АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 ноября 2006 года N 491-А

Об утверждении ведомственной целевой программы на 2007 2008 годы "О реализации мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда в Ямало-Ненецком автономном округе"

Документ с изменениями, внесенными: - постановлением администрации автономного округа от 06.09.2007 г. N 404-А -постановлением Администрации автономного округа от 18.12.2008 г. N 693-А


В целях реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2006 года "Об информации о состоянии охраны труда в Ямало-Ненецком автономном округе", постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 июля 2005 года N 53-А "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить ведомственную целевую программу на 2007 - 2008 годы "О реализации мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцовой А.П.) предусмотреть в окружном бюджете на 2007 - 2008 годы средства на финансирование Программы.

3. Опубликовать настоящее постановление в окружных средствах массовой информации.

Губернатор

Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В. Неёлов

от 2 ноября 2006 г. N 491-А

Приложение
Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа

Ведомственная целевая программа на 2007 - 2008 годы "О реализации мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда в Ямало-Ненецком автономном округе"

Паспорт программы


Наименование субъ-екта бюджетного планирования

департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа

Наименование
 Программы

ведомственная целевая программа на 2007 - 2008 годы "О реализации мероприятий, направленных на улучшение усло -вий и охраны труда в Ямало-Ненецком автономном округе"

Дата утверждения
 и номер
 соответствующего
 нормативного акта

постановление Администрации Ямало-Ненецкого
 автономного округа
 ______ ________________ 2006 N

Номер и дата учёта в департаменте
 экономики
 Ямало-Ненецкого ав-тономного округа

N ___________ ________________ 2006

Цели и задачи

цель:
 создание условий для снижения рисков производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работни-ков
 задачи:
 - совершенствование системы государственного управления охраной труда;

 - развитие системы обучения охране труда;

 - реализация механизма заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий и охраны труда работни-ков

Целевые индикаторы и показатели

уровень производственного травматизма со смертельным исходом в расчёте на 1 000 работающих;

 число обученных по охране труда руководителей, специали-стов и отдельных категорий застрахованных

Характеристика про-граммных мероприя-тий

статистическое наблюдение за состоянием условий и
 ох-раны труда;

 организационное обеспечение охраны труда;

 взаимодействие с обучающими организациями, подготовка специалистов в сфере охраны труда;

 информационное обеспечение охраны труда, пропаганда передового опыта

Сроки реализации

2007 - 2008 годы

Объёмы и источники финансирования

общий объем финансирования Программы составляет 768,0 тыс.рублей,
 в том числе по годам:
 2007 год - 272,0 тыс.рублей;

 2008 год - 496,0 тыс.рублей.
 источником финансирования Программы является окруж-ной бюджет
 объёмы финансирования Программы на период
 2007 - 2008 годов могут быть скорректированы на этапе утверждения параметров окру жного бюджета на очередной финансовый год

Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путём реализации Программы


Охрана труда является важным фактором социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ). Производственный травматизм и профессиональные заболевания ведут к невосполнимым материальным и моральным потерям как для работников организаций, так и для автономного округа в целом.

В 2005 году в автономном округе практически каждый третий работник работал в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Численность работников, занятых тяжёлым физическим трудом, составила более 17 тыс. человек и увеличилась по сравнению с 2004 годом на 7%. Состояние условий труда, определяющее уровень производственного травматизма и профессиональную заболеваемость, находится в прямой зависимости от совершенствования работы по различным направлениям управления охраной труда.

В рамках реализации программных мероприятий в автономном округе необходимо обеспечить тесное взаимодействие с учебными центрами по обучению охране труда, осуществлять контроль за качеством обучения. В настоящее время на территории автономного округа действует 13 обучающих организаций. В 2005 году в них прошли обучение более 1300 руководителей и специалистов различных видов экономической деятельности, 300 работников из отдельных категорий застрахованных (работники служб охраны труда, члены комиссий по охране труда, уполномоченные лица по охране труда, руководители бюджетных организаций).

