Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2005 года N 348
г.Владикавказ

О Государственной региональной программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Республики Северная Осетия - Алания на 2006-2010 годы"

В целях повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов и эффективности сельскохозяйственного производства Правительство Республики Северная Осетия - Алания

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Государственную региональную программу "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Республики Северная Осетия - Алания на 2006-2010 годы" (далее - Программа).

2. Поручить Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания (Засеев), рекомендовать Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Северная Осетия - Алания (Токаев), Федеральному государственному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Северная Осетия - Алания" (Плиев), Федеральному государственному учреждению "Станция агрохимической службы "Северо-Осетинская" (Сокаев), администрациям местного самоуправления Республики Северная Осетия - Алания совместно с заинтересованными ведомствами обеспечить выполнение Программы.

3. Министерству финансов Республики Северная Осетия - Алания (Уртаев):

при формировании проектов республиканского бюджета на 2006-2010 годы предусматривать выделение бюджетных ассигнований на реализацию Программы;

осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных на ее реализацию законами о республиканском бюджете на 2006-2010 годы;

осуществить в 2005 году финансирование разработки Программы за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных по статье "Субсидии на выполнение мероприятий в области сельскохозяйственного производства по отдельным распоряжениям Правительства Республики Северная Осетия - Алания", в соответствии со сметой, согласно приложению N 1.

4. Создать межведомственный консультативный совет по контролю за реализацией Государственной региональной программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Республики Северная Осетия - Алания на 2006-2010 годы" в составе, согласно приложению N 2.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия - Алания В.Х.Темираева.

Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Северная Осетия - Алания
О.Хацаев


УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Республики
Северная Осетия - Алания
от 9 декабря 2005 года N 348

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Республики Северная Осетия - Алания на 2006-2010 годы"

Владикавказ, 2005

     

ПАСПОРТ
Государственной региональной программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Республики Северная Осетия - Алания на 2006-2010 годы"

Наименование Программы

Государственная региональная программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Республики Северная Осетия - Алания на 2006-2010 годы".

Основания для разработки Программы

Поручение Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 года N МК-П1-12466;

Письмо Федерального агентства по сельскому хозяйству N МА-2/1738 от 8 апреля 2005 года;

Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания от 26 мая 2005 года N 56

Государственный заказчик-координатор

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания.

Государственный заказчик

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия -Алания.

Основные разработчики Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания; Министерство экономики Республики Северная Осетия - Алания; Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Северная Осетия - Алания; Федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Северная Осетия - Алания";

Федеральное государственное учреждение "Станция агрохимической службы "Северо-Осетинская"; Горский государственный аграрный университет; Северо-Осетинский государственный университет им. К.А.Хетагурова; Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства.

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

Сохранение и восстановление плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и восстановление на этой основе сельскохозяйственного производства до уровня 1990 года; улучшение эколого-токсикологического состояния почв и повышение устойчивости агросферы к природно-антропогенным нагрузкам; улучшение физико-химических и агрохимических свойств почв, а также мелиоративного состояния ранее осушенных и орошаемых земель; защита почв от ветровой и водной эрозии; создание глубоко окультуренного пахотного слоя почвы; предотвращение развития и устранение процессов деградации почв; рациональное использование эродированных земель; формирование экономического и правового механизма повышения заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв; снижение социальной напряженности в обществе за счет создания дополнительных рабочих мест в сельскохозяйственном производстве, других областях общественного производства и сфере услуг.

Сроки реализации Программы

2006-2010 годы.

Перечень основных мероприятий

Внесение органических удобрений -1,51 млн.тонн.

Применение минеральных удобрений -85 тыс.т д.в. Строительство завода по изготовлению известняковой муки. Известкование кислых почв - 28 тыс.га. Рекультивация нарушенных земель -0,08 тыс.га.

