных технологий в сферу здравоохранения направлено прежде всего на повышение качества оказания медицинских услуг и повышение уровня здоровья граждан, проживающих на территории Астраханской области.

Информатизация, как инструмент, помогает любой системе достигнуть поставленных целей. Сфера здравоохранения не является исключением в этом вопросе, она имеет множество субъектов и объектов, задач и функций. Вопросы постоянства связи между всеми членами системы, необходимость соблюдения правил и стандартов функционирования, а также систем распределения ресурсов, потоков, администрирование и управление системой являются приоритетными, и решение их не может обойтись без современных информационно-телекоммуникационных и технических средств.

Здравоохранение, как система, претерпело множество изменений за последние несколько лет. Переход на новый режим финансирования, реформы, реализация приоритетного национального проект "Здоровье" - все это должно привести к изменению схемы администрирования и менеджмента, внедрению новых систем управления и переходу на новый уровень взаимодействия между системой и пациентом.

Можно назвать 2 условных направления информатизации:

- перенастройка внутренних связей в системе здравоохранения и сопряженных с ней систем;

- изменение схем взаимодействия пациентов с медицинской системой.

Для первого направления наиболее важно: 1) упорядочить денежные потоки с разработкой системы достоверного прогнозирования расходов, грамотного распределения денежных средств, установкой контроля над их использованием; 2) обеспечение грамотным кадровым составом с возможностью профессионального развития и роста благодаря образовательным системам и системам поддержки принятия решений.

Для второго направления наиболее важен вопрос организации времени обращения гражданина к системе здравоохранения, а также возможность получения максимально качественных медицинских услуг, в том числе благодаря доступу к данным о состоянии здоровья в любой момент времени в любом медицинском учреждении системы.

Решением этих задач должна послужить единая медицинская информационная система, состоящая из физической коммуникационной среды и программно-инструментальной оболочки, призванная соединить все учреждения здравоохранения Астраханской области, а также имеющая связь с внешней средой посредством единого медицинского информационного портала. Портал станет центром соединения всех информационных потоков, а также точкой доступа к единой медицинской системе как для медицинских работников и руководителей, так и для населения Астраханской области.

Концепция является исходной установкой для разработки мероприятий по развертыванию единого медицинского информационного пространства на территории Астраханской области. Концепция представляет собой совокупность целей, отражающих интересы Астраханской области в сфере здравоохранения и информационной сфере, направлений их достижения, задач и механизмов их реализации.

2. Содержание проблемы (актуальность)


В то время как все сферы деятельности человека постепенно все больше и больше используют информационно-коммуникационные и технологические средства, в сфере здравоохранения в этом направлении в настоящий момент сделано мало. Основными причинами этого являются отсутствие единого подхода к информатизации среди учреждений здравоохранения, отсутствие грамотных специалистов соответствующего профиля, способных внедрить и поддерживать работоспособность системы, а также локальный характер решения проблемы. Решить эти задачи призвана данная концепция.

В марте 2005 года были организованы министерство здравоохранения Астраханской области, а также областное государственное учреждение "Медицинский информационно-аналитический центр" (далее - МИАЦ). Именно эта организация должна была стать отправной точкой решения вопросов, связанных с информатизацией здравоохранения, однако по разным причинам сразу этот процесс не начался.

В 2006 году в МИАЦ был организован отдел обеспечения программно-информационной и технической поддержки. Были намечены основные пути развития информатизации и построения единого информационного пространства. Первыми шагами к этому стали закупка техники и программного обеспечения в декабре 2006 года. Было закуплено серверное оборудование и терминалы для министерства здравоохранения Астраханской области и рабочие станции и оргтехника для всех центральных районных больниц области. Специализированное программное обеспечение стало основой для организации единой информационной системы, а в марте 2007 года на его платформе был развернут регистр граждан, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными средствами. Министерством здравоохранения Астраханской области был издан приказ о ведении вышеуказанного регистра, был проведен обучающий семинар для работников медицинских учреждений. Для обеспечения сбора всей информации в едином месте в режиме реального времени доступ к регистру был открыт через глобальную сеть Интернет с выполнением всех необходимых правил, регламентов по соблюдению информационной безопасности. Все, что нужно было лечебным учреждениям это компьютер с интернет-браузером и доступом в Интернет. Подобный вариант не только позволяет всегда владеть актуальной информацией о количественном и качественном составе льготной группы населения, но и значительно облегчает работу в лечебных учреждениях, так как нет необходимости получать в МИАЦ дистрибутив, подбирать среди немногочисленной техники подходящий по системным требованиям компьютер, устанавливать программу, получать и устанавливать обновления и так далее. Мониторинг по поставкам в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" проводится с помощью аналогичной технологии.

