Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

ЗАКОН

от 19 мая 1993 года N 1491-XII


Об аудиторской деятельности в Республике Саха (Якутия)

     

Принят
 постановлением
Верховного Совета
Республики Саха (Якутия)
от 19 мая 1993 года N 1492-XII


Настоящий Закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Саха (Якутия) как системы независимого финансового контроля на коммерческой (хозрасчетной) основе, способствующей защите имущественных интересов хозяйствующего субъекта и государства.

Статья 1. Понятие аудиторской деятельности (аудита)

1. Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой осуществляемую на платной основе по договору предпринимательскую деятельность в виде независимой проверки аудиторами (аудиторской организацией) бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов и деклараций и других документов хозяйствующих субъектов с целью установления их достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательным и иным нормативным актам Республики Саха (Якутия) и действующих на ее территории нормативных актов Российской Федерации, а также в виде оказания консультационной, экспертной, методологической и практической помощи предприятию в ведении бухгалтерского учета и управлению финансами и в виде иных аудиторских услуг.

2. Аудиторская деятельность не отменяет осуществления в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия) и действующих на ее территории законодательных актов Российской Федерации контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов со стороны специально уполномоченных на то государственных органов.

Статья 2. Сфера действия Закона


Действие настоящего Закона распространяется на все хозяйствующие субъекты на территории Республики Саха (Якутия) и их филиалы за пределами республики.

Под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия любых форм собственности, организационно-правовых форм независимо от ведомственной подчиненности, их филиалы и представительства, банки, их союзы и ассоциации, страховые организации, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, иные объединения и отдельные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Законодательство об аудиторской деятельности

1. Настоящим Законом определяются основные положения об аудиторской деятельности в Республике Саха (Якутия).

2. Отношения аудита (аудиторской организации), не урегулированные настоящим Законом, регулируются иными законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Статья 4. Аудитор и аудиторская организация

1. Аудиторской деятельностью имеют право заниматься граждане (аудиторы), а также аудиторские организации, получившие лицензию на право занятия аудиторской деятельностью.

2. Аудиторы осуществляют свою деятельность самостоятельно либо в составе аудиторской организации. Аудитор, не являющийся предпринимателем, имеет право заниматься аудиторской деятельностью только в составе аудиторской организации.

3. Аудиторская организация, действующая на территории Республики Саха (Якутия), может иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Республики Саха (Якутия) и действующими на ее территории законодательными актами Российской Федерации, за исключением акционерного общества открытого типа.

4. Аудиторы и аудиторские организации в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия) и действующими на ее территории законодательными актами Российской Федерации имеют право образовывать союзы, ассоциации и другие объединения предпринимателей, действующие на основании устава.

5. Аудиторы, осуществляющие свою деятельность самостоятельно, а также аудиторские организации начинают свою деятельность в качестве субъекта предпринимательской деятельности после государственной регистрации и включения в государственный реестр, а также получения лицензии на право занятия аудиторской деятельностью.

6. Аудиторская организация имеет право приема работников для последующей подготовки их к прохождению аттестации.

Статья 5. Аттестация для получения лицензии на право занятия аудиторской деятельностью

1. Граждане, желающие заниматься аудиторской деятельностью, проходят аттестацию для получения лицензии на право занятия аудиторской деятельностью.

2. Аттестацию проводят независимые вневедомственные комиссии, создаваемые на договорной основе и действующие на основании Положения. Положение утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).

3. Заключение аттестационной комиссии должно быть выдано обратившемуся за ним лицу в месячный срок со дня проведения аттестации и действительно в течение одного года с момента его получения.

4. Заключение аттестационной комиссии может быть обжаловано в суд в месячный срок с момента его получения.

5. К аттестации допускаются лица, проживающие на территории Республики Саха (Якутия), имеющие деловую репутацию, высшее экономическое или юридическое образование и стаж практической работы не менее 5 лет в качестве аудитора, ревизора, бухгалтера, экономиста, юриста.

6. Лица, не прошедшие аттестацию, допускаются к повторной аттестации не менее чем через год после принятия решения аттестационной комиссии.

