Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ЗАКОН

от 22 октября 2001 года N 62

     
Об утверждении Программы развития системы образования Коми-Пермяцкого автономного округа на период до 2005 года

     
Принят
Законодательным Собранием
Коми-Пермяцкого автономного округа
17 октября 2001 года

     

Статья 1.


Утвердить Программу развития системы образования Коми-Пермяцкого автономного округа на период до 2005 года (прилагается).

Статья 2.


Финансовому управлению Администрации округа предусмотреть средства для реализации Программы развития системы образования при разработке законов об окружном бюджете на период до 2005 года.

Статья 3.


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации
Коми-Пермяцкого
автономного округа
Г.П.Савельев

     

УТВЕРЖДЕНА
Законом
Коми-Пермяцкого автономного округа
 от 22.10.2001 N 62


Управление образования и науки Администрации

Коми-Пермяцкого автономного округа

ПРОГРАММА
развития системы образования Коми-Пермяцкого автономного округа на период до 2005 года

     
Кудымкар, 2001

    

 
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование программы:

Программа развития системы образования Коми-Пермяцкого автономного округа на период до 2005 года

Основание для разработки программы:

Программа развития системы образования Коми-Пермяцкого автономного округа на период до 2005 года разработана в соответствии с распоряжением главы Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа от 14.08.2000 года N 348-р "О разработке проекта программы развития образования Коми-Пермяцкого автономного округа на 2001-2005 годы".

Заказчик Программы:

Администрация Коми-Пермяцкого автономного округа Исполнители и соисполнители Программы:

Управление образования и науки, муниципальные органы управления образованием, учредители образовательных учреждений, образовательные учреждения, Совет директоров учреждений начального и среднего профессионального образования. Сроки реализации Программы - 2002-2005 годы.

Главная цель Программы - создание условий для устойчивого развития окружной системы образования в интересах формирования творческой, социально активной личности и как одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного в Российской Федерации приоритета образования. Реализация данной цели будет осуществляться через решение задач:

- развитие правовых отношений в образовании как гаранта качества образования;

- стандартизация в образовании как правовой механизм, выводящий образование на новый уровень требований к его содержанию;

- развитие информационного пространства системы образования;

- укрепление материальной базы учреждений, оснащение учебным оборудованием;

развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования;

- осуществление инновационных проектов, обеспечивающих развитие образования;

- оптимизация сети образовательных учреждений округа;

- активизация социальной политики в области образования с целью обеспечения государственных гарантий равных возможностей в образовании. Сроки реализации Программы: 2002 - 2005 гг.

Перечень основных мероприятий:

- укрепление и развитие региональной нормативно-правовой базы образования;

- укрепление материально-технической базы образования;

- укрепление и охрана здоровья, воспитанников и педагогов;

- социально-педагогическая поддержка и реабилитация детей;

- кадровое обеспечение системы образования;

- учебно-методическое обеспечение;

- модернизация содержания образования;

- управление качеством образования;

- инновационные проекты развития образования;

- реструктуризация системы начального профессионального образования.

Исполнители основных мероприятий:

Администрация Коми-Пермяцкого автономного округа, управление образования и науки, органы местного самоуправления муниципальных образований Коми-Пермяцкого округа, образовательные учреждения округа различных типов и видов, окружной институт усовершенствования учителей. Объемы и источники финансирования, направления расходов: Выполнение мероприятий Программы обеспечивается финансовыми средствами бюджетов всех уровней, необходимыми для функционирования и развития системы образования округа, дополнительным целевым финансированием, обеспечивающим реализацию мероприятий Программы. Объемы целевого финансирования:

2002 год-5890 тыс.руб.

2003 год-6565 тыс.руб.

2004 год - 8025 тыс.руб.

2005 год-9195 тыс.руб.

