Недействующий

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 30 января 2003 года N 735


О Концепции государственной кадровой политики Республики Саха (Якутия)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Указа Президента РС(Я) от 30.12.2011 N 1170.
____________________________________________________________________



В целях проведения единой государственной кадровой политики по обеспечению эффективной реализации основных направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной кадровой политики Республики Саха (Якутия).

2. Руководителям министерств и ведомств, государственных предприятий и организаций, акционерных обществ с долей государственного участия в уставном капитале, главам муниципальных образований на основе данной Концепции разработать кадровые программы по реализации ее положений.

3. Контроль за исполнением данного Указа возложить на Департамент по подбору, расстановке кадров и государственной службы Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) (Куприянов Ю.С.).

Президент
Республики Саха (Якутия)
В. Штыров

     

Утверждена
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 30 января 2003 года N 735

Концепция
государственной кадровой политики Республики Саха (Якутия)


Настоящая концепция государственной кадровой политики РС (Я) (далее - концепция) содержит систему ведущих идей и взглядов, раскрывающих цели, задачи, приоритеты и принципы государственного регулирования кадровых процессов и отношений. Она призвана служить ориентиром для органов власти и самостоятельно хозяйствующих субъектов управления в работе с кадрами.

Концепция определяет систему кадрового обеспечения реализации основных направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), осуществления правовой и административной реформ, Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации.

I. Состояние трудового потенциала и его соответствие потребностям стратегии устойчивого развития Республики Саха (Якутия)


Прошедшие за истекшее десятилетие изменения в социально-экономическом и общественно-политическом развитии в России (изменение государственности и экономического строя, разгосударствление и приватизация значительной части собственности, децентрализация государственного управления и др.) имеют как позитивные так и негативные последствия. Конституционно закреплены права каждого гражданина заниматься предпринимательством, свободно выбирать вид, время и место своей трудовой деятельности, обозначился приток молодых в высшие сферы государственной власти и руководство крупными фирмами, банками и др. Но в то же время произошла дезорганизация кадровых процессов и отношений: многие стали трудиться не по специальности, сотни тысяч специалистов покинули страну, разрушилась десятилетиями сложившаяся система межрегиональной ротации, усилилась неуправляемая миграция кадров из стран ближнего зарубежья, что до сих пор обостряет проблему безработицы. Фактически исчерпала себя политика экстенсивного развития кадрового потенциала.

Эти отрицательные явления тяжело сказались на формировании и использовании кадрового потенциала, в том числе и в Республике Саха (Якутия).

В настоящее время общая численность населения республики составляет 982,9 тысяч жителей (в 1992 г. - 1135 тыс.). Экономически активное население - 519,1 тыс.

Крайне суровые климатические условия Севера для жизнедеятельности людей, их трудовой деятельности, высокая стоимость жизни создают большие трудности в решении вопросов занятости, стабилизации трудовых коллективов на предприятиях и в организациях. За последние годы наблюдался значительный отток населения в другие регионы. Это актуализирует задачу закрепления кадров, особенно из местного населения.

Несмотря на возрастающую потребность в квалифицированных кадрах, в республике удельный вес безработных составляет 6,6% (в 1992 - 3,4%).

В республике пока еще сильны экономические позиции государства: лица, занятые в государственных и муниципальных организациях, составляли в 2000 году - 52,0%, в смешанных формах собственности - 18,2% (в России - 18%), в частных организациях - 29,1% (в России - 45%).

На сегодня среди особенностей, негативно влияющих на кадровую ситуацию в республике отмечаются следующие:

- структурная и территориальная несбалансированность рынка труда: большинство трудовых ресурсов республики сосредоточено в городах и поселках, возникших на базе крупных предприятий и добывающих производств;

- несоответствие подготовленных кадров по количеству, номенклатуре профессий потребностям рынка, острый недостаток специалистов высшего и среднего звена по техническим специальностям;

- отсутствие устойчивых механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг, гибкой и оперативной системы взаимодействия всех уровней системы профессионального образования с работодателями;

- слабая работа по профессиональной ориентации молодежи и незанятого населения, вследствие чего наблюдается потеря интереса большинства молодежи к рабочим профессиям, в том числе к наиболее востребованным на рынке труда;

- низкая закрепляемость молодых специалистов в улусах, особенно в северных.

