О внешнеэкономической деятельности Якутской-Саха ССР
Принят
постановлением
Верховного Совета
Якутской-Саха ССР
от 28 июня 1991 года N 534-XII
Внешнеэкономическая деятельность-это деятельность юридических и физических лиц, охватывающая торгово-экономические, валютные, научно-технические и другие отношения с иностранными юридическими и физическими лицами.
Внешнеэкономическая деятельность включает в себя: экспорт и импорт товаров (работ, услуг); создание совместных предприятий с участием иностранных юридических и физических лиц; посреднические операции по экспорту и импорту; привлечение и использование иностранных инвестиций; прямые деловые контакты на всех стадиях промышленного и сельскохозяйственного производства; иностранный туризм; обмен коммерческой информацией; обмен специалистами; создание зон совместного предпринимательства; маркетинг; лизинговые и инжиниринговые услуги; промышленное и гражданское строительство с участием иностранных инвесторов; техническое и финансово-экономическое содействие в создании промышленных и сельскохозяйственных комплексов, сотрудничество в производстве оборудования, проведение совместных конструкторских и научно-исследовательских работ, лицензионные договоры об использовании изобретений и других научно-технических достижений, договоры о передаче научно-технической документации; пользование услугами, предоставленными иностранными юридическими и физическими лицами; предоставление услуг за границей; услуги в области функционирования железнодорожного, воздушного, автомобильного, морского и речного транспорта, продажа товаров и предоставление услуг на территории республики за иностранную валюту; валютно-финансовое обеспечение внешнеэкономических связей, а также иные виды деятельности внешнеэкономических связей Якутской-Саха ССР.
Внешнеэкономическая деятельность на территории Якутской-Саха ССР регулируется настоящим Законом и другими законодательными актами Якутской-Саха ССР, РСФСР и СССР.
Внешнеэкономическая деятельность в Якутской-Саха ССР осуществляется в соответствии с нормами международного права, соглашениями и договорами между Якутской-Саха ССР и РСФСР, СССР, союзными республиками, а также с учетом разграничения полномочий между Якутской-Саха ССР, РСФСР и СССР.
Внешнеэкономическая деятельность в Якутской-Саха ССР строится на основе единства таможенной территории СССР.
Субъектами внешнеэкономической деятельности являются все юридические лица и граждане Якутской-Саха ССР, РСФСР, СССР, а также иностранные лица и граждане, независимо от форм собственности, действующие на территории Якутской-Саха ССР в соответствии с Законами Якутской-Саха ССР.
Субъекты внешнеэкономической деятельности Якутской-Саха ССР, независимо от форм собственности и вида деятельности, имеют равные права по осуществлению внешнеэкономической деятельности в рамках действующего законодательства Якутской-Саха ССР, РСФСР и СССР.
Субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право экспортировать товары (работы, услуги), производимые на территории Якутской-Саха ССР, импортировать товары (работы, услуги) из-за пределов республики, осуществлять посреднические операции по экспорту и импорту в установленном в Якутской-Саха ССР порядке.
Субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право на заключение контрактов (сделок) по торговым операциям, посредничеству и созданию совместных предприятий с участием иностранного капитала.
Субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право на прямые деловые контакты, в том числе право самостоятельно принимать решения по выезду за границу и по приему иностранных граждан - деловых партнеров.
Субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право беспрепятственно совершать любые кредитно-расчетные операции в иностранной валюте, открывать, распоряжаться и закрывать собственные валютные счета в уполномоченных на то банках Якутской-Саха ССР, размещать собственные валютные средства в банках Якутской-Саха ССР, РСФСР, СССР и зарубежных стран под коммерческие проценты или инвестировать их в другие приносящие доход активы в установленном порядке.
Субъекты внешнеэкономической деятельности Якутской-Саха ССР производят расчеты с иностранными (юридическими) и физическими лицами через уполномоченные на то банки.
