Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

от 28 февраля 2007 года N 5-З

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2007 - 2012 ГОДЫ"

Принят Государственным Собранием Республики Марий Эл

22 февраля 2007 года


Статья 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007 - 2012 годы".


Статья 2. Финансирование республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007 - 2012 годы" начиная с 2007 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год.


Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года.

Президент Республики Марий Эл Л.МАРКЕЛОВ


УТВЕРЖДЕНА

Законом Республики Марий Эл от 28 февраля 2007 года N 5-3

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы"

ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы"


Наименование Программы

- республиканская целевая программа "Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- реализация задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р

Государственный заказчик-руководитель Программы

- Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл

Основные разработчики Программы

- Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл;

 Министерство здравоохранения Республики Марий Эл;

 Министерство образования Республики Марий Эл;
Министерство физической культуры, спорта и туризма Республики Марий Эл;
Министерство сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл;
Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл;
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл;

 Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл;
Государственный комитет Республики Марий Эл по профессиональному образованию;

Департамент государственной службы занятости населения Республики Марий Эл;
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (по согласованию);

 Управление Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл (по согласованию);
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл (по согласованию);

 федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" (по согласованию);
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет" (по согласованию)

Основные цели Программы

- выполнение основных положений Послания Президента Российской Федерации в части улучшения демографической ситуации;
преодоление негативных тенденций в демографических процессах в республике;
социальная поддержка материнства и детства;
создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей;

 создание условий для улучшения репродуктивного здоровья населения;

 создание условий для увеличения средней продолжительности жизни;
повышение престижа института семьи

Основные задачи Программы

- улучшение условий жизнедеятельности семьи;
укрепление семейно-брачных отношений;
формирование здорового образа жизни;
предупреждение и снижение материнской и младенческой смертности;

 обеспечение профилактики осложнений беременности и родов;

 укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, социальной защиты

Сроки и этапы реализации Программы

- 2007-2012 годы
 I этап (2007 год) - организационно-методическое обеспечение мероприятий Программы, реализация ряда мероприятий, предусмотренных Программой;

 II этап (2008-2011 годы) - реализация ряда мероприятий, предусмотренных Программой, оценка хода их выполнения;

 III этап (2012 год) - реализация ряда мероприятий, предусмотренных Программой, анализ ситуации, обобщение, подведение итогов реализации Программы

Перечень основных мероприятий Программы

- мероприятия, направленные на реализацию основных задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в части демографии;

 укрепление здоровья населения, сокращение смертности, профилактические меры борьбы с социальными болезнями;

 стимулирование рождаемости и социально-экономическая поддержка семьи, материнства и детства;

 создание экономических условий для улучшения демографической ситуации;

 создание благополучной экологической обстановки проживания населения;
регулирование миграционных процессов;
пропаганда духовно-нравственных и семейных ценностей;

 информационное обеспечение региональной дем ографической политики

Исполнители основных мероприятий Программы

- Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл;

 Министерство здравоохранения Республики Марий Эл;

 Министерство образования Республики Марий Эл;
Министерство физической культуры, спорта и туризма Республики Марий Эл;
Министерство сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл;
Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл;

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл;

 Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл;

 Государственный комитет Республики Марий Эл по профессиональному образованию;

 Департамент государственной службы занятости населения Республики Марий Эл;

 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (по согласованию);

 Управление Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл (по согласованию);

 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл (по согласованию);

 федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" (по согласованию);

 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет" (по согласованию)

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования мероприятий Программы (в ценах на 1 января 2006 г.) -1733716,52 тыс.рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл

Система организации управления и контроля за выполнением Программы

- контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл. Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл представляет информацию о ходе реализации Программы за отчетный период в Правительство Республики Марий Эл и Государственное Собрание Республики Марий Эл

Основные целевые показатели Программы

- увеличение числа родившихся в 2012 году до 8,8 тыс. человек (в 2006 году -7,499);
снижение младенческой смертности в 2012 году

до 10 на 1000 родившихся живыми (в 2006 году -11,6);

 снижение показателей материнской смертности в 2012 году до 20 на 100 тыс. род ившихся живыми (в 2005 году - 26,5);

 снижение числа осложнений у больных с заболеваниями, передающимися половым путем, приводящих к бесплодию, к 2012 году на 10 процентов;

 снижение числа умерших в 2012 году до 10,2 тыс. человек (в 2005 году - 12,3);
увеличение средней продолжительности жизни при рождении в 2012 году до 65 лет (в 2005 году - 63,4);
увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом в 2012 году до 187,9 тыс. человек (в 2005 году - 129,7);
ожидаемое прибытие заявленных специалистов различных видов экономической деятельности из числа соотечественников, проживающих за рубежом, составит 550 человек (с учетом их семей -1650 человек).

