Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 28 мая 1992 года N 962-XII

О Национальном банке Республики Саха (Якутия)

Утратил силу - Постановление Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 11.01.2001 ПП N 836-II

(В ред. Закона РС(Я) от 24.03.93 г. N 1396-XII)

Принят постановлением

Верховного Совета

Республики Саха (Якутия)

от 28.05.92 N 963-XII

Настоящий Закон определяет задачи и функции Национального банка Республики Саха (Якутия) и финансово-кредитной системы Республики Саха (Якутия), создает правовую основу его функционирования.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Национальный банк Республики Саха (Якутия)


Национальный банк Республики Саха (Якутия) (в дальнейшем по тексту Национальный банк) является центральным банком Республики Саха (Якутия), находится в собственности республики и оперативном руководстве Правительства республики, подотчетен Верховному Совету Республики Саха (Якутия) и руководствуется Конституцией и законодательством Республики Саха (Якутия). (Ред. Закона РС(Я) от 24.03.93 г. N 1396-XII)

Взаимоотношения Национального банка с Центральным банком Российской Федерации (Россия) по вопросам использования на территории республики единой денежной единицы и проведения денежно-кредитной политики определяются на основе Федеративного договора.

Государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Национального банка, осуществляемую в рамках его полномочий. Национальный банк вправе обратиться в Высший арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием о признании недействительными актов этих органов, направленных на неправомерное вмешательство в деятельность Национального банка.

Статья 2. Национальный банк - юридическое лицо


Национальный банк является юридическим лицом, имеет свой Устав, утвержденный Верховным Советом Республики Саха (Якутия).

Государство не несет ответственности по обязательствам Национального банка, так же как и Национальный банк не несет ответственности по обязательствам государства за исключением случаев, когда Национальный банк принимает на себя ответственность или когда такая ответственность возлагается на него Верховным Советом Республики Саха (Якутия).

Статья 3. Основные задачи Национального банка


Основными задачами являются:

- формирование и регулирование единой денежно-кредитной системы Республики Саха (Якутия);

- осуществление экономической стратегии в области денежного обращения, кредитования, финансирования, расчетов, валютных отношений;

- поддержание устойчивого денежного обращения и покупательной способности денег, обращающихся на территории Республики Саха (Якутия) в целях устранения диспропорций рынка.

Статья 4. Уставный капитал и фонды Национального банка


Национальный банк имеет уставный капитал, который служит обеспечением его обязательств. Размер уставного капитала определяется Уставом Национального банка. Увеличение или уменьшение уставного капитала Национального банка утверждается Верховным Советом Республики Саха (Якутия) по представлению председателя правления Национального банка.

Национальный банк создает резервный, валютный и другие фонды различного назначения. Виды, размеры, порядок образования и использования фондов регулируются Уставом Национального банка.

Статья 5. Администрация Национального банка


Руководство Национальным банком осуществляется правлением банка в составе председателя, его заместителей и членов правления.

В заседаниях правления Национального банка могут участвовать с правом совещательного голоса члены Правительства Республики Саха (Якутия).

Председатель правления Национального банка назначается Верховным Советом Республики Саха (Якутия) по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (Россия).

Председатель правления Национального банка входит в состав Правительства Республики Саха (Якутия) по должности. (Ред. Закона РС(Я) от 24.03.93 г. N 1396-XII)

Заместители председателя правления и члены правления Национального банка утверждаются Президиумом Верховного Совета Республики Саха (Якутия) по представлению председателя правления Национального банка.

Статья 6. Учреждения и организации Национального банка


Национальный банк имеет право учреждать в Республике Саха (Якутия) и других государствах свои филиалы, а также самостоятельные предприятия, деятельность которых направлена на удовлетворение нужд Национального и коммерческих банков (вычислительные центры, типографии для печатания бланков).

Статья 7. Отчетность Национального банка


Отчетный период деятельности Национального банка установлен с 1 января по 31 декабря.

Национальный банк ежегодно представляет Верховному Совету Республики Саха (Якутия) отчет о своей деятельности, баланс и сводный баланс банковской системы Республики Саха (Якутия). После утверждения Верховным Советом баланс Национального банка и сводный баланс банковской системы Республики Саха (Якутия) публикуются в печати.

В отчете Национального банка содержится анализ состояния банковской системы, денежного обращения и финансов, валютного положения и платежного баланса республики, операции Национального банка, его счет прибылей и убытков.

Верховный Совет Республики Саха (Якутия) определяет независимую аудиторскую организацию для ежегодной проверки баланса и операций по счетам Национального банка.

Статья 8. Смета расходов и порядок распределения прибыли Национального банка


Состав сметы расходов и порядок распределения прибыли определяется Уставом Национального банка.

Национальный банк ежегодно представляет распределение прибыли и смету своих расходов для утверждения в Верховный Совет Республики Саха (Якутия).

Национальный банк и его учреждения освобождаются от всех видов налогов, сборов и пошлин.

