Действующий


УСТАВНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2007 года


По делу о соответствии Уставу Свердловской области пункта 2 постановления Правительства Свердловской области от 1 февраля 2002 года N 71-ПП "Об установлении цены находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, расположенных на территории Свердловской области, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" и утвержденного этим постановлением подпункта 1 абзаца 5 Методики расчета цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Свердловской области, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений



Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда А.В.Гусева, судей Н.А.Жилина, В.И.Задиоры, Н.Д.Мершиной, Д.Н.Разина,

с участием М.В.Кучина - представителя ЗАО "Чкаловское", обратившегося в Уставный Суд, представителей Правительства Свердловской области М.С.Смирнова и В.И.Костромова,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области пункта 2 постановления Правительства Свердловской области от 1 февраля 2002 года N 71-ПП "Об установлении цены находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, расположенных на территории Свердловской области, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" и утвержденного этим постановлением подпункта 1 абзаца 5 Методики расчета цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Свердловской области, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.А.Жилина, объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, Уставный Суд

установил:

1. Закрытое акционерное общество "Чкаловское", имея в собственности объекты недвижимости, расположенные на земельном участке в г.Екатеринбурге, и уплачивая земельный налог по ставкам налога на земли сельскохозяйственного использования, установленным для производителей сельскохозяйственной продукции, в декабре 2004 года подало заявку на выкуп этого земельного участка. Территориальным управлением федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области при расчете выкупной цены участка были взяты за основу дифференцированные ставки земельного налога по экономико-планировочным и оценочным зонам г.Екатеринбурга. Не соглашаясь с расчетом выкупной цены земельного участка, ЗАО "Чкаловское" обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Свердловской области. Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено частично, однако апелляционной инстанцией решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления ЗАО "Чкаловское" отказано, и это решение Федеральный арбитражный суд Уральского округа оставил без изменения. Судебные инстанции в основу решений положили постановление Правительства Свердловской области от 1 февраля 2002 года N 71-ПП "Об установлении цены находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, расположенных на территории Свердловской области, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений", в пункте 2 которого указывается, что при определении размера выкупной цены, по которой будет производиться продажа земельного участка, в расчет принимается соответствующая дифференцированная ставка земельного налога.

В своем запросе в Уставный Суд Свердловской области ЗАО "Чкаловское" просит признать указанное положение не соответствующим Уставу Свердловской области, его статьям 55 (пункт 1) и 102 (пункт 2). Заявитель усматривает нелегитимность оспариваемого положения в том, что им была создана возможность произвольного, по усмотрению правоприменительных органов, выбора ставок земельного налога, в результате чего возникла правовая неопределенность при расчете выкупной цены земельного участка.

В запросе ставится также вопрос о проверке соответствия Уставу Свердловской области подпункта 1 абзаца 5 Методики расчета цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Свердловской области, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений, утвержденной вышеназванным постановлением Правительства Свердловской области. Однако данное положение действовало только до 1 января 2006 года, о чем прямо указано в его тексте, и на период рассмотрения дела в Уставном Суде утратило юридическую силу, в связи с чем дело в этой части подлежит прекращению на основании статьи 67 (пункт 1.3) Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области".

Таким образом, предметом рассмотрения по данному делу является положение пункта 2 постановления Правительства Свердловской области от 1 февраля 2002 года N 71-ПП "Об установлении цены находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, расположенных на территории Свердловской области, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений", устанавливающее, что при определении размера выкупной цены, по которой будет производиться продажа земельного участка, в расчет принимается соответствующая дифференцированная ставка земельного налога.

2. Статья 36 (часть 1) Конституции Российской Федерации устанавливает, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, правовое регулирование порядка и условий приватизации земель, включая определение выкупной цены земли, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункты "в" и "к" пункта 1 статьи 24 Устава Свердловской области).

Собственники объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают исключительное право на их приватизацию в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами (часть 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации). Стоимость земельного участка определяется исходя из его размеров и цены земли за единицу площади земельного участка, причем право устанавливать цену земли предоставлено субъекту Российской Федерации (статья 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). При этом цена земли определяется по каждому населенному пункту установлением коэффициента кратности (в пределах его минимального и максимального значения) к ставке земельного налога.

