ОБЛАСТНАЯ ДУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 апреля 2007 года N 458-ПОД
г.Екатеринбург


Об исполнении Областного закона "Об отходах производства и потребления"

____________________________________________________________________
Снято с контроля на основании
постановления Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 22.01.2008 N 1172-ПОД
____________________________________________________________________


Заслушав информацию Правительства Свердловской области об исполнении Областного закона от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления", Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области отмечает:

В Свердловской области по состоянию на 1 января 2006 года зарегистрировано принадлежащих 760 владельцам 1439 объектов размещения отходов производства и потребления (общая площадь 18913,6 гектара), из них 1351 объект - действующий или законсервированный, 88 объектов - рекультивированные.

Основные задачи в сфере обращения с отходами производства и потребления определены Правительством Свердловской области в Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года и решаются в ходе выполнения областной государственной целевой программы "Экология и природные ресурсы Свердловской области" на соответствующий год и областной инвестиционной программы "Переработка техногенных образований Свердловской области" на 2004-2010 годы.

В настоящее время в областную инвестиционную программу "Переработка техногенных образований Свердловской области" на 2004-2010 годы включены 74 проекта по переработке техногенных образований, ответственными исполнителями которых являются 48 промышленных предприятий, а участниками реализации - 90 предприятий и организаций. В 2006 году по 8 проектам проведены работы по строительству и реконструкции производств, по 7 проектам выполнялись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, 38 проектов находились в промышленной или опытно-промышленной стадии внедрения, реализация 15 проектов приостановлена, в том числе по причине недостаточности финансовых ресурсов в ОАО "Первоуральский новотрубный завод", банкротства ОАО "Тавдинский гидролизный завод" и переоценки инвестиционных возможностей одновременного выполнения значительного количества мероприятий в ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат" и ОАО "Высокогорский горно-обогатительный комбинат", по 8 проектам работы прекращены, в том числе в ОАО "Святогор", ОАО "Тавдинский гидролизный завод", ОАО "Елизаветинский опытный завод", ООО "Уралтермопласт" и в ООО "Ронта-ЕК".

Расходы на выполнение проектов областной инвестиционной программы, осуществляемые из всех источников финансирования, в 2006 году составили 229,3 млн.рублей (79,3 процента плана), в том числе расходы предприятий - исполнителей программы - 198,3 млн.рублей (90 процентов плана), расходы областного бюджета - 6,4 млн.рублей (22 процента плана). Для предоставления бюджетных кредитов на реализацию инвестиционных проектов в областном бюджете было запланировано 22,48 млн.рублей. Однако бюджетные кредиты не предоставлялись в связи с недостаточностью гарантий обеспечения исполнения заявителями своих обязательств.

В 2006 году в результате реализации инвестиционных проектов из отходов было произведено продукции на сумму более 3 млрд. рублей, что на 42 процента больше, чем в 2005 году. Совокупный экономический, экологический и социальный эффект от реализации проектов составил около 3,4 млрд. рублей, что на 38 процентов превышает показатель 2005 года.

Органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, также проделана определенная работа в сфере обращения с отходами производства и потребления. Практически во всех муниципальных образованиях разработаны и приняты муниципальные правовые акты, регламентирующие деятельность по обращению с бытовыми и промышленными отходами. Так, в городском округе Верхняя Пышма установлены правила благоустройства, обеспечения санитарного содержания территорий, обращения с бытовыми отходами, утвержден план первоочередных мероприятий по совершенствованию деятельности по обращению с бытовыми отходами, создана постоянно действующая комиссия по организации деятельности по обращению с бытовыми отходами. Согласно комплексной экологической программе, в городском округе Ревда ведется системная работа по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления. В муниципальном образовании город Каменск-Уральский реализуется перспективная схема санитарной очистки города, проводится реконструкция городского полигона твердых бытовых отходов, начато строительство городского полигона промышленных отходов. В городском округе Первоуральск разработана генеральная схема санитарной очистки территории городского округа, утвержден порядок по обращению с медицинскими, биологическими и бытовыми отходами, составлена карта габрологических нагрузок, на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов ежегодно из местного бюджета выделяется более 2 млн. рублей. В Асбестовском городском округе утвержден порядок обращения с твердыми отходами производства и потребления, на предприятиях-природопользователях внедрена форма расчета планируемой платы за негативное воздействие на окружающую природную среду. С целью повышения экологической культуры населения в Березовском городском округе реализуется проект "Главный СВИН округа".

Контроль за соблюдением природоохранного законодательства при обращении с отходами осуществляется рядом федеральных органов государственной власти и уполномоченными органами исполнительной власти Свердловской области - Министерством природных ресурсов Свердловской области и Свердловским областным государственным учреждением "Центр экологического мониторинга и контроля".

В 2006 году уполномоченными органами исполнительной власти Свердловской области проведено 575 проверок соблюдения законодательства в сфере обращения с промышленными и бытовыми отходами, при этом выявлено 1800 нарушений, для устранения которых выдано 2145 предписаний, возбуждено 223 производства об административном правонарушении в отношении юридических и должностных лиц, наложено штрафов на общую сумму более 2 млн. рублей. Основными нарушениями являются: недостаточная реализация органами местного самоуправления полномочий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; эксплуатация полигонов для складирования отходов без правоустанавливающих документов на занимаемый земельный участок и заключения государственной экологической экспертизы; отсутствие либо несоблюдение условий лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов; отсутствие либо превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления; отсутствие договоров на передачу отходов специализированным организациям.

