Недействующий

ЗАКОН


ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 27 января 1997 года N 96-ОД


О противотуберкулезной помощи и защите населения
Волгоградской области от туберкулеза

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Волгоградской области от 2 ноября 2004 года N 954-ОД
____________________________________________________________________


Принят
 областной Думой
16 января 1997 года


Туберкулез в Волгоградской области остается медико-социальной проблемой. За последние годы отмечается рост заболеваемости и смертности от туберкулеза.

За счет высокого уровня временной и стойкой утраты трудоспособности и смертности вследствие заболевания туберкулезом народному хозяйству Волгоградской области наносится существенный экономический ущерб.

Настоящий Закон регламентирует организацию противотуберкулезной помощи населению Волгоградской области, определяет права граждан на защиту от инфекции и социальные гарантии при возникновении заболевания.

 

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Противотуберкулезная помощь и принципы ее оказания

1. Противотуберкулезная помощь населению Волгоградской области включает в себя комплексное координированное проведение мероприятий по борьбе с туберкулезом всеми заинтересованными службами и ведомствами, функционирующими на территории области: противотуберкулезной службой, общей лечебной сетью, медицинской службой УВД, медико-санитарными службами Министерства путей сообщения Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации, ветеринарной службой, службой госсанэпиднадзора, Волгоградской медицинской академией, администрациями области, городов и районов, профсоюзными и общественными организациями.

2. Противотуберкулезная помощь населению Волгоградской области является обязанностью органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления и осуществляется на принципах бесплатности (в соответствии с гарантированным базовым объемом обследования и лечения), общедоступности и равных возможностей.

3. Население Волгоградской области имеет право на дополнительные услуги, сверх установленных лечебно-диагностических стандартов (или не предусмотренные базовым перечнем обязательных медицинских услуг), за дополнительную плату.

4. Противотуберкулезная помощь гражданам России - жителям других областей, оказывается на основании взаиморасчетов с этими территориями (в том числе на договорной основе) либо расчетов с гражданами.

5. Противотуберкулезная помощь лицам, не являющимся гражданами России, оказывается на основании нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство Волгоградской области о
противотуберкулезной помощи и защите населения от
туберкулеза

1. Законодательство Волгоградской области о противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза состоит из настоящего Закона и действующих нормативных актов Российской Федерации.

2. Законодательные и иные правовые акты, принимаемые в Волгоградской области, не могут ограничивать права граждан на защиту от туберкулеза и их гарантии на оказание противотуберкулезной помощи, установленные настоящим Законом.

    

Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ

Статья 3. Организация противотуберкулезной помощи


Противотуберкулезная помощь населению Волгоградской области осуществляется специализированными учреждениями (туберкулезными больницами, диспансерами, кабинетами и санаториями) городов и районов области, включая ведомственные, и учреждениями общей лечебной сети (муниципальными, областными), осуществляющими профилактические противотуберкулезные мероприятия.

Противоэпизоотические мероприятия по туберкулезу организуются и проводятся государственной ветеринарной службой Волгоградской области.

Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют деятельность по контролю за эпидблагополучием по туберкулезу в Волгоградской области в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Головным учреждением Волгоградской области по оказанию противотуберкулезной помощи является областной клинический туберкулезный диспансер, функциональными обязанностями которого являются:

- организационно-методическое руководство туберкулезными учреждениями области и привлечение к проведению противотуберкулезных мероприятий других лечебно-профилактических учреждений независимо от формы собственности;

- консультативная и лечебная помощь больным, направленным туберкулезными и другими лечебно-профилактическими учреждениями области;

- отбор и направление больных в стационары и санатории;

- определение потребности области в больничных, санаторных специализированных койках, в препаратах для лечения и профилактики туберкулеза, флюорографической и рентгеновской пленке, в вакцине БЦЖ и туберкулине;

- сбор и анализ материалов по эпидемиологии туберкулеза в области;

- разработка и внедрение новых форм организации борьбы с туберкулезом;

- ведение учета и отчетности в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Учреждения противотуберкулезной службы независимо от формы собственности выполняют:

- организационно-методическую помощь учреждениям общей лечебной сети в планировании и проведении профилактических мероприятий по туберкулезу (туберкулинодиагностике, вакцинации и ревакцинации БЦЖ, флюорографических осмотров, бактериологического обследования);

- качественное обследование направленных в туберкулезный диспансер лиц с подозрением на туберкулез;

- госпитализацию больных туберкулезом в стационары и санатории, их комплексное лечение;

- диспансерное наблюдение и амбулаторное лечение больных туберкулезом и саркоидозом;

- экспертизу трудоспособности и направление больных на медико-социальную экспертизу;

- подготовку врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений общей лечебной сети и туберкулезных учреждений по вопросам профилактики, диагностики и лечения туберкулеза;

- систематический анализ эпидемиологической обстановки по туберкулезу и эффективности противотуберкулезных мероприятий;

- совместно с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Волгоградской области противоэпидемические мероприятия в очагах туберкулезной инфекции.

Учреждения общей лечебной сети независимо от формы собственности выполняют:

- планирование и проведение туберкулинодиагностики среди детей и подростков, флюорографические осмотры населения;

- привлечение населения к профилактическим осмотрам на туберкулез;

- качественное флюорографическое обследование населения с использованием стационарной и передвижной флюорографической техники;

- дообследование лиц с легочной патологией, выявленных при флюорографическом осмотре, и направление их к врачам-специалистам;

- бактериологическое обследование показанных групп населения (кашляющих, нетранспортабельных, больных с хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, животноводов из неблагополучных по туберкулезу хозяйств, больных, относящихся к группе риска по внелегочным формам туберкулеза);

- клинический минимум по туберкулезу при обращении за медицинской помощью больных с легочными жалобами или другими проявлениями заболеваний, подозрительных на туберкулез.

