Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 16 марта 2007 года З N 889-III

О Государственной целевой программе развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 30 декабря 2010 года на основании
Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года N 874-З N 641-IV
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Действие настоящего Закона приостановлено - Закон Республики Саха (Якутия) от 17.06.2009 N 709-З N 289-IV.

____________________________________________________________________     


Статья 1


Утвердить Государственную целевую программу развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы.

Статья 2


Объемы бюджетных ассигнований на реализацию Государственной целевой программы развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы утверждаются ежегодно Законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия).

Статья 3


Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Республики Саха (Якутия)
В.Штыров

г.Якутск
16 марта 2007 года
З N 889-III         

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы

     

ПАСПОРТ
Государственной целевой программы развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы

Наименование Программы

Государственная целевая программа развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы

Дата принятия решения о разработке Программы

Постановление Правительства РС (Я) от 21.12.2004 N 652 "О ходе реализации ГПРО на 2001-2006 годы"

Постановление Правительства РС (Я) от 22.12.2005 N 726 "Об утверждении Плана работы Правительства РС (Я) на 2006 год"

Дата утверждения Программы

Государственный заказчик Программы

Правительство Республики Саха (Якутия)

Государственный координатор Программы

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Основные разработчики Программы

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия)

Цель Программы

Обеспечение доступности качественного образования для различных категорий населения с учетом потребностей экономики и рынка труда.

Задачи Программы

- совершенствование структуры, содержания и технологий образования;

- дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений образования;

- развитие системы контроля и оценки качества образовательных услуг;

- повышение эффективности управления в системе образования;

- совершенствование экономических механизмов в сфере образования

- формирование модели непрерывного профессионального образования

Сроки реализации Программы

2007-2011 годы

Этапы реализации Программы

2007 год. Первый этап: разработка региональной модели модернизации образования, научно-методическое, кадровое, техническое, информационное обеспечение программных мероприятий.

2008-2010 годы. Второй этап: реализация региональной комплексной модели модернизации образования.

2011 год. Третий этап: сводный анализ эффективности программных мероприятий, определение приоритетных направлений развития на следующий период.

Перечень разделов и основных мероприятий Программы

I. Совершенствование структуры, содержания и технологий образования

Введение предшкольного образования.

Введение профильного обучения и дуального образования.

Разработка нового поколения регионального компонента государственных образовательных стандартов образования.

Развитие воспитания и расширение возможностей дополнительного образования детей.

Разработка моделей инновационного образования, внедрение инновационных образовательных программ и технологий.

Развитие сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, обеспечивающих качественное образование.

Государственная поддержка языкового образования детей и совершенствование содержания и технологий лингвистического образования в Республике Саха (Якутия).

Совершенствование здоровьесберегающих условий в образовательных учреждениях.

Оснащение образовательных учреждений учебно-лабораторным, технологическим и другим оборудованием, программным обеспечением, учебно-методическими комплектами, автотранспортом, мебелью.

II. Развитие системы контроля и оценки качества образовательных услуг в сфере образования

Формирование региональной системы оценки деятельности образовательных учреждений (организаций).

Проведение единого государственного экзамена.

Создание региональной системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования.

III. Повышение эффективности управления в системе образования

Развитие моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования

Развитие общественного участия в управлении образованием.

Совершенствование модели непрерывного профессионального, в том числе педагогического? образования.

Развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства.

IV. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования

Разработка региональной модели нормативного финансирования общеобразовательных учреждений.

Разработка новой системы оплаты труда работников общего образования.

Внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования.    

V. Строительство образовательных учреждений.

Реконструкция образовательных учреждений.

Строительство образовательных учреждений.    

