Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 октября 2001 года N 502
г.Ростов-на-Дону

О Региональной межведомственной программе развития системы компенсирующего обучения на 2002-2004 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2002 года на основании
распоряжения Главы Администрации Ростовской области
от 11 января 2002 года N 19
____________________________________________________________________

           

В целях обеспечения развития системы компенсирующего обучения в Ростовской области для детей с высокой степенью социальной запущенности, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, подвергшихся различным формам физического и психического насилия, из семей беженцев, вынужденных переселенцев

постановляю:

Утвердить Региональную межведомственную программу развития системы компенсирующего обучения на 2002-2004 годы (прилагается).

Мэрам городов и главам районов области привести в соответствие нормативную документацию, регламентирующую деятельность классов компенсирующего обучения.

Министерству общего и профессионального образования области (Тищенко П.Н.) обеспечить условия для внедрения Региональной межведомственной программы развития системы компенсирующего обучения на 2002-2004 годы.

Министерству финансов области (Сверчкова Н.И.) выделять ассигнования на реализацию Региональной межведомственной программы развития системы компенсирующего обучения на 2002-2004 годы в объемах средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области - члена Правительства Бедрика А.И.

Глава Администрации
(Губернатор) области
В.Ф.Чуб

Постановление вносит

Правительство Ростовской области

Приложение
к постановлению Главы
Администрации области
от 1 октября 2001 года N 502

РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
развития системы компенсирующего обучения на 2002-2004 годы

г.Ростов-на-Дону
2001 год


I. Паспорт Программы


Наименование Программы,

сроки реализации

Региональная межведомственная программа развития системы компенсирующего обучения на 2002-2004 годы.

Основание для разработки

Федеральные законы "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", пункт 29 постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении", приказ Министерства образования Российской Федерации от 08.08.92 N 333 "Об утверждении Примерного положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях".

Государственный заказчик, основной разработчик Программы

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области.

Основные программные мероприятия

Организационное, информационное, научно-методическое и ресурсное обеспечение компенсирующего образовательного процесса для детей с проблемами психофизического и социального развития.

Исполнители Программы

Министерство общего и профессионального образования области, министерство здравоохранения области, министерство труда и социального развития области, Главное управление внутренних дел области, Ростовский государственный педагогический университет, областной психолого-педагогический и медико-социальный центр, областной институт повышения квалификации работников образования, администрации муниципальных образований, территориальные органы управления образованием.

Финансовое обеспечение Программы

Программа финансируется за счет средств:

областного бюджета - 2 млн. 520 тыс. 620 рублей;

муниципальных бюджетов - 1 млн. 21 тыс. 370 рублей.

Общий объем затрат на мероприятия Программы составляет 3 млн. 541 тыс. 990 рублей.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Оказание комплексной индивидуально-ориентированной помощи детям с проблемами психофизического и социального развития.

Создание и развитие системы ранней диагностики и психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии детей.

Создание регионального механизма координации деятельности учреждений различной ведомственной подчиненности в отношении детей, нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания.

Упорядочение системы подготовки и переподготовки психолого-педагогических, управленческих, медико-социальных кадров, способных квалифицированно решать задачи коррекции и развития проблемного ребенка в процессе обучения.

     

II. Цель и задачи программы


Цель: Создание условий для обучения детей с проблемами психофизического и социального развития.

Задачи:

1. Создание структурных элементов, обеспечивающих результативность системы компенсирующего обучения в области. Обеспечение вариативности, разноуровневости образования на основе развития инфраструктуры компенсирующего обучения.

2. Создание системы комплексного (педагогического, психологического, медицинского) диагностирования с целью определения адекватной формы организации компенсирующего процесса, сохранения и укрепления здоровья детей.

3. Оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи всем детям, нуждающимся в компенсирующем обучении.

4. Соблюдение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования, начального и основного общего образования.

5. Создание системы межведомственного и профессионального взаимодействия учреждений, задействованных в процессе развития, обучения и воспитания детей с проблемами.

III. Характеристика проблемы


В настоящее время в образовательных учреждениях Ростовской области, как и по всей России, происходит постоянное увеличение числа детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.

По данным психолого-педагогического исследования, проведенного в 2000 году в Ростовской области, количество детей с такими проблемами составляет 21,6 процента от общего числа учащихся. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув 30 процентов и более.