Основное содержание


Необходимость подготовки и реализации республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007 - 2012 годы" (далее - Программа) вызвана тем, что в Республике Марий Эл в настоящее время, как и в других регионах Российской Федерации, сохраняется сложная демографическая ситуация.

Население Российской Федерации в настоящее время стремительно сокращается, что представляет собой одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности России в XXI веке. Данные, представленные в проекте национальной программы демографического развития России, говорят о следующем.

Поколение детей лишь на 60 процентов замещает поколение родителей, страна ежегодно теряет 700 - 800 тыс. человек. Начиная с 1992 года смертность в России устойчиво превышает рождаемость. За 14 лет (1992 - 2005 гг.) разница между количеством родившихся и количеством умерших в России составила более 11,1 млн. человек. Абсолютная убыль населения (с учетом 5,3 млн. мигрантов) составила за этот период около 5,8 млн. человек (около 400 тыс. человек в среднем за год). Данные последних лет демонстрируют нарастание масштабов убыли населения за 2000 - 2005 гг. - около 700 тыс. человек в среднем за год.

В Республике Марий Эл начиная с 1995 года происходит ежегодное снижение численности населения, о чем свидетельствуют данные приложения N 6 (таблица 6.1). Это связано с сокращением числа родившихся, которое происходило с 1987 года (начиная с 2000 года наблюдается небольшое увеличение), при одновременном увеличении числа умерших, что и привело к естественной убыли населения.

Одним из компонентов, частично компенсирующих естественную убыль населения, является миграция. До 1993 года миграционный прирост был дополнительным источником роста численности населения республики, начиная с 1993 года миграция стала компенсировать естественную убыль. В 1993 - 1995 годах миграция возмещала около 80 процентов естественной убыли населения республики, в 1996 - 1999 годах - 40 процентов, в 2000 году - 16,3 процента. С 2001 года наблюдается небольшой миграционный отток населения, следствием которого является то, что уезжают молодые, в основном хорошо подготовленные кадры.

Численность постоянного населения республики на конец 2005 года (приложение N 6, таблица 6.2) составила 711,5 тыс. человек, в том числе городского - 449,1 тыс. человек и сельского - 262,4 тыс. человек. По сравнению с 2001 годом численность населения уменьшилась на 2,9 процента, в том числе городского - на 2,8 процента, сельского - на 3,1 процента.

В республике сохраняется превышение численности женщин над численностью мужчин: в 2001 году на 1000 мужчин приходилось 1146 женщин, в 2005 году - 1160 женщин. Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 34-летнего возраста (итоги Всероссийской переписи населения 2002 года).

В 2005 году в республике умерло 12256 человек, по сравнению с 2001 годом число смертей увеличилось на 7,2 процента. Показатель смертности в 2005 году составил 17,2 промилле на 1000 населения (в 2004 году - 16,8; в Российской Федерации - 16,0). Смертность населения превышает рождаемость в 1,6 раза (в Российской Федерации - в 1,7 раза).

Естественная убыль в 2005 году составила 6,7 промилле на 1000 населения (в 2004 году - 6,1; по Российской Федерации - 5,6) и по сравнению с 2001 годом увеличилась на 8 процентов.

В структуре смертности населения в 2005 году преобладают заболевания сердечно-сосудистой системы - 50,3 процента (из них лица старше трудоспособного возраста составляют 81,4 процента), несчастные случаи, отравления и травмы - 19,8 процента (преобладают лица трудоспособного возраста, которые составляют 74,3 процента, из них мужчины составляют 83,6 процента), новообразования - 10 процентов (из них лица старше трудоспособного возраста составляют 74,8 процента), болезни органов дыхания - 8,5 процента (из них лица старше трудоспособного возраста составляют 70 процентов).

Основная причина сокращения продолжительности жизни заключается в высокой смертности населения трудоспособного возраста (в 2005 году умерло 4432 человека трудоспособного возраста - это 36 процентов от общего числа умерших, по Российской Федерации - 30 процентов).