Тем не менее, несмотря на возникшие за последние годы проблемы, в республике удалось удержать под контролем кадровую ситуацию, блокировать развитие ряда негативных тенденций. Это стало возможным потому, что была сохранена и демократически обогащена система государственного воздействия на кадры всех сфер и уровней. Одной из особенностей республики является установление тесного сотрудничества республиканских органов власти и территориальных структур федеральных органов. Это создает благоприятные возможности для согласования решений кадровых вопросов. Такая практика позволила сконцентрировать использование финансово-материальных и трудовых ресурсов на решении приоритетных для республики задач. Ныне это связано с кадровым обеспечением перспективного развития приоритетных отраслей экономики.

Одним из приоритетных направлений кадровой политики РС (Я) было и является кадровое обеспечение государственной и муниципальной службы.

На сегодня предотвращен форсированный рост государственных служащих, особенно в органах исполнительной власти.

Значительная часть работников, замещающих государственные должности, находится в наиболее дееспособном возрасте: 60,7% - в возрасте от 30 до 50 лет, их средний возраст 40 лет, как и в РФ. Однако настораживает то, что работники сельских администраций имеют средний возраст 44 года. Средний возраст работников республиканских органов власти 42 года. Следует обеспечить приток молодых специалистов во все органы власти: сейчас в возрасте до 30 лет - 20,9%.

Существенно увеличился удельный вес лиц в органах государственной власти республики и органах местного самоуправления, имеющих высшее образование - 69,1% (в 1999 г. было 61%), причем в органах исполнительной власти республиканского уровня - 86,8%, в органах законодательной власти - 78,3. Среди лиц, занимающих государственные должности, 35,1% имеют стаж работы в государственных органах более 10 лет, от 5 до 10 лет - 30,4%, от 1 года до 5 лет - 25%, до 1 года - 9,4%.

В государственной кадровой политике республики, в программе ее реализации важно поддержать развитие позитивных тенденций, обратив особое внимание на улучшение качественных параметров кадрового состава аппарата государственных органов, на подготовку работников по перспективным специальностям и специализациям с учетом приоритетных направлений стратегии развития республики, с учетом новых задач и потребностей. В широком плане необходимо повышение качества всего трудового, особенно кадрового потенциала (профессионального, личностного, мотивационного).

Формирование единой системы работы с кадрами всех уровней управления и всех сфер деятельности потребует активизации деятельности и повышения управленческой квалификации всех служб, занимающихся управлением персоналом. Одна из актуальных потребностей дня - обеспечение рационального использования кадров, разработка механизмов (нормативно-правовых, финансовых, организационных и др.) их закрепления на долгосрочную перспективу, стимулирование на эффективный и качественный труд. Кардинальное обновление работы с кадрами связано с оптимизацией структур управления, уточнения их функций и полномочий, повышением персональной ответственности руководителей.

Важно исходить из того, что важнейшей гарантией обеспечения занятости населения, решения проблем подготовки и рационального использования кадровых ресурсов является устойчивое финансово-экономическое положение Республики Саха (Якутия), стабильная социально-политическая обстановка в обществе, авторитет органов власти и высокая эффективность их управленческой деятельности. Через кадры идет возрождение духовности и нравственности людей, народов Республики Саха (Якутия).

II. Основные цели, задачи и принципы государственной кадровой политики Республики Саха (Якутия)


Основными целями государственной кадровой политики Республики Саха (Якутия) являются:

- обеспечение всех участков трудовой деятельности высокопрофессиональными, инициативными и обладающими высокими морально-волевыми качествами работниками в целях успешной и эффективной реализации основных направлений социально - экономического развития Республики Саха (Якутия);

- осуществление максимально эффективного использования интеллектуально-кадрового потенциала, всех трудовых ресурсов республики, их сохранение и приумножение;

- создание более благоприятных условий и гарантий для проявления каждым работником своих способностей, достижения вершин творчества, всемерно стимулируя его профессиональный рост и служебное продвижение, повышение качества и эффективности трудовой деятельности.

Целевые установки государственной кадровой политики республики реализуются посредством решения, прежде всего, следующих задач:

- формирование кадрового потенциала, способного решать задачи нового этапа развития, осуществить модернизацию экономики и общества в соответствии с требованиями нового века;

- организация и повышение качества системной подготовки кадров для государственной и муниципальной службы, отраслей экономики, прежде всего для нефтегазового, лесопромышленного и транспортного комплексов и обеспечение соответствия их количества потребностям развивающегося рынка;

- обеспечение большей согласованности действий всех звеньев государственного управления в кадровой сфере в условиях многоукладной рыночной экономики, налаживание работы по анализу и оптимизации кадровой политики в крупных хозяйствующих субъектах;

- обеспечение потребности в кадрах, прежде всего за счет широкого привлечения местных трудовых ресурсов во все отрасли экономики;

- повышения профессионализма работников органов исполнительной и законодательной власти;

- разработка критериев оценки профессионализма кадров и их внедрение в систему аттестации кадров;

- разработка системы стимулирования добросовестного и творческого труда и закрепления работников в организациях;

- создание эффективных служб управления персоналом на всех уровнях.