Причинами школьной неуспешности является ухудшение здоровья и увеличение количества детей, относящихся к группе риска.

В последние годы увеличилось число детей, рождающихся с врожденными аномалиями развития и наследственными заболеваниями, а также с травмами центральной нервной системы. Показатель общей заболеваемости детей, по сравнению с 1999 годом, увеличился на 2,4 процента. За 9 лет обучения в школе (с первого класса по девятый) количество здоровых школьников сокращается в 4-5 раз, составляя лишь 10-15 процентов от общего числа учеников.

Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс форм активной педагогической помощи наиболее трудной в воспитательном отношении категории детей - детям группы риска.

Количество детей, нуждающихся в адекватной форме обучения, расширяется за счет детей-мигрантов, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных и беспризорных детей.

Социально-педагогический мониторинг, проведенный в сентябре 2000 года, в области выявил 2445 детей школьного возраста, вообще не посещающих общеобразовательные учреждения. Из них 31,7 процента не обучаются по социально обусловленным причинам (воспитание в семье асоциального типа и прочие), 23,7 процента - по причине неподготовленности к школе (языковые проблемы, национальные традиции и прочие), 11,1 процента - по материальным причинам (не смогли приобрести ученические принадлежности, одежду и прочие), 33,5 процента - по другим причинам.

Из-за нехватки штатных психолого-медико-педагогических комиссий не все дети и подростки с особенностями психофизического развития своевременно выявлялись и получали необходимую им психолого-педагогическую и медико-социальную помощь. Не всем обследованным детям была предоставлена адекватная форма обучения, так как общеобразовательные учреждения не располагали условиями, необходимыми для организации обучения детей с особенностями психофизического развития и поведения.

Незанятость детей учебой, нахождение вне контроля общеобразовательных учреждений, особенно с отклонениями в развитии и поведении, способствуют их вовлечению в правонарушения, употреблению психоактивных веществ.

Однако, при условии оказания специальной помощи проблемным детям, детям группы риска, детям с особыми нуждами недостатки их психофизического и социального развития могут быть устранены или в достаточной степени сглажены.

Таким образом, в ряд первоочередных задач развития образовательного комплекса области выдвигается создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в обучении. Для решения этой проблемы необходимо формирование и paзвитие региональной системы компенсирующего обучения, открытие классов и групп компенсирующей направленности, учреждений психолого-педагогической и медико-социальной помощи, деятельность которых будет направлена на исправление имеющихся дефектов личности ребенка, преодоление школьной и социальной дезадаптации, раскрытие его потенциальных возможностей, развитие скрытых способностей.

В целом, система работы в условиях компенсирующего обучения направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения и воспитания, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Развитие системы компенсирующего обучения в целом позволит расширить возможности оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, нуждающимся в особых условиях организации учебно-воспитательного процесса.

IV. Система программных мероприятий

     
Раздел 1. Организационно-нормативное обеспечение Программы


Реализация этого раздела Программы направлена на подготовку нормативно-правовой и организационной основы программных мероприятий.

В 1998 году специалистами министерства общего и профессионального образования Ростовской области совместно с учеными Ростовского государственного педагогического университета и сотрудниками областного центра реабилитации детей и подростков была разработана Концепция коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях Ростовской области.

Реализация данной концепции на практике требует развертывания целостной системы мероприятий практической направленности. Настоящая Программа призвана наметить пути, сроки и основные условия реализации этих мероприятий. Выполнение Программы позволит своевременно выявлять и оценивать физические и психические возможности детей, ориентировать участников компенсирующего и коррекционно-развивающего процессов на использование адекватных форм обучения, своевременно предупреждать возникновение школьной и социальной дезадаптации и, при необходимости, проводить реабилитационные психолого-педагогические и медико-социальные мероприятия.

Непосредственная реализация компенсирующих мероприятий должна быть осуществлена на единой нормативно-правовой основе, регламентирующей вопросы взаимодействия и координации работы различных ведомств и организаций, обязанности руководителей органов местного самоуправления по развитию учреждений и внедрению форм компенсирующего обучения. В связи с этим решением Правительства Ростовской области от 20.08.2001 N 67 министерству общего и профессионального образования области поручено руководствоваться в работе Положением о классах компенсирующего обучения, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 08.08.92 N 333.

Раздел 2. Организация системы раннего выявления детей с отклонениями психофизического и социального развития


Важнейшей задачей совершенствования компенсирующего обучения является достраивание нового структурного элемента - системы раннего выявления и ранней комплексной психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка.

