ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 августа 2006 года N 155

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ - ГРАЖДАНАМ РОССИИ" В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

(в редакции Постановлений Правительства Республики Дагестан от 27.12.2006 N 300, от 24.09.2007 N 264, от 17.04.2008 N 117, от 29.12.2009 N 473)


В целях реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России" и комплексного решения проблем жилищной политики в Республике Дагестан, позволяющего повысить уровень доступности жилья для населения, Правительство Республики Дагестан постановляет:

1. Одобрить прилагаемые Основные направления реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Республике Дагестан (далее - Основные направления) в составе следующих разделов:

"Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства";

"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";

"Обеспечение жильем молодых семей";

"Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан".

2. Определить исполнителями Основных направлений по разделам:

"Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" - Министерство строительства и архитектуры Республики Дагестан;

"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан;

"Обеспечение жильем молодых семей" - Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан;

"Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" - Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.

3. Министерству экономики Республики Дагестан, Министерству финансов Республики Дагестан ежегодно при разработке проектов республиканского бюджета Республики Дагестан на 2007-2010 годы предусматривать средства на финансирование мероприятий Основных направлений с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.

(п. 3 в ред. Постановления Правительства Республики Дагестан от 27.12.2006 N 300)

4. Исполнителям по разделам и органам местного самоуправления в срок до 1-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять отчет об освоении денежных средств в Министерство строительства и архитектуры Республики Дагестан и Министерство экономики Республики Дагестан.

5. Признать утратившими силу с 1 января 2007 г.:

постановление Правительства Республики Дагестан от 16 сентября 2002 года N 188 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Переселение граждан Республики Дагестан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2002-2010 годы" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2002, N 9, ст. 724);

абзац отменен. - Постановление Правительства Республики Дагестан от 24.09.2007 N 264.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство строительства и архитектуры Республики Дагестан.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
Ш.ЗАЙНАЛОВ




Одобрены
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 3 августа 2006 года N 155


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ - ГРАЖДАНАМ РОССИИ" В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

 (в редакции Постановлений Правительства Республики Дагестан от 24.09.2007 N 264, от 17.04.2008 N 117, от 29.12.2009 N 473)


 Введение


Основные направления реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Республике Дагестан (далее - Основные направления) разработаны в целях продолжения преобразований в жилищной сфере, начатых в рамках реализации республиканских целевых программ. За период реализации указанных программных документов была, в основном, сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, обеспечением прав собственности и сделками в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году с принятием пакета федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. В настоящее время 25 федеральных законов, включая новые Жилищный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, вступили в силу.

Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве: основную роль стали играть частные и индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного предприятиями и организациями частной формы собственности и индивидуальными застройщиками, в общем объеме жилищного строительства составила в 2004 году более 80 процентов.

Новые правовые условия, созданные в результате принятия пакета законов по формированию рынка доступного жилья, создают основу для реализации на практике поставленных целей, но требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления как нормативно-правового, так и административно-организационного и бюджетно-финансового характера.

Острота существующих проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Республики Дагестан требуют реализации комплекса мер в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В результате реализации национального проекта должны быть сформирована функционирующая на практике модель обеспечения жильем основных групп населения и достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан.

Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей - преодолению иждивенческих настроений у значительной части общества.

Реализация Основных направлений в 2006-2010 годах будет направлена на:

стимулирование предложения жилья на рынке, включая меры по поддержке жилищного строительства в части обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой, - раздел "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства";

стимулирование спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для целевых групп населения, - раздел "Обеспечение жильем молодых семей";

исполнение обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан - раздел "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан". В рамках данного раздела будут объединены мероприятия, которые в 2003-2005 годах реализовывались на территории республики в рамках следующих подпрограмм федеральной целевой программы "Жилище": "Государственные жилищные сертификаты", "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", а также мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", и выполнение обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.


I. Характеристика проблемы


Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.

