Недействующий


КАЛМЫЦКАЯ ССР - ХАЛЬМГ ТАНГЧ

ЗАКОН


Об охране окружающей природной среды

______________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Калмыкия  от 24 декабря 2002 года  N 251-II-З

_____________________________________________________



Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности в интересах настоящего и будущих поколений.

Глава I. Общие положения

Статья I. Законодательство об охране окружающей природной среды


Общественные отношения в области охраны окружающей природной среды в Калмыцкой ССР регулируются настоящим Законом, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране атмосферного воздуха, растительного и животного мира, другим специальным законодательством Калмыцкой ССР, РСФСР и СССР.

Статья 2. Задача и цель Закона об окружающей охране
окружающей природной среды


Задачей Закона "Об охране окружающей природной среды" является регулирование общественных отношений в области охраны окружающей природной среды с целью обеспечения гармоничного взаимодействия общества и природы, экологической безопасности населения республики.

Статья 3. Объект охраны окружающей природной среды


Объектом охраны является окружающая природная среда как функционирующая в природе система, состоящая из: биосферы, естественных экологических систем и их компонентов, климата, основного слоя Земли;

земли и ее недр, поверхностных и подземных вод, животного и растительного мира, атмосферного воздуха;

государственных заповедников и заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых территорий природных объектов, а также редких или находящихся под угрозой исчезновения растений и животных.

Статья 4. Принцип охраны окружающей природной среду


При   осуществлении хозяйствами управленческой, предпринимательской и иной деятельности, оказывающей влияние на состояние окружающей природной   среды, Советы народных депутатов, их исполнительные и распорядительные органы, министерства и ведомства, государственные, кооперативные и общественные предприятия, учреждения и   организации, а также граждане обязаны руководствоваться следующими принципами:

приоритетом экологических интересов общества над экономическими интересами, обеспечивающими наиболее полное удовлетворение   материальных и культурных потребностей граждан, реальные гарантии их прав на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду;

комплексным и рациональным использованием природной среди с учетом законов природы, особенностей природного и экономического потенциала республики, необходимости воспроизводства природных, ресурсов и недопущения вредных последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; .

соблюдением требований природоохранительного законодательства и неотвратимостью ответственности за их нарушения;

гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

сочетанием интересов Калмыцкой ССР, РСФСР, СССР и международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды.

     

Статья 5. Общая компетенция Калмыцкой ССР, районов и городов в области охраны окружающей природной среды


Ведению Калмыцкой ССР, районов и городов в лице органов государственной власти и управления подлежат:

определение основных направлений охраны окружающей природной среды, утверждение и обеспечение государственных экологических программ, проектов;

разработка и утверждение систем мер по реализации экономического механизма охраны окружающей природной среды, осуществляемых за счет бюджетов, фондов и ресурсов своего уровня;

разработка и утверждение экологических требований к хозяйственной и иной деятельности (не ниже требований РСФСР и СССР);

образование и использование государственных фондов охраны окружающей природной среды и природоохранных частей бюджетов;

организация и обеспечение экологической службы, системы особо охраняемых природных территорий и объектов;

организация и проведение государственной экологической экспертизы;

осуществление контроля за охраной окружающей природной среды, координации природоохранной деятельности на своем уровне;

прекращение, приостановление, перепрофилирование деятельности экологически вредных объектов своего подчинения и приостановление на объектах вышестоящего подчинения;

взимание платежей, налогов, пошлин, сборов, штрафов;

решение вопроса о проведении природоохранительного референдума;

осуществление экологического образования, воспитания и пропаганды.


Статья 6. Компетенция Калмыцкой ССР в области охраны
окружающей природной среды


Ведению Калмыцкой ССР в лице высших органов государственной власти и управлений в области охраны окружающей природной среды подлежат:

разработка и утверждение республиканского законодательства в области охраны окружающей природной среды, норм экологической безопасности (не ниже норм РСФСР и СССР);

распоряжение природными ресурсами, определение лимитов (нормативов) природопользования;  

определение порядка и правил учета и оценки природных ресурсов;      

ведение республиканских природноресурсовых кадастров и Красной Книги Калмыцкой ССР;

введение и отмена режима зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия, установление их статуса;

регулирование деятельности предприятий и объектов вышестоящего подчинения в области охраны окружающей приходной среды и использования природных ресурсов;

решение вопросов об участии в региональных, федеральных и союзных природоохранных программах, а также о создании особо охраняемых территорий и объектов вышестоящего подчинения;

осуществление международного и межреспубликанского сотрудничества в области охраны окружающей природной среды.