Исполнители

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия)

Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия)

Объем и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 5003793,955 тыс.рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 352068,0 тыс.руб.;

за счет средств Государственного бюджета РС (Я) - 3446421,95 тыс.руб.;

за счет прочих источников - 815416,0 тыс.руб.;

за счет внебюджетных источников - 389888,0 тыс.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Обеспечение равных условий для подготовки к школе

Повышение профессионального уровня педагогических работников. Улучшение качества предоставляемых услуг

Улучшение материально-технических условий, обеспечивающие стандарты образования

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Повышение эффективности управления ресурсами в сфере образования

Позитивная динамика охвата дошкольным образованием

Расширение охвата учащихся профильным обучением и дополнительным образованием в рамках бюджетного финансирования.

Увеличение удельного веса выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших в учреждения профессионального образования

Позитивная динамика показателей качества образования по ступеням образования

Рост удельного веса выпускников учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, трудоустроенных по специальности

Рост численности обучающихся по программам непрерывного профессионального образования

Расширение социального партнерства и государственно-общественного управления в сфере образования

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль осуществляется Министерством экономического развития и Министерством образования Республики Саха (Якутия) в установленном порядке.

Ежегодно Министерство образования Республики Саха (Якутия) отчитывается перед Правительством Республики Саха (Якутия) о ходе реализации Программы.

Перечень программных мероприятий уточняется ежегодно на финансовый год.

     

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Государственная целевая программа развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы (далее - Программа) является организационной основой государственной политики Республики Саха (Якутия) в области образования в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) "Об образовании".

Настоящая Программа является продолжением Государственной программы развития образования Республики Саха (Якутия) на 2001-2006 годы и направлена на реализацию стратегических направлений развития системы образования республики на 2007-2011 годы. Программа разработана с учетом Концепции модернизации российского образования до 2010 года, Концепции профильного образования на старшей ступени общего образования, Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации и Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, Приоритетного национального проекта "Образование". Общие направления развития системы образования определены в Стратегии развития общего образования Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года, одобренной XI съездом учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия).

При разработке программы учтены социально-экономические и демографические условия функционирования системы образования, а также тенденции изменения масштабов системы образования. Показатели численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях республики снизились в последние пять лет с 178928 до 160478 учащихся (на 18450 детей), количество классов-комплектов сократилось на 441 класс-комплект. При этом показатель естественного прироста населения (+4,2) является самым высоким в Дальневосточном федеральном округе.

Дошкольным образованием охвачено 67,9% детей (в Российской Федерации - 56,3%), начальным общим образованием - 97,8% (в Российской Федерации - 95,6%), основным общим образованием - 94,9% (в Российской Федерации - 91%), полным средним образованием - 89,4% (в Российской Федерации - 91,4%). Программами профессиональной и допрофессиональной подготовки в рамках полного среднего образования охвачено 31,8% (в Российской Федерации - 50,7%), 20,2% от общей численности выпускников школ сдают квалификационные экзамены (в Российской Федерации - 30,1%). Численность студентов высших учебных заведений выросла с 16808 в 2000 году до 43750 человек 2005 году.

На 1 учителя в республике приходится 9 учащихся, что меньше, чем в среднем по России (в Российской Федерации - 13,5), что обусловлено низкой плотностью населения и преобладанием сельских населенных пунктов. Территориальные особенности также способствуют низкой наполняемости классов-комплектов, которая равна в сельской местности - 12 учащихся, в городской местности - 20. В этих условиях необходимо обеспечить совершенствование управления классокомлектностью, сетевое взаимодействие образовательных учреждений и создать инфраструктуру единого информационного образовательного пространства.

В результате имевшего место миграционного оттока из Республики Саха (Якутия) и уменьшающейся численности экономически активного населения на фоне возрастающей потребности предприятий и организаций в работниках, на рынке труда республики складывается негативная тенденция - нехватка квалифицированной рабочей силы.

По таким показателям, как удельный вес педагогических работников с высшим образованием, а также число учителей с высшей квалификационной категорией, педагогический персонал республики отстает от среднероссийских показателей.

Структура финансирования уровней образования в республики значительно отличается от российской. В целом, расходы на образование в процентах от ВРП в Республике Саха (Якутия) выше в 2 с лишним раза, чем по Российской Федерации, при этом расходы на начальное профессиональное образование составляют 3,7%, среднего профессионального образования - 4,4% от общих расходов на образование.

