Недействующий

ЗАКОН

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 03 ноября 2006 года N 65-ЗАО

Об окружной целевой программе "Развитие института мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2007 2009 годы"

Принят Государственной Думой

Ямало-Ненецкого автономного округа

18 октября 2006 г.

Документ утратил силу:

-законом автономного округа от 30.05.2009 N 22-ЗАО

Документ с изменениями внесенными:

-законом автономного округа от 03.03.2008 г. N 4-ЗАО

-законом автономного округа от 02.12.2008 г. N 108-ЗАО

Статья 1


Утвердить окружную целевую программу "Развитие института мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2007 - 2009 годы".

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Ю.В.Неёлов

03 ноября 2006 г. N 65-ЗАО

Утверждена
Законом Ямало-Ненецкого
автономного округа "Об окружной
целевой программе "Развитие
института мировых судей в Ямало-
Ненецком автономном округе на 2007
- 2009 годы"
(с изм. от 03.03.2008 г. N 4-ЗАО)
(с изм. от 02.12.2008 N 108-ЗАО)

ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие института мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2007 - 2009 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование
 Программы

Окружная целевая программа "Развитие института мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2007 - 2009 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки
 Программы

Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" , Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" , Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 ноября 1999 года N 37-ЗАО "О мировых судьях в Ямало-Ненецком автономном округе" , постановление администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2006 года N 1-А "О порядке разработки, утверждения и реализации окружных целевых программ" , распоряжение администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 марта 2006 года N 105-РА "О разработке окружной целевой программы "Развитие института мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2007 - 2009 годы"

Государственный заказчик
 Программы

Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) (с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200800064.doc )

Ответственные за выполнение мероприятий Программы

Департамент по обеспечению деятельности мировых судей автономного округа;
Департамент строительства автономного округа (с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200800064.doc )

Основные разработчики Программы

Департамент по обеспечению деятельности мировых судей автономного округа (с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200800064.doc )

Основная цель Программы

Организация системы мер, направленных на развитие и укрепление материально-технической базы судебных участков автономного округа, создание условий для осуществления мировыми судьями независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод граждан и организаций

Основные задачи Программы

совершенствование системы материально-технического обеспечения деятельности мировых судей;

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы: 2007 - 2009 годы
 Программу предполагается реализовать в три этапа:
 I этап - 2007 год
 II этап - 2008 год
 III этап - 2009 год

Основные целевые индикаторы Программы

количество дел, поступивших на рассмотрение в мировые суды и оконченных производством;

 количество уголовных и гражданских дел, рассмотренных мировыми судьями, решения и приговоры по которым были изменены или отменены;

 обеспеченность помещениями, автотранспортом, мебелью и оргтехникой,

Перечень основных
 мероприятий Программы

В рамках Программы предполагается реализовать следующие мероприятия:
 развитие материально-технической базы судебных участков;

 техническое укрепление служебных помещений и обеспечение безопасности мировых судей;

 приобретение информационно-справочных и операционных систем для мировых судебных участков

Объемы и источники финансирования Программы
 (в ред.
 c:\content\ngr\RU89DMJ200800679.doc )

Объем ассигнований для финансирования Программы составляет 97437 тыс. рублей, в том числе по этапам:

Ожидаемые конечные
 результаты Программы

1. Уровень оснащенности судебных участков мировых судей в результате реализации мероприятий, направленных на развитие материально-технической базы судебных участков, будет приближен к нормам, предусмотренным постановлением администрации автономного округа от 10 марта 2006 года N 98-А "Об утверждении типовых норм помещений судебного участка мирового судьи автономного округа и типовых норм материально-технического обеспечения судебного участка мирового судьи Ямало-Ненецкого автономного округа". (с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200800064.doc )
 2. Организация эффективной системы обеспечения безопасности помещений судебных участков, мировых судей, работников их аппаратов и других участников судебного процесса;

 3. Создание информационно-коммуникативной системы мировых судей.

Система
 организации
 контроля за исполнением
 Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляется вице-губернатором автономного округа

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Введение института мировых судей в судебную систему Российской Федерации - это один из важнейших шагов в ходе осуществления судебной реформы. Институт мировых судей призван выполнять стоящие перед ним задачи приближения суда к населению и обеспечения доступа граждан к правосудию, создания предпосылок упрощения гражданского и уголовного судопроизводства и его дальнейшей демократизации.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" в автономном округе учреждено 27 должностей мировых судей. (в ред. от 03.03.2008 г. N 4-ЗАО)

Законами автономного округа от 30 ноября 1999 года N 37-ЗАО "О мировых судьях в Ямало-Ненецком автономном округе", от 13 июля 2000 года N 24-ЗАО "О создании должностей мировых судей и судебных участков в Ямало-Ненецком автономном округе" и от 4 мая 2007 года N 53-ЗАО "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О создании должностей мировых судей и судебных участков в Ямало-Ненецком автономном округе" в автономном округе введен институт мировых судей и создано 27 судебных участков. (в ред. от 03.03.2008 г. N 4-ЗАО)

Первые мировые судьи автономного округа были назначены в сентябре 2000 года. За пять лет своей деятельности институт мировых судей подтвердил право на существование огромным количеством рассмотренных дел, реально приблизив правосудие к населению. За период с 2001 года по 2005 год мировыми судьями автономного округа рассмотрено 158801 уголовное, гражданское и административное дело.

