Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 21 июня 2006 года N 257

     

О Концепции развития и использования кадрового потенциала Алтайского края

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 15.11.2017 N 411, вступившего в силу в день официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 17.11.2017).
____________________________________________________________________



В целях управления процессами развития и использования кадрового потенциала Алтайского края, обеспечения на этой основе динамичного и устойчивого развития экономики, повышения занятости населения

постановляю:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития и использования кадрового потенциала Алтайского края.

2. Управлению Алтайского края по труду (Мишин А.К.) разработать территориальную программу содействия занятости населения на 2007-2008 годы.

3. Управлениям Алтайского края по промышленности и энергетике (Ряполов В.А.), по транспорту, дорожному хозяйству и связи (Давыдов В.Д.), по строительству и архитектуре (Мишустин А.А.), пищевой и перерабатывающей промышленности (Кустов Н.П.), по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (Кузнецов В.Н.), по образованию и делам молодежи (Денисов Ю.Н.), по здравоохранению (Елыкомов В.А.), по жилищно-коммунальному хозяйству (Иванов В.И.) определить меры по содействию организациям соответствующих видов экономической деятельности в обеспечении квалифицированными кадрами с учетом планов их развития на 2007-2008 годы, внести заявки на подготовку и переподготовку кадров в учреждениях профессионального образования края до 1 октября 2006 года.

4. Управлению Алтайского края по труду до 1 января 2007 года:

на основе поступивших заявок на подготовку и переподготовку кадров разработать прогноз потребности экономики края в квалифицированных кадрах по укрупненным группам профессий и специальностей на среднесрочную перспективу;

создать программное обеспечение для разработки прогнозных показателей потребности в кадрах и последующей их корректировки с учетом динамики социально-экономического развития края;

подготовить краевое совещание с главами администраций городских округов и муниципальных районов, руководителями ведущих предприятий края, ректорами вузов по решению вопросов обеспечения экономики края кадрами.

5. Комитету администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике (Притупов В.Г.) предусмотреть выделение управлению Алтайского края по труду средств на осуществление комплекса работ по прогнозированию потребностей экономики края в квалифицированных кадрах.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава Администрации
Алтайского края
А.Б.Карлин

     

Одобрена
постановлением
Администрации Алтайского края
от 21 июня 2006 года N 257

     

КОНЦЕПЦИЯ
развития и использования кадрового потенциала Алтайского края


Концепция развития и использования кадрового потенциала Алтайского края (далее именуется "Концепция") определяет цель, задачи и приоритетные направления деятельности Администрации края, органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, объединений работодателей, организаций и учебных заведений профессионального образования по обеспечению экономики профессионально подготовленными рабочими и специалистами, регулированию процессов качественного и количественного воспроизводства кадрового потенциала.

Понятия, используемые в Концепции


Кадровый потенциал - физические, творческие, этические и другие компоненты потенциала человека, которые могут стать источником его дохода, а также дохода организации, региона, страны.

Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Экономически активное население - часть населения, включающая занятых и безработных граждан, как зарегистрированных, так и незарегистрированных в органах службы занятости.

Предложение рабочей силы - сложившаяся при данных экономических, демографических, социальных условиях общая численность людей, занятых в экономике и ищущих работу.

Спрос на рабочую силу - суммарное количество замещенных и вакантных рабочих мест.

Безработные - лица трудоспособного возраста, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы, готовы приступить к работе немедленно.

Развитие и использование кадрового потенциала - совокупность организационных, социально-экономических, правовых и иных мероприятий, обеспечивающих улучшение профессионально-образовательных характеристик кадрового потенциала, рациональное использование способностей человека, способствующих улучшению условий труда, повышению производительности и оплаты труда работников.

1. Цель и задачи реализации Концепции


Целью Концепции является формирование условий для повышения занятости экономически активного населения, достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышения конкурентоспособности и достижения стабилизации экономики Алтайского края за счет рационального развития и использования кадрового потенциала.

Указанная цель предполагает решение следующих задач:

повышение качества рабочей силы и ее конкурентоспособности на рынке труда;

обеспечение экономики края квалифицированными кадрами необходимых профессий и специальностей;

поддержка кадрового обеспечения наиболее значимых для края отраслей;

регулирование трудовой миграции;

снижение уровня безработицы.

2. Обоснование принятия Концепции


Проблемы развития и использования трудовых ресурсов края, возникшие в последние годы, в настоящее время приобрели особую значимость в связи о необходимостью обеспечения устойчивой конкурентоспособности организаций и экономики края в целом за счет повышения качества товаров, работ и услуг, что в свою очередь основывается на высоком профессиональном уровне работников, их мотивации и вовлеченности в совершенствование производства.