В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг, соответствующей рыночной и административной государственной инфраструктуры, а также оказать бюджетную поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов, определенным целевым группам населения - молодым семьям. На реализацию последней меры будет направлен раздел "Обеспечение жильем молодых семей".

Однако даже ограниченный существующий платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке, что приводит к постоянному росту цен на жилье. Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность данного сектора, высокие административные барьеры на рынке и высокую степень его монополизации.

Предусмотренная новым Градостроительным кодексом Российской Федерации система градорегулирования и землепользования направлена на стимулирование привлечения частных инвестиций в жилищное строительство. Однако существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой. В ситуации превышения спроса над предложением на рынке жилья большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения, слабо развито кредитование застройщиков в целях жилищного строительства.

Необходимо обеспечить условия для существенного роста объемов жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения. Меры по решению одной из главных проблем - обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой - будут реализованы в рамках раздела "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства".

Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор. Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства - сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе, где могут и должны нормально развиваться рыночные отношения. В результате отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производительности труда, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий, инвестиций в модернизацию производства.

Жилищно-коммунальное хозяйство в сегодняшнем его состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью при том, что уровень износа коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 75% и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Проблема усугубляется большим размером задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовавшейся, в первую очередь, в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней.

Завершение реформы жилищно-коммунального хозяйства должно обеспечить проведение его технологической и управленческой модернизации с привлечением частного бизнеса и частных инвестиций, формированием реальных собственников квартир в многоквартирных домах с передачей им функций принятия решений по управлению собственностью.

Меры по модернизации коммунальной инфраструктуры и привлечению частных инвестиций будут реализованы в рамках раздела "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры".

Существующая практика подтвердила, что наиболее эффективной формой исполнения государством обязательств по обеспечению граждан жильем является предоставление субсидий из средств федерального бюджета на приобретение жилья с использованием механизма государственных жилищных сертификатов. Наиболее последовательно этот подход был реализован в рамках федеральной целевой подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты", входившей в состав федеральной целевой программы "Жилище".

Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов целесообразно в дальнейшем организовать в рамках единого раздела "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан". Это позволит обеспечить согласованность при принятии решений о распределении средств на эти цели между различными категориями граждан с учетом реальных возможностей бюджетов.

Недостаточные возможности улучшения гражданами жилищных условий могут привести к обострению социальной ситуации в стране. В связи с этим необходимо резко ускорить внедрение новых экономических и финансовых механизмов в жилищном строительстве, развивать ипотечное жилищное кредитование.

Однако для достижения данной цели на переходном этапе решение задачи формирования рынка доступного и комфортного жилья требует реализации комплексной государственной политики, направленной на повышение платежеспособного спроса населения на жилье через развитие различных форм жилищного кредитования, в первую очередь - ипотечного жилищного кредитования, и увеличение объемов предложения жилья через развитие жилищного строительства.


II. Основные цели и задачи


Целью Основных направлений является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:

создание условий для развития жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов строительства жилья, обеспеченного необходимой коммунальной инфраструктурой, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов;

создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;

обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан.

Решение данных задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативно-правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий по четырем основным направлениям:

развитие жилищного строительства;

развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья;

предоставление социального жилья;

исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Основные меры для развития жилищного строительства направлены на:

формирование системы территориального планирования, разработку правил землепользования и застройки, градостроительной документации для жилищного строительства;

развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации и административного протекционизма на рынке, внедрение прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;

развитие кредитования застройщиков в целях жилищного строительства;

обеспечение земельных участков для жилищного строительства коммунальной инфраструктурой, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;

модернизацию и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов;

разработку комплекса мер по обеспечению новой комплексной застройки территорий, реконструкции и комплексного обновления существующих кварталов застройки;

создание единой системы государственного учета объектов недвижимости.

Для развития ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья необходимо:

обеспечить условия для развития ипотечного жилищного кредитования и других институтов жилищного финансирования населения;

обеспечить функционирование унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и развитие рынка ипотечных ценных бумаг в Республике Дагестан;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»