Статья 9. Основные функции Национального банка


Основными функциями Национального банка являются:

- денежно-кредитное регулирование;

- организация внутренних и внешних межбанковских расчетов и эмиссионно-кассового обслуживания коммерческих банков. Порядок организации межбанковских расчетов определяется отдельным соглашением с Центральным банком Российской Федерации (Россия);

- организация совместно с Министерством финансов Республики Саха (Якутия) кассового исполнения государственного бюджета через учреждения Национального банка;

- организация продажи выпускаемых Правительством Республики Саха (Якутия) облигаций внутреннего займа, их выкуп и выплату процентных ставок по ним;

- регистрация коммерческих банков и контроль за соблюдением ими установленных обязательных нормативов, и издаваемых Национальным банком нормативных актов в пределах банковского законодательства;

- контроль за открытием филиалов и представительства иностранных банков на территории республики;

- образование фонда регулирования кредитных ресурсов банковской системы республики за счет части привлеченных банками ресурсов и либо Федеративного фонда;

- регулирование уровня банковских процентных ставок в республике путем изменения учетной ставки по кредитам, представляемым банкам;

- регулирование внешнеэкономической деятельности банков на территории республики;

- осуществление операций по покупке и продаже золота, драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, иностранной валюты, а также ценных бумаг;

- выполнение кассовых расчетных и кредитных операций с коммерческими банками;

- обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе республики;

- консультирование правительства Республики Саха (Якутия) и представление ему информации по денежно-кредитным вопросам.

Национальный банк участвует в формировании и использовании валютного фонда Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), золотого запаса и алмазного фонда Республики Саха (Якутия), в установлении официального курса рубля к другим валютам, в регулировании рыночного курса рубля.

Глава II. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Статья 10. Денежная единица Республики Саха (Якутия)


Денежной единицей Республики Саха (Якутия) является рубль. Единственным платежным средством на территории республики является рубль.

Платежи в иностранной валюте на территории Республики Саха (Якутия) могут осуществляться только в порядке, установленном Национальным банком.

Статья 11. Эмиссия денежных знаков


Национальный банк в рамках резервной системы пользуется монопольным правом выпуска в обращение (эмиссии) и изъятия из обращения денежных знаков на правах фондового банка.

Эмиссия наличных денег осуществляется в порядке, установленном Национальным банком.

Национальный банк регулирует безналичную эмиссию денег в процессе контроля за депозитно-ссудными операциями. Использование наличной и безналичной эмиссии денег непосредственно для финансирования дефицита государственного бюджета республики запрещается.

Национальный банк организует перевозку, хранение и создание резервных фондов банкнот и металлической монеты Центрального банка Российской Федерации (Россия), а также инкассацию денежной наличности учреждений, предприятий и организаций.

Глава III. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Статья 12. Денежно-кредитное регулирование


Управление денежным обращением в Республике Саха (Якутия) осуществляется в соответствии с порядком, определенным на основе Федеративного договора.

Национальный банк является органом денежно-кредитного регулирования экономики республики.

Национальный банк совместно с правительством республики по поручению Верховного Совета Республики Саха (Якутия) участвует в разработке Центральным банком Российской Федерации (Россия) основных направлений государственной денежно-кредитной политики, на основе которых Национальным банком разрабатываются основные направления денежно-кредитного регулирования в Республике Саха (Якутия) для утверждения, представляемые в Верховный Совет Республики Саха (Якутия).

Регулирование объема и структуры денежной массы в республике, состоящей из наличных денег в обращении, денежных средств на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан, средств в расчетах и других безусловных денежных банков, производится Национальным банком в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Саха (Якутия) посредством:

а) установления для коммерческих банков и других кредитных учреждений (в дальнейшем именуемых банками, если иное не указано в настоящем Законе) обязательных экономических нормативов;

б) установления и изменения учетных ставок по кредитам, предоставляемым банкам;

в) изменения объема кредитов, предоставляемых банкам;

г) определения норм обязательных резервов для банков;

д) покупки и продажи ценных бумаг и иностранной валюты;

е) рефинансирования банков путем предоставления краткосрочных кредитов по учетной ставке Национального банка и определения условий предоставления кредитов под залог различных активов;

ж) проведения операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

Статья 13. Кредитные ресурсы Национального банка


Кредитные ресурсы Национального банка состоят из средств уставного и других фондов, остатков средств государственного бюджета, средств на депозитных счетах, средств в обращении и в межбанковских расчетах, переданных за плату остатков средств на корреспондентских счетах коммерческих банков, средств Сберегательного банка. При необходимости Национальный банк привлекает средства из других республик либо Федеративного фонда.

Взаимоотношения Национального банка с центральными банками республик, входящих в Российскую Федерацию (Россия), и Центральным банком Российской Федерации (Россия) по формированию фондов и резервов кредитных ресурсов и их перераспределению, строятся на договорной основе.

Глава IV. ОПЕРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

Статья 14. Операции и сделки с банками


Национальный банк может производить следующие операции и сделки с банками:

а) вести счета банков-корреспондентов и осуществлять расчетно-кассовое обслуживание банков;

б) предоставлять кредиты банкам на срок по соглашению с заемщиком;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»