Приоритетными направлениями расходов являются:

- оснащение образовательных учреждений учебным и технологическим оборудованием;

- обеспечение образовательных учреждений транспортными средствами;

- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

- модернизация содержания образования на основе управления качеством образования;

поддержка инновационных образовательных учреждений. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

Сохранение и развитие окружной системы образования как части системы образования Российской Федерации, реализация реформ, направленных на совершенствование всех уровней образования, обеспечивающих стабильное функционирование системы образования Коми-Пермяцкого автономного округа.

Механизм реализации и контроль за исполнением Программы: Каждый год реализации Программы сопровождается формированием перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объемов финансирования.

Результаты ежегодного выполнения Программы рассматриваются на коллегии окружного управления образования и науки, на заседаниях научно-методического совета.

Управление образования и науки разрабатывает ежегодный доклад о состоянии системы образования Коми-Пермяцкого автономного округа.

I раздел. Состояние и основные проблемы развития системы образования Коми-Пермяцкого автономного округа

1.1. Уровни системы образования

1.1.1. Дошкольное образование

действуют 154 дошкольных образовательных учреждения с контингентом детей 6038 человек; 64 детских сада (42%) являются национальными; программы дошкольного образования реализуются в 11 образовательных учреждениях "Начальная школа - детский сад", в 9 основных школах, где детские сады функционируют как структурные подразделения; охват детей дошкольным образованием составляет 56% (по России -50%);

накоплен опыт дошкольных образовательных учреждений по использованию программ нового поколения;

завершается аттестация ДОУ, государственную аккредитацию прошли 26 учреждений (18%). Нерешенные проблемы:

- ухудшение состояния здоровья детей;

- ограниченные возможности для получения дошкольного образования для многих детей;

- отсутствие полноценной развивающей среды;

- отсутствие системы ранней диагностики детей, имеющих проблемы в развитии.

1.1.2. Общее образование

В округе 177 общеобразовательных учреждений с общим охватом 23967 чел.;

при общем сокращении сети общеобразовательных учреждений количество средних и основных школ остается неизменным ;

функционируют 78 общеобразовательных учреждения с преподаванием родного (коми-пермяцкого) языка и литературы с охватом примерно 6 тыс. человек;

увеличилось число выпускников 9-х классов, продолжающих дальнейшее обучение: 55% - в 10-х классах, 25% - в учреждениях начального профессионального образования, 15% - в учреждениях среднего профессионального образования;

ежегодно 1,5 - 2% учащихся второй ступени заканчивают учебу с аттестатами особого образца, 2,5 - 3% выпускников 11 классов - медалисты;

заканчивается переход начальной школы на 4-х летнее обучение: лишь 3% первоклассников 2000 года начали заниматься по трехлетней программе обучения;

обновление содержания образования на II и Ш ступени идет в следующих направлениях: углубление и расширение базового компонента; введение новых предметов (граждановедение, экономика, экология, психология, риторика, валеология, культура речи); формирование системы знаний о родном крае (история и культура коми-пермяцкого народа, история Прикамья, литературное краеведение и т.д.). Нерешенные проблемы:

- снижение качества обученности;

- ослабление воспитательного потенциала образования;

- неразработанность национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов, его программно-методического обеспечения;

- ухудшение здоровья детей;

- отсутствие системы ранней диагностики детей с отклонениями в развитии;

- отсутствие нормативно-правового регулирования организации дифференцированного и индивидуального обучения.

1.1.3. Специальное образование

в округе функционирует 4 учреждения специального образования. В общеобразовательных школах оказывают квалифицированную помощь детям 21 педагог-психолог, 7 учителей-дефектологов, 20 учителей-логопедов. Вопросами ранней диагностики занимается психолого-медико-педагогическая служба;

осуществлен комплекс мер по трудовой и социальной реабилитации умственно-отсталых выпускников коррекционных школ;

наметилась тенденция интеграции детей с аномалиями в развитии в общеобразовательные школы. Нерешенные проблемы:

- не налажено раннее выявление отклонений в развитии;

- отсутствует нормативно-правовое регулирование в организации индивидуального и дифференцированного обучения;

не создана система развития и социализации личности аномального ребенка.

1.1.4. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»