Особую тревогу вызывает негативная тенденция темпа роста показателя смертности и случаев острых отравлений химической этиологии, в том числе алкоголем и его суррогатами. В 2003 году от отравлений алкоголем и его суррогатами в Республике Марий Эл умерло 359 человек, в 2004 году число умерших увеличилось до 512 человек, в 2005 году число отравлений составило 975, из них 593 - со смертельным исходом. За 7 месяцев 2006 года количество отравлений и смертельных случаев уже составляет 540, из них 384 - со смертельным исходом, что составляет более 50 процентов. За последние четыре года (2002 - 2005 гг.) доля алкогольных интоксикаций в общей структуре острых интоксикаций в целом по республике увеличилась с 18,7 процента до 50 процентов. Сложившаяся ситуация подтверждается и данными государственного надзора за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции. Нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации на предприятиях, занятых оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, выявляются в 65 - 70 процентах.

Средняя продолжительность жизни по республике составляет 63,4 года (по Российской Федерации - 65,3), в том числе у мужчин - 56,6 (по Российской Федерации - 58,9), у женщин - 71,1 (по Российской Федерации - 72,3).

В связи с демографическими изменениями, происходящими в республике, численность лиц в возрасте старше трудоспособного в общей численности населения сократилась в меньшей степени (с 18,7 процента в 2001 году до 18,3 процента в 2005 году), чем лиц моложе трудоспособного возраста (с 20,5 процента до 17,1 процента). Численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 лет) увеличилась и составила в 2005 году 459,947 тыс. человек (64,6 процента в общей численности населения против 60,8 процента в 2001 году). Вступление в трудоспособный возраст поколения молодежи, родившейся в первой половине 80-х годов прошлого века, а также положительный миграционный прирост до 2001 года привели к увеличению численности населения трудоспособного возраста. Средний возраст работающих в 2005 году составил 39,3 лет, в том числе у мужчин - 38,8 лет, женщин - 39,8 лет, и по сравнению с 2001 годом увеличился в среднем на 0,4 лет, в том числе у мужчин - на 0,2 лет, женщин - на 0,7 лет.

В настоящее время уровень рождаемости в республике не обеспечивает простого естественного воспроизводства населения. Для замещения поколения отцов и матерей необходимо, чтобы на каждую женщину за всю жизнь в среднем приходилось не менее 2,15 - 2,17 рождения детей. Однако в 2005 году этот показатель по оценке составил 1,3 рождения детей. Остается высоким показатель искусственного прерывания беременности.

В 2005 году в республике родилось 7475 человек, по сравнению с 2001 годом число рождений увеличилось на 9,4 процента. Показатель рождаемости в 2005 году составил 10,5 промилле на 1000 населения (в 2004 году - 10,7; в Российской Федерации - 10,4).

В 2005 году в республике рождаемость снизилась по сравнению с 2004 годом на 1,9 процента.

В 2005 году родилось живыми на 240 новорожденных меньше, чем в 2004 году (в 2005 году родилось 7475 детей, в 2004 году - 7715 детей). В 2005 году младенческая смертность снизилась на 30,4 процента и составила 9,4 промилле на 1000 родившихся живыми (в 2004 году - 13,2; по Российской Федерации - 11,6), в 2005 году умер в возрасте до одного года 71 ребенок (в 2004 году - 102 ребенка).

Структура младенческой смертности выглядит следующим образом:

первое место - состояния, возникшие в перинатальном периоде, - 58 процентов (в Российской Федерации - 44,9);

второе место - врожденные аномалии развития - 11,6 процента (в Российской Федерации - 24,2);

третье место - травмы и отравления - 18,8 процента (по Российской Федерации - 6,9);

четвертое место - болезни органов дыхания - 5,8 процента.

Досуточная летальность сократилась с 40,5 процента (13 детей) в 2004 году до 17,3 процента в 2005 году (4 ребенка). Эти цифры говорят о том, что внутриутробное состояние плода улучшилось, что является положительным результатом работы по витаминизации беременных женщин. Кроме того, все беременные женщины с риском перинатальной заболеваемости и смертности детей были направлены на роды в лечебно-профилактическое муниципальное учреждение здравоохранения "Перинатальный центр" г. Йошкар-Олы.

Уровень материнской и младенческой смертности на период до 2012 года, прогнозируемый Министерством здравоохранения Республики Марий Эл, отражен в приложении N 6 (таблица 6.5).

