АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2009 года N 672

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

(в редакции постановления Администрации Ростовской области от 29.12.2010 N 426)

В целях обеспечения условий для улучшения демографической ситуации, повышения качества жизни населения Ростовской области постановляю:

1. Утвердить Концепцию демографической политики Ростовской области на период до 2025 года согласно приложению.

2. Министерству труда и социального развития области (Скидан Е.И.):

в срок до 1 марта 2010 года разработать план мероприятий по реализации в 2010-2012 годах Концепции демографической политики Ростовской области на период до 2025 года;

в срок до 1 апреля 2010 года представить на рассмотрение областной межведомственной комиссии по социально-демографическим вопросам план по реализации в 2010-2012 годах Концепции демографической политики Ростовской области на период до 2025 года.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области Бондарева С.Б.

(в ред. постановления Администрации Ростовской области от 29.12.2010 N 426)

Глава Администрации
(Губернатор) области
В.Ф.ЧУБ

     Постановление вносит
     министерство труда
     и социального развития
     области




Приложение
к постановлению
Администрации
Ростовской области
от 16.12.2009 N 672



 КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


      1. Общие положения


Демографическая политика Ростовской области направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации.

Концепция демографической политики Ростовской области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с целями, задачами и положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351.

Концепция основана на общепризнанных принципах и нормах международного права в области народонаселения, Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Ростовской области.

В Концепции определены цель, принципы, задачи и основные направления демографической политики области на период до 2025 года.

Настоящая Концепция опирается на:

основные методические принципы, принятые при разработке Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года;

опыт разработки Областной целевой программы улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008-2010 годы.

Такой подход соответствует, с одной стороны, принципу осуществления областью самостоятельной экономической и социальной политики, с другой стороны, - принципу функционирования региона в едином правовом поле Российской Федерации.


2. Современная демографическая ситуация в Ростовской области и тенденции ее развития


В Российской Федерации Ростовская область выделяется не только природно-ресурсным и экономическим, но и многонациональным демографическим потенциалом. По численности населения область занимает шестое место среди 83 субъектов Российской Федерации.

Современная демографическая ситуация в Ростовской области сформировалась под влиянием политических, социально-экономических процессов в Российской Федерации, а также демографических процессов, происходивших в предыдущие десятилетия.

Экономическая и социальная политика, проводимая в области, в значительной мере способствовала сдерживанию развития демографического кризиса.

Координация реализации мер по улучшению демографической ситуации в области осуществляется в рамках работы областной межведомственной комиссии по социально-демографическим вопросам и рабочей группы по вопросам демографической политики в составе комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике в Ростовской области. К полномочиям этих коллегиальных органов отнесены рассмотрение наиболее проблемных вопросов и разработка рекомендаций по их решению.

В области сложилось тесное взаимодействие государственных органов с общественными организациями и научными учреждениями в области регулирования демографических процессов. Принимаемые меры в соответствии с Областной целевой программой улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008-2010 годы позволили за последние 4 года:

увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни. За 2008 год он составил 68,9 года (в том числе мужчин - 63,3 года, женщин - 74,5). Это на 1 год выше среднего показателя по Российской Федерации - 67,9 года;

обеспечить рост количества родившихся на 6,3 тыс. человек (или на 15,8 процента);

снизить число умерших на 4,9 тыс. человек (или на 7,2 процента);

значительно сократить младенческую смертность с 14,9 промилле до 10,1 промилле (или на 32,2 процента).

В текущем году позитивные тенденции сохранены и продолжены.

Вместе с тем демографическая ситуация в области недостаточно благополучная.

Численность населения продолжает сокращаться. Это обусловлено высоким уровнем смертности и недостаточным уровнем рождаемости, который не обеспечивает даже простого воспроизводства.

Причинами низкой рождаемости населения помимо перехода семей на малодетность стали материально-бытовые трудности, жилищные проблемы, низкий уровень жизни части населения, невысокий уровень оплаты труда, недостаточное качество оказания медицинской помощи, ухудшение репродуктивного здоровья населения, утрата семейных ценностей, рост числа разводов, большое количество преждевременного прерывания беременности и другие.