Статья 4. Правовое регулирование противотуберкулезной помощи

1. Деятельность туберкулезных учреждений области регулируется законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, нормативными актами органов государственной власти Волгоградской области и местного самоуправления.

2. Организация противотуберкулезной помощи населению Волгоградской области обеспечивается на основе долгосрочной комплексной программы, утверждаемой Волгоградской областной Думой по представлению администрации Волгоградской области. Аналогичные комплексные программы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления городов и районов области.

3. Руководители государственных туберкулезных учреждений назначаются комитетом по здравоохранению администрации Волгоградской области; муниципальных туберкулезных учреждений - органами местного самоуправления по согласованию с комитетом по здравоохранению администрации Волгоградской области.

4. Сокращение коечного фонда противотуберкулезных учреждений, закрытие их (или структурных подразделений) независимо от формы собственности согласовывается с комитетом по здравоохранению администрации Волгоградской области.


Статья 5. Финансирование противотуберкулезной помощи

1. Финансирование противотуберкулезной помощи осуществляется из федерального, областного и местных бюджетов в расчете на одного жителя в размере среднегодовых затрат на противотуберкулезные мероприятия, проводимые туберкулезными и лечебно-профилактическими учреждениями, ветеринарной службой с учетом индексации цен.

2. Дополнительное финансирование туберкулезных учреждений может осуществляться за счет:

- предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности на договорной основе;

- платных услуг, оказываемых населению сверх гарантированного базового объема;

- средств социального страхования при сокращении временной нетрудоспособности по туберкулезу и инвалидности от него;

- материальной компенсации от предприятий и граждан, виновных в нарушении противоэпидемического режима по туберкулезу, полученной в результате удовлетворения исковых требований;

- добровольных взносов предприятий, учреждений и организаций, культовых, благотворительных обществ, российских и иностранных граждан в виде денежных средств и материальных ценностей.

3. Органы местного самоуправления, на территории которых не имеется туберкулезных стационаров и санаториев, осуществляют организацию лечения больных путем заключения договоров со специализированными государственными и муниципальными лечебными учреждениями.

4. Оплата обследования и лечения больных, выписанных из туберкулезных учреждений с заболеваниями нетуберкулезной природы, а также оплата дополнительных услуг по лечению тяжелых сопутствующих заболеваний производится по договорам со страховыми компаниями в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

5. При Волгоградском областном и городском туберкулезных диспансерах создается централизованный фонд (запас) противотуберкулезных препаратов за счет федерального, областного и местных бюджетов для распределения их по туберкулезным учреждениям городов и районов области.

6. Совместная работа туберкулезных стационаров и диспансеров с другими службами здравоохранения, а также страховыми компаниями строится на договорной основе.

Раздел III. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ТУБЕРКУЛЕЗА И МЕРЫ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНФЕКЦИИ

Статья 6. Защита населения от туберкулеза

1. Лица, представляющие опасность заражения туберкулезом для окружающих, не допускаются к работам по профессиям и должностям, перечень которых определяется действующими нормативными документами.

Лицам, страдающим заразными формами туберкулеза, запрещается предоставление мест в общежитиях, жилой площади в коммунальных квартирах.

2. Граждане, жители Волгоградской области, освобождаемые из мест лишения свободы, страдающие туберкулезом и не имеющие жилой площади, могут быть помещены в специальное туберкулезное учреждение, содержащееся на областном бюджете.

3. Руководители исправительно-трудовых учреждений, находящихся на территории Волгоградской области, при освобождении больного активной формой туберкулеза из мест лишения свободы обязаны известить орган здравоохранения по месту жительства этого лица. Отметка о наличии заболевания туберкулезом делается в справке об освобождении.

4. Районные и городские отделы внутренних дел при выдаче лицу, освобождаемому из мест лишения свободы - больному туберкулезом, паспорта взамен справки и при его прописке на временное или постоянное место жительство информируют органы здравоохранения соответствующей территории в течение пяти дней о прибытии больного туберкулезом.

Статья 7. Меры по ограничению распространения туберкулезной

инфекции

1. Противотуберкулезная вакцинация новорожденных и ревакцинация БЦЖ детей, подростков и взрослых является обязательной и проводится по показаниям. Сроки вакцинации и ревакцинации БЦЖ устанавливаются нормативными актами.

2. Профилактическое обследование на туберкулез детей и подростков осуществляется ежегодно (по показаниям - два раза в год) путем проведения туберкулезной пробы Манту.

3. Обследование населения флюорографическим методом осуществляется с 15-летнего возраста один раз в год.

4. Обязательному флюорографическому обследованию с интервалом не реже одного раза в год подлежат:

- работники декретированных профессий предприятий и организаций всех форм собственности, а также лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью по профессиям, перечень которых определен действующими нормативными актами;

- группы повышенного риска заболеваний туберкулезом, перечень которых определен нормативными актами;

- лица, обратившиеся за медицинской помощью в поликлиники и госпитализированные;

- лица при приеме на работу по перечням в соответствии с нормами трудового законодательства;

- лица при поступлении в средние и высшие учебные заведения;

- юноши призывного возраста;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»