Реализация этих задач возможна на основе соблюдения в кадровой политике ряда основных принципов:

- научности и реалистичности в определении потребностей в кадрах и возможностей их удовлетворения;

- системности, обусловливающей органическое единство целей, принципов, методов и технологий работы с кадрами;

- единства государственных и региональных интересов и потребностей;

- опережения, исходящего из перспектив социального прогресса, изменения характера труда и социально-экономических преобразований;

- демократичности, социальной справедливости решения кадровых проблем;

- гармоничного сочетания интересов человека, государства и общества, формирующего высокую духовность;

- правовой обоснованности, устанавливающей верховенство закона в решении кадровых вопросов, запрещающей любые формы ограничения конституционных прав человека на труд по признакам политической, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

- постоянной обновляемости кадров в сочетании с их преемственностью, направленных на достижение позитивной стабилизации кадров, использования способностей работников разных возрастов.

Изложенные принципы придают государственной кадровой политике республики целостность, сущностную определенность и необходимый прагматизм. Они создают возможность гибкого воздействия государства на все кадровые процессы, обеспечивают единство требований профессионализма, гражданственности и стабильности.

Государство, его республиканские органы власти, как главные субъекты разработки и реализации кадровой политики, имеют легитимное право и возможности своевременно определять и корректировать цели и текущие задачи совершенствования работы с кадрами, обеспечивать на уровне современных требований профессионализм кадров, особенно управленческих, на основе создания единого образовательного и информационного полей, разработки основ нормативно-правового регулирования кадровых процессов и отношений. Важно максимально эффективно использовать эти возможности на основе расширения управления и расширения сотрудничества государственных и предпринимательских структур, использования региональных ресурсов.

III. Приоритетные направления реализации государственной кадровой политики


Главным смыслом реализации государственной кадровой политики является кадровое обеспечение стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), укрепления ее государственности, создания лучших условий жизнедеятельности населения и повышения качества жизни.

Исходя из общегосударственных и республиканских интересов, учитывая насущные потребности развития Республики Саха (Якутия), считать приоритетными направления реализации ее кадровой политики:

- обеспечение высококвалифицированными кадрами государственной и муниципальной службы;

- развитие сотрудничества государственных и предпринимательских структур в кадровом обеспечении рыночной экономики, в регулировании рынка труда, стимулирование условий для создания новых рабочих мест на производстве, в сфере услуг за счет развития приоритетных отраслей экономики и малого бизнеса;

- создание системы непрерывного и массового профессионального обучения кадров, всех работающих;

- совершенствование технологий управления персоналом.

Приоритетным направлением реализации кадровой политики РС (Я) является кадровое обеспечение государственной и муниципальной службы, как важнейшего механизма государственного управления.

В республике сложились основы и успешно взаимодействуют федеральная государственная служба и республиканская государственная служба, идет становление муниципальной службы. Однако еще нет целостности этой деятельности, она реализуется как служба в отдельном органе, недостаточны ее эффективность и общественный престиж. В кадровой политике в системе государственной и муниципальной службы наблюдается непоследовательность, низка эффективность ряда кадровых технологий.

Государственная кадровая политика призвана сыграть решающую роль в формировании высокопрофессионального, компактного, стабильного, оптимально сбалансированного аппарата государственных и муниципальных органов, способного последовательно и экономично обеспечивать реализацию функций государства, повышение эффективности экономики и развитие гражданского общества. Этому должны способствовать открытость государственной и муниципальной службы, их подконтрольность государству и обществу, высокая персональная ответственность каждого лица, занимающего государственную или муниципальную должность, замещение этих должностей квалифицированными и добросовестными кадрами, обладающими необходимыми качествами государственного и общественного служения.

Приоритетными направлениями кадровой политики в системе государственной службы являются:

- формирование эффективного механизма подбора и укрепления качественного состава государственных и муниципальных служащих;

- повышение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих;

- совершенствование программ подготовки и профессионального развития государственных и муниципальных служащих. Необходимо значительно активизировать работу республиканских органов власти с персоналом своих аппаратов, внедрение нового стиля его действий.

При реализации кадровой политики в органах государственной власти и управления необходимо обратить внимание на неукоснительное соблюдение действующего законодательства о государственной и муниципальной службе, на строгое исполнение на практике предусмотренных законом правовых норм, требований, технологий и процедур, недопущение формализма, бюрократизма и тем более - коррумпированности кадров.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»