Недействующий

О методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Астраханской области и проектов нормативных правовых актов

4. Коррупциогенные факторы


Коррупциогенные факторы условно разделены на три группы, объединяющие различные аспекты проводимого анализа. Эти группы позволяют оценить соблюдение в нормативных правовых актах правил юридической техники в интересах оптимального определения компетенции, обеспечения прозрачности действий государственных гражданских служащих и должностных лиц, а также соотнести эти действия с имеющейся практикой применения нормативного правового регулирования в анализируемой сфере.

4.1. Широта дискреционных полномочий.

4.1.1. Определение компетенции по формуле "вправе".

4.1.2. Отсутствие административных процедур.

4.1.3. Осутствие конкурсных (аукционных процедур).

Исполнительно-распорядительная деятельность, как и всякая иная публично-властная деятельность, невозможна без определенного пространства свободного усмотрения должностных лиц (административное усмотрение). Именно поэтому исполнительные органы обладают некоторыми дискреционными полномочиями, позволяющими действовать по усмотрению в зависимости от обстоятельств. Нормы права, наделяющие чиновников необоснованными дискреционными полномочиями, составляют основную массу коррупциогенных норм права.

4.2. Завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права, как материальные, требующие от субъекта права больших затрат, так и процессуальные, которые в силу сложности процедуры предполагают многочисленные потери времени и сил (чрезмерные ограничения). Чем больше правовое ограничение, которое накладывает правовая норма на юридическое (физическое) лицо, тем более она коррупциогенна.

Причинами коррупциогенности данных факторов являются:

- "этатистская" идеология нормативного правового акта;

- ошибка в праве, которая наделяет чиновника коррупциогенными дискреционными полномочиями;

- пробел в праве;

- коллизии норм права.

4.3. Отсылочные нормы права.

Часто диспозиция правовой нормы формулируется как отсылочная.

Причиной коррупциогенности отсылочных норм является определенный временной отрезок, в течение которого общественные отношения вообще не будут урегулированы вследствие того, что норма прямого действия еще не принята. Этот временной отрезок можно назвать периодом широких дискреционных полномочий, полученных на совершенно законных основаниях. Эксперту необходимо оценить характер отсылок к федеральным законам, законодательству субъекта Российской Федерации, подзаконному регулированию.

5. Инструмент обнаружения коррупциогенных факторов в текстах нормативных правовых актов

Для обнаружения коррупциогенных факторов в текстах нормативных правовых актов эксперту следует:

5.1. Выписать все полномочия субъекта, которые касаются юридических (физических) лиц.

5.2. Определить, какие полномочия диктуют субъекту единственный вариант, а какие предоставляют возможность выбора разных вариантов поведения.

5.3. Для тех полномочий, которые предоставляют возможность выбора разных вариантов поведения, определить, есть ли четкие критерии выбора того или иного варианта.

5.4. Выявить причину коррупциогенности дискреционных полномочий.

5.5. О полномочиях, которые наделяют государственного служащего возможностью выбора, заполнить оценочный лист 1 (форма - в приложении N 1 к методике).

5.6. Заполнить таблицу 1 (приложение N 2) форм преследования собственного интереса, то есть тех конкретных действий, к которым можно прибегать для извлечения собственной выгоды (далее - формы преследования собственного интереса), используя широту дискреционных полномочий.

5.7. Выписать все полномочия субъекта, которые касаются юридических (физических) лиц и могут быть связаны с наложением на них некоторых ограничений, (контрольные процедуры, требование представить информацию, и т.п.).

5.8. Проделать процедуру, указанную в пункте 5.7, в отношении нескольких нормативных правовых актов со сходной сферой действия.

5.9. Сравнить степень правовых ограничений в разных нормативных правовых актах и выявить нормы права, накладывающие чрезмерные ограничения.

5.10. Выявить причину коррупциогенности нормы права.

5.11. Заполнить оценочный лист 2 (приложение N 3) по каждому полномочию, которое связано с наложением на граждан и юридических лиц ограничений и обременений.