Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 2007 года N 222-па

Об утверждении Концепции демографической политики Магаданской области на 2007-2015 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления администрации Магаданской области от 13.12.2012 N 909-па, вступившего в силу через 10 дней после его официального опубликования (опубликовано в газете "Магаданская правда" - 18.12.2012).
____________________________________________________________________



В целях улучшения демографической ситуации в регионе и консолидации усилий органов исполнительной власти Магаданской области по планированию и осуществлению мероприятий в сфере управления демографическими процессами, администрация Магаданской области

постановляет:

1. Утвердить Концепцию демографической политики Магаданской области на 2007-2015 годы (приложение N 1).

2. Утвердить План реализации Концепции демографической политики Магаданской области на 2007-2015 годы (приложение N 2).

3. Органам исполнительной власти Магаданской области в своей деятельности в вопросах, касающихся демографического развития Магаданской области, руководствоваться положениями Концепции демографической политики Магаданской области на 2007-2015 годы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора области Муморцева Ю.И.

5. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Магаданской области
Н.Дудов


Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
Магаданской области
от 28 июня 2007 года N 222-па

КОНЦЕПЦИЯ
демографической политики Магаданской области на 2007-2015 годы



Концепция демографической политики Магаданской области на 2007-2015 годы (далее - Концепция) разработана на основании Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р, в соответствии с распоряжением губернатора Магаданской области от 16 марта 2006 года N 142-р "О создании рабочей группы по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и демографической политики" (в редакции от 14 ноября 2006 года N 795-р) и представляет собой систему целей, задач и приоритетов деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографических процессов Магаданской области.

В данной Концепции проанализирована современная демографическая ситуация в Магаданской области и определены пути решения наиболее острых социальных проблем.

Концепция ориентирована на долгосрочный период, что обусловлено инертностью демографических процессов и долгосрочностью ожидаемых результатов.

1. Современная демографическая ситуация в Магаданской области


На протяжении последних лет на территории Магаданской области сложилась достаточно сложная демографическая ситуация. Переход России к рыночным отношениям и экономическим преобразованиям, сопровождавшийся падением экономики, особенно больно ударил по северным регионам и заметно ослабил государственную поддержку северных территорий. Эти обстоятельства снизили привлекательность Севера, обусловили интенсивный отток населения и масштабную миграцию, создали проблему государственного значения - проблему переселения северян.

Так, численность населения по переписи 1989 года составляла 391,7 тыс.человек вместе с Чукотским автономным округом, по переписи 2002 года - 182,7 тыс.человек (или 46,6%).

Магаданская область в силу своего географического положения, неблагоприятных природно-климатических условий, слабо развитой социальной и транспортной инфраструктуры не обладает большой привлекательностью для переселенцев из других регионов страны. Приток населения в Магаданскую область в годы ее активного промышленного освоения был обеспечен значительной государственной поддержкой, северными гарантиями и компенсациями.

Общая численность населения области по состоянию на 1 января 2007 года составила 168,5 тыс.человек. За период 2001-2007 годов численность постоянного населения сократилась на 28,6 тыс.человек. Численность детей уменьшилась на 11,2 тыс.человек, а подростков - на 8,9 тыс.человек. Последние 2-3 года отток населения заметно уменьшился.

Миграционный отток стабилизировался с 1996 года на уровне 2% в год, что объясняется, во-первых, стабилизацией социально-экономического положения населения Северо-Востока, во-вторых, тем, что значительная часть трудоспособного населения, имеющего жилье и возможность обустройства в центральных районах страны, уже покинула Север.

На протяжении последних 5 лет сальдо миграции сохраняет отрицательное значение, однако его абсолютное значение сократилось почти вдвое (с 5,1 до 2,7 тыс.человек в год).

Вследствие оттока преимущественно трудоспособного населения ухудшается возрастная структура населения, возрастает доля пенсионеров, что увеличивает нагрузку на бюджет, снижается численность трудоспособного населения, таким образом, происходит постепенное старение населения области. Только за последние 5 лет средний возраст жителей увеличился с 28 до 37 лет, но он сохраняется несколько ниже, чем в среднем по ДВФО.

