• Текст документа
  • Статус
  • Оперативная информация
Внимание! Об изменениях документа см. ярлык «Оперативная информация»
Документ будет изменен


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ЗАКОН

от 22 октября 2001 года N 62

     
Об утверждении Программы развития системы образования Коми-Пермяцкого автономного округа на период до 2005 года


Принят
Законодательным Собранием
Коми-Пермяцкого автономного округа
17 октября 2001 года

Статья 1.


Утвердить Программу развития системы образования Коми-Пермяцкого автономного округа на период до 2005 года (прилагается).

Статья 2.


Финансовому управлению Администрации округа предусмотреть средства для реализации Программы развития системы образования при разработке законов об окружном бюджете на период до 2005 года.

Статья 3.


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации
Коми-Пермяцкого
автономного округа
Г.П.Савельев

Управление образования и науки Администрации

УТВЕРЖДЕНА
Законом
Коми-Пермяцкого автономного округа
от 22.10.2001 N 62

Коми-Пермяцкого автономного округа

ПРОГРАММА развития системы образования Коми-Пермяцкого автономного округа на период до 2005 года


Кудымкар, 2001

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование программы:

Программа развития системы образования Коми-Пермяцкого автономного округа на период до 2005 года

Основание для разработки программы:

Программа развития системы образования Коми-Пермяцкого автономного округа на период до 2005 года разработана в соответствии с распоряжением главы Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа от 14.08.2000 года N 348-р "О разработке проекта программы развития образования Коми-Пермяцкого автономного округа на 2001-2005 годы".

Заказчик Программы:

Администрация Коми-Пермяцкого автономного округа Исполнители и соисполнители Программы:

Управление образования и науки, муниципальные органы управления образованием, учредители образовательных учреждений, образовательные учреждения, Совет директоров учреждений начального и среднего профессионального образования. Сроки реализации Программы - 2002-2005 годы.

Главная цель Программы - создание условий для устойчивого развития окружной системы образования в интересах формирования творческой, социально активной личности и как одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного в Российской Федерации приоритета образования. Реализация данной цели будет осуществляться через решение задач:

- развитие правовых отношений в образовании как гаранта качества образования;

- стандартизация в образовании как правовой механизм, выводящий образование на новый уровень требований к его содержанию;

- развитие информационного пространства системы образования;

- укрепление материальной базы учреждений, оснащение учебным оборудованием;

развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования;

- осуществление инновационных проектов, обеспечивающих развитие образования;

- оптимизация сети образовательных учреждений округа;

- активизация социальной политики в области образования с целью обеспечения государственных гарантий равных возможностей в образовании. Сроки реализации Программы: 2002 - 2005 гг.

Перечень основных мероприятий:

- укрепление и развитие региональной нормативно-правовой базы образования;

- укрепление материально-технической базы образования;

- укрепление и охрана здоровья, воспитанников и педагогов;

- социально-педагогическая поддержка и реабилитация детей;

- кадровое обеспечение системы образования;

- учебно-методическое обеспечение;

- модернизация содержания образования;

- управление качеством образования;

- инновационные проекты развития образования;

- реструктуризация системы начального профессионального образования.

Исполнители основных мероприятий:

Администрация Коми-Пермяцкого автономного округа, управление образования и науки, органы местного самоуправления муниципальных образований Коми-Пермяцкого округа, образовательные учреждения округа различных типов и видов, окружной институт усовершенствования учителей. Объемы и источники финансирования, направления расходов: Выполнение мероприятий Программы обеспечивается финансовыми средствами бюджетов всех уровней, необходимыми для функционирования и развития системы образования округа, дополнительным целевым финансированием, обеспечивающим реализацию мероприятий Программы. Объемы целевого финансирования:

2002 год-5890 тыс.руб.

2003 год-6565 тыс.руб.

2004 год - 8025 тыс.руб.

2005 год-9195 тыс.руб.

Приоритетными направлениями расходов являются:

- оснащение образовательных учреждений учебным и технологическим оборудованием;

- обеспечение образовательных учреждений транспортными средствами;

- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

- модернизация содержания образования на основе управления качеством образования;

поддержка инновационных образовательных учреждений. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

Сохранение и развитие окружной системы образования как части системы образования Российской Федерации, реализация реформ, направленных на совершенствование всех уровней образования, обеспечивающих стабильное функционирование системы образования Коми-Пермяцкого автономного округа.

Механизм реализации и контроль за исполнением Программы: Каждый год реализации Программы сопровождается формированием перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объемов финансирования.

Результаты ежегодного выполнения Программы рассматриваются на коллегии окружного управления образования и науки, на заседаниях научно-методического совета.

Управление образования и науки разрабатывает ежегодный доклад о состоянии системы образования Коми-Пермяцкого автономного округа.

I раздел. Состояние и основные проблемы развития системы образования Коми-Пермяцкого автономного округа

1.1. Уровни системы образования

1.1.1. Дошкольное образование

действуют 154 дошкольных образовательных учреждения с контингентом детей 6038 человек; 64 детских сада (42%) являются национальными; программы дошкольного образования реализуются в 11 образовательных учреждениях "Начальная школа - детский сад", в 9 основных школах, где детские сады функционируют как структурные подразделения; охват детей дошкольным образованием составляет 56% (по России -50%);

накоплен опыт дошкольных образовательных учреждений по использованию программ нового поколения;

завершается аттестация ДОУ, государственную аккредитацию прошли 26 учреждений (18%). Нерешенные проблемы:

- ухудшение состояния здоровья детей;

- ограниченные возможности для получения дошкольного образования для многих детей;

- отсутствие полноценной развивающей среды;

- отсутствие системы ранней диагностики детей, имеющих проблемы в развитии.

1.1.2. Общее образование

В округе 177 общеобразовательных учреждений с общим охватом 23967 чел.;

при общем сокращении сети общеобразовательных учреждений количество средних и основных школ остается неизменным ;

функционируют 78 общеобразовательных учреждения с преподаванием родного (коми-пермяцкого) языка и литературы с охватом примерно 6 тыс. человек;

увеличилось число выпускников 9-х классов, продолжающих дальнейшее обучение: 55% - в 10-х классах, 25% - в учреждениях начального профессионального образования, 15% - в учреждениях среднего профессионального образования;

ежегодно 1,5 - 2% учащихся второй ступени заканчивают учебу с аттестатами особого образца, 2,5 - 3% выпускников 11 классов - медалисты;

заканчивается переход начальной школы на 4-х летнее обучение: лишь 3% первоклассников 2000 года начали заниматься по трехлетней программе обучения;

обновление содержания образования на II и Ш ступени идет в следующих направлениях: углубление и расширение базового компонента; введение новых предметов (граждановедение, экономика, экология, психология, риторика, валеология, культура речи); формирование системы знаний о родном крае (история и культура коми-пермяцкого народа, история Прикамья, литературное краеведение и т.д.). Нерешенные проблемы:

- снижение качества обученности;

- ослабление воспитательного потенциала образования;

- неразработанность национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов, его программно-методического обеспечения;

- ухудшение здоровья детей;

- отсутствие системы ранней диагностики детей с отклонениями в развитии;

- отсутствие нормативно-правового регулирования организации дифференцированного и индивидуального обучения.