В 2005 году установлен достаточно высокий уровень профессиональных рисков (16 случаев профзаболеваний в 2005 году против 3 случаев в 2003 году), медленно снижается количество рабочих мест, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, сохраняется высокий уровень травматизма на предприятиях малого бизнеса.

Анализ причин производственного травматизма свидетельствует об ослаблении внимания работодателей к реконструкции и модернизации производства, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, применению надёжных систем предупреждения и локализации аварий, соблюдению требований норм и правил охраны труда при проектировании оборудования и технологических процессов.

Наряду с техническими причинами несчастных случаев на производстве, устранение которых требует значительных инвестиционных и материально-технических затрат, около половины несчастных случаев связаны с организацией труда. Это неудовлетворительное обеспечение безопасности производства работ и рабочих мест; допуск к руководству работами и к работе должностных лиц и работников, не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, не изучивших требования инструкций по охране труда, нарушение трудовой и производственной дисциплины.

Во многих случаях неудовлетворительная организация труда и производства является следствием отсутствия в организациях современных систем управления охраной труда.

Решение многих проблем сдерживается недостаточным развитием механизмов реализации законодательной и нормативной базы в сфере обеспечения охраны труда. До настоящего времени на федеральном уровне не отработан чёткий экономический механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.

В этой связи реализация мероприятий Программы будет способствовать планомерному проведению работы в сфере обеспечения охраны труда, повышению социальной ответственности руководителей организаций, расположенных на территории автономного округа, и заинтересованности в создании соответствующих условий труда.

2. Основные цели и задачи Программы

Основная цель Программы - это создание условий для снижения рисков производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников.

Достижение данной цели предполагается осуществить программным методом посредством решения задач:

- совершенствование системы государственного управления охраной труда;

- развитие системы обучения охране труда;

- реализация механизма заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий и охраны труда работников.

Мероприятия Программы включают работы по следующим направлениям:

1. Статистическое наблюдение за состоянием условий и охраны труда.

2. Организационное обеспечение охраны труда.

3. Взаимодействие с обучающими организациями, подготовка специалистов в сфере охраны труда.

4. Информационное обеспечение охраны труда, пропаганда передового опыта.

Проведение ежегодного мониторинга условий и охраны труда в автономном округе и анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости позволит установить основные объективные причины, способствующие увеличению уровня производственного травматизма и росту количества профессиональных заболеваний, и разработать систему мер по их предупреждению с последующим их внедрением в организациях автономного округа.

Формирование "актуального" банка данных о состоянии условий труда в организациях автономного округа позволит оперативно реагировать на изменение основных показателей в организации в сфере охраны труда и применять действенные меры по их устранению или предупреждению.

Для ускорения процесса проведения государственной экспертизы условий труда необходимо применение программного обеспечения. Количество проведённых экспертиз по условиям труда возросло в 2005 году по сравнению с 2003 годом в 6,8 раза.

Оказание практической и методической помощи организациям по специальным вопросам охраны труда, таких, как организация служб охраны труда, аттестация рабочих мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда, улучшение условий труда для женщин и подростков, проведение экспертизы коллективных договоров в части соблюдения законодательства об охране труда, неизменно будет способствовать повышению социальной ответственности работодателей.

В связи с повсеместным отсутствием служб (специалистов) охраны труда в организациях малого бизнеса предполагается разработать для указанных организаций систему оказания государственных услуг в сфере охраны труда.

Осуществление взаимодействия с обучающими организациями будет производится путём:

- оказания консультативно-методической помощи учебным центрам по обучению охране труда;

- участие в аттестационных комиссиях по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций автономного округа.

Проведение окружного семинара-совещания по проблемам условий и охраны труда с руководителями организаций и специалистами с участием учёных будет способствовать повышению профессионального уровня специалистов в сфере охраны труда.

Выполнение задач Программы по информированию населения и организаций в области охраны труда, распространению передового опыта предполагается осуществлять через электронные средства массовой информации, через сеть Интернет, посредством оформления стендов по охране труда, проведения окружного смотра-конкурса на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях автономного округа.

