Недействующий


ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

от 24 сентября 1996 года N 67


Об архитектурной деятельности в Республике Хакасия

(с изменениями на 10 ноября 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Хакасия от 25 ноября 2004 года N 95
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Республики Хакасия от 10 ноября 2003 года N 68 (Вестник Хакасии, 20.11.2003, Хакас Чирi, 23.12.2003).

____________________________________________________________________

     
  Глава I. Общие положения

     
Статья 1. Цель и задачи настоящего Закона Республики Хакасия

1. Настоящий Закон Республики Хакасия регулирует отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов в целях обеспечения безопасной, экологически чистой, социально и духовно полноценной, благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества.

2. Настоящий Закон Республики Хакасия направлен на развитие архитектурного искусства, содействие охране произведений архитектуры, памятников истории и культуры, а также природных ландшафтов.

3. Пункт исключен с 20 ноября 2003 года Законом Республики Хакасия от 10 ноября 2003 года N 68. - См. предыдущую редакцию.     

____________________________________________________________________

Пункт 4 предыдущей редакции с 20 ноября 2003 года считается пунктом 3 настоящей редакции - Закон Республики Хакасия от 10 ноября 2003 года N 68.

____________________________________________________________________

3. Настоящий Закон Республики Хакасия принят в соответствии с Федеральным Законом "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации".

Статья 2. Основные понятия


В целях настоящего Закона Республики Хакасия применяются следующие основные понятия:

архитектурная деятельность - профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции (далее - документация для строительства), авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов;

архитектурное решение - авторский замысел архитектурного объекта - его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте;

архитектурный проект - архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, являющаяся результатом творчества архитектора и содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора;

архитектурный объект - здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта;

архитектурно-планировочное задание - комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия;

разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) уполномоченным органом исполнительной власти Республики Хакасия или органами местного самоуправления, в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей природной среде (абзац в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2003 года Законом Республики Хакасия от 10 ноября 2003 года N 68, - см. предыдущую редакцию).

Статья 3. Правовые основы создания архитектурного объекта

1. Заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющее намерение осуществить строительство, реконструкцию (далее - строительство) архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием (пункт в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2003 года Законом Республики Хакасия от 10 ноября 2003 года N 68, - см. предыдущую редакцию).

2. Разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного поселения и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и иных инженерных коммуникаций,

Перечень объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, определяется Правительством Республики Хакасия.

Строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка (или здания, сооружения) и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

3. Архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика (застройщика) органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства (далее - орган архитектуры и градостроительства), в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2003 года Законом Республики Хакасия от 10 ноября 2003 года N 68, - см. предыдущую редакцию).

Архитектурно-планировочное задание должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и другие), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.

Не допускается включение в архитектурно-планировочное задание требований к архитектурным и конструктивным решениям, внутреннему оборудованию, внутренней отделке архитектурного объекта, а также иных требований и условий, ограничивающих права заказчика (застройщика) и автора архитектурного проекта, если такие требования и условия не основаны на положениях действующего законодательства, нормативных правовых актов, градостроительных нормативов, утвержденной градостроительной документации, не обоснованы необходимостью сохранения характера сложившейся застройки города или иного поселения, природной среды и охраны памятников истории и культуры.

Основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания являются заявка заказчика (застройщика) и документы, удостоверяющие его право собственности (право распоряжения) земельным участком, либо разрешение собственника земельного участка на проектирование на этом участке, либо решение Правительства Республики Хакасия или органа местного самоуправления о проектировании в случае, если участок находится соответственно в собственности Республики Хакасия или в муниципальной собственности.

В выдаче архитектурно-планировочного задания может быть отказано, если намерения заказчика (застройщика) противоречат действующему законодательству, нормативным правовым актам, градостроительным нормативам, положениям утвержденной градостроительной документации, правилам застройки города или иного поселения. Отказ в выдаче архитектурно-планировочного задания может быть обжалован заказчиком (застройщиком) соответственно в Правительство Республики Хакасия, орган местного самоуправления и (или) суд.

4. При строительстве отдельных архитектурных объектов, определенных утвержденной градостроительной документацией, а также по решению республиканского или местных органов архитектуры и градостроительства, архитектурно-планировочное задание должно разрабатываться на основе обязательного проведения предпроектных исследований или конкурсов на архитектурный проект. Порядок и условия проведения этих исследований или конкурсов определяется республиканским органом архитектуры и градостроительства.

Конкурс на архитектурный проект проводится с участием общественных организаций архитекторов Республики Хакасия (абзац в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2003 года Законом Республики Хакасия от 10 ноября 2003 года N 68, - см. предыдущую редакцию).

5. Разрешение на строительство выдается соответствующим органом архитектуры и градостроительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обжалован заказчиком (застройщиком) соответственно в Правительство Республики Хакасия, орган местного самоуправления и (или) суд (абзац в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2003 года Законом Республики Хакасия от 10 ноября 2003 года N 68, - см. предыдущую редакцию).

6. Архитектурные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета и средств республиканского бюджета Республики Хакасия, до их утверждения проходят государственную вневедомственную экспертизу в порядке, определенном Правительством Российской Федерации или Правительством Республики Хакасия. Необходимость проведения экспертизы архитектурных проектов, финансируемых за счет граждан или юридических лиц, определяется лицами, осуществляющими финансирование. При этом архитектурные проекты до государственной экспертизы комплексных проектов строительства проходят согласование в органе архитектуры и градостроительства, выдавшем архитектурно-планировочное задание. Экологическая экспертиза проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды. Выдавший архитектурно-планировочное задание орган архитектуры и градостроительства при проверке соответствия решения архитектурного проекта требованиям архитектурно-планировочного задания не вправе проводить экспертизу проекта по вопросам, не включенным в требования архитектурно-планировочного задания и находящимся в компетенции заказчика (застройщика) и автора архитектурного проекта (абзац в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2003 года Законом Республики Хакасия от 10 ноября 2003 года N 68, - см. предыдущую редакцию).

