Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

от 23 июля 2007 года N 39-РЗ

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ (2008-2010 ГОДЫ)"

{Изменения:
Закон Республики Алтай от 31.05.2010 N 11-РЗ; НГР: ru02000201000132}


Принят
     Государственным Собранием -
     Эл Курултай Республики Алтай
     6 июля 2007 года

Статья 1


Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Автомобильные дороги Республики Алтай (2008-2010 годы)".

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

  Председатель
     Государственного Собрания -
     Эл Курултай Республики Алтай
И.И. Белеков

     Глава Республики Алтай,
     Председатель Правительства
     Республики Алтай
А.В. Бердников

Утверждена
Законом Республики Алтай
"О республиканской целевой
программе "Автомобильные дороги
Республики Алтай (2008-2010 годы)"

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ (2008-2010 годы)"


Наименование программы

Республиканская целевая программа
 "Автомобильные дороги Республики Алтай
 (2008-2010 годы)" (далее - Программа)

Основание для
 разработки программы

Подпункт 11 пункта 2, пункт 3.1 статьи 26.3 Федерального закона
 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
;

 федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации

Государственный заказчик

Министерство регионального развития Республики Алтай

Основные разработчики программы

Министерство регионального развития Республики Алтай

Цель и задачи программы

Целью Программы является создание минимально необходимой сети автомобильных дорог, эффективно содействующей развитию экономики, решению социальных проблем, повышению жизненного и культурного уровня населения.

Основной задачей Программы является сохранение существующих автомобильных дорог и искусственных сооружений, удовлетворение потребностей пользователей автомобильных дорог

Сроки и этапы реализации программы

2008 - 2010 годы

Перечень основных мероприятий

Строительство и реконструкция автомобильных дорог и искусственных сооружений Республики Алтай;

 содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений Республики Алтай

Исполнители программы

Министерство регионального развития Республики Алтай

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования Программы
 8714716,68 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2008 г. - 2779545,07 тыс. рублей,
 2009 г. - 5702124,82 тыс. рублей, 2010 г. -
 4588912,54 тыс. рублей.
 Источники финансирования:
 планируемые средства из федерального бюджета - 5864806,13 тыс. рублей, в т.ч. 2008 г. - 2255545,07 тыс. рублей, 2009 г. - 5139124,82 тыс. рублей, 2010 г. – 3339001,24 тыс. рублей;

 средства из республиканского бюджета Республики Алтай - 2849910,55 тыс. рублей,
 в т.ч. 2008 г. - 524000,00 тыс. рублей, 2009 г. - 563000,00 тыс. рублей, 2010 г. – 1249911,30
 тыс. рублей

{В редакции:
 Закон Республики Алтай от 31.05.2010 N 11-РЗ;
НГР: ru02000201000132 }

Система организации контроля за исполнением программы

Организация управления и контроля за исполнением Программы возлагается на Министерство финансов Республики Алтай, Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Повышение уровня транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог и искусственных сооружений;

 ликвидация или значительное снижение отрицательного влияния дорожной сети на социально-экономическое развитие республики за счет обеспечения связями по наиболее прямым и благоустроенным дорогам, с более высокими скоростями, безопасными и более комфортными условиями движения, не влияющими отрицательно на окружающую среду;

 обеспечение условий для подъема экономики Республики Алтай, решения её социальных проблем, развития рыночных отношений, укрепления обороноспособности

Предполагаемые участники программы

Государственное учреждение "Республиканское управление автомобильных дорог "Горно-Алтайавтодор";

 иные участники программных мероприятий, отбираемые на конкурсной основе в соответствии
 с Федеральным законом от 21 июля 2005 года
 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Сеть автомобильных дорог - важнейший элемент транспортной инфраструктуры и национальной экономики России. Её эффективное функционирование и устойчивое развитие являются необходимым условием стабилизации и перехода к подъёму экономики, обеспечения целостности страны, повышения уровня и улучшения условий жизни населения.