    2.1. Состояние и использование трудовых ресурсов Алтайского края


Алтайский край обладает кадровым потенциалом, способным при создании гибкой и высокоэффективной системы его развития и использования обеспечить социально-экономическое развитие региона.

В 2005 году численность трудовых ресурсов в крае составляла 1627 тысяч человек, что на 9% больше, чем в 2000 году. В 2006 - 2010 годах будут происходить противоположные процессы: при сохранении существующих тенденций естественного и миграционного движения населения общая численность трудовых ресурсов уменьшится почти на 20 тысяч человек. Эта ситуация обусловлена уменьшением в данный период численности граждан, вступающих в трудоспособный возраст, при одновременном увеличении численности граждан, достигших пенсионного возраста, и отрицательным сальдо миграции населения.

Следствием депопуляции населения становится не только уменьшение численности трудовых ресурсов края, но и увеличение их среднего возраста, что создает дополнительный риск для бизнеса и экономики в целом.

    Возрастной состав


За период с 1989 по 2002 год средний возраст жителей края увеличился на 3,7 года и составил 37,7 лет (по данным переписи населения).

Соответственно произошло увеличение среднего возраста трудовых ресурсов, в том числе занятых в экономике.

Относительно благоприятная возрастная структура работников сложилась в организациях мукомольно-крупяной, перерабатывающей, лесной и деревообрабатывающей, медицинской промышленности, стройиндустрии и строительства, заготовительной деятельности, электроэнергетики, связи, торговли и общественного питания, в которых от 30 до 45% специалистов и от 20 до 25% рабочих в возрасте до 30 лет.

В то же время в организациях таких отраслей как: химическая, нефтехимическая, легкая промышленность, цветная металлургия, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, транспорт - каждый второй работник в возрасте старше 50 лет. Сложная ситуация отмечается в научных и проектных организациях, конструкторских подразделениях крупных предприятий, где более 60% работников старше 50 лет. В сельских районах каждый пятый работник находится в предпенсионном возрасте.

Учитывая сложившийся возрастной состав работников, важно определить действия, способствующие созданию условий для притока молодых работников как в основные производственные отрасли, формирующие валовой региональный продукт, так и в социальную сферу.

    Образовательный уровень


По данным переписи населения, в 2002 году профессиональное образование имели более половины жителей края (56,5%) в возрасте от 15 лет и старше, что вдвое выше, чем было зафиксировано по итогам переписи 1989 года (27,7%). В следующие пять лет показатель будет расти в основном за счет выпускников вузов, прием в которые в 2000-2005 годах был на 30% выше показателей предыдущих лет.

При позитивных изменениях образовательного уровня рабочей силы в целом, организации и целые отрасли испытывают потребность в квалифицированных специалистах и рабочих. Этот процесс в последние годы происходит на фоне дефицита кадров одних специальностей и профессий и избытка других.

Для изменения сложившейся ситуации необходимы конкретные и скоординированные действия органов исполнительной власти края, учебных заведений профессионального образования и организаций - заказчиков кадров, способствующие совершенствованию структуры подготовки кадров в соответствии с потребностями в них на рынке труда, повышению качества подготовки специалистов и рабочих и обеспечению социальной привлекательности труда в отраслях и организациях, испытывающих потребности в кадрах.

    Численность занятых в экономике Алтайского края


В ходе экономических реформ на рынке труда численность занятых сократилась на четверть, одновременно изменилась структура занятости. В 3 раза сократилась численность занятых в строительстве, в 2 раза - в промышленности. В сельском хозяйстве численность занятых уменьшилась на 21%. Практически не изменилась численность работников в сфере лесного хозяйства, транспорта и связи. Одновременно наблюдается постоянное увеличение числа занятых в сфере торговли и общественного питания, в организациях электроэнергетики, материально-технического снабжения и сбыта.

С 2001 года в целом по краю показатель занятости стабилизировался, и в 2005 году численность занятых составила 1108,2 тыс.человек. Вместе с тем занятость населения в трудоспособном возрасте остается недостаточной - 68,1%, учитывая, что в 2005 году официально не имели работы 373 тыс.человек (без учета учащихся с отрывом от производства), или 22,9% общей численности трудовых ресурсов.

