Недействующий

Об окружной целевой Программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Агинском Бурятском автономном округе на 2006-2010 годы"

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В последние десятилетия ущерб от природных катастроф стремительно растет, количество природных и техногенных катастроф увеличивается в мире в среднем на 8,6% и 10,4 % в год соответственно по количеству пострадавших и объему экономических потерь. Только в России за последние 10 лет площадь развития опасных природных и обусловленных деятельностью человека техноприродных процессов увеличилась в пределах урбанизированных территорий не менее чем на 40 %. Соответственно на 30-35% вырос ежегодный экономический ущерб от рассматриваемых опасностей, который в настоящее время составляет 6-7 % валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Это обусловлено следующими основными причинами: ростом населения и развитием урбанизации территорий, техногенными изменениями геологической среды, способствующими активизации катастроф и возведением объектов повышенного риска.

До недавнего времени первостепенное внимание в решении проблем защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций уделялось ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Однако эти усилия становятся всё менее эффективными и требуют все большего объема финансирования. Имеющиеся ограниченные ресурсы должны быть в первую очередь направлены на снижение риска и обеспечение безопасности человека, а не на оплату огромных расходов при покрытии причинённого ущерба.

По расчетам международных экспертов и ученых Российской Академии Наук затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям в 10 - 15 раз меньше величины предотвращенного ущерба.

Несмотря на сложности социально-экономического развития, в Российской Федерации в последнее время уделялось серьёзное внимание вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такое определение полностью соответствует требованиям, предусмотренными основами единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года, которые утверждены Президентом Российской Федерации. Данный документ реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан в соответствии с их полномочиями и правами в этой сфере.

Всего за период с 2001 года по июнь 2005 года на территории Агинского Бурятского автономного округа (далее - округ) зарегистрировано 11 чрезвычайных ситуаций, из них: техногенного характера - 5 чрезвычайных ситуаций; природного характера - 6 чрезвычайных ситуаций.

В 2001 году на территории округа возникло 3 чрезвычайные ситуации:

1) чрезвычайная ситуация, связанная с аварией теплосистемы в с. Ушарбай Могойтуйского района, причиной которому явилось длительное отсутствие электроэнергии (более 20 часов), ущерб составил 600 тыс. рублей;

2) в январе произошло загорание рейсового автобуса ПАЗ-672 на 5 км автотрассы "Таптанай-Токчин" с 36 пассажирами. Пострадало 10 человек, 4 из них погибло;

3) в июне на территории округа возникла чрезвычайная ситуация, связанная с длительным отсутствием осадков. Засухе подверглось около 12,4 тыс. га сельскохозяйственных посевов.

В 2002 году чрезвычайных ситуаций не было. Удалось предотвратить одну территориальную чрезвычайную ситуацию, связанную с образованием снежных заносов и гибелью сельскохозяйственных животных от обильных осадков в виде снега 7-8 и 20-21 апреля 2002 года.

В 2003 году зарегистрировано 2 чрезвычайные ситуации:

1) чрезвычайная ситуация с лесостепными пожарами, всего произошло 144 лесных и степных пожаров, общей площадью 12748 га, из них 20 крупных пожаров. Предварительный ущерб от лесных и степных пожаров составляет 30 млн. рублей.

2) чрезвычайная ситуация, связанная с засухой и гибелью сельскохозяйственных культур, общей площадью 10,6 тыс. га. Суммарный ущерб, нанесенный засухой, сельхозпредприятиям составил более 21 млн. рублей.

В 2004 году зарегистрировано 3 чрезвычайные ситуации:

1) почвенная засуха, общий ущерб составил 89,4 млн. рублей;

2) лесные и степные пожары, всего зарегистрировано 46 лесостепных пожаров, общей площадью 1374 га с ущербом 276,2 тыс. рублей;

3) распространение эпидемии (краснуха) - для профилактики было выделено 110 тыс. рублей.

В 2005 году за 6 месяцев зарегистрировано 3 чрезвычайные ситуации:

1) возгорание жилого дома, при котором погибло 4 человека;

2) возгорание здания СКМ, ущерб составил 3 млн. 830 тыс. рублей;

3) дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 3 человека.