Между тем, состояние автодорожной сети в Российской Федерации в целом и в рассматриваемой Республике Алтай в частности, нельзя признать удовлетворительным. Эта проблема особенно обострилась в последнее время в связи с крайне недостаточным для сохранения существующей сети, а тем более для развития автомобильных дорог, финансированием. Для эффективного функционирования экономики, скорейшего выхода страны из кризиса необходимо первоочередное решение проблемы совершенствования и развития сети автомобильных дорог.

Республика Алтай расположена на юго-востоке Западной Сибири. Территория её составляет 92,6 тысяч квадратных километров, а численность населения на 01.01.2006 г. - 204,5 тысяч человек, то есть средняя плотность -2 человека на 1 км2 территории. При этом городское население составляет 53 тыс. человек или 26 процентов, а сельское - 151,4 тыс. человек или 74 процента.

Административно республика представлена:

десятью районами;

одним городом (республиканский центр г. Горно-Алтайск);

244 сельскими поселениями.

Таким образом, экономика республики имеет агропромышленное (преимущественно сельскохозяйственное) направление.

Имея общие границы с Монголией, Китайской Народной республикой, Казахстаном, а также с регионами Российской Федерации - Хакасией, Тывой, Кемеровской областью и Алтайским краем, республика занимает важнейшее геостратегическое положение. Кроме того, в ней сосредоточены уникальные ландшафтно-природные объекты, такие как Телецкое озеро с громадными запасами пресной воды, гора Белуха - 4 506 м. Территория республики богата полезными ископаемыми - углем, цветными и черными металлами, значителен и гидроэнергетический потенциал.

Рост автомобильных перевозок обусловлен развитием промышленности, добывающей твердые полезные ископаемые (руды цветных и черных металлов, угля), нерудных строительных материалов, расширением производства по переработке лесных ресурсов, природных богатств и развитием зон отдыха и туризма.

Так, среднегодовая суточная интенсивность дорожного движения на въезде в Республику Алтай (км 435 "Чуйского тракта") с 2000 по 2006 год выросла в 3,3 раза, а максимальная суточная интенсивность - более чем в 5 раз.

Немаловажную роль в этом процессе играет также увеличение автомобильного парка Республики Алтай. Так, доля обеспеченности транспортом по Республике Алтай выше среднероссийского показателя: 330 автомобилей на 1000 жителей республики, и 250 автомобилей на 1000 жителей - в среднем по России.

Дальнейший рост интенсивности движения, в основном большегрузного транспорта, ожидается при строительстве магистрального газопровода "Алтай" (начало строительства - 2008 год), и газопровода Бийск - Горно-Алтайск. Для перевозки звеньев труб будут использоваться автомобили общей массой 65 тонн. На такую нагрузку дорожная сеть Республики Алтай не рассчитана; дорожная одежда нуждается в усилении, а большинство мостов - в реконструкции и капитальном ремонте.

Рост автомобильных перевозок ожидается также в связи с созданием свободной экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Республики Алтай.

Железнодорожный транспорт в республике не развит, в основном из-за отсутствия крупной промышленности.

Ближайшая железнодорожная ветка Западно-Сибирской дороги Барнаул - Бийск находится в 100 км от Горно-Алтайска и до 500 км от районов республики. После завершения строительства автомобильных дорог от Турочака на Таштагол (Кемеровская область) и от Карагая на Лениногорск (Казахстан) возможны выходы к станциям железных дорог в Таштаголе и Лениногорске.

Водный транспорт в республике отсутствует, так как здесь практически нет судоходных рек.

Перевозки пассажиров воздушным транспортом осуществлялись в основном до 1994 года. В связи с удорожанием стоимости авиационных перелетов резко снизилось число пассажиров на местных линиях, и эти рейсы закрыты. А рейсы были не только до Кош-Агача, Усть-Коксы (самолетами ЯК-40), но и вертолетами и другими типами самолетов до отдаленных населенных пунктов Турочакского, Улаганского, Усть-Канского и других районов. В 1998 году было перевезено лишь 1,3 тыс. человек воздушным транспортом.

