Недействующий

Об окружной целевой Программе "Развитие социальной защиты населения в Агинском Бурятском автономном округе на 2007-2015 годы"

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


За последние годы в Агинском Бурятском автономном округе (далее - округ) наблюдается стабильный рост уровня жизни населения и основных социально-экономических показателей. Так, уровень денежных доходов на душу населения в 2005 году составил 5145,5 рублей в месяц (или 112,9% к показателю предыдущего года, и в 2,2 раза выше уровня 2001 г.) при среднегодовой величине прожиточного минимума -3072,7 рублей. Денежные доходы населения округа удовлетворяют минимальную потребность материального обеспечения в размере бюджета прожиточного минимума.

По оценке территориального органа федеральной службы государственной статистики по округу доля населения с месячным доходом ниже прожиточного минимума по состоянию на 01.09.2005 г. составила 29,3% (или 21,6 тыс. чел.), по сравнению с данными 2004 года произошло значительное сокращение малоимущих категорий граждан на 8,2% (или на 6,4 тыс. чел.). Тенденция сокращения доли малообеспеченных граждан обусловлена постепенным подъемом в экономике, регулярностью выплат заработной платы, пособий семьям, имеющим детей, предоставлением льгот, в том числе субсидии на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг данной категории населения.

На 1 октября 2005 года на основе заявительной формы на учете в органах социальной защиты населения в качестве нуждающихся состояло 12725 человек, что составляло 17,5% от общего числа граждан, проживающих на территории округа. По состоянию на 1 марта 2006 года их количество возросло до 15818 человек (21,5% от общей численности населения). Число семей, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, увеличилось с 3664 до 4716 (или на 128.8%). Анализ структуры численности малообеспеченного населения в разрезе районов округа показывает, что в Агинском районе доля малообеспеченных граждан ниже среднего значения на 4,5% и составляет - 17,0%. В Могойтуйском, Дульдургинском районах данный показатель равен соответственно 24,4% и 25,3%, поэтому видится целесообразность акцентирования внимания на положение дел в данных районах.

Программно-целевой подход является эффективным механизмом в решении вопросов социальной поддержки населения, в которой немаловажную роль играет окружная целевая Программа "Развитие социальной защиты населения в Агинском Бурятском автономном округе" (2004 - 2006 г.г.). По данной Программе в 2004 году была оказана материальная помощь детям из малоимущих семей округа в виде продуктовых наборов на сумму 1000,0 тыс. руб., также были приобретены одежда, обувь, предметы первой необходимости на сумму 300,0 тыс.руб. Всего было охвачено - 1576 детей. В 2005 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей было организовано питание детей из малообеспеченных семей на сумму 200,0 тыс. руб.

Средняя величина оказанной адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам в 2004 году составила 780 руб., в 2005 году - 763 руб., общая сумма помощи соответственно - 3098,0 тыс. руб. и 1764,7 тыс. руб. Основным видом материальной помощи были денежные выплаты.

Кроме того, реализация программных мероприятий позволила обеспечить развитие сети учреждений реабилитации и социального обслуживания населения, укрепление материально-технической базы, внедрение новых технологий, организацию предоставления социальных услуг на более высоком уровне, а также расширение их перечня.

Несмотря на вышеизложенное, обозначены следующие проблемы:

- в последние годы в категорию малообеспеченных помимо традиционно уязвимых групп населения (многодетные, неполные семьи, инвалиды, пенсионеры) попадают новые группы экономически активного населения, которые способны своим трудом самостоятельно обеспечить необходимый уровень благосостояния: трудоспособные родители, имеющие детей, безработные, военнослужащие, уволенные с военной службы, и члены их семей и др. Поэтому необходимо оказание поддержки социально уязвимым гражданам, не обладающим возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;

- увеличение числа инвалидов, низкий показатель их реабилитации, ограниченные возможности в общении, приобщении к культурным ценностям, занятиям физкультурой и спортом требует принятия целенаправленных мер по их социальной поддержке;

- актуальна проблема оказания адресной помощи в оплате высокотехнологичных операций и приобретении дорогостоящих лекарств, так как низкий уровень доходов части населения не позволяет им самостоятельно решить вопрос оплаты оперативного лечения;

- новых подходов требует организация социального партнерства органов исполнительной власти с общественными объединениями и организациями социальной направленности, широкого использования конкурсов социально-значимых проектов по существующим проблемам;

- важной остается проблема подготовки и повышения квалификации специалистов органов социальной защиты населения и учреждений реабилитации и социального обслуживания населения.

Целесообразность комплексного решения вышеизложенных проблем программно-целевым методом обусловлена:

- сложностью и многообразием социальной поддержки населения округа, что предполагает разработку и осуществление комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

- потребностью организации социального партнерства и координации усилий органов государственной власти округа с негосударственными организациями, в том числе общественными объединениями;

- имеющимся опытом реализации окружных целевых программ с использованием программно-целевого метода, как наиболее целесообразного в решении задач в сфере социальной защиты населения.

Исходя из этого, видится необходимость разработки и принятия окружной целевой Программы "Развитие социальной защиты населения в Агинском Бурятском автономном округе на 2007 - 2015 годы". Мероприятия, предусмотренные в проекте окружной целевой Программы, будут направлены на реализацию государственных социальных гарантий, укрепление и развитие системы социальной защиты населения, рынка социальных услуг.

В период с 2007 по 2015 годы запланирована работа по продолжению развития структурных подразделений учреждений социальной защиты населения, повышению эффективности социальных пособий и предоставления других форм помощи малодоходным группам населения, созданию необходимых условий для активного формирования негосударственной системы социальных услуг.

В Программу включены разделы:

- "Мероприятия по социальной поддержке семей с детьми, ветеранов ВОВ, инвалидов, граждан старшего поколения и других малоимущих категорий, оказавшихся в трудной жизненной ситуации";

- "Социально-значимые, социокультурные и физкультурно-оздоровительные мероприятия";

- "Мероприятия, направленные на оптимизацию социальной инфраструктуры системы социальной защиты населения, формирование общественного мнения и организацию воспитательной (разъяснительной, консультативной) работы среди населения".

Приоритетными определены следующие направления деятельности:

- обеспечение гарантий социальной защищенности и поддержки социально-уязвимых граждан, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;

- совершенствование принципа адресности социальной помощи;

- повышение качества предоставляемых социальных услуг;

- внедрение в практику новых технологий и методик, соответствующих современному уровню предоставления социальных услуг и потребностей.

Адресная поддержка населения округа обеспечит повышение жизненного уровня наименее защищенных граждан округа, у которых доход ниже установленного прожиточного минимума, а также позволит повысить качество предоставляемых услуг и расширить их сферу.