Количество дел, рассмотренных мировыми судьями Ямало-Ненецкого автономного округа в 2001 - 2005 годах


N п\п

Наименование

2001

2002

2003

2004

2005

1

Уголовные дела

2137

2227

2340

2290

2837

2

Гражданские дела

10939

12537

13636

17618

23221

3

Административные дела

146

6614

16446

19882

25931

ИТОГО:

13222

21378

32422

39790

51989

Количество рассматриваемых мировыми судьями дел всех категорий неуклонно растет год от года. Начиная с 2001 года, нагрузка в рассмотрении дел у мировых судей автономного округа увеличилась в несколько раз, что говорит о росте доверия граждан к мировой юстиции и о необходимости дальнейшего развития института мировых судей автономного округа.

Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

С первых дней формирования института мировых судей на территории автономного округа со стороны органов исполнительной власти вопросам организации их деятельности уделялось пристальное внимание, что позволило мировой юстиции автономного округа достаточно быстро и успешно пройти этап становления.

В соответствии с постановлением губернатора автономного округа от 4 июля 2005 года N 275 "О структуре исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа" и постановлением администрации автономного округа от 23 апреля 2007 года N 210-А "Об утверждении положения, структуры и штатной численности департамента по обеспечению деятельности мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа" в структуре органов исполнительной власти автономного округа образован департамент по обеспечению деятельности мировых судей автономного округа, в функции которого входит организационно-правовое, материально-техническое, кадровое, финансовое обеспечение деятельности мировых судей автономного округа, формирование структуры, штатного расписания и осуществление содержания аппаратов мировых судей автономного округа. (в ред. от 03.03.2008 г. N 4-ЗАО)

Анализ финансирования расходов на содержание аппаратов мировых судей автономного округа за ряд последних лет позволяет сделать вывод о явно недостаточном объеме финансовых средств, выделяемых окружным бюджетом на организацию деятельности мировых судей.

Необходимо заметить, что, в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", мировые судьи входят в единую судебную систему Российской Федерации и на них распространяется действие Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации". Однако существующий уровень материально-технической базы мировых судей значительно уступает уровню материально-технического обеспечения федеральных судей и не соответствует возросшим требованиям к функционированию судебной системы.

Наиболее остро стоит проблема размещения судебных участков. Состояние занимаемых ими помещений настолько неудовлетворительно, что компрометирует систему правосудия. Практически все помещения, в которых расположены судебные участки, не соответствуют требованиям по организации и проведению судебного процесса либо по причине недостаточности площадей, либо по причине их неудовлетворительного состояния. Мировые судьи, как правило, располагаются в зданиях районных (городских) судов, приспособленных помещениях совместно с другими организациями, в жилых домах, двум судебным участкам помещения предоставлены на правах аренды. Размещение судебных участков в помещениях, не находящихся в государственной собственности, приводит к несоблюдению принципа независимости судебной власти. Многие судебные участки расположены в ветхих, аварийно-опасных строениях, совершенно неприспособленных для отправления правосудия, в которых отсутствует самое необходимое - пожарная и охранная сигнализация, помещения для архивов. Имеющиеся помещения не представляется возможным оснастить современным оборудованием, мебелью и оргтехникой, информационными системами.

Такое положение дел ведет к массовому нарушению принципа гласности судебного разбирательства, поскольку из-за отсутствия необходимой площади процессы из открытых фактически превращаются в закрытые, а доступ к ним вынужденно ограничивается, не позволяет использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что вызывает медлительность в осуществлении судопроизводства и влечет за собой нарушение сроков рассмотрения дел.

Все это делает невозможным своевременное восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывает их веру в правосудие, порождает нежелание граждан обращаться в суд, тем самым сужается поле правовой защищенности личности. А ведь именно мировые суды призваны удовлетворять потребности граждан, общества и государства в законном, справедливом и быстром разрешении споров, возникающих в процессе реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений. Однако указанная задача реализуется не в полной мере, что отрицательно сказывается на обеспечении правового порядка в регионе и оказывает негативное влияние на развитие экономики автономного округа.

Существующая в настоящее время система финансирования организации деятельности мировых судей в автономном округе по остаточному принципу неэффективна, предусмотренные в смете доходов и расходов департамента по обеспечению деятельности мировых судей автономного округа ассигнования предназначены для покрытия текущих расходов на содержание аппаратов мировых судей. А без комплексного решения проблем организационного, материально-технического обеспечения деятельности мировых судей, обеспечения безопасности мировых судей и судебных участков невозможно достичь качественных сдвигов в осуществлении ими правосудия. (в ред. от 03.03.2008 г. N 4-ЗАО)

Это обуславливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода.