Коренное улучшение сельскохозяйственных угодий, включая культуртехнические работы - 2,5 тыс.га. Комплексная реконструкция орошаемых земель - 2,6 тыс.га. Орошение земель - 0,4 тыс.га. Осушение земель - 0,5 тыс.га. Строительство: противоэрозионных гидротехнических сооружений - 16,8 км, плотин - 4 шт., береговых сооружений - 0,35 тыс.га. Создание полезащитных лесных полос -0,06 тыс.га.

Исполнители основных мероприятий

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания; Министерство экономики Республики Северная Осетия - Алания; Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания; Федеральное государственное учреждение "Станция агрохимической службы "Северо-Осетинская"; ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Северная Осетия - Алания";

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Северная Осетия - Алания; управления сельского хозяйства районов, хозяйства.

Объемы и источники финансирования

Объем инвестиций на реализацию Программы составляет 3410,7 млн.руб., в том числе: федеральный бюджет - 468,7 млн.руб. (13,7%), бюджет территорий - 2942,0 млн.руб. (86,3%).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Повышение жизненного и культурного уровня сельского населения; обеспечение экологической безопасности республики; увеличение на 140 тыс.тонн производства сельскохозяйственной продукции в пересчете на зерно; снижение напряженности в обществе за счет создания дополнительных рабочих мест в сельскохозяйственном производстве, других областях общественного производства и сфере услуг; восстановление и развитие деятельности ряда перерабатывающих отраслей промышленности; предотвращение дальнейшего снижения плодородия почв как основы жизнеобеспечения; ослабление отрицательного влияния природных факторов на сельскохозяйственное производство (засуха, ветровая и водная эрозии); повышение устойчивости преобразованной агросферы к природно-антропогенным нагрузкам; снижение до 3-5 лет сроков окупаемости затрат на комплекс мер по улучшению сельскохозяйственных угодий.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за ходом выполнения Программы осуществляют: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания; Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания; Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республики Северная Осетия - Алания; Межведомственный консультативный совет по контролю за реализацией Программы; Федеральное государственное учреждение "Станция агрохимической службы "Северо-Осетинская"; органы местного самоуправления районов.

Система контроля предусматривает:

ежеквартальную отчетность органов управления агропромышленным комплексом Республики Северная Осетия - Алания Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации;

контроль за происходящими изменениями агроэкологических показателей почвы в связи с реализацией Программы;

систематическое обсуждение вопросов выполнения мероприятий Программы на межведомственном консультативном совете по контролю за реализацией Программы.

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости разработки Программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Республики Северная Осетия - Алания на 2006-2010 годы"


Государственная региональная программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Республики Северная Осетия - Алания на 2006-2010 годы" разработана в соответствии с письмом Федерального агентства по сельскому хозяйству Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18 апреля 2005 года N МА-2/1738 "О разработке региональных программ "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы".

Настоящая Программа является четвертым этапом Государственной комплексной программы повышения плодородия почв сельскохозяйственного назначения Республики Северная Осетия - Алания. Принятые ранее для исполнения третьего этапа охватывали 1992-1995 годы, 1996-2000 годы и 2002-2005 годы. К сожалению, основные программные цели и задачи этих этапов не были достигнуты. Крайне неудовлетворительно выполнены намеченные объемы агрохимических, мелиоративных и других работ в основном из-за недостаточного финансирования из федерального, республиканского и местных бюджетов и весьма ограниченного участия в выполнении этих программ хозяйств-землепользователей в связи с известными финансовыми и материальными трудностями. Эти годы характеризуются резким сокращением в республике объемов применения органических, минеральных удобрений и других средств химизации, сведением до минимума работы по гидромелиорации, а также полным прекращением таких важные для сохранения и повышения плодородия почв мероприятий, как известкование кислых почв, комплексное агрохимическое окультуривание полей.

Анализ современного состояния сельскохозяйственного производства и природной среды Республики Северная Осетия - Алания, динамики изменения основных агрохимических свойств почв показывает устойчивую тенденцию ухудшения почвенного плодородия, нарастания деградационных процессов, обострения общей экологической обстановки, что обусловливает снижение производственных и экономических показателей, рост нерентабельных отраслей и хозяйств в агропромышленном комплексе республики.