Ранняя диагностика и коррекция отклонений психофизического развития детей являются главными условиями эффективного обучения и воспитания, предупреждения более тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности) и социальной депривации. Наличие ранней комплексной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать дефекты его психического развития, тем самым смягчить вторичные отклонения и, следовательно, сократить число детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании. По данным специалистов, в результате коррекции в раннем возрасте у 90 процентов детей наблюдается стойкая положительная динамика.

Тщательное изучение особенностей развития каждого ребенка, индивидуальная коррекционно-развивающая работа с использованием адекватных методов и приемов воздействия, на которые направлены мероприятия данного раздела Программы, будут способствовать максимальной подготовке детей к последующему школьному обучению и их социальной адаптации.

     Раздел 3. Создание условий для реализации комплексного сопровождения проблемного ребенка в образовательных учреждениях области


Система компенсирующего обучения - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Реализация коррекционно-развивающих мероприятий возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов компенсирующего обучения (ККО) и наличии территориальных служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Основными структурными элементами системы компенсирующего обучения являются:

классы (группы) компенсирующей направленности в составе общеобразовательных школ (дошкольных общеобразовательных учреждений);

учреждения психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам.

Наряду с названными, структурными элементами системы компенсирующего обучения являются службы и подразделения, выполняющие консультативно-диагностические функции:

психолого-медико-педагогические комиссии и консультации (областная, территориальные, кустовые);

консультативно-диагностические пункты (службы, в том числе выездные);

психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений.

Данные педагогического мониторинга дают основание для следующего вывода: в результате открытия классов компенсирующего обучения значительно сокращается количество второгодников и несовершеннолетних правонарушителей.

Классы компенсирующего обучения могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих специально подготовленными для данной работы кадрами, необходимым методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации учебного процесса и лечебно-профилактической помощи данной категории детей и подростков. Функционирование данной системы обеспечивается реализацией диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности образовательного учреждения.

В настоящее время коррекционно-развивающее обучение представлено: классами компенсирующего обучения, классами выравнивания, классами адаптации, классами педагогической поддержки, классами здоровья и т.д. В Ростовской области в общеобразовательных учреждениях функционируют три вида классов коррекционно-развивающей направленности (181 класс коррекционно-развивающего обучения, 283 класса выравнивания для детей с задержкой психического развития и 288 классов компенсирующего обучения). В 2000-2001 учебном году в Ростовской области число детей, обучающихся в этих классах, составило 10381 человек.

В связи с выходом постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196 "О Типовом положении общеобразовательного учреждения", пункт 29 которого разрешает "в общеобразовательных учреждениях по согласованию с учредителем и с учетом интересов родителей (законных представителей) открывать классы компенсирующего обучения", появилась возможность урегулировать терминологические понятия коррекционно-развивающего обучения и указать органам управления образованием на необходимость открытия только классов компенсирующего обучения.

Диагностико-консультативную и психолого-педагогическую помощь проблемным детям оказывают 27 психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и 17 учреждений психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры).

Однако, большое количество детей группы риска в настоящее время не охвачены адекватными для них формами организации учебно-воспитательного процесса.

Требует пересмотра и организация индивидуального обучения больных детей. Специальное исследование этой проблемы выявило отсутствие необходимой специализированной помощи ребенку, находящемуся на надомном обучении, со стороны специалистов - психологов, дефектологов; отсутствие системы контроля со стороны образовательных учреждений за качеством образовательного процесса надомного обучения. Большинство детей, находящихся в течение ряда лет на надомном обучении, не имеет возможности сдать экзамены за курс основной школы на общих основаниях. Минимальный контакт с внешней средой, ограниченность пространства жизнедеятельности, недостаток общения со сверстниками не способствуют социализации личности больного ребенка, приводят к социальной неадекватности, изолированности; формируют комплекс неполноценности. Выход из сложившейся ситуации - в изменении подходов к организации учебного процесса для длительно болеющих детей. Одной из оптимальных моделей организации психолого-педагогической и медико-социальной помощи больным детям может стать школа индивидуального обучения - интегрированная форма организации учебно-воспитательного процесса, способная решать задачи квалифицированной помощи детям, нуждающимся в особых подходах и методах обучения и воспитания.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»