1.1.3. Специальное образование

в округе функционирует 4 учреждения специального образования. В общеобразовательных школах оказывают квалифицированную помощь детям 21 педагог-психолог, 7 учителей-дефектологов, 20 учителей-логопедов. Вопросами ранней диагностики занимается психолого-медико-педагогическая служба;

осуществлен комплекс мер по трудовой и социальной реабилитации умственно-отсталых выпускников коррекционных школ;

наметилась тенденция интеграции детей с аномалиями в развитии в общеобразовательные школы. Нерешенные проблемы:

- не налажено раннее выявление отклонений в развитии;

- отсутствует нормативно-правовое регулирование в организации индивидуального и дифференцированного обучения;

не создана система развития и социализации личности аномального ребенка.

1.1.4. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей

на территории КПАО проживает 1260 детей, нуждающихся в государственной помощи, состоящих на учете в органах опеки и попечительства (321 усыновленные, 483 - опекаемые, 348 - воспитанники образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 89 - дети-сироты, обучающиеся в учреждениях начального профессионального образования, 6 - дети, проживающие в приемных семьях);

совершенствуется работа по педагогической реабилитации ребенка в образовательном учреждении;

участие управления образования в федеральной программе "Дети России" помогло укрепить материальную базу 7 образовательных учреждений для детей-сирот и инвалидов;

развиваются формы семейного воспитания детей-сирот (созданы 2 приемные семьи);

действует региональная программа "Дети Пармы", в рамках которой разработана и действует система окружных мероприятий для детей-сирот по формированию здорового образа жизни (конкурс "Звездочки Пармы", спартакиада детей-сирот и воспитанников специальных (коррекционных) интернатных учреждений.) Нерешенные проблемы:

- не организована профилактика социального сиротства;

- недостаточно используются формы семейного устройства детей-сирот;

- не решены вопросы обеспечения трудоустройства выпускников детских домов и школ-интернатов и обеспечения их жильем;

- не используются возможности сохранения и укрепления института семьи.

1.1.5. Система воспитания и дополнительного образования детей

Разработаны комплексные программы, направленные на развитие личности ребенка и на защиту прав детей;

Сохранен институт классного руководства, усилено кадровое обеспечение воспитательного процесса;

Количество учреждений дополнительного образования за последние 5 лет увеличилось с 14 до 17;

39,9% от общего числа учащихся имеют возможность заниматься творчеством, спортом, краеведением и т.д.;

ежегодно проводятся предметные олимпиады, в которых принимают участие более 1700 учащихся общеобразовательных учреждений, Победители и призеры областного и заключительного этапов Всероссийской олимпиады и их педагоги награждаются премией главы Администрации округа;

усилено воспитание гражданина и патриота через изучение народного творчества, возрождение и сохранение национальных традиций, краеведения. Нерешенные проблемы:

- резкое снижение воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей;

- недостаточная активность детских, юношеских и молодежных общественных организаций;

- распространение алкоголизма, наркомании и токсикомании, ЗППП среди учащейся молодежи;

- слабая научно-методическая обеспеченность образовательных учреждений.

1.1.6. Начальное профессиональное образование

В округе функционирует 5 учреждений начального профессионального образования (далее НПО) с контингентом 2168 человек при мощности 2125 ученических мест;

Обучение осуществляется по 35 профессиям и 65 специальностям;

По уровню востребованности действующей сети учреждений НПО Коми-Пермяцкий округ опережает общероссийские показатели (на 10 тыс. жителей обучается по России - 107, по Коми-Пермяцкому округу -145);

Учреждения НПО, в соответствии с договорами о сотрудничестве между учебным заведением и Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Коми-Пермяцкому автономному округу, учебным заведением и предприятием осуществляют профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных граждан и незанятого населения. Нерешенные проблемы:

- несоответствие объема и качества подготовки работников квалифицированного труда региональным потребностям;

- отсутствие долгосрочного и объективного прогноза в кадровом обеспечении производства округа;

- недостаточность бюджетного финансирования, моральный и физический износ учебно-материальной базы.

1.1.7. Среднее профессиональное образование

Функционируют 4 учреждения среднего специального образования (далее СПО), где обучается 2294 студента по 6 специальностям (конкурс 3 человека на место);

Образовательные учреждения СПО находятся в ведении: департамента образования и науки Пермской области - 1, управления здравоохранения администрации КПАО - 1, Министерства образования - 1, Министерства сельского хозяйства - I;

Численность студентов учреждений СПО на 10 тыс. населения составляет 153 человека (в целом по России - 144);

Программы повышенного уровня реализуются в педучилище;

Заключены договора с вузами г.г.С-Петербурга, Перми, Екатеринбурга по целевому приему в вузы лучших выпускников учреждений СПО.

Нерешенные проблемы:

- недостаточное финансирование учреждений СПО;

- отсутствие регионального заказа на подготовку специалистов среднего звена;

- разрыв традиционных связей с предприятиями, организациями и учреждениями округа.

1.1.8. Высшее профессиональное образование

В округе функционирует 1 высшее учебное заведение - филиал УдГУ ( с 1994 года) , в котором обучается более 600 человек по 4 специальностям по дневной и заочной формам обучения;

Постановлением Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого автономного округа N41 отЗ 1.03.2000 г. утверждена программа развития филиала УдГУ, в соответствии с которой предусмотрено ежегодное выделение финансовых ресурсов из окружного бюджета в объеме 507 тыс. рублей;

Выпускники общеобразовательных учреждений округа пользуются правом приема в вузы г.Перми, Санкт-Петербурга, Москвы на условиях целевого контрактного приема.

1.1.9. Высшее и дополнительное профессиональное образование

Программы повышения квалификации работников образования реализуются окружным ИУУ по всем образовательным областям базисного учебного плана; ежегодно через курсы, семинары и консультации проходят более тысячи педагогов;

Ежегодно 60 педагогов округа повышают квалификацию в Пермском институте повышения квалификации работников образования;

Осуществляется сотрудничество с факультетом менеджеров образования ПГПУ. За 1999 - 2000 годы свою квалификацию повысили 53 руководителей образовательных учреждений округа. Нерешенные проблемы:

- отставание темпов обновления содержания дополнительных образовательных программ от запросов слушателей;

- недостаточная ориентация на конечный результат;

- слабость организационно-управленческого обеспечения методической работы на всех уровнях образования.

1.2. Обеспечение системы образования

1.2.1. Кадровое

В образовательных учреждениях дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования работают около 4 тыс. педагогов;

Численность учителей с высшим образованием уменьшилась с 54% в 1995 году до 51% в 2000 году;

60% педагогических работников имеют квалификационные категории, высшую категорию имеют 1,6% педагогов;

ежегодно в конкурсе "Учитель года" принимают участие более 200 человек, из них более 30 - в окружном туре; победители конкурса становятся лауреатами премии главы администрации округа; Нерешенные проблемы:

- недоукомплектованность образовательных учреждений квалифицированными кадрами;

- старение педагогических кадров;

- слабое закрепление молодых специалистов.

