Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2027 года

3. Сценарии и факторы социально-экономического развития Республики Бурятия


На основе стратегического анализа факторов внутренней и внешней среды, во многом определяющих приоритеты социально-экономического развития, может быть выделен набор типовых сценариев социально-экономического развития Республики Бурятия.

Набор возможных сценариев может быть описан как результат выбора для руководства и основных субъектов экономической деятельности Республики в рамках двух альтернатив:

выбор между преимущественной ориентацией на повышение конкурентоспособности территории и/или углубляющейся экономической зависимостью от процессов, происходящих вовне - как в Байкальском регионе, так и в более широком макроэкономическом контексте;

выбор между продолжающейся диверсификацией экономики (с отсутствием отраслей-лидеров), с одной стороны, и стимулированием (или созданием) крупных игроков и следующих вслед за ними крупных инвестиционных проектов, что может быть основой для "сильного" позиционирования на востоке Российской Федерации, с другой.

Выбор в обоих случаях не является однозначным и обладает своим набором плюсов и минусов.

Представленные модели, строго говоря, не являются сценариями - это, скорее, те возможности и перспективы, на которые можно ориентироваться в случае принятия того или иного сценарного плана. Реальные сценарии, с опорой на ту или иную базовую модель, всегда будут сочетать элементы различных возможностей, собирая в управленческое и политическое единство наиболее целесообразную комбинацию проектов и мероприятий.

Для понимания возможностей и угроз, характерных для каждого из основных направлений развития необходимо рассмотреть типовые (модельные) сценарии:

Сценарий 1 - "Инерционное развитие"

Сценарий 2 - "Догоняющая индустриализация"

Сценарий 3 - "Эколого-технологическое развитие"

    3.1. Сценарий инерционного развития

Инерционный сценарий предполагает эксплуатацию уже сложившихся в Республике в предыдущие периоды видов деятельности с незначительной модернизацией существующих производств, которая будет зависеть, прежде всего, от политики федерального центра, действий соседних регионов и стран, а также интересов крупных национальных и, возможно, иностранных корпораций. При этом сохранятся основные тенденции уже сложившейся социально-экономической ситуации.

Востребованность основных сырьевых ресурсов (минеральных и лесных) можно прогнозировать на основе опубликованных намерений "игроков" национального и международного уровня. Так, в частности, с высокой долей вероятности можно предположить рост доли атомной энергетики в российском и международном топливно-энергетическом балансе и, соответственно, медленный рост спроса на урановую руду и сопутствующие материалы. В этой связи имеются неплохие перспективы разработки урановых месторождений Республики Бурятии.

В этом же горизонте лежит перспектива роста значения угля в мировом топливно-энергетическом балансе. Принципиальной демонстрацией уровня перспективности угля, как энергоносителя, является долгосрочный (на 100 лет) прогноз мировой структуры энергопотребления выполненный Международным институтом прикладного системного анализа в рамках проекта Глобальные энергетические перспективы. Высокая доля угля в структуре энергоресурсов сохранится еще очень долго и, соответственно, ставка на уголь уже сейчас полностью обоснована.

Рынок цветных металлов, по всем экспертным оценкам, является неустойчивым в долгосрочной перспективе и не может рассматриваться в качестве стратегической ставки. Лесной комплекс будет испытывать продолжающееся давление со стороны экологических стандартов, приобретающих международную значимость, что, в свою очередь, будет препятствовать привлечению инвестиций в сегмент глубокой переработки и производства "конечной" продукции.

Основной характеристикой инерционного сценария является практически полная зависимость социально-экономических процессов от внешней конъюнктуры, влиять на которую правительство республики не сможет при любом повороте событий.

Однако инерционный сценарий вполне может обеспечить Республике Бурятия небольшой, но стабильный экономический рост (в рамках общенациональных тенденций) прежде всего в таких видах деятельности как добыча полезных ископаемых (особенно урана и каменного угля), а также в лесопромышленном кластере, но с переработкой древесины вне границ республики.

Хорошие перспективы для развития имеет кластер кремневых технологий, направленный на создание альтернативной (солнечной) энергетики в республике, а также экспорта полуфабрикатов и даже готовых солнечных установок в масштабах России и, возможно, СВА. Однако развиться до полноценного высокотехнологичного кластера при "внешнем управлении" ему вряд ли удастся.

Наряду с этим, получит умеренное развитие туристско-рекреационный комплекс в связи с созданием профильной особой экономической зоны (ОЭЗ) на берегу озера Байкал, который частично будет связан или даже находится в конкурентных отношениях с аналогичной ОЭЗ в Иркутской области.

Развитие туризма в прибрежной зоне Байкала создаст благоприятные условия для развития агропищевого кластера, продукция которого будет востребована ОЭЗ туристско-рекреационного типа.

Однако существует высокая вероятность того, что уже в среднесрочной перспективе усиленная разработка минеральной базы, с одной стороны, и ставка на расширение туристической деятельности войдут в серьезное системное противоречие, взаимно понижая капитализацию друг друга.

Заказы на авиационную и железнодорожную технику становятся предметом острейшей конкуренции между российскими производителями.

При отсутствии на территории Бурятии крупных инфраструктурных и промышленных проектов сложно будет выровнять пространственный дисбаланс. Вероятнее всего он будет нарастать. Человеческие и другие ресурсы будут концентрироваться в Улан-Удэ и его пригородах, в районе города Кяхты, где высока вероятность создания зоны приграничной торговли. Благополучие Северобайкальска будет зависеть от возникновения в зоне БАМа крупных промышленных или инфраструктурных объектов, а также от установления успешных кооперативных связей с Иркутской областью. Пространственное развитие остальных территорий может быть связано только с разработкой природных ресурсов.

Все это вряд ли позволит существенно улучшить социальную обеспеченность населения республики на большей части территорий республики, т.е. социальное развитие останется в сильной зависимости от решений федерального центра. Кроме того, можно ожидать возникновения проблем с бюджетной обеспеченностью поселений (и территорий), находящихся вдали от городов и основных транспортных коммуникаций.

В долгосрочной перспективе придется принимать решение о ликвидации значительной части поселений, находящихся вдали от транспортной и энергетической инфраструктур, что потребует разработки программы по переселению людей.

Негативным моментом инерционного сценария является то, что практически так же как и сейчас невостребованным останется историко-культурный потенциал Бурятии, что не позволяет ей найти собственное позиционирование в Байкальском регионе и выполнить миссию, связанную, прежде всего, с поддержанием межкультурной трансрегиональной коммуникации.

Таким образом, в режиме инерционного сценария, характеризующегося продолжением сложившихся тенденций, не представляется возможным выделить сколько-нибудь значимые приоритеты, которые задают конкретный сюжет социально-экономического развития в рамках данного сценария.

Все вышеперечисленное не дает оснований для улучшения инвестиционной привлекательности, привлечение внешних инвестиций, в частности прямых иностранных инвестиций, возможно только за счет принятия решений "внешними управляющими" о создании на территории Республики Бурятия крупных промышленных или инфраструктурных объектов.