Долгосрочная государственная политика по обеспечению воспроизводства почвенного плодородия определена Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", во исполнение которого разрабатываются Федеральная и региональные программы повышения плодородия почв, определяющие основные направления и объемы государственной поддержки сельских товаропроизводителей путем целевого финансирования этих программ.

Однако, как показывает 10-летний опыт разработки и реализации программ, государство по существу не выполняет своих финансовых обязательств, вследствие чего более 90% агротехнических, агрохимических и мелиоративных мероприятий, заложенных в программах, ежегодно не выполняются. И если не принять меры по стабилизации и воспроизводству плодородия почв, если, как прежде, не финансировать и не выполнять комплексные программы, то указанные выше негативные почвенные процессы будут нарастать и могут стать необратимыми, что усугубит без того кризисное состояние сельскохозяйственного производства республики.

С учетом выполнения предыдущих этапов программ, в настоящей Программе заложены заведомо значительно меньшие объемы работ и мероприятий по сравнению с научно обоснованными их объемами, чтобы они были возможно реализуемыми и направлены на стабилизацию почвенного плодородия. Расширенное воспроизводство плодородия почв можно будет планировать при успешном выполнении настоящей Программы и разработке новых ее этапов в последующие годы.

Программа одобрена коллегией Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания 23 августа 2005 года.

2. Итоги выполнения Комплексной программы повышения плодородия почв Республики Северная Осетия - Алания в 2002-2005 годы и современное состояние почв


Республика Северная Осетия - Алания - одна из самых малоземельных в Российской Федерации. На 1 января 1996 года площади сельхозугодий составляли 399,5 тыс.га, в том числе пашня - 203,6 тыс.га. За последние девять лет площадь пашни уменьшилась на 2,5 тыс.га. При этом земли перешли в кормовые угодия в связи с произошедшими в них деградационными процессами, что нежелательно для малоземельной республики.

На начало 2005 года площади сельхозугодий в республике составили 401,4 тыс.га, в том числе пашни - 201,1 тыс.га, из них по фермерским хозяйствам: сельхозугодия - 24,6 тыс.га, пашня - 20,3 тыс.га. На 1 жителя республики приходится менее 0,57 га сельхозугодий и 0,28 га пашни. Это самый низкий показатель в России. Положение усугубляется наличием в республике десятков тысяч беженцев и вынужденных переселенцев из разных регионов бывшего Советского Союза.

В связи с этим обеспечение населения республики продуктами питания является актуальнейшей задачей, и сохранение почвенного плодородия для Республики Северная Осетия - Алания имеет особо важное значение.

Однако итоги выполнения программ в 1996-2000 и 2002-2005 годах свидетельствуют:

органических удобрений внесено менее чем на 2% от нормы. Если в 1987-1988 гг. на поля вносилось более I млн.тонн органических удобрений, то в 2000 году - только 16 тыс.тонн, минеральных удобрений - 7,6%;

небольшие объемы выполнены по комплексной реконструкции орошаемых земель: в 1999 году - 400 га и в 2000 году - 250 га;

агрохимическое обследование почв в рамках государственного контроля за почвенным плодородием ежегодно выполнялось на 86-90%. Все остальные работы: известкование кислых почв, комплексное агрохимическое окультуривание полей, коренное улучшение земель, ввод орошаемых земель, противоэрозионные мероприятия - не осуществлялись.

Невыполнение основных показателей программы привело к ухудшению состояния сельскохозяйственных угодий, снижению их плодородия, усилению эрозионных процессов.

По данным агрохимобследования на 1 января 2005 года, средневзвешенное содержание гумуса за последние 10 лет снизилось с 4,2 7% до 3,8%.

При этом площади низко обеспеченных гумусом (основным показателем плодородия) пахотных почв увеличились и составили 118,9 тыс.га, или 63,4% от обследованной площади.