1.2.2. Учебно-методическое

С 1997 года округ перешел на приобретение учебников для общеобразовательных учреждений из регионального бюджета путем централизации средств;

За период с 1995 года в образовательные учреждения поступило 450143 учебника (296 наименований);

Внедряются новые учебники по ряду предметов инвариантной части учебного плана (биология, химия), проводятся семинары с авторами учебников. Нерешенные проблемы:

- физический и моральный износ учебников;

- хронический недостаток финансирования для полного обеспечения образовательного процесса;

- отсутствие объективного обоснования заказа на учебники;

- отсутствие регионального перечня учебников, обеспечивающих инвариантную часть учебного плана;

- медленный переход педагогов на новые образовательные программы и учебники;

- недостаточность учебно-методических пособий и учебников, призванных обеспечить преподавание коми-пермяцкого языка и литературы;

- отсутствие учебно-программной документации, обеспечивающей региональный компонент содержания образования.

1.2.3. Информатизация

Действует региональная целевая программа "Компьютеризация и информатизация образования в образовательных учреждениях КПАО" (с 2000 года);

13 общеобразовательных учреждений основного и общего образования (11%) оснащены компьютерными классами нового поколения;

заключено Соглашение между администрацией КПАО и Министерством образования о совместной деятельности по компьютеризации сельских учреждений основного и среднего (полного) общего образования;

ведется подготовка учителей-предметников по программам формирования у них компьютерной грамотности.

1.2.4. Финансовое

Объем бюджета образования на протяжении последних трех лет занимает наибольший удельный вес в консолидированном бюджете округа и имеет тенденции к увеличению: 1988 - 31%, 2000 - 33%;

С целью обеспечения условий функционирования образовательных учреждений принят Закон "О временных нормативах минимальной бюджетной обеспеченности Коми-Пермяцкого автономного округа" (1999 г.), на основании которого формируется бюджет;

Проводится постоянная работа по внесению изменений в Закон "О временных нормативах минимальной бюджетной обеспеченности Коми-Пермяцкого автономного округа", что позволяет осуществлять постепенное увеличение объемов бюджета на образование: 1998 г.-87 161 (факт) 1999 г.-100 170 (факт)

2000 г. - 222 800 (факт)

2001 г. - 260 260 (план) Нерешенные проблемы:

- нехватка финансовых ресурсов;

слабое привлечение дополнительных ресурсов.

1.2.5. Материально-техническое

За период с 1994 года в округе введено в строй 5 новых общеобразовательных учреждений. За счет федеральной программы "Развитие образования" ведется строительство Юсьвинской средней, Белоевской специальной (коррекционной) школ;

Оборудованы 13 компьютерных классов, ведется работа по оборудованию классных помещений сельских общеобразовательных школ для приема компьютеров, поступающих в округ по Проекту "Компьютеризация сельских школ";

В общеобразовательных учреждениях насчитывается 81 единица автотранспортной техники. Нерешенные проблемы:

- ухудшение состояния материально-технической базы школ;

- отсутствие перспективной программы обновления материально-технической базы образования.

1.2.6. Организация питания учащихся и медицинского обслуживания

Сохранена сеть горячего питания школьников: в 1999 - 2000 учебном году в 159 школах дети обеспечены завтраками и обедами ;

Охват питанием составил 66,5%;

Родительская плата составляла по селу - от 10 рублей, по г.Кудымкару -от 40 рублей в месяц;

125 школ решали проблему удешевления питания через выращивание овощей на пришкольных участках, сбор ягод и лекарственных трав. Нерешенные проблемы:

- денежная дотация на питание выделяется не в полном объеме;

- не везде исполняется федеральное законодательство по льготам на питание для детей, проживающих в пришкольных интернатах, детей из малообеспеченных семей.

Общие выводы:

Функционирование и развитие окружной системы образования происходит в сложных социально-экономических условиях. Ее работу дестабилизируют факторы, среди которых основными являются:

- социальная и экономическая нестабильность в обществе;

- острый дефицит средств, вызванный кризисным состоянием экономики округа;

- неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы;

- систематическое неисполнение норм законодательства.

Неудовлетворительное финансирование является одним из главных источников кризисных ситуаций в окружной системе образования. Ухудшилась материально-техническая база образовательных учреждений: ветшают здания (6% образовательных учреждений находятся в аварийном состоянии, более 20% зданий и сооружений требуют капитального ремонта), устарело и приходит в негодность оборудование.

Неудовлетворительна ситуация с обеспеченностью окружной системы образования учебниками. Несмотря на серьезные позитивные изменения 2000 года, обеспеченность учебниками составляет лишь 30%, нет учебников по многим предметам базисного учебного плана.

Возникают трудности с подготовкой и изданием учебников регионального компонента государственных образовательных стандартов.

В кадровом обеспечении окружной системы образования (как и в целом по России) сохраняется тенденция старения преподавательского корпуса на всех уровнях образования, слаб приток молодых кадров по причине низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии, высоких нагрузок, слабой социальной защищенности работников образования. Недостаточно кадров, владеющих спецификой содержания коррекционного (специального) образования, дополнительного образования, специалистов, умеющих работать с разными категориями детей.

В связи с решением Правительства РФ о совершенствовании структуры и содержания общего образования первостепенной проблемой окружной системы образования становится повышение качества образования и воспитания, переход на обновленное содержание общего образования, обеспечение преемственности образовательных программ разного уровня.

Не сокращается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастает число детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции.

Все вышеизложенное является основой определения целей, направлений и задач развития окружной системы образования, изложенных в предлагаемой Программе.

Программа развития образования, подкрепленная соответствующим финансированием и решениями Законодательного Собрания, Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа, выполнит роль организационной основы реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования на территории Коми-Пермяцкого автономного округа.

II раздел. Основные направления развития региональной системы образования


Главной целью Программы является создание условий для устойчивого развития окружной системы образования в интересах формирования творческой, социально активной личности и как одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного в Российской Федерации приоритета образования.

2.1. Общие направления развития системы образования Коми-Пермяцкого автономного округа

-обеспечение условий для реализации прав граждан на образование;

-реализация федерального законодательства в области образования, совершенствование и развитие региональной нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования округа;

- разработка региональных нормативов финансирования, материально-технического обеспечения и оснащения учреждений;

- защита национальной культуры, региональных культурно-исторических традиций Коми-Пермяцкого округа и содействие их развитию;

- осуществление реструктуризации сети образовательных учреждений региона;

- формирование инфраструктуры единого образовательного пространства округа; координация деятельности в области образования органов государственной власти и местного самоуправления, различных служб и ведомств;

- " разработка и реализация регионального компонента государственных образовательных стандартов;

- формирование библиотечных фондов окружной системы образования за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных средств;

- реализация единой государственной системы оценки и контроля деятельности образовательных учреждений (лицензирование, аттестация, государственная

аккредитация, экспертиза экспериментальной деятельности);

- возрождение и развитие в новых условиях воспитательных функций образовательных учреждений и системы образования в целом, противодействие негативным социальным тенденциям (наркомании, преступности, безнадзорности);

- совершенствование экономических механизмов функционирования и развития системы образования округа с учетом особенностей города и села;

- создание мониторинга региональной системы образования;

- разработка и реализация межведомственных программ с другими социальными сферами КПАО;

- создание условий для развития инновационных образовательных учреждений, реализации инновационных проектов и программ;

- обеспечение социальной защиты и психолого-педагогической поддержки граждан, имеющих проблемы в развитии;

- разработка и реализация комплекса мер по социальной поддержке участников образовательного процесса;

развитие сотрудничества региональной системы образования с другими регионами.

