Недействующий

Об окружной целевой Программе "Социально-экономическая поддержка сельских жителей Агинского Бурятского автономного округа на 2005-2008 годы"

Раздел 4. Механизм реализации Программы


4.1. Государственная и муниципальная поддержка сельского малого предпринимательства

Готовность и способность значительной части безработного, малозанятного населения и молодежи к осуществлению малого предпринимательства, высокая трудовая мотивация исполнителей этой деятельности, возможность привлечения свободных средств заинтересованных лиц и развитость государственной и муниципальной систем финансово-кредитной и иной поддержки малого бизнеса позволяют рассматривать развитие в сельской местности малого предпринимательства в качестве рационального и эффективного способа решения проблемы занятости и доходов сельских жителей.

Выявлено, что на создание одного нового рабочего места в этой сфере требуется кратно меньшее количество капиталовложений, чем на предприятиях и организациях базовой экономики (50-60 тыс. рублей против 150-300 тыс. рублей). Кроме того, восстановление вложений происходит за достаточно короткий срок, что говорит о высоких внутренних инвестиционных возможностях субъектов малого предпринимательства.

Поэтому данное направление работы государственных и муниципальных органов управления позволяет достичь высокой эффективности и скорой отдачи от финансовых и организационных мер целевой протекции.

4.1.1. Основные мероприятия и исполнители

1. Осуществление льготного текущего и инвестиционного кредитования субъектов сельского малого предпринимательства, занятых:

1) ведением в сельской местности розничной торговли и общественного питания, осуществляющим предоставление платных бытовых и других услуг, материально-технические поставки и прочие виды предпринимательской деятельности (исполнители - преимущественно администрации муниципальных образований, кредитные кооперативы);

2) созданием новых и расширением (модернизацией) существующих объектов торговли, общепита и сферы услуг (администрации муниципальных образований, Фонд поддержки малого предпринимательства, кредитные кооперативы);

3) ведением предпринимательской деятельности по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции в агротехсервисе, строительстве, транспортных и прочих хозяйственных услугах и иными видами предпринимательской деятельности в производственно-технической сфере (администрации муниципальных образований, Фонд поддержки малого предпринимательства, кредитные кооперативы);

4) производством и реализацией изделий народных и художественных промыслов, заготовкой, переработкой и реализацией дикоросов и лекарственных трав, предоставлением туристических услуг и надомной работой (администрации муниципальных образований, кредитные кооперативы и частично - фонд поддержки малого предпринимательства).

2. Предоставление льготных кредитов вновь зарегистрированным предпринимателям из среды сельской молодежи, в том числе коллективным (администрации муниципальных образований, фонд поддержки малого предпринимательства).

3. Предоставление инвестиционных кредитов предпринимателям и предпринимательским структурам, реализующим в сельской местности крупные инвестиционные проекты в сельскохозяйственном производстве, переработке сельскохозяйственного сырья и других сферах производства и хозяйственной инфраструктуры села (фонд поддержки малого предпринимательства, администрации муниципальных образований).

4. Формирование в селах округа инфраструктуры государственной и муниципальной поддержки субъектов малого предпринимательства Фондом поддержки малого предпринимательства, кредитными кооперативами учебных программ по налогообложению, статистической отчетности, регистрации и другим вопросам (администрации муниципальных образований, фонд поддержки малого предпринимательства округа, отделы экономики районных администраций).

4.2. Мероприятия в сфере личных подсобных хозяйств

Развитие самозанятости сельского населения через перевод личных подсобных хозяйств из потребительского типа в товарный тип является рациональным, доступным и скорым на отдачу путем создания доходной базы для сельских и, при разрешении отдельных правовых и организационных вопросов, одним из эффективных способов обеспечения юридической занятости и пенсионных накоплений безработных жителей села.

Разрешение настоящей задачи облегчается тем, что у большинства сельских жителей имеется продуктивный скот, разработанное приусадебное земледелие, минимально необходимая хозяйственная инфрастуктура и навыки эффективного ведения животноводства и растениеводства. Кроме того, практически все владельцы личных подсобных хозяйств обеспечены пастбищами и сенокосами. Не потеряна хозяйственная связь между частными подворьями и базовыми сельскохозяйственными предприятиями, оказывающими им различного рода помощь техникой, услугами, кормами для скота и т.д.

Опыт прошлых лет показал, что создание одного реального доходного (трудового) места путем формирования товарного, личного подсобного хозяйства для государственных и муниципальных органов управления стоит в среднем около 20-30 тыс. рублей, выделяемых в виде кредита сроком на 1-2 года под 10-20 процентов годовой ставки. Более того, около 40 процентов безработных владельцев подворий практически уже имеют высокотоварные личные подсобные хозяйства.

Основные мероприятия в этой сфере будут направлены на:

1) формирование обширной и эффективно работающей системы заготовок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, производимой личными подсобными хозяйствами, крестьянскими фермерскими хозяйствами и др.;

2) формирование, в том числе через использование существующих и создание новых или государственных, муниципальных, кооперативных или частных хозяйственных структур, осуществляющих материально-технические и иные поставки под нужды личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств и других товаропроизводителей;

3) сохранение, расширение и совершенствование льготного кредитования владельцев личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств и частных предпринимателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, и дотирования хозяйств населения;

4) развитие взаимовыгодной сельскохозяйственной кооперации владельцев личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств, частных предприятий и базовых сельскохозяйственных предприятий;

5) совершенствование системы зооветеринарного и агротехнического обслуживания и обеспечения животноводства и растениеводства, которые ведутся в секторе личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств и частных предпринимателей;

6) создание системы государственного и муниципального статистического учета и мониторинга состояния и деятельности владельцев личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств и частных предпринимателей;

7) формирование правовых и организационных условий, позволяющих перевести безработных владельцев личных подсобных хозяйств в категорию занятого населения, обеспечить их пенсионный стаж и дополнительные пенсионные накопления.

4.2.1. Мероприятия в сфере заготовок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и материально-технических поставок под нужды хозяйств населения

1. Возобновление деятельности продовольственного фонда, направлено на осуществление заготовок и реализацию продукции личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств и частных предпринимателей, в том числе с ее переработкой на предприятиях округа. Закрепление за продовольственным фондом наибольших объемных направлений заготовительной деятельности, как закуп и реализация мяса всех видов, шерсти, а также картофеля, овощей и другой продукции.

Организация продовольственным фондом встречных материально-технических поставок под нужды хозяйств населения кормов, молодняка сельскохозяйственных животных и птицы, и других потребностей (малогабаритная техника, горюче-смазочные материалы, запчасти и т.д.).