Автомобильный же транспорт в республике играет исключительно важную роль для жизнедеятельности всего производственно-хозяйственного механизма и населения. Это практически единственный вид транспорта, им осуществляются все перевозки грузов и пассажиров в республике.

Именно по автомобильным дорогам обеспечивается сегодня доставка практически всех потребительских грузов "от двери до двери" без потерь и снижения их качества.

Несмотря на спад производства, уменьшение грузо- и пассажирооборота, рост парка автотранспортных средств, в первую очередь легковых автомобилей, обусловил возрастание интенсивности движения на сети автомобильных дорог, поэтому показатель снижения объема перевозок грузов автомобильным транспортом по республике не вполне отражает действительность.

Рыночные процессы - децентрализация системы снабжения, разукрупнение предприятий, повышение требований к скоростям доставки грузов и сохранности привели к увеличению спроса на автомобильные перевозки не только традиционно с Бийском, но и с соседними регионами (Кемеровская область, Хакасия, Новосибирская область и др.) Стабилизация же в экономике приведет к ускоренному росту движения на автодорогах.

Как показывает опыт развитых стран, этот процесс будет развиваться и впредь - более быстрыми темпами.

Существующее состояние автодорожной сети не отвечает современным, а тем более перспективным размерам движения, является серьезным тормозом на пути развития экономики, имеет огромные негативные социальные последствия.

3.2. Состояние дорожной сети и её влияние на социально-экономическое развитие республики

Сеть автомобильных дорог общего пользования в Республике Алтай представлена дорогами федерального и регионального значения.

На 1 января 2007 года их протяженность составляла 3412,1 км, из которых 538,7 км приходится на дорогу федерального значения М - 52 "Чуйский тракт" - от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией, 2 873,4 км - это дороги регионального значения.

Из 2873,4 км автомобильных дорог общего пользования регионального значения 2381,7 км или 80,7 процентов - с твердым покрытием. Дорог III категории - 202,2 км или 8,7 процентов от протяженности дорог с твердым покрытием, а 646,6 км и 2024,6 км, то есть большинство, это дороги IV - V категории соответственно, 554,7 км дорог регионального значения - грунтовые (это 19,3 процентов от протяжения дорог всей сети).

Технический уровень существующих автомобильных дорог не соответствует современным, а тем более перспективным требованиям.

На 72 км дорог регионального значения нет твердого покрытия. Это головной участок дороги Иня - Усть-Кокса - Усть-Кан - Туекта, где, практически, нет вообще дороги.

Все 10 районных центров республики связаны с республиканским центром дорогами с твердым покрытием.

Из 244 сельских населенных пунктов только 223 имеют дороги с твердым покрытием до сети дорог общего пользования.

Сеть автомобильных дорог республики - одна из самых малоразвитых в Западной Сибири. Плотность сети дорог с твердым покрытием составляет 30,8 км на 1000 км2 территории и 13,9 км на 1000 жителей.

По Республике Алтай наиболее высокий показатель наличия дорог на 1000 жителей, так как это горная и малонаселенная территория, и низкий показатель наличия дорог с твердым покрытием на 1000 км2 территории, так как это не только малонаселенная, но и просто не имеющая дорог с твердым покрытием до многих населенных пунктов республика.

Обобщающий показатель по сети дорог - 80,7 процентов дорог с твердым покрытием, этот показатель весьма приблизителен. На многих дорогах это покрытие представлено щебеночно-гравийной смесью природного состава. Такие участки есть почти на всех дорогах, особенно на дорогах местной сети. Это дороги в большинстве естественные, но не грунтовые, а гравийно-щебеночные или с низшим типом покрытия, где практически отсутствует земляное полотно, то есть дорога проходит в нулевых отметках. Продольные уклоны на многих из них превышают допустимые нормы.

