ЗАКОН
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 04 мая 2007 года N 50-ЗАО
Об окружной целевой программе "Создание системы кадастра недвижимости в Ямало-Ненецком автономном округе (2007 2011 годы)"
Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
18 апреля 2007 г.
Документ утратил силу:
-законом автономного округа от 18.12.2009 N 116-ЗАО
Утвердить окружную целевую программу "Создание системы кадастра недвижимости в Ямало-Ненецком автономном округе (2007 - 2011 годы)".
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Ю.В.Неёлов
от 4 мая 2007 г. N 50-ЗАО
ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Создание системы кадастра недвижимости в Ямало-Ненецком автономном округе (2007 - 2011 годы)"
Наименование Программы | Окружная целевая программа "Создание системы кадастра недвижимости в Ямало-Ненецком автономном округе (2007 - 2011 годы)" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Соглашение от 24 мая 2006 года.N С-12/43/06-35/21 между Федеральным агентством к адастра объектов недвижимости и администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа о взаимодействии в рамках реализации подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)" (в ред. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200800534.doc ); |
Государственный заказчик Программы | Департамент информационных технологий и связи Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент информационных технологий и связи) (в ред. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200800534.doc ); |
Ответственные за выполнение мероприятий | департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент строительства) (в ред. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200800534.doc ); |
Разработчики Программы (в ред. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200800534.doc ) | Департамент информационных технологий и связи; |
Цели и задачи Программы | Цели: |
Сроки и этапы реализации (с изм. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200800534.doc ) | Программа рассчитана на 2007 - 2011 годы и ее реализацию планируется осуществить в три этапа: |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели по этапам реализации Программы (в ред. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200900266.doc ) | Уровень информационного наполнения государственного кадастра недвижимости Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ); |
Основные направления реализации мероприятий (в ред. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200800534.doc ) | Создание инфраструктуры пространственных данных государственного кадастра недвижимости (создание единой цифровой картографической основы государственного кадастра недвижимости). |
Объемы и источники финансирования (в ред. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200900266.doc ) | В 2007 - 2011 годах общий объем финансирования Программы составит - 257,958 млн рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности (с изм. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200800534.doc ) | Комплексная реализация предлагаемых программных мероприятий позволит: |
Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Программа направлена на создание системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики эффективного и рационального использования и управления земельными ресурсами и иной недвижимостью в интересах укрепления национальной экономики, повышения благосостояния граждан, обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирования полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, а также на совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В настоящее время рынок информации по земле и недвижимости фактически не регулируется. Большое количество финансовых средств разрозненных заказчиков "распыляется" на проведение геодезических и изыскательских работ и изготовление картографического материала, который разрознен, не сводим в единую систему координат и представляет только локальный интерес.
На территорию автономного округа в разные годы, начиная с 1952 по 1976 годы, составлены топографические карты в масштабных рядах М 1:25 000 - 1:100 000. В последующие годы и в настоящее время работы по обновлению картографического материала инициировались и инициируются различными заинтересованными лицами для решения собственных вопросов и по отдельно взятым территориям в разных масштабах и различных системах координат. Получаемый картографический материал носит локальный характер и, как правило, не взаимоувязан между собой и не сведен в единую систему координат.
В связи с ускоренным темпом развития региона (особенно в последние десятилетия) имеющаяся информация на картографическом материале утрачивает актуальность и требует обновления с учетом требований ведения государственного кадастрового учета земельных участков и объектов недвижимости.
Состояние государственной геодезической сети автономного округа отвечает необходимым требованиям только на 60%. Пункты государственной геодезической сети сохранены, как правило, только в обжитых районах автономного округа.
Кроме того, отсутствие современной крупномасштабной (М 1:25 000 - 1: 10 000) цифровой картографической основы государственного кадастра недвижимости создает определенные проблемы при формировании объекта недвижимости, его постановки на государственный кадастровый учет и регистрации соответствующих прав.
