Недействующий

ЗАКОН

АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 14 ноября 2003 года N 374-ЗАО

Об утверждении окружной целевой Программы "Вакцинопрофилактика на 2004 - 2006 г.г."

Принят окружной Думой 05 ноября 2003 г.

{Утратил силу:

по истечении срока действия}

{Изменения и дополнения:

Закон Агинского Бурятского автономного округа от 22.10.2004 г. N 460-ЗАО НГР:ru80000200400125

Закон Агинского Бурятского автономного округа от 22.02.2005 г. N 508-ЗАО НГР:ru80000200500024

Закон Агинского Бурятского автономного округа от 01.02.2006 года N 601-ЗАО НГР: ru80000200600003

Закон Агинского Бурятского автономного округа от 27.06.2006 года N 656-ЗАО НГР: ru80000200600116

Закон Агинского Бурятского автономного округа от 25.10.2006 года N 694-ЗАО НГР: ru80000200600217}

{действие частично приостановлено с 01 января по 31 декабря 2006 года Законом Агинского Бурятского автономного округа от 12.12.2005 года N 592-ЗАО}

Статья 1.


Утвердить окружную целевую Программу "Вакцинопрофилактика на 2004-2006 г.г."

Статья 2.


Финансирование мероприятий окружной целевой Программы "Вакцинопрофилактика на 2004 - 2006 г.г." производится согласно Закону oб окружном бюджете на соответствующий год.

Статья 3.


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

     Глава администрации
     Б. Жамсуев

14 ноября 2003 г.

N 374-ЗАО

ПАСПОРТ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "Вакцинопрофилактика на 2004-2006 гг."


Наименование Программы

"Вакцинопрофилактика на 2004-2006 г.г."

Государственный заказчик Программы

Комитет здравоохранения администрации Агинского Бурятского автономного округа.

Основные разработчики Программы

ФГУ "Центр Госсанэпиднадзора в Агинском Бурятском автономном округе МЗ РФ"

Цель и задачи Программы

Цель окружной целевой Программы
 - предупреждение, ограничение распространения и ликвидация инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок. Предусмотрено решение следующих задач:
 - достижение высокого уровня охвата детей профилактическими прививками;
развитие и совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами вакцинации;

 - создание эффективной системы транспортировки и хранения препаратов для вакцинопрофилактики;
улучшение подготовки кадров по вопросам вакцинопрофилактики.

Сроки реализации Программы

2004-2006 г.г.

Исполнители основных мероприятий

Комитет здравоохранения администрации Агинского Бурятского автономного округа,
 ФГУ "Центр Госсанэпиднадзора в Агинском Бурятском автономном округе МЗ РФ"

Объем и источники финансирования

Окружной бюджет - 10395,3

Федеральный бюджет - 2461,2

2004 г.-3137,3 т.р.

2004 г. - 820,4 т.р.

2005 г.-2801,0 т.р.

2005 г. - 820,4 т.р.

2006 г.-4457,0 т.р.

2006 г. - 820,4 т.р.

{строка " Объем и источники финансирования " в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 27.06.2006 года N 656-ЗАО }

Ожидаемые конечные результаты Программы

1. Предупреждение случаев заболеваемости коклюшем, корью, эпидемическим паротитом, дифтерией, полиомиелитом.
 2. Снижение заболеваемости вирусным гепатитом "В", краснухой до единичных случаев, предупреждение летальных исходов.
 3. Достичь охвата профилактическими прививками к 2006 году:
 - против дифтерии детей до 95-99%
 - против коклюша детей до 90%
 - против полиомиелита детей до 95-99%
 - против кори детей в возрасте 2-х лет до 95%
 - против э/паротита детей в возрасте 2-х лет до 90%
 - против туберкулеза детей в возрасте 1 года более 95%
 4. Создание эффективной системы "холодовой цепи" для транспортировки и хранения медицинских иммунобиологических препаратов.
 5. Введение в действие автоматизированной информационной системы "Вакцинопрофилактика" на территории округа

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль будет осуществляться комитетом здравоохранения администрации Агинского Бурятского автономного округа:
 отчет об исполнении Программы на заседании коллегии исполнением администрации округа -1 раз в год;

 отчет на Совете главных врачей -1 раз в квартал

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости принятия Программы


Окружная целевая Программа "Вакцинопрофилактика на 2004-2006 г.г." разработана в целях реализации Федерального закона от 17.09.98 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и аналогичного Закона Агинского Бурятского автономного округа (далее - округ) от 12.04.02 г. N 256-ЗАО и предусматривает предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.

