Недействующий

ЗАКОН

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 23 июня 2006 года N 501-зс

Об Областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области" на 2006-2015 годы

(Наименование в редакции Областного закона от 12.09.2008 N 80-ЗС, НГР:ru61000200800333).

Принят

Законодательным Собранием

16 июня 2006 года

(Изменения и дополнения:

Областной закон от 29.12.2006 N 604-ЗС, НГР:ru61000200600404;

Областной закон от 01.08.2007 N 740-ЗС, НГР:ru61000200700300;

Областной закон от 03.10.2007 N 781-ЗС, НГР:ru61000200700372;

Областной закон от 20.11.2007 N 813-ЗС, НГР:ru61000200700443;

Областной закон от 26.12.2007 N 849-ЗС, НГР:ru61000200700518

Областной закон от 19.02.2008 N 883-ЗС, НГР:ru61000200800037;

Областной закон от 12.08.2008 N 69-ЗС, НГР:ru61000200800290;

Областной закон от 12.09.2008 N 80-ЗС, НГР:ru61000200800333;

Областной закон от 28.11.2008 N 149-ЗС, НГР:ru61000200800458;

Областной закон от 23.12.2008 N 172-ЗС, НГР:ru61000200800497).

(Действие приостановлено:

Областной закон от 25.12.2008 N 183-ЗС, НГР:ru61000200800508).

Статья 1


Утвердить Областную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области" на 2006 - 2015 годы (прилагается).

(статья 1 в редакции Областного закона от 12.09.2008 N 80-ЗС, НГР:ru61000200800333).

Статья 2


Администрации Ростовской области при формировании проектов областных законов об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривать финансирование Областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области" на 2006 - 2015 годы.

(статья 2 в редакции Областных законов от 20.11.2007 N 813-ЗС, НГР:ru61000200700443, от 12.09.2008 N 80-ЗС, НГР:ru61000200800333).

Статья 3


Настоящий Областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации

(Губернатор) Ростовской области

В. ЧУБ

г. Ростов-на-Дону

23 июня 2006 года

N 501-ЗС

Приложение

к Областному закону

"Об Областной целевой программе

"Обеспечение жильем молодых семей в

Ростовской области" на 2006-2010 годы"

Областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области" на 2006-2015 годы

Раздел I.

Паспорт Областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области" на 2006-2015 годы


Наименование Программы

Областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области" на 2006-2015 годы (далее - Программа)
 (подраздел в редакции Областного закона от 12.09.2008 N 80-ЗС, НГР:ru61000200800333 ).

Основание для разработки Программы

распоряжение Администрации Ростовской области от 30 мая 2006 года N 214 "О разработке областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области на 2006-2010 годы"

Государственный
 заказчик Программы - координатор

Комитет по молодежной политике Администрации Ростовской области
 (подраздел введен Областным законом от 12.09.2008 N 80-ЗС, НГР:ru61000200800333 ).

Государственный заказчик Программы

министерство строительства и жилищного хозяйства Ростовской области
 (подраздел в редакции Областного закона от 12.09.2008 N 80-ЗС, НГР:ru61000200800333 ).

Разработчики Программы

Комитет по молодежной политике Администрации Ростовской области, министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммуналь-ного хозяйства Ростовской области

Цель Программы

Государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий

Задачи Программы

Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья, или строительство индивидуального жилья.
 (в редакции областных законов от 20.11.2007 N 813-ЗС, НГР:ru61000200700443 , от 12.08.2008 N 69-ЗС, НГР:ru61000200800290 ).

Создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Количество молодых семей - получателей социальных выплат на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья, или строительство индивидуального жилья, из числа изъявивших желание получить социальную выплату в текущем году.
 (абзац первый введен Областным законом от 28.11.2008 N 149-ЗС, НГР:ru61000200800458 ).
 Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального, областного и местных бюджетов.
 (абзац в редакции Областного закона от 19.02.2008 N 883-ЗС, НГР:ru61000200800037 ).
 Доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
 (абзац в редакции Областного закона от 19.02.2008 N 883-ЗС, НГР:ru61000200800037 ).
 Доля оплаченных свидетельств на приобретение жилья в общем количестве свидетельств на приобретение жилья, выданных молодым семьям.

Сроки и этапы реализации Программы

2006 - 2015 годы:
 I этап - 2006-2007 годы,
 II этап - 2008-2010 годы,
 III этап - 2011-2015 годы
 (подраздел в редакции Областного закона от 12.09.2008 N 80-ЗС, НГР:ru61000200800333 ).

Исполнители и соисполнители Программы

министерство строительства и жилищного хозяйства Ростовской области, комитет по молодежной политике Администрации Ростовской области, муниципальные образования в случае принятия их представительными органами соответствующих решений (далее - муниципальные образования)
 (в редакции Областного закона от 03.10.2007 N 781-ЗС, НГР:ru61000200700372 ).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Успешное выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить жильем в 2006 - 2015 годах 2427 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в 2006 году - 150 молодых семей, в 200 7 году - 595, в 2008 году - 309, в 2009 году - 521, в 2010 году - 652, в 2011 году - 200 (при отсутствии софинансирования из федерального бюджета), в 2012 - 2015 годах - количество молодых семей подлежит корректировке с учетом объемов средств, предусмотренных в областном бюджете на указанный период, а также обеспечит:
 создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;

 привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, а также собственных средств граждан;

 создание условий для формирования активной жизненной позиции молодежи;

 укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе;

 улучшение демографической ситуации в Ростовской области
 (подраздел в редакции Областного закона от 12.09.2008 N 80-ЗС, НГР:ru61000200800333 ).

