Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 07 февраля 1992 года N 835-XII

О Конституционном суде Республики Саха (Якутия)

УТРАТИЛО СИЛУ - Закон РС(Я) от 15.06.2002 16-з N 363-II

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Закон РС(Я) от 26.06.92 N 1050-XII;
Закон РС(Я) от 10.10.2001 ЗN 319-II)

Принят постановлением

Верховного Совета

Республики Саха (Якутия)

от 7.02.92 N 836-XII

Статья 1. Конституционный суд - орган судебной власти


1. Конституционный суд является высшим судебным органом конституционного контроля в Республике Саха (Якутия), осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства.

2. Конституционный суд осуществляет судебную власть путем:

рассмотрения в заседаниях дел о конституционности договоров, законов и нормативных актов республики, Российской Федерации;

рассмотрения в заседаниях дел о конституционности правоприменительной практики;

дачи заключений в установленных законом случаях.

3. Конституционный суд не рассматривает политические вопросы.

4. Конституционный суд разрешает дела и дает заключения, руководствуясь Конституцией Республики Саха (Якутия), Конституцией Российской Федерации и правосознанием, не устанавливает и не исследует фактические обстоятельства и не выносит решение во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Статья 2. Цели и задачи Конституционного суда


1. В целях защиты суверенитета народов Республики Саха (Якутия), защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека, признанных Конституцией Республики Саха (Якутия), прав и законных интересов граждан и юридических лиц, поддержания верховенства и непосредственного действия Основного Закона республики на всей территории республики. Конституционный суд устанавливает соответствие Основному Закону республики международных договоров Республики Саха (Якутия), Российской Федерации, договоров, законов и нормативных актов Республики Саха (Якутия), Российской Федерации, а также практики применения законодательства.

2. Всей своей деятельностью Конституционный суд способствует соблюдению законности, укреплению правопорядка, воспитанию в гражданах уважения к Основному закону своей республики.

Статья 3. Избрание Конституционного суда


1. Конституционный суд избирается в составе 7 судей Верховным Советом Республики Саха (Якутия) тайным голосованием.

(в ред. Закона РС(Я) от 26.06.92 N 1050-XII)

2. Кандидатуры на должности судей Конституционного суда должны предварительно обсуждаться на заседаниях соответствующих постоянных комиссий Верховного Совета Республики Саха (Якутия) по представлению Председателя Верховного Совета Республики Саха (Якутия).

3. Каждый судья Конституционного суда избирается в индивидуальном порядке. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа народных депутатов Республики Саха (Якутия), избранных на момент избрания судей.

4. Конституционный суд вправе приступить к своей деятельности при условии избрания не менее двух третей его состава.

5. На первом заседании Конституционного суда судьи тайным голосованием и в индивидуальном порядке избирают из своего состава Председателя Конституционного суда и его заместителя.

6. В случае выбытия судьи из состава Конституционного суда Верховный Совет Республики Саха (Якутия) избирает на его место в порядке, установленном настоящей статьей, другое лицо.

7. В случае, если окажется вакантной должность Председателя Конституционного суда или его заместителя, на нее избирается другое лицо из числа судей Конституционного суда в порядке, установленном настоящей статьей. Выборы должны быть проведены не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии.

8. Секретарь Конституционного суда избирается Конституционным судом из числа судей в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 4. Срок полномочий и режим работы Конституционного суда


1. Срок полномочий Конституционного суда неограничен.

2. Конституционный суд является постоянно действующим органом. Его работа не может прерываться на каникулы.

3. Заседания Конституционного суда проводятся по мере надобности, но не реже одного раза в месяц. Заседание Конституционного суда должно быть созвано, если этого потребуют не менее трех судей.

Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного суда


Основными принципами деятельности Конституционного суда являются законность, независимость, коллегиальность и гласность, как они отражены в настоящем Законе.

Статья 6. Независимость Конституционного суда


1. Конституционный суд и его судьи в своей деятельности независимы, самостоятельны и подчиняются только Конституции Республики Саха (Якутия).

2. Судьи Конституционного суда выступают в личном качестве.

3. Конституционный суд и его судьи не могут являться представителями каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, кооперативных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, национально-территориальных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп.

4. Решения Конституционного суда в соответствии с точным смыслом Основного Закона республики выражают правовую позицию судей, свободную от соображений практической целесообразности и политических склонностей.

5. Судьи Конституционного суда разрешают дела и дают заключения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не должны запрашивать или получать указания от каких-либо государственных или общественных органов, должностных лиц.

6. Любое вмешательство в деятельность Конституционного суда не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с Законом.

Статья 7. Равенство прав судей Конституционного суда


1. Судьи при решении в заседаниях вопросов, входящих в компетенцию Конституционного суда, пользуются равными правами и возможностями.

2. Полномочия Председателя Конституционного суда, его заместителя и секретаря Конституционного суда устанавливаются настоящим Законом.

Статья 8. Обязательность решений и требований Конституционного суда


1. Решения Конституционного суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны на всей территории республики для всех органов государственной власти и управления, судов, а также предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан.

2. Заключения Конституционного суда подлежат обязательному доведению до сведения Президента Республики Саха (Якутия), народных депутатов Республики Саха (Якутия), рассмотрению Верховным Советом Республики Саха (Якутия) с принятием решения по их существу. Заключение Конституционного суда должно учитываться Президентом Республики Саха (Якутия), народными депутатами Республики Саха (Якутия) при принятии решений по затронутым в нем вопросам.