100% обеспечение общеобразовательных учреждений

учебниками и учебными пособиями в соответствии с региональным перечнем учебников и учебных пособий;

повышение образовательного уровня и профессиональной компетентности педагогических работников;

сохранение и развитие сети национальных образовательных учреждений;

создание системы контроля качества образования;

повышение качества и объективности аттестации педагогических кадров;

повышение объективности итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;

введение в действие и реализация региональных нормативов финансирования, материально-технического обеспечения и оснащения образовательных учреждений;

разработка и реализация окружных целевых программ и проектов развития образования как составной части Программы;

создание информационного банка данных окружной системы образования;

привлечение в систему образования дополнительных финансовых ресурсов, в том числе внебюджетных средств.

Ожидаемые результаты:

- обеспечение конституционных прав граждан на получение образования любого уровня в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- безусловное выполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления Коми-Пермяцкого автономного округа, субъектами региональной системы образования действующего законодательства об образовании и положений Программы;

- функционирование окружной системы образования на основе законодательства Российской Федерации и Коми-Пермяцкого округа, федеральных и региональных нормативов;

введение и реализация национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ на всех уровнях образования;

2.2. Обеспечение реализации и развития образовательных программ (основных и дополнительных)

2.2.1. Дошкольное образование

Основные направления развития:

- обеспечение общедоступности образовательных, услуг для всех слоев населения;

- разработка регионального компонента государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

- содействие семье в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

- сохранение и развитие сети ДОУ и обеспечение ее функционирования в соответствии с потребностями населения;

- введение дифференцированных норм финансирования дошкольного образования;

- создание условий для развития и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Ожидаемые результаты:

- охват детей дошкольным образованием не менее 70%;

- предоставление дошкольных образовательных услуг детям, по разным причинам не посещающим детских садов;

- функционирование и развитие дошкольных образовательных учреждений различных видов в соответствии с потребностями населения;

- реализация новых подходов к формированию развивающей среды, переход ДОУ на новое содержание дошкольного образования.

2.2.2. Общее образование

Основные направления развития:

- сохранение, поддержка и развитие сети общеобразовательных учреждений, в том числе сельских мал о комплектных школ;

- поддержка и стимулирование инновационной деятельности ОУ;

- создание условий, обеспечивающих вариативность образования и развитие различных форм его получения;

- разработка национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов и его программно-методическое обеспечение;

- разработка системы мониторинга качества общего образования;

- создание условий для развития индивидуальности способных и одаренных детей;

- обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

- решение вопросов модернизации общего образования на основе новых информационных технологий;

- совершенствование системы профессиональной ориентации в основной и средней школе;

- обновление содержания общего образования на основе участия в полномасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

создание условий для эффективного трудового обучения и освоение образовательной области "Технология".

- Ожидаемые результаты:

- оптимизация сети ОУ, обеспечивающей удовлетворение образовательных запросов участников образовательного процесса;

- введение в действие национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов и соответствующего им программно-методического обеспечения начального, основного и среднего общего образования;

- обновленное содержание образования в общеобразовательных учреждениях, создание предпосылок для социализации и конкурентноспособности обучающихся.

2.2.3. Воспитание в системе образования: Основные направления развития:

Ожидаемые результаты:

2.2.4. Дополнительное образование детей: Ожидаемые результаты:

2.2.5. Образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ожидаемые результаты:

2.2.6. Начальное профессиональное образование

структурно-содержательное реформирование системы начального профессионального образования при сохранении и развитии ее основных образовательных, культурных и профессиональных функций с учетом интересов социально-экономического развития округа;

расширение сферы взаимодействия учреждений НПО с потенциальными заказчиками; развитие попечительства; расширение внебюджетных источников финансирования; расширение и совершенствование перечня образовательных услуг, представляемых учреждениями по подготовке, переподготовке и повышению квалификации незанятого населения и высвобождаемых работников, по заказам предприятий, организаций, учреждений и частных лиц;

обновление содержания и педагогических технологий начального профессионального образования, развитие обучение по интегрированным, вариативным образовательным программам; разработка системы государственного контроля качества НПО, в том числе тестового контроля, позволяющего измерить уровень профессиональной подготовки; использование учебно-материальной базы учреждений НПО для осуществления технологической подготовки учащихся общеобразовательных школ.

Ожидаемые результаты создание региональной модели системы НПО, вариантов ее учреждений с многоканальным финансированием; наличие заказа на перечень, объем, уровень и качество образовательных услуг;

расширение перечня образовательных услуг, предоставляемых учреждениями НПО по обучению и переподготовке незанятого населения;

обеспечение качества начального профессионального образования и конкурентноспособности выпускников учреждений НПО; создание учебно-производственных комплексов, реализующих программы технологической подготовки учащихся общеобразовательных школ.

2.2.7. Среднее профессиональное образование:

оптимизация системы СПО в соответствии с перспективами социально-экономического развития округа;

изменение структуры подготовки специалистов, расширение многопрофильное и многоуровневое учреждений СПО с учетом запросов рынка труда и возможностей образовательных учреждений;

сохранение доступности среднего профессионального образования на основе развития заочных форм обучения и экстерната;

качественное обновлена содержания среднего профессионального образования на основе реализации государственных образовательных стандартов;

сохранение и развитие материально-технической базы учреждений в соответствии с современными требованиями;

развитие внебюджетной деятельности;

осуществление мониторинга состояния среднего профессионального образования.

Ожидаемые результаты:

удовлетворение потребностей населения округа в получении среднего профессионального образования; обеспечение заданного уровня качества подготовки специалистов;

расширение перечня образовательных услуг, представляемых учреждениями СПО, в том числе по обучению и переподготовке незанятого населения;

расширение взаимодействия учреждений СПО с другими уровнями образования; обеспечение эффективной координации деятельности среднего профессионального образования.

2.2.8. Высшее и дополнительное профессиональное образование:

Основные направления развития:

совершенствование региональной структуры управления системой методической работы;

создание мониторинга профессиональной образовательной среды; создание условий для организации образовательного процесса в окружном ИУУ (переподготовка кадров, учебно-методическое оснащение, укрепление материальной базы).

Ожидаемые результаты:

повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических работников образовательных учреждений округа; расширение участия педагогов в инновационных процессах; мониторинг профессиональной образовательной среды.