Следует отметить, что в настоящее время не утверждаются лимиты на размещение отходов, поскольку Правительством Российской Федерации не установлен порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Кроме того, не подписано соглашение между федеральными органами исполнительной власти и Правительством Свердловской области о взаимодействии в сфере экологии и природопользования, регламентирующее вопросы разрешительной и контрольной деятельности. Не согласован перечень юридических лиц, имеющих объекты негативного воздействия на окружающую среду, подлежащие государственному контролю на федеральном уровне.

По информации Правительства Свердловской области, вопросам экономического стимулирования деятельности в сфере обращения с отходами уделяется недостаточное внимание. Не сформирован в полном объеме эффективный механизм стимулирования субъектов предпринимательской деятельности, занятых в сфере обращения с отходами, на внедрение ресурсосберегающих, малоотходных или безотходных технологий. В большинстве муниципальных образований не реализованы рекомендации Областной Думы о необходимости установления льгот по уплате земельного налога для предприятий, осуществляющих сбор, размещение и переработку отходов.

В сфере организации объектов размещения коммунальных отходов складывается неблагополучная обстановка: из 630 зарегистрированных объектов только 75 имеют надлежаще оформленную нормативно-техническую документацию, на 56 процентов объектов имеются землеотводные документы, на 7,6 процента - надлежаще оформленный и согласованный в установленном порядке проект полигона размещения коммунальных отходов, более 74 процентов объектов не имеют гидрогеологического заключения.

В ряде муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, нормативному обеспечению деятельности по обращению с отходами производства и потребления уделяется недостаточное внимание. Так, в Камышловском муниципальном районе отсутствует схема санитарной очистки территории. В Тугулымском городском округе не разработана проектно-сметная документация полигонов твердых бытовых отходов в рабочем поселке Тугулым и поселке Луговской, отсутствует надлежаще организованная охрана мест размещения отходов. В муниципальных образованиях с наиболее неблагополучной экологической обстановкой - "город Екатеринбург", город Каменск-Уральский, городской округ Верхняя Пышма, Режевской городской округ - у владельцев объектов размещения нефтесодержащих отходов 3-4 класса опасности отсутствуют утвержденные лимиты на размещение таких отходов. В Свердловской области установок по обезвреживанию данной категории отходов нет.

Недостаточное внимание уделяется и проблеме утилизации медицинских, биологических и сельскохозяйственных отходов, а также лекарственных препаратов с истекшими сроками реализации. Введенный в 2005 году в эксплуатацию центр по обезвреживанию опасных медицинских отходов позволяет обеспечивать утилизацию отходов лечебных учреждений, расположенных только в городе Екатеринбурге. В других муниципальных образованиях таких центров нет.

Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области

постановляет:

1. Информацию Правительства Свердловской области об исполнении Областного закона "Об отходах производства и потребления" принять к сведению.

2. Предложить Правительству Свердловской области:

1) подготовить и внести в Областную Думу в срок до 1 октября 2007 года предложения:

о внесении изменений в законодательство, регламентирующее деятельность по обращению с отходами производства и потребления, в части обеспечения экономического стимулирования деятельности по сбору, сортировке, переработке и использованию отходов производства и потребления в качестве вторичного сырья и энергоносителей, а также обеспечения государственного заказа на продукцию, производимую из вторичного сырья;

о необходимости принятия нормативных правовых актов, направленных на стимулирование субъектов предпринимательской деятельности, занятых в сфере обращения с отходами, внедряющих ресурсосберегающие, малоотходные или безотходные технологии, а также о внесении изменений, касающихся уточнения степени опасности отдельных видов отходов, деятельность по обращению с которыми подлежит лицензированию;

2) предусмотреть в областной государственной целевой программе "Экология и природные ресурсы Свердловской области" разработку проектной документации на строительство объектов размещения бытовых отходов для муниципальных образований, получающих дотации из областных фондов финансовой поддержки, с последующим их строительством в рамках областного фонда муниципального развития;

3) подготовить и внести в Областную Думу предложения о решении вопросов ускоренной подготовки гидрогеологических заключений, регистрации объектов размещения коммунальных отходов, оформления соответствующих землеотводных документов и проектов полигонов размещения коммунальных отходов;

4) обеспечить своевременное предоставление мер государственной поддержки предприятиям, реализующим инвестиционные проекты переработки техногенных образований в Свердловской области;

5) создать экспертный совет и провести конкурс проектов, предусматривающих переработку твердых бытовых отходов в качестве альтернативного источника энергии;

6) представить в Областную Думу информацию о выполнении настоящего постановления в марте 2008 года.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области:

1) разработать и реализовать муниципальные программы по обращению с отходами, предусмотрев в них меры по рекультивации полигонов, выведенных из эксплуатации, и оборудованию объектов утилизации биологических отходов;

2) разработать концепцию эффективной системы управления бытовыми отходами в муниципальных образованиях и принять необходимые меры по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на территории муниципальных образований;

3) рассмотреть возможность предоставления льгот по уплате местных налогов специализированным предприятиям, занятым в сфере обращения с отходами производства и потребления;

4) активизировать работу по привлечению к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере охраны окружающей среды;

5) проводить систематическую информационно-разъяснительную работу с населением по вопросам обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия при обращении с отходами.

4. Постановление Областной Думы от 01.11.2005 N 1759-ПОД "О выполнении постановления Областной Думы от 13.10.2004 N 900-ПОД "О выполнении постановления Областной Думы от 08.04.2003 N 735-ПОД "Об исполнении Областного закона "Об отходах производства и потребления" снять с контроля.

5. Комитету Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию (Машков В.Н.) подготовить вопрос о выполнении настоящего постановления и внести его на рассмотрение Областной Думы в апреле 2008 года.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию (Машков В.Н.).

Председатель
Областной Думы
Н.А.Воронин


Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Областная газета, N 120,

13.04.2007

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»