Субъекты внешнеэкономической деятельности Якутской-Саха ССР самостоятельно решают вопросы закупок иностранных акций и получения кредитов на концессионной и компенсационной основах.
Иностранные инвесторы на территории Якутской-Саха ССР имеют право получать и использовать прибыль в рублях и свободно конвертируемой валюте.
Субъектам внешнеэкономической деятельности Якутской-Саха ССР разрешается ввоз, вывоз, пересылка и перевод из-за границы и за границу иностранной валюты (банкнот, казначейских билетов, монет) и иных валютных ценностей: платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов и других) и фондовых ценностей (акций, облигаций и других) в иностранной валюте в установленном порядке.
Субъекты внешнеэкономической деятельности Якутской-Саха ССР обязаны:
соблюдать законодательство Якутской-Саха ССР, РСФСР и СССР по регулированию внешнеэкономической деятельности;
соблюдать нормы и правила, принятые в мировой практике в области внешнеэкономических связей;
предоставлять органам государственной власти Якутской-Саха ССР, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, необходимую информацию в установленном порядке.
Отношения субъектов внешнеэкономической деятельности с органами государственной власти Якутской-Саха ССР в области внешнеэкономических связей строятся на основе соблюдения законов Якутской-Саха ССР, РСФСР и СССР.
Субъекты внешнеэкономической деятельности осуществляют свои права самостоятельно, без непосредственного вмешательства органов государственной власти в их оперативную хозяйственную деятельность, кроме вопросов о природно-сырьевых ресурсах.
Субъекты внешнеэкономической деятельности осуществляют экспортно-импортные операции на основе валютной самоокупаемости и самофинансирования. Органы государственной власти Якутской-Саха ССР не несут ответственности по обязательствам субъектов внешнеэкономической деятельности.
Органы государственной власти Якутской-Саха ССР защищают и обеспечивают права субъектов внешнеэкономической деятельности путем законодательной, налоговой, валютно-финансовой политики и мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей. Субъекты внешнеэкономической деятельности обязаны подчиняться решениям, принятым органами государственной власти Якутской-Саха ССР в рамках их компетенции.
Убытки, причиненные субъектам внешнеэкономической деятельности по вине органов государственной власти и должностных лиц, возмещаются данными органами и лицами в установленном порядке.
Органы государственной власти на территории Якутской-Саха ССР:
разрабатывают и применяют эффективные меры регулирования внешнеэкономических связей;
осуществляют деятельность по улучшению структуры экспорта и импорта;
координируют действия субъектов внешнеэкономической деятельности;
участвуют в разработке и осуществлении мероприятий по освоению новых форм сотрудничества, рациональному расходованию валютных средств;
ограничивают, приостанавливают или обуславливают соблюдением определенных требований осуществление субъектами внешнеэкономической деятельности экспортно-импортных операций в случаях, устанавливаемых настоящим Законом и законодательством Якутской-Саха ССР, РСФСР и СССР.
Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности включает:
регистрацию участников внешнеэкономической деятельности;
порядок квотирования и лицензирования экспорта и импорта продукции (работ, услуг);
экономическое стимулирование экспорта, импорта;
меры оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Юридические лица и граждане Якутской-Саха ССР, РСФСР, СССР, желающие воспользоваться предоставленным правом непосредственного выхода на мировой рынок, а также иностранные инвесторы, действующие на территории республики, приобретают статус субъектов внешнеэкономической деятельности посредством государственной регистрации. В случаях, предусматриваемых законодательством и нормативными актами органов государственной власти Якутской-Саха ССР, регистрация производится на основе предоставленного разрешения на вид и объем внешнеэкономической деятельности. Регистрация и выдача разрешения на внешнеэкономическую деятельность производится уполномоченным на то органом государственной власти в установленном порядке в течение 30 дней.
Отказ в регистрации может быть в случае недостоверности представленных для регистрации сведений, а также в случае, если действует постановление о приостановлении внешнеэкономической деятельности в отношении заявителя.
