Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2027 года

2. Тенденции развития и положение Бурятии в геоэкономическом пространстве


Многие проблемы и перспективы развития Республики Бурятия напрямую зависят или косвенно связаны с макрорегиональным контекстом ее социально-экономического развития. Анализ социально-экономической ситуации в Республике Бурятия и оценку перспектив развития отдельных ее территорий и отраслей хозяйства необходимо дополнить:

- анализом процессов, происходящих в соседних субъектах Российской Федерации;

- оценкой стратегических решений федерального центра относительно "Восточной стратегии" России;

- учетом инфраструктурной и инвестиционной политики стран Северо-Восточной Азии в окружающем их макрорегионе.

    2.1. Стратегические планы развития Байкальского макрорегиона

Иркутская область выбирает стратегию на интенсификацию индустриального развития, с опорой на имеющиеся научно-технологический базис, заложенный во времена СССР, и с внедрением инновационных технологий в промышленность.

Существенным конкурентным преимуществом территории является ее энергообеспеченность, наличие квалифицированных кадров в промышленности, достаточно высокий научный и инновационный потенциал.

Кроме того, Иркутская область, обладая таким экологическим ресурсом, как озеро Байкал, намерена активно использовать его для развития туризма и рекреации.

Важным фактором, способным повлиять на социально-экономическую ситуацию в Прибайкалье, станет создание агломерации "Иркутск-Ангарск-Шелехово". По мнению разработчиков, это позитивно повлияет на миграционные процессы, а также будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности территории.

Однако по прогнозам Иркутская область к 2010 году начнет испытывать дефицит электроэнергии, и ее преимущества по отношению к Бурятии, связанные с более низкими тарифами на электроэнергию, будут нивелированы. В свою очередь инновационная политика, за счет того, что выбран курс на индустриально-сырьевое развитие, может ограничиться внедрением отдельных технологий и разработок в уже имеющиеся производственные комплексы.

Читинская область в качестве основного стратегического приоритета намерена развивать горнодобывающую отрасль на севере региона, в зоне БАМа - Чарский ТПК, в том числе Удоканское, Чинейское, Катугинское, Апсатское, Читкандинское, Голевское и другие месторождения. В 2006 году разработана областная целевая программа "Экология и минерально-сырьевые ресурсы Читинской области (2006-2010 годы)", основные направления которой сохранят свою актуальность и на период до 2020 года.

Не менее важным для области является развитие транспортно-логистического комплекса, поскольку транзитный транспортный коридор на базе российского Транссиба - это стратегическая альтернатива традиционному морскому пути с Дальнего Востока и из Юго-Восточной Азии вокруг Индии и через Суэцкий канал. При этом основной упор делается на реализации высокотехнологичных инфраструктурных проектов - логистических комплексов на магистральных железнодорожных ходах и автодорогах, а также на развитие современных средств связи и телекоммуникаций.

Уже сегодня через станцию Забайкальск перевозится до 70% сухопутных грузов от общего объема товарооборота между Российской Федерацией и КНР. Автомобильный пункт пропуска "Забайкальск" обслуживает до 50% прохождения сухопутных грузов и пассажиров в автомобильном сообщении между Россией и Китаем.

По заявленным приоритетам Читинская область выступает конкурентом Республики Бурятия, прежде всего, с точки зрения создания в обоих субъектах Российской Федерации транспортно-логистического комплекса, ориентированного на восток и юг. Однако Бурятии имеет преимущество, состоящее в "монопольных" связях с Монголией, поэтому при условии развития горнодобывающего комплекса на севере Читинской области часть грузов может пройти по территории Бурятии. В любом случае, развитие транспортно-логистического комплекса в Байкальском регионе, что является общим для Бурятии и Читинской области, возможно только при установлении межрегиональной кооперации и с участием крупных сырьевых корпораций и РАО РЖД.

В настоящее время Республика Бурятия, являющаяся приграничной территорией среди субъектов Российской Федерации, условно образующих Байкальский регион имеет вполне конкурентоспособные показатели. Республика обладает неоспоримыми конкурентными преимуществами в сферах этнокультурного потенциала, природно-экологических ресурсов и выгодного географического положения. Развитие туристической отрасли (кластера) в Бурятии может стать одним из пилотных проектов развития межрегионального сотрудничества, поскольку требует координации усилий Республики Бурятия и Иркутской области (с подключением в перспективе Читинской области с ее привлекательными природными ландшафтами).

Наибольший эффект в плане повышения конкурентоспособности может принести Бурятии разработка возможных способов интеграции с соседями (Иркутской и Читинской областям, возможно и Тывой). Кооперация и интеграция, в частности, могут осуществляться в создании совместных инфраструктурных проектов в сферах энергетики, образования, рынка труда, а также развития туристического кластера, осуществления современной инновационной и культурной политики. Однако это требует поддержки администрации Сибирского федерального округа и федерального центра.