III раздел. Основные направления развития региональной системы образования и ожидаемые результаты


3.1. Общие направления развития системы образования Коми - Пермяцкого автономного округа

обеспечение условий для реализации прав граждан на образование; реализация федерального законодательства в области образования, совершенствование и развитие региональной нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования округа; разработка региональных нормативов финансирования, материально-технического обеспечения и оснащения учреждений;

защита национальной культуры, региональных культурно-исторических традиций Коми-Пермяцкого округа и содействие их развитию; осуществление реструктуризации сети образовательных учреждений региона;

формирование инфраструктуры единого образовательного пространства округа; координация деятельности в области образования органов государственной власти и местного самоуправления, различных служб и ведомств;

разработка и реализация регионального компонента государственных образовательных стандартов;

формирование библиотечных фондов окружной системы образования за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных средств; реализация единой государственной системы оценки и контроля деятельности образовательных учреждений (лицензирование, аттестация, государственная аккредитация, экспертиза экспериментальной деятельности); возрождение и развитие в новых условиях воспитательных функций образовательных учреждений и системы образования в целом, противодействие негативным социальным тенденциям (наркомании, преступности, безнадзорности);

совершенствование экономических механизмов функционирования и развития системы образования округа с учетом особенностей города и села; создание мониторинга региональной системы образования; разработка и реализация межведомственных программ с другими социальными сферами КПАО;

создание условий для развития инновационных образовательных учреждений, реализации инновационных проектов и программ; обеспечение социальной защиты и психолого-педагогической поддержки граждан, имеющих проблемы в развитии;

разработка и реализация комплекса мер по социальной поддержке участников образовательного процесса; развитие сотрудничества региональной системы образования с другими регионами.

Ожидаемые результаты:

обеспечение конституционных прав граждан на получение образования любого уровня в соответствии с законодательством Российской Федерации;

безусловное выполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления Коми-Пермяцкого автономного округа, субъектами региональной системы образования действующего законодательства об образовании и положений Программы;

функционирование окружной системы образования на основе законодательства Российской Федерации и Коми-Пермяцкого округа, федеральных и региональных нормативов;

введение и реализация национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ на всех уровнях образования;

100% обеспечение общеобразовательных учреждений учебниками и учебными пособиями в соответствии с региональным перечнем учебников и учебных пособий;

повышение образовательного уровня и профессиональной компетентности педагогических работников;

сохранение и развитие сети национальных образовательных учреждений; создание системы контроля качества образования;

повышение качества и объективности аттестации педагогических кадров; повышение объективности итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;

введение в действие и реализация региональных нормативов финансирования, материально-технического обеспечения и оснащения образовательных учреждений;

разработка и реализация окружных целевых программ и проектов развития образования как составной части Программы;

создание информационного банка данных окружной системы образования; привлечение в систему образования дополнительных финансовых ресурсов, в том числе внебюджетных средств.

3.2. Обеспечение развития образовательных программ (основных и дополнительных)

3.2.1. Дошкольное образование

Основные направления развития:

обеспечение общедоступности образовательных услуг для всех слоев населения;

разработка регионального компонента государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

содействие семье в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения; сохранение и развитие сети ДОУ и обеспечение ее функционирования в соответствии с потребностями населения;

введение дифференцированных норм финансирования дошкольного образования;

создание условий для развития и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Ожидаемые результаты:

охват детей дошкольным образованием не менее 70%;

предоставление дошкольных образовательных услуг детям, по разным причинам не посещающим детских садов;

функционирование и развитие дошкольных образовательных учреждений различных видов в соответствии с потребностями населения;

реализация новых подходов к формированию развивающей среды, переход ДОУ на новое содержание дошкольного образования.

3.2.2. Общее образование

Основные направления развития:

сохранение, поддержка и развитие сети общеобразовательных учреждений, в том числе сельских малокомплектных школ; поддержка и стимулирование инновационной деятельности ОУ; создание условий, обеспечивающих вариативность образования и развитие различных форм его получения;

разработка национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов и его программно-методическое обеспечение; разработка системы мониторинга качества общего образования; создание условий для развития индивидуальности способных и одаренных детей;

обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

- решение вопросов модернизации общего образования на основе новых информационных технологий;

- совершенствование системы профессиональной ориентации в основной и средней школе;

- обновление содержания общего образования на основе участия в полномасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

- создание условий для эффективного трудового обучения и освоение образовательной области "Технология".

Ожидаемые результаты:

- оптимизация сети ОУ, обеспечивающей удовлетворение образовательных запросов участников образовательного процесса;

- введение в действие национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов и соответствующего им программно-методического обеспечения начального, основного и среднего общего образования;

- обновленное содержание образования в общеобразовательных учреждениях, создание предпосылок для социализации и конкурентноспособности обучающихся.

3.2.3. Специальное образование

Основные направления развития:

- создание системы выявления и коррекции отклонений в развитии детей раннего и дошкольного возраста;

- обновление содержания специального образования в направлении его практичности, индивидуализации, адаптивности;

- расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями;

- разработка средств и методов оценки качества специального образования, экспертизы образовательных и учебных программ и технологий.

Ожидаемые результаты:

- создание дифференцированной сети специальных образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии и специальных классов групп при образовательных учреждениях.

3.2.4 Воспитание в системе образования:

Основные направления развития:

- расширение состава, субъектов воспитания, координация совместной воспитательной деятельности учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных органов, общественных организаций, средств массовой коммуникации, др. социальных институтов;

формирование воспитательного пространства в образовательной учреждении на основе повышения воспитательного потенциала обучения, усиления гуманитарной направленности учебных дисциплин, преемственности в воспитательном процессе на различных уровнях, придания направленности и осмысленности воспитательным мероприятиям; использование образовательных программ нравственно-этического и полового воспитания, антиалкогольного и антинаркотического содержания и направленности;

создание системы психолого-педагогической поддержки и медико-социальной помощи обучаемым и воспитанникам;

создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развитие родительских общественных объединений;

обеспечение педагогической поддержки развития ученического самоуправления, деятельности детских общественных объединений и организаций; развитие системы кадрового обеспечения воспитательного процесса.

Ожидаемые результаты:

создание условий приоритетности воспитания в процессе образования; возрождение в новых условиях воспитательных функций образовательных учреждений, противодействие негативным социальным тенденциям (наркомании, безнадзорности, преступности);

создание нормативно-организационных, управленческих условий для развития воспитания.

3.2.5. Дополнительное образование детей:

Основные направления развития:

сохранение и развитие сети учреждений, реализующих программы дополнительного образования, отвечающие интересам и потребностям детей, их родителей, социума;

расширение перечня и направленности реализуемых доступных дополнительных образовательных услуг в образовательных учреждениях различных типов;

развитие возможностей получения дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;

организация эффективной переподготовки педагогических кадров системы дополнительного образования детей;

поддержка и развитие материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей.

Ожидаемые результаты:

создание условий для позитивной деятельности детей и подростков, сокращение поля девиантного поведения молодежи;

сохранение сети УДО детей, различных видов и объединений дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях; расширение сферы и перечня реализуемых общедоступных услуг в системе дополнительного образования детей;

увеличение числа детей, занятых в системе дополнительного образования; повышение квалификации, профессионального мастерства и качества труда педагогов дополнительного образования;

укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования.

3.2.6. Образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Основные направления развития:

развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

расширение возможностей для свободного творчества, развития духовного потенциала, социализации и социальной адаптации выпускников к жизни в современных условиях на основе создания системы трудовой подготовки на базе подсобных хозяйств;

разработка региональных правовых актов по защите личных имущественных и неимущественных прав несовершеннолетних;

координация совместной деятельности всех заинтересованных ведомств и структур в вопросах своевременного выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

укрепление сети образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ожидаемые результаты:

развитие системы семейного воспитания как приоритетной формы устройства детей, лишенных родительского попечения; сокращение числа детей-сирот при живых родителях; улучшение условий содержания, обучения и воспитания, физического и психического здоровья детей-сирот, социализации воспитанников детских омов и школ-интернатов, подготовки их к самостоятельной жизни и труду.