Охрана здоровья матери и ребенка - одно из важнейших направлений здравоохранения. Ежегодно на диспансерном учете по бесплодию в течение последних трех лет в Республике Марий Эл наблюдается 700 - 800 семейных пар. Одна треть из них нуждается в лечении методом ЭКО (экстракорпорального оплодотворения). Стоимость ЭКО включает в себя дорогостоящие расходные материалы (среда для культивирования ооцитов, среда для отмывки сперматозоидов, иглы с УЗИ метками для пункции фолликулов и т.д.). В общей структуре бесплодия мужской фактор составляет по Республике Марий Эл 27 процентов, из них 12 процентов иммунологическое бесплодие, лечение которого требует приобретения дорогостоящего оборудования (метод ИКСИ - оплодотворение одним сперматозоидом).

На фоне снижения рождаемости здоровье каждой беременной женщины и новорожденного приобретает особое социальное значение. В структуре перинатальной смертности доля новорожденных, умерших по причине внутриутробной инфекции, составляет 22 - 25 процентов ежегодно в течение последних трех лет. В связи с этим назрела необходимость в обследовании беременных групп риска на специфические инфекции и своевременном их лечении, что приведет к снижению осложнений беременности и родов от причин, связанных с инфекцией.

Данные, представленные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл, свидетельствуют о неблагополучном состоянии здоровья школьников. Наблюдается снижение количества здоровых детей, рост заболеваемости и распространенность хронической соматической патологии.

В 2005 году по сравнению с 2004 годом отмечается рост болезней нервной системы в 1,8 раза. По остальным нозологическим формам заболеваемость находится на том же уровне, что и в 2004 году или отмечается ее снижение:

общая заболеваемость - в 1,1 раза;

болезни органов пищеварения - в 1,5 раза;

болезни крови и кроветворных органов - в 1,5 раза;

инфекционные и паразитарные заболевания - в 1,6 раза;

болезни эндокринной системы - в 1,1 раза;

нарушение осанки - в 1,3 раза;

психические расстройства - в 1,6 раза.

Несмотря на снижение заболеваемости за последний год, тенденция к ее увеличению в динамике сохраняется. Так, за последние 5 лет отмечен значительный рост болезней органов пищеварения - в 2,4 раза; болезней крови и кроветворных органов - в 1,8 раза; болезней нервной системы - в 1,3 раза; нарушения зрения - в 1,1 раза.

Параллельно с ухудшением здоровья детей имеет место снижение качества горячего питания в общеобразовательных учреждениях республики. Охват учащихся горячим питанием, составляющий в 2004 году 67 процентов, снизился в 2005 году до 66 процентов. Причем в сельской местности этот показатель составляет 87,8 процента, в городах - 45,3 процента. Более 18 тыс. учащихся (22 процента) питаются буфетной продукцией в школьных столовых, что не может восполнить энергетическую потребность детского организма в пищевых веществах и энергии.

В рационах питания учащихся общеобразовательных учреждений отмечается недостаточное потребление мясных, рыбных, молочных продуктов, дети недополучают белки животного происхождения, молочные жиры, натуральные витамины и микроэлементы. Выполнение натуральных норм питания по молоку и молочным продуктам составило 68 процентов, овощам - 96 процентов, мясу и мясным продуктам - 76 процентов, свежим фруктам и сокам - 70 процентов. Выше нормы употребляются хлеб, картофель, макаронные и крупяные изделия.

Приобретает острый характер и проблема слабой материально-технической базы школьных столовых. Недостаточный набор помещений (в 30 процентах школ), оборудования, инвентаря, посуды препятствует соблюдению санитарно-эпидемиологических правил на пищеблоках школ. В большинстве школ более 70 процентов технологического и холодильного оборудования имеют значительный износ. Основное оборудование эксплуатируется на протяжении 15 - 37 лет. Гарантийный срок работы холодильного оборудования 10 лет, технологического - 7 лет.

По-прежнему функционируют школы, не имеющие централизованного водоснабжения, отопления и канализации. Так, в 2006 - 2007 учебном году:

не имеют канализации - 55 школ;

не имеют централизованного водоснабжения - 42 школы;

количество учреждений, имеющих печное отопление, - 15.

Отрицательно влияют на состояние здоровья детей и физические факторы окружающей среды, в которых пребывают учащиеся.

Не соответствуют гигиеническим требованиям:

18,6 процента замеров искусственной освещенности;

10,9 процента параметров микроклимата;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»