Абзац исключен с 20 ноября 2003 года Законом Республики Хакасия от 10 ноября 2003 года N 68. - См. предыдущую редакцию.

7. Архитектурный проект, учитывающий требования градостроительного законодательства, государственных стандартов в области проектирования и строительства, строительных норм и правил, соответствующих градостроительных нормативов, правил застройки города или иного поселения, задания на проектирование и архитектурно-планировочного задания, является документом, обязательным для всех участников реализации архитектурного проекта в процессе разработки на его основе документации на строительство и создание архитектурного объекта.

Один экземпляр архитектурного проекта и исполнительная документация до утверждения акта о приемке объекта в эксплуатацию сдается на хранение в соответствующий орган архитектуры и градостроительства с последующей передачей указанных документов в государственный архив в порядке, установленном законодательством Российской федерации.

Контроль за реализацией архитектурного проекта осуществляется заказчиком (застройщиком), автором архитектурного проекта, в порядке авторского надзора за строительством архитектурного объекта, инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора, а также соответствующими органами архитектуры и градостроительства.

Глава II. Лицензирование архитектурной деятельности

(Глава исключена с 20 ноября 2003 года
Законом Республики Хакасия от 10 ноября 2003 года N 68. -
См. предыдущую редакцию)

Глава III. Права и обязанности граждан и юридических лиц, осуществляющих архитектурную деятельность

     
Статья 12. Права архитектора и юридического лица

(наименование статьи в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2003 года
Законом Республики Хакасия от 10 ноября 2003 года N 68, - см. предыдущую редакцию)

Архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право (абзац в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2003 года Законом Республики Хакасия от 10 ноября 2003 года N 68, - см. предыдущую редакцию):

запрашивать и получать от соответствующих органов архитектурно-планировочное задание, иные сведения и исходные документы, необходимые для предпроектных исследований, проектирования и строительства архитектурного объекта;

осуществлять защиту согласованных с заказчиком (застройщиком) архитектурных решений при их экспертизе и рассмотрении в соответствующих органах;

участвовать в разработках всех разделов документации для строительства, согласовывая все изменения архитектурных решений принятого архитектурного проекта, или принимать на себя по поручению заказчика (застройщика) руководство разработкой всех разделов документации для строительства;

привлекать на договорной основе к разработке документации для строительства необходимых помощников, консультантов и технических работников, принимая на себя ответственность за объем и качество выполненных ими работ;

представлять и защищать интересы заказчика (застройщика) по его поручению при заключении договора подряда на строительство архитектурного объекта;

оказывать содействие в организации или в проведении торгов (аукционов или конкурсов) для заключения договоров на строительство;

осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта или по поручению заказчика (застройщика) быть его ответственным представителем на строительстве данного объекта, осуществляя контроль за качеством строительных материалов, качеством и объемом выполняемых строительно-монтажных работ и финансовый контроль;

принимать участие в приемке архитектурного объекта в эксплуатацию или по поручению заказчика (застройщика) быть его ответственным представителем при приемке указанного объекта в эксплуатацию;

проводить экспертизу архитектурных проектов и консультации по вопросам инвестирования, строительства и эксплуатации архитектурных объектов, а также выполнять иные функции заказчика (застройщика).

Статья 13. Основные обязанности архитектора и юридического лица

(наименование статьи в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2003 года
Законом Республики Хакасия от 10 ноября 2003 года N 68, - см. предыдущую редакцию)

1. Архитектор и юридическое лицо, при осуществлении архитектурной деятельности обязаны соблюдать (абзац в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2003 года Законом Республики Хакасия от 10 ноября 2003 года N 68, - см. предыдущую редакцию):

законодательство Российской Федерации и законодательство Республики Хакасия в области архитектурной деятельности;

государственные стандарты в области проектирования и строительства;

градостроительные нормативы, строительные, а также экологические нормы и правила;

порядок осуществления градостроительной деятельности на территории Республики Хакасия и правила застройки города или иного поселения;

требования архитектурно-планировочного задания;

требования заказчика (застройщика), изложенные в задании на проектирование, не противоречащие требованиям настоящей статьи.

2. Архитектор, не вправе разглашать информацию о намерениях заказчика (застройщика) по реализации архитектурного проекта без его согласия (пункт в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2003 года Законом Республики Хакасия от 10 ноября 2003 года N 68, - см. предыдущую редакцию).

3. Архитектор, не вправе принимать на себя обязательства ответственного представителя заказчика (застройщика) при заключении договора подряда на строительство, при авторском надзоре за строительством архитектурного объекта и при приемке указанного объекта в эксплуатацию при наличии личной заинтересованности в прибылях подрядной организации, осуществляющей реализацию архитектурного проекта, а также не вправе участвовать в конкурсе на архитектурный проект, являясь членом жюри данного конкурса (пункт в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2003 года Законом Республики Хакасия от 10 ноября 2003 года N 68, - см. предыдущую редакцию).

Статья 14. Договорные отношения в области архитектурной деятельности


Создание, реализация и иное использование архитектурного проекта осуществляется только на основе договоров, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Гарантии деятельности архитектора

1. Органы государственной власти способствуют созданию организационных, ресурсных и иных условий для свободного творчества архитектора, развития архитектурной науки и образования.

2.Федеральный орган архитектуры и градостроительства, республиканский орган архитектуры и градостроительства Республики Хакасия, а также общественные профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов в соответствии с их уставами участвуют в защите прав архитектора и обеспечивают свободу творчества архитектора в пределах своей компетенции.

Глава IV. Авторское право на произведения архитектуры

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»