Для осуществления земельного контроля требуется централизованное проведение работ по формированию единого координатного пространства автономного округа, основанного на единой актуальной цифровой картографической модели М 1:10 000 для развитых и перспективных к освоению районов автономного округа и М 1:25 000 по остальным территориям. По населенным пунктам автономного округа целесообразно создание цифрового картографического материала в масштабных рядах М 1:500 - 1:2000.
Также необходимо создать систему мониторинга создаваемой единой картографической основы для актуализации сведений об объектах недвижимости, хранящихся в базах данных.
В настоящее время на территории автономного округа действует не менее четырех ведомственных систем учета объектов недвижимости. Сведения об объектах содержатся в базах данных государственного земельного кадастра, технического учета объектов градостроительной деятельности, а также водного, лесного и других кадастрах. Мониторинг данных об объектах недвижимости и картографических материалов, на которых они базируются, осуществляется каждым ведомством самостоятельно в соответствии с ведомственными требованиями.
Анализ имеющихся сведений об учтенных земельных участках и объектах недвижимости показывает, что имеется немало неточностей и погрешностей в данных по одним и тем же объектам, а также дублирование информации о них в различных ведомствах. В качестве основных причин можно выделить следующие:
различия в идентификации объектов и субъектов права в различных ведомствах, осуществлявших учет земель и объектов недвижимости;
отсутствие единообразия в процедурах учета и структурах баз данных по объектам недвижимости в организациях, осуществляющих формирование и учет объектов недвижимости;
многократное, ручное внесение данных об объектах недвижимости в разрозненные информационные базы;
сложность проверки непротиворечивости информации и взаимного расположения объектов недвижимости в информационных системах учета.
Все это приводит к существенному увеличению временных затрат правообладателей при учете земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости и регистрации прав на них.
В автономном округе существует три уровня технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости - муниципальный, окружной и федеральный. На каждом уровне существует своя система учета объектов, что приводит к разрозненности, дублированию и несовместимости одних и тех же данных.
Еще одной проблемой в сфере земельно-имущественных отношений остается неурегулированность вопросов, связанных с формированием системы имущественных налогов.
Эффективность принятия управленческих решений по владению, пользованию и распоряжению недвижимым имуществом непосредственно зависит от наличия информации о его рыночной стоимости, которая в течение времени постоянно изменяется.
Сведения о ценности недвижимого имущества позволяют принимать обоснованные решения о приватизации имущества, сдаче его в аренду или совершении с ним иных сделок, планировать доходы в бюджеты от использования имущества, а также анализировать расходы из бюджетов по его содержанию.
Однако в настоящее время разрабатывать упреждающие управленческие решения по распоряжению недвижимостью и оперативно прогнозировать ее стоимость проблематично, в связи с тем, что:
кадастровая оценка основной бюджетообразующей категории земель - земель поселений - проводилась в 2002 году, земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда - в 2004 году, земель промышленности - в 2005 году. На сегодняшний день, учитывая темпы и специфику развития муниципальных образований автономного округа, требуется провести работы по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель;
процедура независимой оценки объектов недвижимости осуществляется непосредственно при совершении сделки с объектом недвижимости. В данном случае необходимо адаптировать разработанную методику проведения массовой оценки объектов недвижимости к условиям автономного округа.
Формирование системы кадастра недвижимости в автономного округе повлечет за собой увеличение объемов работ, выполняемых Управлением Роснедвижимости по Ямало-Ненецкому автономному округу, что в свою очередь потребует территориального объединения служб и внедрения в их деятельность современных технологий.(в ред. от 25.09.2008 г. N 81-ЗАО).
Необходимо будет реализовать ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности работы Управлением Роснедвижимости по Ямало-Ненецкому автономному округу, а именно строительство нового здания, техническое, технологическое и программное оснащение служб и подготовку высококвалифицированных специалистов (в ред. от 25.09.2008 г. N 81-ЗАО).