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы - 848 135,1 тыс. рублей, в том числе:
 за счет средств федерального бюджета -
 117 355,6 тыс. рублей, в том числе:
 2006 год - 11 500,0 тыс. рублей,
 2007 год - 52 484,4 тыс. рублей,
 2008 год - 53 371,2 тыс. рублей*,
 а также в 2009 - 2010 годах - средства, предоставляемые по результатам участия Ростовской области в конкурсном отборе для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы;

 за счет средств областного бюджета -
 730 779,5 тыс. рублей, в том числе:
 2006 год - 34 500,0 тыс. рублей,
 2007 год - 149 000,0 тыс. рублей,
 2008 год - 117 279,5 тыс. рублей,
 2009 год - 120 000,0 тыс. рублей,
 2010 год - 150 000,0 тыс. рублей,
 2011 год - 160 000,0 тыс. рублей,
 в 2012 - 2015 годах сумма финансирования подлежит корректировке с учетом последующего ежегодного индексирования.
 Средства местных бюджетов, объемы и направления финансирования мероприятий Программы определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований
 (подраздел в редакции областных законов от 12.09.2008 N 80-ЗС, НГР:ru61000200800333 , от 28.11.2008 N 149-ЗС, НГР:ru61000200800458 , от 23.12.2008 N 172-ЗС, НГР:ru61000200800497 ).

Система организации контроля за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется Законодательным Собранием Ростовской области, Администрацией Ростовской области, Контрольно-счетной палатой Ростовской области

Раздел II. Характеристика проблемы


Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики Ростовской области. Помощь государства в решении жилищной проблемы создаст условия для роста рождаемости.

Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для большей части населения (в 2004 году лишь 9 процентов семей имели доход, который позволял приобрести жилье, соответствующее средним стандартам обеспеченности жилыми помещениями, с использованием собственных и заемных средств). Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, и не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан позволит сформировать экономически активный слой населения.

Ростовская область - один из многих регионов России, где отмечается сокращение численности населения. Этот процесс продолжается на фоне снижения рождаемости. Так, среднестатистический показатель рождаемости (число родившихся на 1000 постоянных жителей) в 2000 году составил менее 8 по сравнению с 13,4 в 1990 году.

Важнейшим фактором снижения рождаемости является низкий уровень условий проживания абсолютного большинства молодых семей. В соответствии с результатами социологического опроса среди молодежи:

18 процентов - снимают жилье, 2 - живут в общежитии, 10 - имеют собственное жилье, 70 - живут с родителями.

Количество разводов составляет более 700 на 1000 заключенных браков. В связи с этим для улучшения демографической ситуации в Ростовской области необходимо обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.

Вопрос обеспечения жильем молодых семей приобретает особую актуальность в предстоящем периоде, когда вступают в действие структурные факторы изменения возрастного состава молодежи. В 2003 году в период рождения первого ребенка вступило поколение 1982-1986 годов, за прошедший период, при этом, по данным статистических наблюдений, 80 процентов детей рождается у родителей в возрасте до 30 лет.

Жилищные проблемы оказывают отрицательное влияние на поведение современной молодежи и её ценностные ориентиры: молодые люди не спешат создавать семьи, официально оформлять свои отношения.

Из-за невозможности реализовать свои потребности в одной из ключевых сфер жизни - в решении собственной жилищной проблемы - среди молодежи растет социальная апатия, инфантилизм, снижается общественно-политическая активность.

В результате сложившихся обстоятельств, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется взвешенная и реалистичная политика органов власти в отношении реализации возможных форм государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что в свою очередь, позволит повлиять на их репродуктивное поведение.

По оценкам социологического исследования "Молодежь Дона (2000-2003 годы)" в Ростовской области проживает более 60 тысяч молодых семей, из которых более 80 процентов нуждаются в улучшении жилищных условий.

По информации органов местного самоуправления в Ростовской области на 1 июня 2006 года на жилищном (квартирном) учете состоят менее 1000 молодых семей, что демонстрирует недоверие молодых людей к органам власти, отсутствие реальных перспектив в решении проблем с жильем.

За последние семь лет в Ростовской области 777 молодых семей улучшили жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального и областного бюджетов.

Реализация Программы позволит определить:

долю молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального и областного бюджетов, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

долю оплаченных свидетельств на приобретение жилья в общем количестве свидетельств на приобретение жилья, выданных молодым семьям.

Оценка инвестиционных вложений населения свидетельствует о том, что в настоящее время рынок жилья не может получить должного развития только за счет мобилизации средств граждан. Это связано с малой долей платежеспособности людей, в первую очередь, молодых.

Лишь при условии, что государство выступит гарантом в сфере решения проблем жилья, население сможет стать полноценным субъектом этого рынка.

Программа наряду с ориентацией на потребности молодой семьи, как социально незащищенной группы населения, делает новый акцент на решение жилищных проблем значительной части работающей молодежи, располагающей определенным стабильным доходом и желающей улучшить свои жилищные условия.

Раздел III. Основные цели и задачи Программы


Программа направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья, в том числе в предоставлении средств на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.

Основной целью Программы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Участником Программы может быть молодая семья, возраст обоих супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья).

(абзац третий в редакции Областного закона от 19.02.2008 N 883-ЗС, НГР:ru61000200800037).

Для целей Программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи:

поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года;

признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях, при этом признание молодой семьи в качестве малоимущей не производится.

(абзац шестой в редакции Областного закона от 19.02.2008 N 883-ЗС, НГР:ru61000200800037).

Основными задачами Программы являются:

предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;

(абзац восьмой в редакции областных законов от 20.11.2007 N 813-ЗС, НГР:ru61000200700443, от 12.08.2008 N 69-ЗС, НГР:ru61000200800290).

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»