Уровень общей безработицы, рассчитанный как отношение общей численности безработных к численности экономически активного населения, в течение 10 лет испытывал колебания в пределах 10-13%. Однако с 2003 года наметилась тенденция к его уменьшению, и к концу 2005 года он составил 8,1%.

Учитывая, что трудовые ресурсы территории невелики, экономическая эффективность отраслевых целевых программ направлена на решение проблемы их воспроизводства. Квалификация населения не в состоянии удовлетворить потребности новых производств, что диктует необходимость разработки специальных образовательных программ для наиболее перспективной части населения - молодежи, только вступающей в трудоспособный возраст. Принятие таких программ поможет привлечь население к реализации проектов и остановить миграционный отток молодежи из области.

Характерной особенностью демографической ситуации в области является низкая рождаемость и высокая смертность, особенно граждан в трудоспособном возрасте. Если до 1991 года наблюдалось превышение рождаемости над смертностью, как и в целом в СССР, то в последующие периоды смертность превышает рождаемость приблизительно на 20%. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной репродуктивного возраста) сократился с 2,19 в 1987 году до 1,29 в 2005 году.

В 2006 году в демографической ситуации области появились тенденции к улучшению. Число родившихся, по сравнению с 2005 годом, сократилось незначительно - на 3,8%. Число умерших уменьшилось на 5%, главным образом, за счет более эффективной работы первичного звена здравоохранения и скорой медицинской помощи. В целом показатели продолжительности жизни, смертности и рождаемости в Магаданской области лучше, чем среднероссийские. Коэффициент естественного прироста в Магаданской области также значительно лучше среднероссийского уровня, однако, он продолжает оставаться отрицательным.

В 2005 году среднемесячная заработная плата составила 14672,6 рублей и увеличилась в 2,6 раза против 5614,3 тыс.рублей в 2001 году.

Сохранилась дифференциация оплаты труда по видам экономической деятельности. Средняя заработная плата одного работающего в наиболее высокооплачиваемом виде экономической деятельности (финансовой) в 3,7 раза превышала аналогичный показатель в наименее оплачиваемых - сельском и лесном хозяйстве, в охотничьем промысле. Одновременно она в 2,4 раза выше средней зарплаты по области.

Уровень средней начисленной заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения составил 81% к ее уровню в обрабатывающей промышленности, а у работников образования - 80%.

Средняя заработная плата в Магаданской области с учетом надбавок за работу в районах Крайнего Севера и северного коэффициента выше среднероссийского уровня (в 2005 году 14672,6 рублей против 8530 рублей). Однако если исключить из заработной платы эти выплаты, имеющие компенсационный характер, то размер заработной платы складывается на уровне 5869 рублей, то есть, гораздо ниже среднероссийского уровня (8530 рублей).

Прожиточный минимум на начало 2006 года составлял 4756 рублей, для трудоспособного населения - 5060 рублей, пенсионеров - 3370 рублей, детей - 4525 рублей.

За последние 10 лет в два раза снизилось количество северян, имеющих возможность выехать в отпуск с семьей. Только 20% жителей области имеют возможность выехать на отдых в районы с благоприятными климатическими условиями. В основном это работники бюджетных организаций и высокооплачиваемые работники частных предприятий.

Единственным видом транспорта, осуществляющим внешние пассажирские перевозки, является дорогостоящий воздушный транспорт. Согласно Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" оплата проезда в отпуск 1 раз в два года работнику и членам его семьи должна производиться за счет соответствующих бюджетов и средств работодателей. Основная масса мелких частных предприятий не имеет возможности оплачивать проезд в отпуск своим работникам и членам их семей.

Из-за недостаточности средств регионального и местного бюджетов закон исполняется не в полном объеме. Вместе с тем, за последние 5 лет доля работников бюджетной сферы, выезжающих в отпуск возросла с 28% до 37%.