Сокращение занятости на официальном рынке труда сопровождалось появлением неформальной занятости граждан. Являясь для населения способом выживания, неформальная занятость ведет к искажению показателей экономического развития региона, уменьшению объема собираемых налогов, дополнительному расходованию бюджетных средств на поддержку граждан с низкими доходами, а также снижает защищенность граждан при социальном и пенсионном обеспечении.

    Спрос и предложение рабочей силы


На краевом рынке труда отмечается несоответствие структуры спроса и предложения рабочей силы по ряду направлений:

наибольшее количество вакансий сосредоточено в городах, в то время как 70% граждан, ищущих работу, проживает в сельской местности;

большинство безработных - женщины, а две трети от общего числа вакансий - рабочие места для мужчин;

две трети безработных граждан имеют высшее и среднее специальное образование, в то время как более 80% вакансий составляют заявки для рабочих.

Постоянную потребность в квалифицированных кадрах испытывают организации двух основных отраслей: промышленность (нужны квалифицированные рабочие), сельское хозяйство (нужны как специалисты, так и квалифицированные рабочие). Требуются кадры и организациям бюджетной сферы, в первую очередь учреждениям здравоохранения, расположенным в сельской местности. Основными причинами дефицита кадров являются:

изменившаяся структура специальностей и профессий, по которым ведется подготовка кадров в учебных заведениях профессионального образования. Увеличились объем и доля подготовки специалистов с высшим образованием, в то же время снизилась подготовка рабочих. В 7 раз произошло увеличение выпуска вузами специалистов по экономике и управлению, в 3,3 раза - по гуманитарно-социальным и в 2,3 раза - по педагогическим специальностям, что не соответствует потребностям рынка труда. Как следствие, основная часть этих специалистов не может трудоустроиться по полученной специальности. Кроме того, на рынке труда остаются невостребованными выпускники техникумов, получившие образование в области экономики и управления.

В последние годы профессиональным училищам не удается произвести полный набор на обучение по отдельным востребованным на рынке труда рабочим профессиям, снизилась численность обучающихся по таким остродефицитным профессиям, как станочник, токарь, слесарь, машинист котлов. В то же время ежегодно увеличивается выпуск рабочих по профессиям, которые на рынке труда не пользуются спросом. В результате этого пятая часть поваров, продавцов, закройщиков, треть парикмахеров, бухгалтеров, операторов связи, портных, швей, социальных работников и более половины секретарей-референтов после окончания профессиональных училищ пополняют ряды безработных;

сохранение социально непривлекательных условий труда в производственных отраслях, включая высокую интенсивность труда, отстранение персонала от реального управления производством и распределения полученного дохода, ограниченные возможности профессионального роста, низкую оплату труда, не компенсирующую сложные условия работы.

    Оплата труда


За 2001-2005 годы в большинстве отраслей экономики сократилась доля оплаты труда в издержках производства. В среднем по предприятиям промышленности снижение доли произошло с 13 до 10%. Аналогичная тенденция отмечается в сельском хозяйстве и строительстве.

Низкая оплата труда имеет отрицательные последствия для конкретной организации и для региона в целом в виде неустойчивого конкурентного положения на рынке производимых товаров и услуг, как следствие недостаточного уровня профессионализма и квалификации работников, их низкой материальной заинтересованности в конечных результатах труда.

В сельской местности низкий уровень заработной платы, несвоевременная ее выплата, некомфортные условия труда, характерные для многих организаций, делают рабочие места социально непривлекательными для трудоустройства молодых работников.

Целевой набор в вузы края по направлению администраций малых городов и сельских районов не повлиял на ситуацию с кадрами на селе в полной мере. В 2004 - 2005 годах только 40% специалистов, окончивших обучение в рамках этого набора, для трудоустройства вернулись в направлявшие их муниципальные образования.

    Условия труда


Состояние здоровья работающего населения является специфическим ограничителем экономического роста края. Сохраняется тенденция увеличения доли работников, занятых тяжелым физическим трудом. Неблагоприятные условия труда в значительной степени являются следствием использования устаревших технологий и изношенного оборудования.

Показатель первичной выявляемости больных профессиональными заболеваниями в крае ниже по сравнению со средними показателями по Российской Федерации, но еще остается высоким - до 160 человек в год.

Потери рабочего времени от несчастных случаев на производстве снижаются медленно. В 2004 году они составили 60 тысяч человекодней.

Имеющееся в организациях основных видов экономической деятельности отставание в сфере технологий также отрицательно влияет на здоровье работников, не создает достаточных стимулов к повышению производительности и эффективности труда.

    Безработица


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»