3.2.7. Начальное профессиональное образование

Основные направления развития:

структурно-содержательное реформирование системы начального профессионального образования при сохранении и развитии ее основных образовательных, культурных и профессиональных функций с учетом интересов социально-экономического развития округа;

расширение сферы взаимодействия учреждений НПО с потенциальными заказчиками; развитие попечительства; расширение внебюджетных источников финансирования; расширение и совершенствование перечня образовательных услуг, представляемых учреждениями по подготовке, переподготовке и повышению квалификации незанятого населения и высвобождаемых работников, по заказам предприятий, организаций, учреждений и частных лиц; обновление содержания и педагогических технологий начального профессионального образования, развитие обучение по интегрированным, вариативным образовательным программам;

разработка системы государственного контроля качества НПО, в том числе тестового контроля, позволяющего измерить уровень профессиональной подготовки;

использование учебно-материальной базы учреждений НПО для осуществления технологической подготовки учащихся общеобразовательных школ.

Ожидаемые результаты

создание региональной модели системы НПО, вариантов ее учреждений с многоканальным финансированием;

наличие заказа на перечень, объем, уровень и качество образовательных услуг;

расширение перечня образовательных услуг, предоставляемых учреждениями НПО по обучению и переподготовке незанятого населения; обеспечение качества начального профессионального образования и конкурентоспособности выпускников учреждений НПО;

создание учебно-производственных комплексов, реализующих программы технологической подготовки учащихся общеобразовательных школ.

3.2.8. Среднее профессиональное образование:

Основные направления развития:

оптимизация системы СПО в соответствии с перспективами социально-экономического развития округа;

изменение структуры подготовки специалистов, расширение многопрофильное_ и многоуровневости учреждений СПО с учетом запросов рынка труда и возможностей образовательных учреждений;

сохранение доступности среднего профессионального образования на основе развития заочных форм обучения и экстерната;

качественное обновление содержания среднего профессионального образования на основе реализации государственных образовательных стандартов;

сохранение и развитие материально-технической базы учреждений в соответствии с современными требованиями; развитие внебюджетной деятельности;

осуществление мониторинга состояния среднего профессионального образования.

Ожидаемые результаты:

удовлетворение потребностей населения округа в получении среднего профессионального образования;

обеспечение заданного уровня качества подготовки специалистов; расширение перечня образовательных услуг, представляемых учреждениями СПО, в том числе по обучению и переподготовке незанятого населения;

расширение взаимодействия учреждений СПО с другими уровнями образования; обеспечение эффективной координации деятельности среднего профессионального образования.

3.2.9. Высшее и дополнительное профессиональное образование:

Основные направления развития:

расширение доступа граждан к получению высшего и дополнительного профессионального образования за счет многоуровневого бюджетного финансирования и внебюджетных средств, использования различных форм получения образования;

ежегодное формирование регионального заказа на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на базе вузов г.Перми, Кудымкарского филиала УдГУ, Соликамского пединститута; интеграция научных возможностей Кудымкарского филиала УдГУ в разработке и сопровождении региональных проектов развития образования; расширение участия коми-пермяцких ученых, работников образования в актуальных исследованиях и образовательных проектах; совершенствование региональной структуры управления системой методической работы;

создание мониторинга профессиональной образовательной среды; создание условий для организации образовательного процесса в окружном ИУУ (переподготовка кадров, учебно-методическое оснащение, укрепление материальной базы).

Ожидаемые результаты:

удовлетворение потребностей населения округа в профессиональном образовании, экономики и социальной сферы округа - в воспроизводстве и развитии кадрового потенциала специалистов с высшей квалификацией, в т.ч. через аспирантуру; повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических работников образовательных учреждений округа; расширение участия педагогов в инновационных процессах; мониторинг профессиональной образовательной среды.

3.2.10. Социальная защита обучающихся и воспитанников:

Основные направления развития:

разработка и осуществление целевых программ по обеспечению прав обучаемых, охраны жизни и здоровья детей;

обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее образование, в т.ч. среднее полное, начальное профессиональное и дополнительное образование детей;

расширение доступа к получению первого бесплатного (на конкурсной основе) среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования с реализацией дополнительных гарантий права на образование детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здоровья;

обеспечение условий для получения обучающимися полноценного питания в столовых учебных заведений, в т.ч. на льготных условиях или бесплатно; разработка системы мер поощрения за успехи в учебе и научной деятельности.

Ожидаемые результаты:

обеспечение конституционных прав граждан на получение образования любого уровня в соответствии с законодательством Российской Федерации;

.выработка эффективных методик и технологий социальной адаптации детей с различными индивидуальными свойствами.

IV раздел. Ресурсное обеспечение Программы


Кадровое обеспечение

Основные направления развития:

разработка локальных нормативных правовых документов по кадровой политике в области образования;

создание мониторинга кадрового обеспечения системы образования округа;

развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников системы образования (в том числе руководящих кадров) на основе обновления содержания образования, использования современных педагогических технологий, расширение приема на заочные отделения учреждений профессионального образования;

расширение перечня специальностей по программам повышенного уровня в Кудымкарском педагогическом училище;

разработка механизма целевой контрактной подготовки педагогических кадров для сельской местности в учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

повышение эффективности системы аттестации педагогических и руководящих кадров системы образования;

создание условий для подготовки научно-педагогических кадров; создание условий для творческого роста педагогических работников, распространения передового педагогического опыта, внедрения инновационных технологий на основе совершенствования системы морального и материального стимулирования.

Ожидаемые результаты:

обеспечение педагогическими кадрами образовательных учреждений всех видов и типов; повышение их образовательного уровня; обеспечение занятости работников образования;

наличие нормативной правовой и методической базы для проведения работы с кадрами;

мониторинг обеспечения кадрами системы образования; обновление системы аттестации работников образовательных учреждений; повышение квалификации педагогических работников, в том числе через систему послевузовского образования (аспирантуру);

повышение профессионального мастерства и качества труда работников системы образования.

4.2. Материально-техническое обеспечение

Основные направления развития:

- сохранение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов;

- построение и отработка механизма сбора, анализа, экспертизы комплектования учреждений образования учебниками, методической литературой, учебно-лабораторным и демонстрационным оборудованием, современными средствами информационных технологий;

- бюджетная и финансовая поддержка (окружного и муниципальных бюджетов) комплексного обеспечения образовательных учреждений;

- разработка регионального перечня учебников и учебно-методических пособий;

- создание и развитие региональной системы поступления, комплектования и торговли учебно-образовательной литературой, оборудованием.

Ожидаемые результаты:

- создание условий для обеспечения образовательного процесса в соответствии с социальными нормами и нормативами;

- полное обеспечение образовательных учреждений учебной литературой в соответствии с региональным перечнем;

- влияние на процессы обновления содержания образования;

- поэтапное обновление учебного и технологического оборудования в образовательных учреждениях;

- обновленная и действующая учебно-методическая база.

4.3. Социальная поддержка работников системы образования

Основные направления развития:

- Разработка мер нормативно-правовой защиты работников системы образования, обеспечение соответствующих условий труда и социальных гарантий;

- Обеспечение льгот, видов и норм материальной поддержки работников системы образования.