В современных условиях усиливается актуальность решения программными методами задач повышения инновационного потенциала образовательной системы, дальнейшего укрепления материально-технической базы учреждений образования, совершенствования системы непрерывного профессионального образования при эффективном использовании бюджетных средств. Необходимы перестройка структуры, содержания и технологий образования в соответствии с требованиями современного общества и экономики, активное взаимодействие субъектов различных отраслей и сфер как социальных партнеров в управлении образованием и его развитии.

В прогнозный период характерным будет возрастание роли эффективного использования профессиональных, высококлассных специалистов, менеджеров, управленцев по инновациям, руководителей производства и высококвалифицированных рабочих в ускорении социально-экономического, культурного развития Республики Саха (Якутия). Необходимо также прямое участие бизнеса в профессиональной подготовке обучающихся.

Ввиду обширности территории Якутии и особенностей транспортной схемы, необходима целенаправленная деятельность по развитию дистанционных методов обучения. Для повышения конкурентоспособности выпускников сельских школ предстоит укрепить учебную базу для расширения возможностей профильного обучения и дуального образования, поддержать развитие специальных учебных центров в крупных населенных пунктах республики, совершенствовать региональную систему оценки качества образования.

Несмотря на сокращение количества ветхих и аварийных школ до с 24% в 2003 году до 11% в 2006 году, проблема реконструкции и строительства учреждений образования продолжает оставаться актуальной. 56% зданий учебных заведений начального профессионального образования Республики Саха (Якутия) требуют реконструкции. Оснащенность учреждений учебно-лабораторным оборудованием и компьютерной техникой составляет менее 50%. Обеспеченность общежитиями в ссузах - 70% от числа нуждающихся иногородних студентов.

Необходимо продолжить оказание государственной поддержки в проведении капитального ремонта, сохранить объемы реконструкции и строительства учреждений образования в инвестиционной части программы.

Программа направлена на повышение эффективности управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования. Комплекс мероприятий Программы предусматривает систему индикаторов и показателей изменений в образовании, нацеленных на достижение конечного результата.

Мероприятия Программы носят межотраслевой характер и направлены на все учреждения и организации системы образования, находящиеся в ведении различных государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия). Это позволит проводить единую образовательную политику, обеспечивать дальнейшее развитие системы образования, консолидировать усилия государства и общества, повысить эффективность принимаемых мер.

II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы


Основной стратегической целью Программы является обеспечение доступности качественного образования для различных категорий населения, с учетом потребностей экономики и рынка труда.

Задачи Программы:

совершенствование структуры, содержания и технологий образования;

дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений образования;

развитие системы контроля и оценки качества образовательных услуг;

повышение эффективности управления в системе образования;

совершенствование экономических механизмов в сфере образования;

формирование модели непрерывного профессионального образования.

Сроки реализации Программы: 2007-2011 годы.

Этапы реализации Программы:

2007 год. Первый этап: разработка региональной модели модернизации образования, научно-методическое, кадровое, техническое, информационное обеспечение программных мероприятий.

2008-2010 годы. Второй этап: реализация региональной комплексной модели модернизации образования.

2011 год. Третий этап: сводный анализ эффективности программных мероприятий, определение приоритетных направлений развития на следующий период.

III. Система программных мероприятий


Каждая из задач Программы носит комплексный характер и направлена на реализацию нескольких приоритетных направлений развития образовательной системы Республики Саха (Якутия). Достижение стратегической цели и решение задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.

I. Совершенствование структуры, содержания и технологий образования


Введение предшкольного образования.

Введение профильного обучения и дуального образования.

Разработка нового поколения регионального компонента государственных образовательных стандартов общего среднего образования.

Развитие воспитания и расширение возможностей дополнительного образования детей.

Разработка моделей инновационного образования, внедрение инновационных образовательных программ и технологий.

Развитие сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, обеспечивающих качественное образование.

Государственная поддержка языкового образования детей в Республике Саха (Якутия).

Совершенствование здоровьесберегающих условий в образовательных учреждениях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»