ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2005 года Дело N А08-11197/04-21
[Отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании налоговых санкций в порядке пунктов 1 и 2 ст.119 НК РФ, суд, исходя из положений ст.80 НК РФ, пришел к правильному выводу о том, что расчет сбора не относится к налоговым декларациям]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от налогового органа - не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от общества - не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС по г.Белгороду на решение от 17.12.2004 (судья ...) и постановление апелляционной инстанции от 31.05.2005 (судьи: ...) Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-11197/04-21, установил:
Инспекция МНС РФ по г.Белгороду (в настоящее время - Инспекция ФНС РФ по г.Белгороду, далее - Инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Три медведя" (далее - Общество) о взыскании 77500 руб. налоговых санкций в порядке пунктов 1 и 2 ст.119 НК РФ.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 17.12.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 31.05.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС РФ по г.Белгороду просит отменить решение и постановление суда как принятые в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленных ООО "Три медведя" налоговых расчетов (деклараций) по сбору за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции за 2002-2003 годы, по результатам которой вынесено решение от 01.06.2004 N 188 о привлечении плательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 и п.2 ст.119 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 77500 руб.
На основании решения по результатам проверки налогоплательщику 11.06.2004 выставлено требование N 25839 об уплате налоговой санкции.
Поскольку в добровольном порядке штраф уплачен не был, Инспекция обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу, суд, исходя из положений ст.80 НК РФ, пришел к правильному выводу о том, что расчет сбора не относится к налоговым декларациям, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Согласно ст.4 Закона РФ от 08.01.98 N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции" на плательщиков сбора возложена обязанность ежегодно представлять в налоговые органы налоговый расчет (декларацию) не позднее 15 дней после даты выдачи лицензии.
В силу ст.119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
В соответствии с положениями ст.80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Из анализа указанных правовых норм следует, что, говоря о представлении налоговой декларации, законодатель исходит из понятия налога.
Понятие налога и сбора, их отличительные признаки приведены в ст.8 НК РФ, согласно которой под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а под сбором - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включал предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). При этом в данной норме не указано, что налоги и сборы в тексте Кодекса будут называться единым собирательным понятием "налог".
Следовательно, при решении вопроса о правомерности применения налоговым органом ст.119 НК РФ необходимо исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного "сбор".
Если имеется в виду обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, поименованный "сбор", но подпадающий под определение налога, данное в пункте 1 статьи 8 НК РФ, то и непредставление расчета (декларации) по такому сбору будет влечь применение ответственности, предусмотренной данной статьей.
Учитывая, что сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции не подпадает под определение "налога", а значит, относится к неналоговым платежам, то и ответственность за непредставление расчета по указанному сбору в соответствии со ст.119 НК РФ не наступает.
При таких обстоятельствах, выводы суда являются правильными, а решение - законным и обоснованным.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебных актов, принятых в соответствии с нормами материального права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления суда, также не установлено.
В силу указанного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:
Решение от 17.12.2004 и постановление апелляционной инстанции от 31.05.2005 Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-11197/04-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
рассылка