Снизилось в почвах и содержание обменного калия. Если в 1990 году в республике уже не было почв с очень низким содержанием этого элемента, то по состоянию на начало 2005 года их площадь составляет 4,2 тыс.га. Еще больше увеличились площади почв с низким содержанием калия и достигли 9,7 тыс.га в 2005 году (1,1 тыс.га в 1995 году).

При разработке предыдущей программы (на 2002-2005 годы) обращалось внимание на нестандартное поведение подвижного фосфора в почвах. К 2001 году в некоторых почвах сельхозугодий наблюдалось его увеличение. Такое явление отмечалось, и в некоторых других регионах страны, несмотря па то, что очень мало в последние годы вносились фосфорные удобрения. Так, средневзвешенное содержание Р2О5, определяемое по методу Чирикова (0,5 н уксуснокислая вытяжка), в пахотных почвах увеличилось до 110,6 мг/кг с 106,6 мг/кг в 1990 год)'. Это объяснялось тем, что в 80-е годы прошедшего столетия на поля вносились в запас большие дозы удобрений, часть фосфора которых закреплялась почвой в недоступной для растений форме. В 1990-2000 годах под влиянием кислотных осадков, почвенной микрофлоры, корневых выделений самих растений эти запасы высвобождались и пополняли подвижные, усвояемые формы фосфора в корнеобитаемом слое почвы. Кроме того, уменьшился вынос этого элемента в связи со снижением урожаев сельскохозяйственных культур из-за значительного сокращения объемов применения органических и минеральных удобрений, в т.ч. фосфорных.

Однако уже к настоящему времени подтверждается прогнозируемое в предыдущей программе непостоянство такого явления, когда при отрицательном балансе фосфора содержание усвояемых его форм в почве повышалось, т. е. содержание подвижного фосфора в почве в период 2002-2005 годов вновь стало уменьшаться из-за острой нехватки внесения фосфорсодержащих удобрений. Так, по данным сплошного агрохимического обследования по состоянию на 1 января 2005 года, содержание подвижного фосфора в почвах пашни республики снизилось и составило 107,8 мг/кг в 2001 году 110,6 мг/кг.

Что касается серы - одного из важнейших элементов питания растений, то в последнее время на некоторых почвах ощущается ее недостаток, особенно в удаленных от промышленных центров районах, как это отмечалось в Дигорском районе. Дело в том, что до недавнего времени сере, как элементу минерального питания, и применению серных удобрений не придавалось особого значения. Считалось, что достаточно серы поступает в почву с осадками и такими серосодержащими удобрениями, как сульфат аммония, простой суперфосфат, сульфат калия и др. В то же время большой вынос серы урожаями и изменение ассортимента применяемых удобрений, рост поступления концентрированных удобрений, не содержащих серу, привели в последние годы к дефициту этого элемента.

В перспективном земледелии дефицит в почве серы может оказаться фактором, сдерживающим рост урожаев и качество продукции, поэтому необходимо при выполнении настоящей Программы предусмотреть с применением других минеральных удобрений в ассортименте и внесение серосодержащих удобрений.

В связи с непроведением известкования площадь кислых пахотных почв продолжает увеличиваться и достигла к 2005 году 54,8 тыс.га (для сравнения: 45,4 тыс.га в 2000 году).

Из-за выхода из строя оросительных и осушительных систем, а также передачи земель в ведение органов местного самоуправления и перевода в ряде случаев их в земли запаса в 1996-2005 годах площадь орошаемых земель сократилась на 19 тыс.га. Резко ухудшилось также техническое состояние мелиоративных систем.

Значительных масштабов достигли водная и ветровая эрозии почв. Площади эрозионно-опасных и подверженных эрозии сельскохозяйственных угодий составляют около 210 тыс.га, или более 52%, в том числе пашни - 81,5 тыс.га.

Основной причиной неудовлетворительной реализации комплексных программ повышения плодородия почв как в 1996-2000 годах, так и в 2002-2005 годах явилось недостаточное выделение ассигнований из федерального и местного бюджетов, а чаще всего - полное их отсутствие, для выполнения некоторых видов работ, перевод финансирования агрохимических работ с федерального на местный бюджет.