7. К аттестации не допускаются лица, осужденные вступившим в законную силу приговором суда с применением уголовного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений в течение отбывания данного вида наказания.

Статья 6. Лицензирование аудиторской деятельности

1. Лицензия на право занятия аудиторской деятельностью выдается сроком на 5 лет. Порядок выдачи лицензий, определение размеров платежей за выдачу лицензий определяется Правительством Республики Саха (Якутия).

Статья 7. Проведение аудиторской проверки

1. Аудиторская проверка проводится на основании договора между аудитором (аудиторской организацией) и хозяйствующим субъектом, предусматривающего предмет, сроки и место проведения проверки, размер и порядок оплаты, ответственность сторон.

2. Хозяйствующие субъекты имеют право выбора аудитора (аудиторской организации).

3. Руководители и иные должностные лица хозяйствующего субъекта несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия) и действующими на ее территории законодательными актами Российской Федерации за нарушение порядка представления документов и другой информации аудитору (аудиторской организации) при проведении аудиторской проверки, выразившегося в непредставлении данных, затребованных аудитором (аудиторской организацией) в соответствии с целями проверки, а также должностном подлоге или ином умышленном искажении указанных данных.

Статья 8. Заключение аудитора

1. О результатах аудита составляется заключение или иной документ, подтверждающий проведенную аудитором работу.

2. Заключение аудитора - имеющий правовое значение официальный документ, подписанный аудитором и заверенный печатью аудитора (аудиторской организации), содержащий полную информацию о соответствии бухгалтерских отчетов, балансов и других документов хозяйствующего субъекта требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и составлению отчета и являющийся обязательным элементом отчетности хозяйствующего субъекта для его публикации в печати.

3. Заключение может быть подписано в целом всеми аудиторами, проводившими проверку, либо каждым из аудиторов в части, относящейся к предмету его проверки.

4. В случае, если аудитор (аудиторская организация) не подтверждает отчет, руководство хозяйствующего субъекта обязано в месячный срок со дня оформления заключения аудитора устранить отмеченные недостатки, а также другие обстоятельства, послужившие препятствием для подтверждения отчета и представить исправленный отчет на повторное подтверждение аудитору.

5. При наличии разногласий по данным, указанным в заключении, хозяйствующий субъект вправе обратиться в уполномоченный на то орган или Арбитражный суд,

Статья 9. Независимость аудиторов и аудиторских организаций


Аудиторы и аудиторские организации руководствуются в своей деятельности исключительно требованиями законодательных и иных нормативных актов, указанных в статье 3 настоящего Закона и при проведении аудиторской проверки и составлении заключения независимы от проверяемого хозяйствующего субъекта, а также любой третьей стороны.

Статья 10. Права аудиторов и аудиторских организаций


В процессе аудиторской проверки аудиторы и аудиторские организации имеют право:

1. Самостоятельно определять формы и методы проверки, исходя из требований настоящего Закона, иных законодательных и нормативных актов Республики Саха (Якутия) и действующих на ее территории актов Российской Федерации, а также условий договора с хозяйствующим субъектом, либо содержания конкретного поручения органа дознания, прокурора, следователя и суда.

2. Получать в установленном порядке необходимую для осуществления проверки информацию от третьих лиц.

3. Привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке специалистов, за исключением работников проверяемых хозяйствующих субъектов лиц, состоящих в родстве с руководителями и иными должностными лицами этих хозяйствующих субъектов либо имеющих в них имущественные интересы.

4. Проверять у хозяйствующих субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие, денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения для проверки.

5. Аудиторы и аудиторские организации не вправе использовать полученные в ходе аудита сведения в целях осуществления ими иной предпринимательской деятельности.

Статья 11. Обязанности аудиторов и аудиторских организаций

1. Аудиторы и аудиторские организации обязаны доброкачественно проводить аудиторские проверки и оказывать иные аудиторские услуги в соответствии со статьей 1 настоящего Закона.