2. Основные цели и задачи демографической политики Магаданской области

2.1. Целью демографической политики области является создание условий для устойчивого демографического развития Магаданской области, воспроизводства и достижения оптимальной структуры населения, формирование предпосылок последующего демографического роста.

2.2. Задачами демографической политики области являются:

- преодоление негативных тенденций в демографических процессах области - снижение уровня смертности, увеличение рождаемости и продолжительности жизни за счет повышения уровня здоровья населения;

- повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения области;

- всемерное укрепление института семьи, распространение системы семейных ценностей;

- содействие формированию социальной ответственности в вопросах семьи и брака;

- обеспечение адресной социальной поддержки семей с детьми, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, опекаемых детей, граждан пожилого возраста и инвалидов;

- защита прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение связи нравственного, гражданского, физического аспектов в их воспитании;

- повышение уровня образования населения области;

- обеспечение продуктивной занятости и достойных условий труда;

- создание условий для самореализации и адаптации к современному рынку труда молодежи и представителей коренных малочисленных народов Севера;

- воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов;

- стабилизация численности населения области и ее увеличение;

- улучшение благосостояния населения области, в том числе путем содействия в решении жилищных вопросов.

3. Основные направления и приоритеты демографической политики Магаданской области


Достижение поставленной цели демографической политики и решение ее задач обуславливает выделение следующих приоритетов и направлений.

3.1. В области стимулирования рождаемости и укрепление семьи:

- формирование гражданской позиции в отношении необходимости повышения рождаемости и укрепления семьи;

- пропаганда общественной значимости и ценности семей с двумя и более детьми, положительных примеров семейного воспитания;

- создание для семей условий жизнедеятельности, обеспечивающих возможность воспитания в них нескольких детей;

- развитие и совершенствование системы социальной поддержки многодетных семей;

- содействие молодым семьям в улучшении жилищных условий;

- формирование общественного мнения в отношении необходимости укрепления института семьи, семейных форм воспитания;

- развитие инфраструктуры семейного досуга и отдыха;

- формирование системы подготовки детей и молодежи к семейной жизни;

- помощь семье в предотвращении и разрешении семейных конфликтов.

3.2. В области создания условий для укрепления здоровья населения, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни

- обеспечение профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационно-восстановительных мер по оздоровлению детей и подростков;

- реализация мер, направленных на борьбу с алкоголизмом и наркоманией;

- развитие массовой физической культуры, спорта и туризма;

- сохранение репродуктивного здоровья населения;

- совершенствование системы лекарственного обеспечения;

- улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, женщин фертильного возраста в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, а также раннему выявлению общих заболеваний, новообразований и инфекционных болезней;

- оптимизация среды жизнедеятельности граждан старшего поколения, создание благоприятных условий для реализации их интеллектуальных и культурных потребностей;

- обеспечение совместных действий органов государственной власти области, объединений работодателей, профессиональных союзов по улучшению условий и охране труда работающих, по охране здоровья женщин и подростков на производстве;

- производство и распространение информационно-образовательных программ, печатных и электронных материалов, социальной рекламы, направленных на пропаганду здорового образа жизни, с учетом специфики различных общественных групп;

- возрождение системы массового санитарно-гигиенического просвещения и пропаганды здорового образа жизни;

- осуществление мер иммунопрофилактики населения, обеспечивающих максимальный охват прививками, в первую очередь детей и подростков;

- обеспечение гигиенического и нравственного воспитания подростков, их подготовка к предстоящей семейной жизни;

- реализация на территории области федеральных и областных целевых программ, направленных на своевременное выявление и эффективное лечение заболеваний, имеющих высокую долю причин, приводящих к смертности и инвалидизации населения, предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера;

- разработка мер по решению проблем наиболее уязвимых категорий населения, проживающих в отдаленных районах, и специальных мероприятий в отношении лиц без определенного места жительства, безнадзорных и беспризорных детей в целях обеспечения качественного и эффективного медико-социального обслуживания нуждающихся граждан, в том числе граждан пожилого возраста, инвалидов, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»