За три с половиной года выполнения третьего этапа Программы повышения плодородия почв (2002-2005 годы) всего было фактически выделено 189,6 млн. рублей из предусмотренных 6438 млн.рублей. Из федерального бюджета выделено 20,36 млн. рублей, из республиканского - 169,2 млн.рублей, в т. ч. в 1-ом полугодии 2005 года - 27,5 млн.рублей. Полностью отсутствовало финансирование на известкование кислых почв, на комплексное агрохимическое окультуривание полей. Завод по выработке известняковой муки так и не построен. Недостаточно выделялись средства на приобретение минеральных удобрений, очень мало выделялось средств на комплекс работ по органическим удобрениям.

В то же время были положительные результаты в обеспечении сохранности и повышении плодородия почв в республике в 1970-1980 годах. В те годы прилагались большие усилия для сохранения плодородия почв сельскохозяйственного назначения, что наглядно видно из баланса основных элементов питания в земледелии республики (табл.1.), который является количественным выражением содержания питательных веществ в почве и ее плодородия.

1965-1990 годы - период интенсивного применения средств химизации, когда увеличивались объемы внесения органических и минеральных удобрений, расширялись площади известкования кислых почв и комплексного агрохимического окультуривания полей (КАХОП), был и периодом значительного повышения урожаев и валовых сборов сельскохозяйственных культур.

Естественно, все более увеличивающиеся урожаи и валовые сборы выращиваемых культур выносили из почвы все больше и больше питательных веществ. Так, если в 1965-1970 годах вынос питательных веществ со всей площади посева азота составил 110 тыс.ц, фосфора - 45,6 и калия - 108,7 тыс.ц, то к 1986-1990 годам ежегодный вынос NPK в среднем возрос соответственно до 144,3,60,1 и 143,9 тыс.ц.

Однако увеличивающийся расход питательных веществ из почвы на создание урожая компенсировался возвратом их с более высокими дозами органических и минеральных удобрений, а это способствовало улучшению баланса основных элементов питания растений в почве и повышению урожайности культур.

В 1991-1995 и последующие годы применение удобрений в республике уменьшилось до минимума, что привело к значительному снижению урожаев ежегодно выращиваемых культур и уменьшению выноса питательных веществ. Однако и в этих условиях расходная статья баланса к 1996-2000 годам превысила приход почти в 3 раза.

Из приведенных (табл.1.) данных видно, что в земледелии республики впервые в 1984 году был достигнут положительный баланс по азоту с интенсивностью 105,3%, а в 1986 и 1987 годах интенсивность баланса повысилась и достигла 122,8 и 119,7%, соответственно. В 1987 году также впервые отмечен нулевой баланс калия, т.е. 100-процентный возврат его в почву. Это явилось результатом того, что в 1987 году в республике был достигнут наивысший уровень применения органических и минеральных удобрений. При этом было внесено более одного миллиона тонн полуперепревшего навоза и 38,2 тыс.тонн минеральных удобрений в пересчете на действующее вещество. Это на 11 тыс.тонн меньше научно обоснованных рекомендаций. Однако к этому времени, по данным агрохимического обследования, уже наблюдалось ежегодное повышение содержания питательных веществ в почвах, что способствовало повышению плодородия и наращиванию сельскохозяйственного производства.

С 1988-1990 годов по 2005 год, включая годы реализации всех трех этапов Программы "Плодородие", объемы применения удобрений значительно сократились. Органических удобрений в 2000 году было внесено всего 16 тыс тонн, а в 2004 году - 15,8 тыс.тонн, что более чем в 60 раз меньше по сравнению с 1987 года. Минеральных удобрений внесено 2,6 и 2,0 тыс.тонн д.в., соответственно, что в 15-19 раз меньше, чем в 1987 году. В связи с этим интенсивность баланса по всем элементам питания растений резко уменьшилась, и даже положительный баланс по фосфору во все предыдущие годы вдруг стал резко отрицательным. Все это привело к снижению плодородия почв и урожайности сельскохозяйственных культур в республике.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»