3. Послания и представления Конституционного суда подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами, которым они адресованы.

4. Требования Конституционного суда об устранении выявленных им нарушений Основного Закона республики; о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов; заверении документов и текстов нормативных актов; проведении проверок, исследований, экспертиз; об установлении наличия или отсутствия определенных обстоятельств; о выделении специалистов; о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым им вопросам обязательны для всех органов, должностных лиц и граждан, которым они адресованы. Конституционный суд может запросить в Верховном суде республики, Высшем арбитражном суде республики, судах и арбитражных судах, у других правоприменителей сведения соответственно по судебной, арбитражной или иной правоприменительной практике и принятому толкованию законодательства.

5. Требования Конституционного суда или его Председателя о приостановлении процесса ратификации договора, действия нормативных актов, решений, разъяснений, указаний и иных актов, обосновывающих правоприменительную практику; о приостановлении исполнения акта правоприменения до рассмотрения дела Конституционным судом подлежат обязательному безотлагательному рассмотрению органами и должностными лицами, которым они адресованы.

6. Постановления, заключения и иные решения, представления, требования Конституционного суда должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Конституционному суду в течение месяца со дня получения этих решений, представлений и требований. Требования Конституционного суда о предоставлений ему документов и других материалов, о проведении проверочных действий, консультировании, оказания ему помощи и содействия, в которых указан срок их исполнения, должны быть рассмотрены и исполнены в указанный срок. Послания Конституционного суда рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные Законом.

7. Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, представлений или требований Конституционного суда, а также умышленное введение его в заблуждение влекут за собой установленную законом ответственность.

Статья 9. Законодательная инициатива Конституционного суда


1. В соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия), Конституционному суду принадлежит право законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Саха (Якутия).

2. В случае, если Конституционный суд обнаруживает, что соблюдению положений Основного Закона республики препятствует отсутствие соответствующего закона, он должен воспользоваться принадлежащим ему правом законодательной инициативы.

Статья 10. Законодательство о Конституционном суде


Задачи, организация и порядок деятельности Конституционного суда определяются Конституцией Республики Саха (Якутия), настоящим Законом и Законом Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного суда Республики Саха (Якутия)".

Статья 11. Регламент Конституционного суда


Внутренние вопросы деятельности Конституционного суда: правила процедуры и этикета в его заседаниях, принципы распределения работы между судьями, включая их возможную специализацию, требования к персоналу Конституционного суда, этические нормы для судей, особенности делопроизводства и иные подобные вопросы определяются Регламентом Конституционного суда, принимаемым Конституционным судом Республики Саха (Якутия).

Статья 12. Требования к кандидату на должность судьи Конституционного суда


Судьей Конституционного суда Республики Саха (Якутия) может быть избран гражданин Республики Саха (Якутия), достигший ко дню выборов возраста не менее 35 и не более 60 лет, имеющий юридическое образование, обладающий обширными познаниями в области права, высокой квалификацией и моральными качествами, необходимыми для исполнения обязанностей судьи Конституционного суда.

Статья 13. Присяга судьи Конституционного суда


1. Председатель Верховного Совета Республики Саха (Якутия) на сессии Верховного Совета Республики Саха (Якутия) приводит к присяге лиц, избранных судьями Конституционного суда.

2. Лицо, избранное судьей Конституционного суда Республики Саха (Якутия), принимает присягу следующего содержания:

"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного суда Республики Саха (Якутия), защищать конституционный строй и верховенство Основного Закона республики, подчиняясь при этом только Конституции Республики Саха (Якутия), ничему и никому более".

Статья 14. Занятия, несовместимые с должностью судьи Конституционного суда


1. Судья не может одновременно быть народным депутатом, занимать или сохранять за собой другие должности, выполнять работы и получать вознаграждение в каких бы то ни было государственных или общественных органах, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь частную практику. Судья имеет право заниматься научной и педагогической деятельностью.

2. Судья не имеет права осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных правоприменительных органах, оказывать покровительство каким бы то ни было лицам в получении прав и освобождении от обязанностей.

3. Судья не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, давать по этим вопросам консультации. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо организаций и движений, хотя бы они и не преследовали политических целей.

4. Судья обладает правом выражать свою волю гражданина и избирателя путем тайного голосования на выборах, при отзыве народного депутата, на референдуме и в других подобных случаях.

Статья 15. Срок полномочий судьи Конституционного суда


1. Судья Конституционного суда Республики Саха (Якутия) избирается на должность на срок пятнадцать лет.

2. Полномочия судьи Конституционного суда Республики Саха (Якутия) прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.

(В ред. Закона РС(Я) от 10.10.2001 г. ЗN 319-II)

Статья 16. Несменяемость судьи Конституционного суда


1. Судья несменяем. Он не может быть переведен на другую должность без его согласия, и его полномочия не могут быть прекращены или приостановлены иначе как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Законом.

2. Судья может быть уволен или, с его согласия, переведен на другую должность постановлением Верховного Совета Республики Саха (Якутия) в случае уменьшения численного состава Конституционного суда на основании закона Республики Саха (Якутия), но с сохранением за ним полного содержания до достижения им предельного возраста в должности судьи. При уменьшении численного состава Конституционного суда преимущественным правом на сохранение должности пользуются судьи, имеющие наибольший стаж работы в этой должности.

Статья 17. Неприкосновенность судьи Конституционного суда


1. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован, подвергнут приводу или мерам административного взыскания без согласия Конституционного суда, кроме штрафа, взыскиваемого на месте совершения административного правонарушения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»