Остается высокой смертность граждан в трудоспособном возрасте. В 2008 году удельный вес населения, умершего в трудоспособном возрасте, составил 25,4 процента, из них 80 процентов - мужчин. Так, мужская смертность превышает женскую: в возрасте 25-29 лет - в 3,8 раза, в возрасте 30-34 лет - в 3,3 раза, что нарушает пропорциональное соотношение полов, отрицательно сказывается на уровне брачности населения, трудовом потенциале, благосостоянии семей. Таким образом, в 2008 году из всего числа умерших мужчин 39,2 процента находилось в трудоспособном возрасте, из общего количества умерших женщин - 10,7 процента.

Как и в предыдущие годы, наиболее распространенными причинами смерти населения в 2008 году остаются болезни системы кровообращения (58,9 процента), новообразования (14,0 процента), внешние причины, в том числе несчастные случаи, отравления и травмы (7,1 процента).

Высокая смертность лиц в трудоспособном возрасте во многом зависит от внешних причин и обусловлена ухудшением качества жизни большинства населения относительно периода 1970-80-х годов: некачественным питанием, снижением доступности медицинской помощи, связанной с коммерциализацией услуг здравоохранения, высокой стоимостью лекарств, неблагополучной экологической ситуацией. Перечисленные факторы ухудшают здоровье населения, что приводит к преждевременной смерти. Немаловажной предпосылкой высокой смертности является и нездоровый образ жизни значительной части населения. Алкоголизация, наркомания, табакокурение повышают вероятность преждевременной смерти населения.

В воспроизводстве населения в современных условиях определенную значимость приобретает миграция. За последние годы в миграционных процессах произошли существенные изменения. До середины 90-х годов миграция развивалась нарастающими темпами. Причем приток мигрантов в Ростовскую область заметно превышал отток. В указанные годы миграционный прирост сыграл значительную роль в сохранении численности населения от уменьшения. В 1994 году положительное сальдо миграции достигло максимального значения - 55,8 тыс. человек.

В последующие годы приток населения в область стал постепенно сокращаться, и с 2004 года сальдо миграции приняло отрицательное значение. Хотя его размеры невелики, тем не менее это способствовало сокращению населения. Убыль складывалась в основном за счет межрегиональной миграции.

С 2008 года миграционный отток сменился миграционным приростом и составил 5,4 тыс. человек. В I полугодии 2009 года положительная тенденция сохранилась, и прирост составил 2,0 тыс. человек.

В перспективе прогнозируется дальнейшее старение населения области и увеличение доли старших возрастов в общей численности населения к 2013 году до 25,3 процента, коэффициент смертности может возрасти до 16,2 промилле (на 7,3 процента).

Несмотря на предполагаемый рост уровня рождаемости на 3,9 процента, сохранится превышение смертности над рождаемостью. Вследствие чего продолжится снижение численности населения области и к концу 2012 года прогнозируется сокращение количества жителей до 4183,5 тыс. человек, что ниже уровня 2008 года (4241,8 тыс. человек) на 1,4 процента.

Таким образом, анализ современной демографической ситуации и тенденций ее развития свидетельствует о том, что в Ростовской области происходит сокращение абсолютной численности населения. В дальнейшем это приведет к снижению численности трудоспособного населения. Концепция предполагает развитие системы социально-экономических мер, направленных на уменьшение отрицательных последствий сокращения трудовых ресурсов, значительных демографических, экономических и социальных потерь.


 3. Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Ростовской области на период до 2025 года


Целями демографической политики Ростовской области на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2016 году и создание условий для ее роста к 2025 году, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2016 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

В основу демографической политики Ростовской области положены следующие принципы:

комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;

концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;

своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;

координация действий областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Основными задачами демографической политики Ростовской области на период до 2025 года являются:

сокращение уровня смертности не менее чем в 1,3 раза, прежде всего граждан в трудоспособном возрасте;

сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 1,5 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития области, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя:

сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;

улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и областных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;

сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;

сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;

сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;

сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а также за счет скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;

сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения;

внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;

повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.

Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя:

повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно-ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;

обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья;

проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»