Однако регистр до сих пор не заполнен полностью, причиной этому является отсутствие или некачественное соединение с сетью Интернет. В ряде центральных районных больниц Астраханской области до внедрения регистра вообще не было постоянного подключения.

Внедренная информационная система "ЭкоМ-МИАЦ" имеет большой потенциал в наращивании функциональности, такой как создание единого регистра медицинских и фармацевтических кадров, ведение паспортов лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) с возможностью отслеживания имеющихся лицензий и всем, что связано с лицензированием государственных учреждений здравоохранения, но из-за отсутствия прочных защищенных каналов связи информация в регистры пока не поступает.

Постоянная социальная проблема с лекарственным обеспечением льготных категорий граждан не решена. Нет связи между врачами, выписывающими лекарственные средства, и аптечными учреждениями, их выдающими, поэтому очень распространены случаи выписки лекарств, которых нет в наличии. Аптечные учреждения не владеют информацией о состоянии остатков на аптечных складах. Все это приводит к перебоям в обеспечении лекарственными средствами.

Существует серьезная проблема очередей в поликлиниках, порой серьезно больные люди вынуждены проводить в живой очереди к нужному специалисту несколько часов, что крайне негативно отражается на состоянии их здоровья.

Нет системы дистанционной консультации, которая в некоторых ситуациях бывает крайне необходима пациентам.

В случае экстренной госпитализации пациента в тяжелом состоянии, в том числе если пациент находится без сознания, невозможно узнать о непереносимости больным лекарственных средств, при употреблении которых могут возникать негативные реакции.

У населения отсутствуют достоверные и актуальные источники информации, в которых можно было бы получить ответ о том, в каких учреждениях здравоохранения, находящихся на территории Астраханской области, оказываются те или иные платные медицинские услуги.

Это лишь некоторые очевидные проблемы, с которыми сталкиваются граждане при возникающих проблемах со здоровьем.

Для самой системы здравоохранения актуальными являются вопросы оплаты медицинских услуг, оказанных по системе обязательного медицинского страхования. Не организованный должным образом персонифицированный учет оказанной медицинской помощи ведет к финансовым потерям как со стороны ЛПУ, так и Астраханского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - АОТФОМС) и страховых медицинских организаций (далее - СМО). В настоящий момент нет возможности рассчитать, сколько затрачено государством средств на лечение в течение года больного с определенным заболеванием, например онкологическим, сколько нужно будет потратить в будущем году на лечение подобных больных и сколько их на территории области.

Довольно сложно определить, сколько денежных средств необходимо запланировать из областного бюджета на обеспечение лекарственными средствами льготных категорий граждан, опираясь только на предыдущие заявки от лечебных учреждений, так как они имеют под собой неточные расчеты - отсюда все проблемы с нехваткой одних препаратов и излишками других.

Недостаточный контроль руководителей медицинских учреждений за соблюдением норм и правил лицензирования приводит к плачевным результатам - по результатам проверок управления Росздравнадзора по Астраханской области применяются штрафные санкции, что при условии ограниченного финансирования наносит значительный урон медицинским учреждениям, не говоря уже о том, что это может сказываться и на качестве оказания медицинских услуг.

Во главе всех учреждений здравоохранения стоят опытные медицинские работники, профессионалы своего дела, но с некоторыми административными функциями они справляются порой не очень эффективно. Грамотное управление учреждением здравоохранения, будь то городская поликлиника или врачебная амбулатория в сельской местности, процесс трудный, особенно в современных рыночных условиях. Необходимость учета множества факторов и принятие множества решений требует серьезных менеджерских навыков, которых часто не хватает руководителям.