Ожидаемые результаты:

- Повышение социального статуса работников системы образования;

- Целевая социальная поддержка работников системы образования;

Развитие системы стимулов, обеспечивающих поддержку и совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов и других сотрудников системы образования.

4.4. Финансовое обеспечение реализации программы развития системы образования Коми-пермяцкого автономного округа

Общие финансовые расходы, необходимые для развития окружной системы образования и реализации инновационных мероприятий Программы, исходя из первоочередных потребностей, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений развития образования.

Средства бюджетов всех уровней, выделяемые на образование в настоящий период, не обеспечивают развитие образовательных учреждений, укрепление их материально- технической базы. Выделяемое финансирование не позволяет выполнять положения законодательства в области образования на уровне современных требований.

Финансовое обеспечение Программы предлагается осуществлять по двум основным направлениям:

постепенное увеличение бюджетного финансирования окружной системы образования 9 статьи "приобретение учебников", "Кадровое обеспечение", реализация региональных нормативов финансирования образования)

выделение дополнительного целевого финансирования Программы из средств окружного бюджета без снижения норм, нормативов бюджетного финансирования.

Органы местного самоуправления, в соответствии с муниципальными программами развития образования, также могут стать участниками Программы. В этом случае формируется координационный план совместных действий управления образования с органами местного самоуправления.

NN п/п

направление

исполнители

Расчетная потребность финансирования

Источники финансирования

2001

2002

2003

2004

2005

1.

Укрепление материальной базы (затраты на капитальное строительство, расходы на капитальный и текущий ремонт ОУ)

Администрация округа, органа местного самоуправления

+

+

+

+

+

Программа социально- экономического развития КПАО

2.

Оснащение образовательных учреждений учебным и технологическим оборудованием

Управление образования, органы местного самоуправления

+

2200

2750

3250

3800

Окружной бюджет

3.

Обеспечение образовательных учреждений транспортными средствами

Управление образования, органы местного самоуправления

+

500

500

500

500

Окружной бюджет

4.

Учебно-методическое обеспечение (расходы на приобретение учебно-наглядных пособий)

Управление образования Органы местного самоуправления

+

2850

2950

3730

4350

Окружной бюджет

5.

Кадровое обеспечение

Управление образования Органы местного самоуправления

+

+

+

+

+

7.

Модернизация содержания образования (расходы на введение новых предметов, подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, участие вфедеральном эксперименте)

Управление образования Органы местного самоуправления

+

280

300

480

480

Окружной бюджет

8.

Управление качеством образования (затраты на проведение соц.. исследований)

Управление образования

+

10

10

10

10

Окружной бюджет

9.

Инновационные проекты (конференции, семинары, совещания, поддержка инновац.обр.учр-ий)

Управление образования

+

50

55

55

55

Окружной бюджет

10.

Администрация округа Управление образования

*

*

*

*

*

ИТОГО:

5850

6565

8025

9195

V раздел. Система мероприятий по реализации региональной программе развития образования


5.1. Укрепление и развитие региональной нормативно-правовой базы образования

NN П/П

Наименование мероприятий

Сроки

Ответственные

1.

Разработка и принятие "Программы развития образования системы образования Коми-Пермяцкого автономного округа на период до 2005 года

2001

Богушевский Ю.Н. Поспелова Е.П.

2.

Разработка и реализация муниципальных программ развития образования, программ развития образовательных учреждений.

2001-2003

МОУО Руководители образовательных учреждений

3.

Разработка информационной базы образования, среднесрочных и долгосрочных прогнозов развития образования.

2001-2005

Управление образования ИУУ, МОУО

4.

Организация взаимодействия различных уровней и субъектов управления образованием на основе соглашений и договоров.

ежегодно

Управление образования Органы местного самоуправления

5.

Изучение потребностей в подготовке нормативных правовых актов и предложений органов местного самоуправления.

ежегодно

Управление образования

6.

Ежегодный расчет нормативов бюджетного финансирования по типам, видам и категориям образовательных учреждений с их последующим утверждением при формировании бюджетов.

ежегодно

Финансовое управление Управление образования

7.

Усовершенствование механизмов и нормативно-правовых актов по финансированию системы образования из регионального и муниципального бюджетов, а также разработка нормативно-правовых актов по стимулированию поступления дополнительных внебюджетных средств в систему образования.

2002

Законодательное собрание Администрация округа Финансовое управление Управление образования

8.

Подготовка пакетов необходимых документов для функционирования образовательных учреждений повышенного уровня (ДОУ 1 и Г1 категории, гимназии, лицеи)

2002

Управление образования

9.

Разработка и утверждение национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов.

2001-2002

Управление образования ИУУ

10.

Разработка целевых программ развития образования

2001-2005

Управление образования

11.

Разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Программы по приоритетным направлениям ее развития.

2001-2005

Управление образования Органы местного самоуправления

12.

Контроль и усиление ответственности за исполнение законодательства в области образования

2001-2005


5.2. Укрепление материально-технической базы образования

1.

Оптимизация сети образовательных учреждений с учетом демографической ситуации и перспектив развития региональной системы образования

2002-2003

Управление образования МОУО

2.3.4.

Строительство и капитальный ремонт образовательных учреждений (зданий, систем электро-, водо- и теплоснабжения, канализации).

Анализ оснащенности образовательных учреждений школьной мебелью, оборудованием и техникой, разработка критериев для включения муниципальных образований, образовательных учреждений в мероприятия Программы.

Поэтапное обновление учебного и технологического оборудования в образовательных учреждениях.

2001-2005




2001-2002






2002-2005

Администрация КПАО
Органы местного самоуправления
Управление образования МОУО
Управление образования МОУО

5.

Приобретение пассажирского транспорта, автотранспорта и сельхозтехники на основе изучения объективной потребности ОУ в различных транспортных средствах.

2002-2005

Управление образования МОУО

6.

Укрепление материально-технической базы учреждений прямого подчинения

2002-2005

Управление образования


5.3. Укрепление и охрана здоровья обучающихся, воспитанников и педагогов

1.

Проведение углубленных комплексных медицинских осмотров воспитанников и педагогов и организация необходимой оздоровительной работы, в т.ч. в условиях летней оздоровительной кампании

ежегодно

Управление образования Управление здравоохранения

2.

Организация образовательного процесса в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями СанПиН (СП 2.4.2. 782-99)

Постоянно

Управление образования Органы местного самоуправления МОУО

3.

Целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни, профилактике СПИДа, алкоголизма, наркомании

Постоянно

Управление образования Управление здравоохранения

4.

Выделение бюджетных дотаций на питание обучаемых и воспитанников

Постоянно

Органы местного самоуправления МОУО

5.

Развитие сети подсобных хозяйств при образовательных учреждениях

постоянно

Управление образования Органы местного самоуправления МОУО


5.4. Социально-педагогическая поддержка и реабилитация детей

1.

Обеспечение соблюдения условий содержания, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях образования в соответствии с требованиями Типовых положений о соответствующих образовательных учреждениях.

постоянно

Управление образования МОУО

2.

Организация работы по предупреждению социального сиротства

постоянно

Управление образования МОУО


5.5. Кадровое обеспечение системы образования

1.

Разработка прогноза потребности системы образования в педагогических кадрах в условиях реформирования образования.