3. Описание ожидаемых результатов реализации Программы и целевые индикаторы

Социальный эффект по результатам выполнения программных мероприятий проявится в повышении уровня социальной защиты прав работников на здоровые и безопасные условия труда, сокращении случаев производственного травматизма со смертельным исходом и травматизма с тяжёлым исходом, профессиональной заболеваемости, результатом которых в большинстве случаев является получение потерпевшими инвалидности.

Несмотря на то что в настоящее время в стране и за рубежом не существует апробированных методик, позволяющих количественно оценить экономическую эффективность мероприятий по охране труда на уровне субъекта, косвенный экономический эффект предприятий и организаций, обеспечивающих безопасные и здоровые условия труда, очевиден. Эффект достигается за счёт сокращения административных штрафов за нарушение законодательства о труде и охране труда, получения скидок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Уменьшение количества несчастных случаев на производстве позволит снизить себестоимость продукции за счёт снижения уровня косвенных потерь и расходов на ремонт и замену вышедшего из строя оборудования, машин, механизмов и приспособлений, ремонта помещений, цехов и участков, покупку нового инструмента, сырья и материалов. Остановка производства, вынужденная замена работников напрямую связаны со снижением качества продукции и объёмами её производства.

Выполнение программы оценивается по социальной эффективности, измеряемой сохранением жизни и здоровья работников в процессе труда, что позитивно влияет на рынок труда и сохранение социальной стабильности в автономном округе. Уровень производственного травматизма со смертельным исходом в расчёте на 1 000 работающих ежегодно не должен превышать 2,3, по России этот показатель в 2005 году составил 3,1.

Показатели и индикаторы, позволяющие оценить эффективность реализации Программы, приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.

4. Перечень, объёмы и источник финансирования программных мероприятий

Перечень и объёмы финансирования программных мероприятий, включая состав мероприятий и сроки реализации каждого мероприятия, приведён в приложении N 2 к настоящей Программе.

Финансирование мероприятий Программы на 2007 - 2008 годы осуществляется за счёт окружного бюджета.

Всего на реализацию Программы потребуется 768,0 тыс.рублей, в том числе:

2007 год - 272,0 тыс. рублей;

2008 год - 496,0 тыс. рублей.

5. Срок реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на 2007 - 2008 годы.

6. Механизм реализации Программы

Заказчиком, разработчиком и исполнителем Программы является департамент по труду и социальной защите населения автономного округа

Мероприятия программы могут корректироваться в пределах средств, выделенных на реализацию Программы, на основании изменения законодательства и состояния условий и охраны труда в автономном округе.

Реализация и контроль за выполнением Программы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами автономного округа в установленной сфере деятельности. Контроль за ходом реализации Программы и целевым расходованием средств осуществляет департамент по труду и социальной защите населения автономного округа.

Приложение N 1
к ведомственной целевой программе
на 2007 - 2008 годы "О реализации
мероприятий, направленных на улучшение
условий и охраны труда
в Ямало-Ненецком автономном округе",
утверждённой постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа

Основные показатели (индикаторы) ведомственной целевой программы на 2007-2008 годы "О реализации мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда в Ямало-Ненецком автономном округе"


N
 п/п

Задачи

Показатель
 (индикатор)

Базовое значение
 2005

2007 год

2008 год

1.

Стабилизация уровня производ-ственного травма-тизма со смертель-ным исходом

уровень произ-водственного травматизма со смертельным ис-ходом в расчёте на 1000 рабо-тающих

2,3

2,3

2,3

2.

Обучение по ох-ране труда и про-верке знаний тре-бований охраны труда работников организаций, в том числе руководите-лей

число обученных по охране труда отдельных кате-горий застрахо-ванных

300 чел.

400 чел.

500 чел.

Приложение N 2
к ведомственной целевой программе
на 2007 - 2008 годы "О реализации
мероприятий, направленных на улучшение
условий и охраны труда
в Ямало-Ненецком автономном округе",
утверждённой постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
(в ред. от 06.09.2007 г. N 404-А)
(с изм. от 18.12.2008 N 693-А)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»