Отказ в регистрации может быть обжалован в суде в общем порядке.
Уполномоченный на то орган государственной власти имеет право: запрашивать при необходимости у министерств и ведомств, исполкомов местных Советов народных депутатов, банков и субъектов внешнеэкономической деятельности информацию, подтверждающую достоверность сведений, сообщаемых в регистрационных карточках; взимать с субъектов внешнеэкономической деятельности плату за регистрацию в размерах, обеспечивающих возмещение расходов по ее проведению.
За просрочку регистрации по своей вине уполномоченный на то орган государственной власти выплачивает заявителю компенсацию.
Уполномоченный на то орган государственной власти Якутской-Саха ССР утверждает перечень отдельных товаров (услуг, работ), экспорт и импорт которых осуществляется субъектами внешнеэкономической деятельности Якутской-Саха ССР, РСФСР и СССР по лицензиям, выдаваемым в установленном порядке.
Этот порядок применяется при любых сделках по данным товарам (услугам, работам) с иностранными юридическими и физическими лицами.
Экономическое стимулирование экспорта и импорта товаров (работ, услуг) направлено на развитие и рационализацию его структуры и включает:
предоставление льготных кредитов;
выделение средств республиканского и местного бюджета на развитие научно-технического потенциала субъектов внешнеэкономической деятельности;
изменение ставок республиканских налогов;
страхование коммерческих рисков субъектов внешнеэкономической деятельности при осуществлении операций на внешнем рынке;
приоритетное материально-техническое снабжение субъектов внешнеэкономической деятельности;
создание льготных условий субъектам внешнеэкономической деятельности путем изменения нормативов формирования фондов экономического стимулирования и валютных фондов.
Ограничения экспорта и импорта вводятся на определенные периоды времени по отдельным видам товаров и услуг в тех случаях, когда этого требуют состояние платежных балансов или иные экономические условия, в частности, для: регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке Якутской-Саха ССР; достижения взаимовыгодных договоренностей на международных торговых переговорах; выполнения международных обязательств Якутской-Саха ССР, РСФСР и СССР, связанных с регламентацией экспорта и импорта, а также как предупредительная мера в отношении субъектов внешнеэкономической деятельности, практикующих недобросовестную конкуренцию и осуществляющих ограничительную деловую практику.
Указанные ограничения экспорта и импорта вводятся уполномоченным на то органом государственной власти Якутской-Саха ССР в виде количественных и стоимостных квот на экспорт и импорт. Все сделки, осуществляемые в рамках таких квот, подлежат лицензированию.
Списки лицензируемых товаров и услуг публикуются заранее до наступления срока действия лицензий и подлежат регулярному пересмотру.
Квотирование не распространяется на ввоз в Якутскую-Саха ССР товаров и услуг в счет погашения кредитов Якутской-Саха ССР и для объектов, сооружаемых на территории республики.
Уполномоченный на то орган государственной власти Якутской-Саха ССР приостанавливает операции субъектов внешнеэкономической деятельности Якутской-Саха ССР в случаях, когда имеет место недобросовестная конкуренция и ограничительная деловая практика или их деятельность наносит ущерб интересам Якутской-Саха ССР.
Решения о приостановлении операций принимаются также в случаях:
нарушения Закона о внешнеэкономической деятельности на территории Якутской-Саха ССР по регулированию внешнеэкономических связей, несоблюдения положений международных договоров Якутской-Саха ССР, РСФСР и СССР, а также нарушения законодательства стран, повлекших за собой хозяйственный ущерб для Якутской-Саха ССР;
осуществления внешнеэкономических операций с нарушением уставной правоспособности, а также несанкционированных товарообменных операций;
неоднократного невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в иных формах;
экспорта из Якутской-Саха ССР по необосновано низким или импорта в Якутскую-Саха ССР по завышенным ценам;