В сельских районах, где количество и уровень медицинского персонала отличается от городского, складываются ситуации, когда врачу сельской врачебной амбулатории требуется срочная консультация соответствующего узкого специалиста из города, однако в настоящий момент не налажены прочные каналы связи для реализации подобных консультаций.

Подобных проблем, более мелких и детальных, в системе здравоохранения Астраханской области достаточно, равно как и в других областях России. Условно все проблемы можно разделить на 4 направления:

1. Отсутствие постоянных каналов связи между медицинскими учреждениями.

2. Отсутствие необходимых механизмов для эффективного управления отраслью и осуществления контрольных функций.

3. Отсутствие систем поддержки принятия решения и планирования деятельности как непосредственно медицинской и всего, что с этим связано, так и финансово-хозяйственной.

4. Отсутствие эффективных каналов связи и механизмов взаимодействия между элементами системы здравоохранения и населением Астраханской области.

Все эти проблемы в настоящий момент можно решить. Локальные решения каждой из них не принесут необходимого эффекта. Только комплексное решение этих задач с использованием современных технологий и инструментов сможет качественно поднять систему здравоохранения на новый уровень функционирования, что и должно привести к улучшению состояния здоровья населения Астраханской области.

Информатизация здравоохранения через системный подход поможет выстроить стройную и прозрачную схему функционирования учреждений, установит и наладит прочные каналы связи и отношения между всеми объектами системы. Прежде всего эти каналы помогут вывести уровень оказания медицинских услуг на новый уровень, они станут более доступными, простыми для понимания граждан, помогут сохранить их здоровье. Системы поддержки принятия решений помогут не только обеспечить высокий уровень оказания медицинской помощи, определенный соответствующими стандартами, но и помогут медицинскому персоналу постоянно совершенствоваться в своей профессии, руководителям - грамотно планировать распределение всевозможных ресурсов.

3. Цель и задачи концепции


Главной целью концепции является повышение качества медицинских услуг, оказываемых населению Астраханской области.

Информатизация здравоохранения приведет к более эффективному и рациональному функционированию сферы здравоохранения. Единая медицинская информационная сеть позволит грамотно распределять и распространять среди медицинских учреждений необходимые данные о пациентах, помогать планировать деятельность учреждений, упорядочить материальные потоки. Благодаря единому медицинскому порталу граждане получат не только большой объем справочной информации, но и доступ к широкому спектру услуг.

В процессе реализации концепции решаются следующие приоритетные задачи:

- формирование единой медицинской информационной сети;

- формирование единого медицинского портала;

- развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения;

- рост доступности медицинских услуг и сервисов, оказываемых в электронном виде;

- совершенствование управления системой здравоохранения;

- расширение возможностей межведомственного информационного обмена; создание условий для формирования единого информационного пространства Астраханской области.

4. Основные положения информатизации

     
4.1. Основные направления информатизации


Основными направлениями информационного обеспечения системы здравоохранения являются:

- мониторинг ресурсов здравоохранения и их размещения на территории Астраханской области;

- мониторинг сети ЛПУ, ее мощности и структуризации;

- мониторинг лицензированных видов и профилей медицинской деятельности;

- мониторинг оказания медицинской и лекарственной помощи населению, ее объемов и структуры;

- мониторинг финансирования медицинской и лекарственной помощи;

- мониторинг показателей здоровья населения;

- информатизация медицины катастроф, создание транковой системы экстренного оповещения и мониторинга в режиме реального времени чрезвычайных ситуаций;

- информатизация экстренной медицинской помощи;

- информатизация специализированной медицинской помощи;

- информатизация лечебно-диагностического процесса;

- мониторинг исполнения государственных гарантий по обеспечению населения Астраханской области бесплатной медицинской помощью;

- разработка и внедрение информационной системы оценки качества и эффективности медицинской помощи, а также методики оценки эффективности управления экономическими ресурсами в ОМС;

- мониторинг кадровой службы системы здравоохранения Астраханской области, а также последипломного образования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»