С 1997 года в автономном округе ведется работа по формированию территориальных банков данных разной информационной направленности, в том числе недропользование, природопользование, социально-экономические параметры, недвижимости и имущества. Геоинформационной основой для параметров, содержащихся в базах данных территориальных банков данных, служит цифровая проблемно-ориентируемая модель местности на территорию автономного округа М 1:100 000.
При создании цифровой картографической основы государственного кадастра недвижимости М 1:10 000 и М 1:25 000 потребуется проведение работ по слиянию сведений, имеющихся в базах данных территориальных банков данных автономного округа, с новой цифровой картографической основой, базирующейся на едином координатном пространстве. Для использования и поддержания в актуальном состоянии единой цифровой картографической основы государственного кадастра недвижимости необходимо создать систему ее мониторинга и разработать для этого регламентирующие документы.
Ресурсоемкость решаемых в рамках Программы задач потребует четкой межведомственной координации и управления, согласованного по времени и объемам привлечения средств федерального бюджета и окружного бюджета.
Осуществление программных мероприятий будет содействовать созданию государственного кадастра недвижимости, одной из основополагающих инфраструктур автономного округа в части проведения государственной политики по обеспечению эффективного и рационального использования земли и иной недвижимости как важнейшего стратегического ресурса в интересах укрепления экономики региона.
Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
создание условий обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество;
совершенствование системы налогового администрирования, создание полного и достоверного источника информации, используемого в целях налогообложения;
совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Основными задачами Программы являются:
создание единой системы государственного кадастрового учета, обеспечивающей индивидуализацию и идентификацию объектов недвижимости;
информационное наполнение государственного кадастра недвижимости;
развитие института налоговой оценки объектов недвижимости, проведение кадастровой оценки объектов недвижимости;
сокращение временных издержек при государственном кадастровом учете объектов недвижимости и предоставления сведений из государственного кадастра недвижимости;
создание механизма доступа к информационным ресурсам государственного кадастра недвижимости.
Программа рассчитана на период 2007 - 2011 годы, ее реализацию планируется осуществить в три этапа: I этап - 2007 год; II этап - 2008 - 2009 годы; III этап - 2010 - 2011 годы.
На первом этапе (2007 год) планируется:
начать работы, связанные со строительством административного здания для Управления Роснедвижимости по Ямало-Ненецкому автономному округу (в ред. от 25.09.2008 г. N 81-ЗАО);
начать работы по созданию инфраструктуры пространственных данных государственного кадастра недвижимости (создание единой цифровой картографической основы государственного кадастра недвижимости), в том числе: приобретение исходных космических снимков, проведение аэросъемочных работ, выполнение наземного комплекса работ, начало обработки полученных материалов (с изм. от 25.09.2008 г. N 81-ЗАО);
начать работы по инвентаризации архивов организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства (данный абзац утратил силу от 25.09.2008 г. N 81-ЗАО);
проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель поселений (с изм. от 25.09.2008 г. N 81-ЗАО);
начало работ по кадастровой оценке объектов недвижимости (массовая оценка, подготовка экспертных заключений, определение показателей стоимости объектов недвижимости) (данный абзац утратил силу от 25.09.2008 г. N 81-ЗАО);
анализ баз данных территориальных банков данных в целях конвертирования сведений в геопространственные базы данных (данный абзац утратил силу от 25.09.2008 г. N 81-ЗАО).
На втором этапе (2008 - 2009 годы) планируется:
продолжить работы по созданию инфраструктуры пространственных данных государственного кадастра недвижимости (создание единой цифровой картографической основы государственного кадастра недвижимости) (в ред. от 25.09.2008 г. N 81-ЗАО);
на основе полученных материалов в 2007 году для создания инфраструктуры пространственных данных государственного кадастра недвижимости (создание единой цифровой картографической основы государственного кадастра недвижимости) выполнить работы по формированию цифровых ортофотопланов;
выполнить мероприятия по формированию единого координатного пространства автономного округа и технической базы с целью его поддержания (формирование стационарных базовых GPS-станций);