Целесообразность принятия Программы, направленной на решение проблем мировой юстиции, состоит в том, что она позволит обратить особое внимание органов исполнительной и законодательной власти автономного округа на возникающий кризис в обеспечении деятельности мировых судей, а также привлечь дополнительные ресурсы для реализации мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы мировых судебных участков.

Реализация мероприятий окружной целевой программы "Развитие института мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2007 - 2009 годы" позволит повысить авторитет и независимость мировых судей, обеспечить развитие и укрепление судебной системы автономного округа как самостоятельной ветви государственной власти, возрастет эффективность деятельности мировых судей по обеспечению защиты прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации.

Основные цели и задачи Программы


В настоящее время решению вопросов развития судебной системы Российской Федерации уделяется большое внимание. На протяжении ряда лет успешно реализуется федеральная целевая программа "Развитие судебной системы Российской Федерации на 2002 - 2006 годы", направленная на развитие и укрепление судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти Российской Федерации. В Тюменской области проблемы организации деятельности мировых судей решаются в рамках областной целевой программы "Основные направления обеспечения деятельности мировых судей Тюменской области на 2006 - 2008 годы". Аналогичные программы приняты в ряде субъектов Российской Федерации.

Учитывая то, что в настоящее время наиболее острой проблемой, стоящей перед мировой юстицией в автономном округе, является критическое состояние материально-технической базы, основной целью Программы предполагается определить организацию системы мер, направленных на развитие и укрепление материально-технической базы судебных участков автономного округа, создание условий для осуществления мировыми судьями независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод граждан и организаций.

Основными задачами, которые предполагается решить в рамках данной Программы, являются:

1. Совершенствование системы материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.

2. Совершенствование системы обеспечения безопасности мировых судей.

3. Создание эффективной системы информационного обеспечения мировых судей и работников их аппаратов.

Реализацию программных мероприятий предполагается осуществить в три этапа - с 2007 по 2009 годы. Решение проблем, отраженных в Программе, невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку Программой предусматривается проведение мероприятий по строительству зданий и помещений для судебных участков, их материально-техническому и информационному оснащению. В связи с этим Программа рассчитана на трехлетний период.

Система показателей и индикаторов, позволяющая оценить эффективность реализации Программы, увязанная с решаемыми тактическими задачами, приведена в таблице:

Система показателей и индикаторов, увязанная с тактическими задачами, решаемыми в рамках окружной целевой программы "Развитие института мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2007 - 2009 годы"


(в ред. от 02.12.2008 N 108-ЗАО)

"Цель

Показатели

Единицы измерения

2005
 год
 (база)

2007
 год

2008
 год

2009
 год

1

2

3

4

5

6

7

Организация системы мер, направленных на развитие и укрепление
 материально-
 технической базы судебных участков автономного
 округа, создание
 условий для
 осуществления
 мировыми судьями
 независимой и
 эффективной
 деятельности по
 обеспечению
 защиты прав и свобод
 граждан и организаций

Количество дел, поступивших на рассмотрение в мировые суды

Дел

52249

63558

69558

75239

Окончено производством дел

В % к поступив-шим

97

100,3

101,9

102

Доля
 уголовных и гражданских дел,
 рассмотренных
 мировыми судьями, решения и приговоры по которым были изменены или отменены

В % к око нченным производ-ством делам

1

0,5

0,5

0,5

Доля уголовных, гражданских дел и дел об административных
 правонарушениях,
 рассмотренных с
 нарушением сроков

В % к оконченным производ-ством делам

5,3

6,5

6

5,5

Задачи

Показатели

Совершенствование системы материально- технического обеспечения деятельности
 мировых судей

Обеспеченность судебных участков служебной площадью с учетом арендуемых помещений (всех видов собственности)

% от норматива

23,5

32,9

52,9

76,9

Обеспеченность автотранспортом судебных участков

Количество судебных участков

0

14

30

30

Оснащенность зданий и помещений судебных участков мебелью и оргтехникой

% от норматива

0

5

66,7

80

Создание эффективной
 системы информационного обеспечения мировых судей и работников их аппаратов

Оснащенность информационно- справочными программами судебных участков

Количество судебных участков

0

27

30

30

Оснащенность локально- вычислительной сетью и телефонной сетью судебных участков

Количество судебных участков

0

10

18

30

Совершенствование системы безопасности мировых судей и охраны служебных помещений

Оснащенность охранной сигнализацией помещений судебных участков с установкой кнопок тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны

Количество судебных участков

0

15

15

23

Оснащенность пожарной сигнализацией помещений мировых судей

Количество судебных участков

0

15

15

23

Наличие систем видеонаблюдения в помещениях мировых судей

Количество судебных участков

0

8

8

13";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»