2. Аудиторы и аудиторские организации обеспечивают сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки и не могут разглашать их содержания без согласия руководителя хозяйствующего субъекта на основании договора, по которому проводится аудиторская проверка.

3. О выявленных фактах злоупотреблений хозяйствующий субъект по заключению аудитора (аудиторской организации) обязан сообщить правоохранительным органам.

4. Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя и суда, могут быть преданы гласности лишь с разрешения хозяйствующего субъекта и в том объеме, в каком они признают это возможным.

5. В случае возбуждения уголовного дела, связанного с осуществлением аудиторской деятельности, прокурор или суд могут своим постановлением освободить аудитора от обязанности неразглашения сведений, полученных в ходе проведенной им проверки.

6. По требованию 2/3 членов коллектива хозяйствующего субъекта аудитор обязан довести до сведения коллектива результаты аудиторской проверки.

7. В качестве аудитора не могут быть привлечены лица:

- состоящие в родственных отношениях с руководителями и иными должностными лицами хозяйствующего субъекта или имеющие с хозяйствующим субъектом имущественные интересы, выходящие за рамки аудиторского договора;

- являющиеся членами руководства, учредителями, собственниками, акционерами, сотрудниками проверяемого хозяйствующего субъекта, его филиалов, отделений и других обособленных подразделений;

- кредиторы, инвесторы, другие заинтересованные лица.

8. Аудиторы, осуществляющие свою деятельность самостоятельно, и аудиторские организации ведут бухгалтерский учет и представляют данные статистической и бухгалтерской отчетности в порядке, установленном законодательством Республики Саха (Якутия) и действующими на ее территории законодательными актами Российской Федерации.

Статья 12. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций

1. За нарушение положений законодательства Республики Саха (Якутия) и действующих на ее территории законодательных актов Российской Федерации при осуществлении аудиторской деятельности, аудиторы (аудиторские организации) несут ответственность, в том числе имущественную.

2. Ответственность аудиторов в связи с причинением ущерба заказчику в результате некачественного проведения аудита предусматривается в договоре в размере, согласованном с хозяйствующим субъектом и аудитором.

3. При недоброкачественном проведении аудиторских проверок орган, выдавший лицензию, на основании акта проверки качества заключения аудитора (аудиторской организации), проводимой государственным контролирующим или другим уполномоченным органом по заявлению заинтересованного хозяйствующего субъекта или прокурора, при наличии достаточных оснований вправе обратиться в суд или Арбитражный суд с заявлением о лишении аудитора (аудиторской организации) лицензии на право занятия аудиторской деятельностью и представить материалы в аттестационную комиссию.

4. Лишение аудитора (аудиторской организации) лицензии на право занятия аудиторской деятельностью может быть произведено органом, ее выдавшим, в случае:

- указания аудитором (учредителем аудиторской организации) в заявлении на получение лицензии недостоверных сведений, а также предоставления аудитором ненадлежащим образом оформленного или просроченного заключения аттестационной комиссии;

- осуществления аудитором (аудиторской организацией) деятельности, не предусмотренной ему выданной лицензией;

- вступление в законную силу решения суда или Арбитражного суда о лишении аудитора (аудиторской организации) лицензии на право занятия аудиторской деятельностью вследствие недоброкачественного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг, связанных с проведением проверок;

- вступление в законную силу приговора суда в отношении аудитора по уголовному делу, возбужденному в связи с осуществлением им аудиторской деятельности.

5. Лишение аудитора (аудиторской организации) лицензии по иным основаниям не допускается.

6. Аудитор и аудиторская организация вправе обжаловать решение о лишении их лицензии в вышестоящие судебные органы.

7. Аудиторы не несут никакой ответственности за состояние финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и финансовой деятельности.

Статья 13. О международных договорах

1. Если международным договором Республики Саха (Якутия), установлены иные правила об аудиторской деятельности, чем те, которые содержатся в законодательных и нормативных актах Республики Саха (Якутия), то применяются правила международного договора.

Председатель Верховного Совета
Республики Саха (Якутия)
К.Иванов


Сверен по:
официальный сайт "Федеральный регистр"
www.registr.scli.ru

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»