2002

Управление образования ИУУ

2.

Создание системы мониторинга кадрового обеспечения системы образования.

2001-2005

Управление образования ИУУ

3.

Осуществление подготовки педагогических кадров в соответствии с потребностями учреждений в ПГПУ, Соликамском пединституте, Кудымкарском институте-филиале УдГУ, педагогическом училище.

Постоянно

Управление образования Руководители ОУ

4.

Осуществление внеконкурсного целевого приема выпускников сельских школ в вузы Пермской области.

Ежегодно

Администрация КПАО Управление образования

5.

Осуществление контроля за подбором, расстановкой руководящих и педагогических кадров в учреждениях образования, установление надбавок стимулирующего характера молодым педагогам.

Ежегодно

Управление образования Органы местного самоуправления МОУО

6.

Осуществление мер морального поощрения работников образования, представление документов на награждение и вручение государственных и отраслевых наград.

Ежегодно

Управление образования МОУО
Руководители ОУ

7.

Обеспечение оплаты труда работников образовательных учреждений и предоставление социальных гарантий и льгот.

2001-2005

Органы местного самоуправления МОУО

8.

Проведение окружных конкурсов педагогического мастерства.

Ежегодно

Управление образования ИУУ МОУО

9.

Обеспечение повышения квалификации педагогических работников в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования.

Постоянно

МОУО Руководители ОУ ИУУ

10.

Разработка программы развития окружного ИУУ на 2002-2005 годы.

2001

Управление образования ИУУ

11.

Совершенствование механизмов аттестации руководящих и педагогических работников.

2001-2005

Управление образования МОУО


5.6. Учебно-методическое обеспечение

1.

Разработка нормативных документов, регламентирующих процесс формирования регионального комплекта учебников (положения о порядке прохождения рукописей, о порядке апробирования новых учебных изданий, входящих в региональный комплект).

2001-2002

Управление образования ИУУ

2.

Организация и проведение экспертной оценки имеющихся библиотечных фондов и их использования, изучение потребности в новых учебно-методических изданиях, профессиональной готовности педагогов к их использованию.

Постоянно

Управление образования ИУУ

3.

Разработка регионального перечня учебников и учебно-методических пособий.

2001

Управление образования ИУУ

4.

Разработка и реализация образовательных программ, обеспечивающих региональное наполнение содержания образования.

2001-2003

Управление образования ИУУ

5.

Организация работы с издательствами, областным центром пединформации по приобретению федерального комплекта учебников.

2001-2005

Управление образования ИУУ

6.

Анализ заказов на учебно-методические издания.

Ежегодно

Управление образования ИУУ


5.7. Модернизация содержания образования

1.

Обеспечение перехода дошкольных образовательных учреждений на программы нового поколения.

В течение всего срока действия Программы

Управление образования ИУУ МОУО

2.

Обновление содержания начального общего образования в условиях перехода на 4-х летнее обучение.

2001-2002

Управление образования ИУУ МОУО

3.

Введение в общее образование предметов социально-гуманитарного характера (право, экономика, экология, история коми-пермяцкого народа)

2002-2005

Управление образования ИУУ МОУО

4.

Участие в федеральном эксперименте по апробации новой структуры и содержания среднего общего образования.

2001-2005

Управление образования ИУУ МОУО

5.

Развитие системы профессиональной подготовки учащихся сельских общеобразовательных учреждений на основе функционирования профильных классов.

2002-2005

Управление образования МОУО

6.

Расширение спектра образовательных программ в дополнительном образовании.

2001-2005

Управление образования МОУО

7.

Создание условий для открытия окружного центра детского творчества.

2001-2002

Управление образования

8.

Реализация программ оздоровления, нравственно-этического и полового воспитания, антиалкогольного и антинаркотического содержания и направленности.

2001-2005

Управление образования МОУО

9.

Приобретение программных обучающих средств и пособий для работы с детьми- инвалидами, одаренными детьми, учащимися заочных школ.

2002-2005

Управление образования


5.8. Управление качеством образования

1.

Организация мониторинга в сфере образования Коми-Пермяцкого автономного округа.

Постоянно

Управление образования

2.

Организация переподготовки руководящих и педагогических кадров по вопросам качества образования.

Постоянно

ИУУ

3.

Проведение социологических исследований различных категорий населения по оценке качества получаемых образовательных услуг.

Постоянно

Управление образования ИУУ

4.

Организация и проведение диагностики результатов обучения по международным, федеральным и региональным методикам.

Постоянно

Управление образования ИУУ

5.

Разработка и введение региональных компонентов государственных образовательных стандартов.

2002-2003

Управление образования ИУУ

6.

Организация "групп развития" с краткосрочным (4 часа) пребыванием 5-6-7-летних детей, не посещающих дошкольных образовательных учреждений.

2002-2005

Управление образования МОУО

7.

Совершенствование процедур аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.

ПОСТОЯННО

Управление образования


5.9. Инновационные проекты образования

1.

Организация и проведение конкурсов по наиболее актуальным проблемам регионального образования.

Постоянно

Управление образования

2.

Разработка нормативных актов, регламентирующих организацию инновационной деятельности в регионе.

2002

Управление образования ИУУ

3.

Экспертиза инновационных проектов деятельности образовательных учреждений и творческих коллективов.

постоянно

Управление образования ИУУ

4.

2002-2005

Управление образования Научно-методический совет

5.

Издание материалов по итогам реализации инновационных проектов, обобщение передового педагогического опыта.

постоянно

Управление образования ИУУ

6.

Проведение конференций, совещаний, семинаров по актуальным вопросам образования.

ежегодно

ИУУ Управление образования ИУУ


5.10. Реструктуризация системы начального профессионального образования

1.

2001-2002

Управление образования Учреждения НПО

2.

Управление образования Учреждения НПО

3.

Организация "круглых столов", конференций, семинаров с участием заинтересованных сторон по материалам исследований образовательных потребностей и потребностей рынка труда.

ПОСТОЯННО

Управление образования учреждения НПО

4.

Расширение практики заключения двух- и многосторонних соглашений и договоров о сотрудничестве между различными ведомствами, учреждениями начального профессионального образования, предприятиями и организациями.

постоянна

Учреждения НПО Управление образования Федеральная служба занятости населения Учреждения НПО

5.

Расширение сферы партнерского взаимодействия учреждений НПО и общего среднего образования по созданию учебных комплексов, организации профессиональной подготовки школьников на базе ПУ и ПЛ.

2002-2005

Управление образования Учреждения НПО МОУО



Сверен по:

официальный сайт "Федеральный регистр"
www.registr.scli.ru

Об утверждении Программы развития системы образования Коми-Пермяцкого автономного округа на период до 2005 года

Название документа: Об утверждении Программы развития системы образования Коми-Пермяцкого автономного округа на период до 2005 года

Номер документа: 62

Вид документа: Закон Коми-Пермяцкого автономного округа

Принявший орган: Законодательное Собрание Коми-Пермяцкого автономного округа

Статус: Документ будет изменен

Действующий

Опубликован: Парма, 08.12.2001
Дата принятия: 22 октября 2001

Дата начала действия: 08 декабря 2001

В настоящий документ вносятся изменения:

Законом Коми-Пермяцкого автономного округа от 21.01.2004 N 6