Из-за ограниченности финансирования резко сократился ввод дорог, недостаточно средств выделяется на ремонт и содержание, поэтому наблюдается постоянный рост объема недоремонта. Изношенными оказались дороги не только с переходным типом покрытия, но и чернощебеночным или черногравийным покрытием. По состоянию на 1 января 2007 года размер недоремонта или доля дорог, несоответствующих нормативу по причине отсутствия своевременного ремонта, составил 91 процент.

Такой значительный недоремонт накоплен вследствие резкого снижения объемов ремонта начиная с 2000 года.

На сети территориальных автомобильных дорог республики эксплуатируется 377 мостов длиною 7728,19 пог. м, из них 221 мост или 59 процентов - деревянные, которые требуют ежегодно значительных затрат на их содержание, много мостов находится в аварийном или неудовлетворительном состоянии.

Средняя длина мостов в хорошем состоянии в 2 - 2,5 раза превышает тот же показатель для мостов в удовлетворительном и неудовлетворительном состоянии. Такая же зависимость наблюдается и между капитальными и деревянными мостами.

Этот простой пример наглядно говорит о том, что хорошее состояние обеспечивается в основном за счет больших (более 100 м длиной), вновь построенных за последние 10 лет мостов капитального типа с расчетным сроком службы 50 - 100 лет.

Напротив, в число неудовлетворительных входят в основном малые мосты капитального типа 60 - 70-х годов постройки с опорами на естественном основании и практически все деревянные мосты. Это та категория мостов, на состоянии которых очень сильно отражается отсутствие планово-профилактических работ и текущего ремонта. Другими словами, из-за отсутствия своевременного ремонта, дефектное состояние мостов прогрессирует, требуется капитальный ремонт, а если капитальный ремонт просрочен на 5 - 10 лет, то стоимость работ вырастает в несколько раз и становится сопоставимой со стоимостью нового строительства. Вовремя вложенные в ремонт и содержание средства должны сэкономить дальнейшие расходы в течение межремонтного периода.

В то же время, уменьшение средств на содержание мостов значительно ускоряет переход хороших мостов в категорию удовлетворительных, и далее, в неудовлетворительные и аварийные. Мировой опыт эксплуатации автомобильных дорог и мостов показывает, что наиболее эффективной схемой расходования средств является новое строительство и последующее качественное полноценное содержание.

Динамика финансирования ремонтных работ территориальной автодорожной сети с 2001 года представлена в приложении 1.

Темпы роста дефектного состояния таковы, что если в ближайшие 1-2 года не произойдет резкого увеличения ассигнований на ликвидацию недоремонта мостов, через 3 года большинство деревянных и неудовлетворительных железобетонных мостов не смогут пропускать автомобильный транспорт.

Кроме того, ряд населенных пунктов не имеют постоянных связей из-за отсутствия даже деревянных мостов на дорогах. Это села за рекой Чарыш в Усть-Канском районе, за рекой Катунь в Усть-Коксинском и Чемальском районах, за реками Башкаус, Чулышман в Улаганском районе и т.д.

Характеризуя современную сеть дорог общего пользования, следует также отметить, что неудовлетворительное техническое состояние существующих дорог далеко не единственный ее недостаток.

Говоря о 9 процентах населенных пунктов, не связанных дорогами с твердым покрытием, следует добавить, что ряд населенных пунктов в Турочакском, Улаганском, Усть-Коксинском районах не имеют вообще сообщений по автомобильным дорогам.

Из-за отсутствия дорог в последние годы из ряда отдаленных малонаселенных пунктов шло массовое переселение в села, размещенные вдоль автомобильных дорог. В результате заброшенными оказались сельскохозяйственные угодья, очень ценные для республики.

Таким образом, сеть автомобильных дорог, представляя собой единственные пути сообщения республики, по своему техническому состоянию, обустройству, начертанию, протяжению не просто отстаёт от потребности сегодняшнего дня, но и значительно снижает возможности развития республики в условиях формирования рынка как самостоятельного субъекта в составе Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»