В оспариваемом положении вместо содержащегося в названном Федеральном законе понятия "ставка земельного налога" употребляется понятие "дифференцированная ставка земельного налога". Согласно действовавшему в период принятия данного положения законодательному регулированию, дифференцированными ставками земельного налога признавались ставки, утвержденные органами местного самоуправления городов с учетом местоположения и градостроительной ценности той или иной зоны территории муниципального образования. Ставки налога на земли сельскохозяйственного использования в пределах городской черты устанавливались в двукратном размере ставок налога на сельскохозяйственные угодья и понятием "дифференцированные ставки земельного налога" не охватывались (статья 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю", статья 5 Закона Свердловской области "О плате за землю на территории Свердловской области"). В городе Екатеринбурге дифференцированные ставки земельного налога по оценочным зонам в зависимости от градостроительной ценности территории были утверждены решением Екатеринбургской городской Думы от 26 сентября 1996 года N 5/1 (пункт 1.3, приложение N 3), а ставки налога на земли сельскохозяйственного использования для ЗАО "Чкаловское" устанавливались в приложении N 4 к данному решению.

Согласно статье 72 (часть 1) Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого положения, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

В период своего принятия оспариваемое положение имело самостоятельное нормативное содержание, уточняющее федеральное регулирование и отличающееся от норм федерального законодательства: общая норма федерального закона о том, что земельные участки, занятые объектами недвижимости, покупаются по цене, кратной к ставке земельного налога, в постановлении Правительства Свердловской области была конкретизирована указанием на то, какую именно ставку налога следует использовать при расчете выкупной цены земельных участков.

В настоящее время в связи с изменением налогового законодательства (введением в действие с 1 января 2006 года главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации и признанием утратившими силу соответствующих положений Закона Российской Федерации "О плате за землю" и Закона Свердловской области "О плате за землю на территории Свердловской области") смысловое содержание понятия "дифференцированные ставки земельного налога" изменилось. Согласно статье 394 (пункт 2) Налогового кодекса Российской Федерации, дифференцированными признаются только ставки земельного налога, которые могут устанавливаться представительными органами муниципальных образований в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. То есть Налоговый кодекс Российской Федерации только допускает дифференциацию ставок земельного налога, относя принятие решения об этом на усмотрение муниципальных органов. В городе Екатеринбурге решением Екатеринбургской городской Думы от 22 ноября 2005 года N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" все ставки земельного налога установлены в процентах от кадастровой стоимости земельных участков и подразделяются в зависимости от видов разрешенного использования и категории земель, однако дифференцированными они не называются.

Поэтому сохранение в настоящее время в оспариваемом постановлении Правительства Свердловской области утратившего свое прежнее регулятивное содержание термина "дифференцированная ставка земельного налога" не обеспечивает его однозначное понимание, дезориентирует правоприменителей, может привести к произвольной реализации на практике и тем самым создает препятствия в осуществлении конституционного права частной собственности на землю, вводит необоснованные ограничения для хозяйственной деятельности и противоречит статьям 2 и 102 (пункт 2) Устава Свердловской области. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в его решениях (постановления от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 11 марта 1998 года N 8-П, от 16 марта 1998 года N 9-П, от 15 июня 1998 года N 18-П и других), неопределенность правовой нормы, влекущая возможность ее произвольного истолкования и нарушающая конституционный принцип равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации), является основанием для ее дисквалификации.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьей 59 (пункт 4) Устава Свердловской области, статьями 8, 76, 77, 78, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд

постановил:

1. Признать пункт 2 постановления Правительства Свердловской области от 1 февраля 2002 года N 71-ПП "Об установлении цены находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, расположенных на территории Свердловской области, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" в части, устанавливающей, что при определении размера выкупной цены, по которой будет производиться продажа земельного участка, в расчет принимается соответствующая дифференцированная ставка земельного налога, не соответствующим Уставу Свердловской области, его статьям 2 и 102 (пункт 2).

2. Прекратить производство по делу в части соответствия Уставу Свердловской области подпункта 1 абзаца 5 Методики расчета цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Свердловской области, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 1 февраля 2002 года N 71-ПП.

3. Настоящее постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

4. Настоящее постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области".

   Уставной суд
     Свердловской области


Электронный текст документа
подготовелен АО "Кодекс" и сверен по:
Собрание законодательства Свердловской области,
N 2-4, 13.06.2007