Статья 7. Компетенция районов, городов в области охраны
окружающей природной среды


Ведению районов, городов в лице местных органов государственной власти и управления в области охраны окружающей природной среды подлежат:

организация и проведение учета и оценки природных ресурсов, ведение природноресурсовой кадастровой документации;

паспортизация объектов, влияющих на окружающую природную среду;

согласование и оформление разрешений на природопользование;

регулирование других вопросов, не входящих   в компетенцию Калмыцкой ССР.

Статья 8. Государственное управление в области охраны
окружающей природной среды


Государственное управление в области охраны окружающей природной среда осуществляется Советом Министров Калмыцкой ССР, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, Государственным комитетом Калмыцкой ССР по экологии и природопользованию, Госсаннадзором Калмыцкой ССР, другими специально уполномоченными органами с целью обеспечения благоприятной окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.     

Глава II.  Экономический механизм охраны окружающей природной среды


Статья 9. Экономический механизм охраны окружающей

природной среды


Экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет своей задачей материальное стимулирование министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан в разработке, планировании и выполнении мер по экологической безопасности, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Экономический механизм охраны окружающей природной среды осуществляется в виде:

взимания платы за пользование природными ресурсами, за сбросы и выбросы загрязняющих веществ и другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду;

материального поощрения коллективов и работников государственных, кооперативных, общественных и других предприятий, учреждений и организаций, а также граждан, добившихся положительных результатов в охране природы;

налоговых и кредитных льгот, представляемых   государственным, кооперативным, общественным и другим, в том числе природоохранительным предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам, занимающихся,  индивидуальной трудовой   деятельностью, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств использовании вторичных ресурсов, осуществлении иной деятельности, дающей природоохранный эффект;

надбавок к ценам на экологически чистую продукцию;

взыскания денежных компенсаций за ущерб, причиненный в результате порчи или уничтожения природных объектов;

введения специального налогообложения предприятий, учреждений и организаций за применение экологически опасных технологий

Решениями местных Советов народных депутатов могут быть установлены другие виды экономического стимулирования   деятельности, по охране окружающей природной среды.

Статья 10. Планирование охраны окружающей природной среды


Планирование охраны   окружающей природной среды должно осуществляться на основании научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, исходя из приоритета охраны здоровья человека и обеспечения благоприятной для его жизни окружающей природной среды.

Статья 11. Плата за природопользование, сбросы и выбросы
вредных веществ в окружающую природную среду


В целях материального стимулирования, рационального, комплексного использования природных ресурсов, охраны окружающей природной среды устанавливается плата за природопользование, сбросы и выбросы загрязняющих веществ и другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду.

Внесений указанной платы не освобождает предприятие, объединение, организацию от выполнения планов и мероприятий по охране окружающей природной  среды и рациональному использоваию природных ресурсов, от обязанностей возмещения вреда, причиненного  нарушениям экологического законодательства.

Порядок исчисления указанной платы и ее изыскание определяется по нормативам платы за природопользование и загрязнение окружающей среды в Калмыцкой ССР, утвержденным Советом Министров Калмыцкой ССР.      

Статья 12. Финансирование природоохранных мероприятий


Финансирование природоохранных мероприятиями производился из республиканского бюджета, местных бюджетов республиканского фонда охраны природы, районных (городских) фондов охраны природы, фондов предприятий, объединений и организаций, кредитов Государственного банка, фондов обществе иных, организаций.


Статья 13. Республиканский фонд охраны природы


Для разработки централизованных программ и нормативов по улучшению окружающей природной среды, компенсаций причиненного ущерба природной среде, а также здоровья граждан для других непредвиденных расходов по охране приводы и оздоровлению окружающей среды создается республиканский фонд охраны природы.

Указанный фонд создается Советом Министров Калмыцкой ССР за счет платежей за сбросы, выбросы вредных веществ и другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду, сумм штрафов, взысканных в административном или уголовном порядке, сумм в возмещение ущерба природе, а также добровольных пожертвований населения и других источников.

Порядок образования и использования фондов определен положением, утвержденным Советом Министров Калмыцкой ССР.

Местные Советы народных депутатов могут образовать районные (городские) фонды охраны природы.

Запрещается расходование средств республиканского, районных (городских) фондов охраны природы на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью.


Глава III. Государственная экологическая
 экспертиза

Статья 14. Цели и задачи государственной экологической
 экспертизы


Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности общества.

Основной задачей государственной экологической экспертизы является определение уровня экологической опасности, планируемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая может в настоящем или будущем прямо или косвенно оказать воздействие на состояние окружающей природной среды, здоровье населения.

Государственная экологическая экспертиза действует на основе обязательности ее проведения, научной обоснованности, законности ее выводов, комплексности, надведомственности в организации и проведении, широкой гласности и участии общественности.

Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения. Она проводится экспертными комиссиями в составе специалистов и с участием представителей заинтересованных сторон и общественности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»