Разработка программы продиктована ростом заболеваемости на территории округа таких инфекций, как вирусные гепатиты "А", "В", "С", краснухи, менингококковой инфекции и других прививаемых инфекций. Вакцинопрофилактика в настоящее время относится к числу тех немногих проблем, которые требуют постоянного и активного внимания со стороны государства. К 2010 году признана возможной глобальная элиминация кори. В перспективе - эпидемического паротита и краснухи. В нашей стране федеральной программой к 2005 году намечена ликвидация врожденной краснухи и снижение заболеваемости дифтерией, краснухой до уровня 1-3 на 100 тысяч населения, эпидемическим паротитом - до 5 на 100 тысяч, коклюшем - 3 на 100 тыс., гепатитами - до 10 на 100 тыс. населения.

Охват профилактическими прививками на территории округа по "управляемым инфекциям" достигает нормативного уровня и составляет более 95%, в результате чего на территории округа в 2002 году из "управляемых инфекций" регистрировалась только краснуха и показатель заболеваемости составил 108,7 (87 случаев) на 100 тыс. населения. Последние 3 случая заболевания полиомиелитом зарегистрированы в 1958 году (по данным архива), последний случай эпидемического паротита зарегистрирован в 2001 году. Отмечается снижение заболеваемости в 4 раза по сравнению с 2000 годом (показатель на 100 тыс. населения (1,3 - 8,1), в т.ч. в Агинском районе снижение на 4 случая (0,0 - 3,2), Могойтуйском районе не зарегистрирован, Дульдургинском районе рост на 1 случай (5,9 - 0,0), за 2001 г. по области (2,5 - 5,4), РФ (13,9-48,1). Увеличение привитости населения среди декретированного контингента против дифтерии на 58,6% способствовало в свою очередь стабилизации заболеваемости дифтерией. в округе, заболеваемость дифтерией не регистрируется с 1995 года. Последний случай был привозной - с Акшинского района, заболел предприниматель. Показатель по области (0,6 -0,4), РФ (0,6 - 0,5). В 80-ые годы при расширении противопоказаний против вакцины АКДС (адсорбированная коклюшно-дифтерийная сыворотка), как и по всей стране в округе не удовлетворительно проводилась вакцинация против коклюша. И данная инфекция начала регистрироваться на территории округа с 1993 года. В 2001 году зарегистрирован 1 случай в Дульдургинском районе, окружной показатель (1,3 - 0,0), областной (5,1 - 2,4), РФ (8,3 - 20,5).

Заболеваемость корью на территории округа не регистрируется с 1998 года. Показатель по области за 2001 год (1,1 - 3,2), РФ (1,5 - 3,4). В 2001 году по России отмечен самый низкий уровень заболеваемости корью, нет смертельных случаев. В 30 регионах зафиксировано от 1-4 случаев кори, а в 23 регионах, в т.ч. в округе ни одного случая. Резкое снижение заболеваемости корью прежде всего обусловлено повсеместным и неуклонным повышением охвата вакцинацией по РФ с 88% до 97% (при нормативном уровне 93%) в 1999-2000 г.г. и ревакцинацией с 51% в 1997 г. до 86% в 2000 г. (нормативный уровень - 95%). По округу в 1995 г. вакцинация детей 2 лет 73,1%, 2001 г. -99%, ревакцинация (дети 7 лет) в 1995 г. - 94,5%, в 2001 г. - 98,4%. В связи с низким уровнем коллективного иммунитета в ряде регионах в эпидемический процесс активно включаются подростки и лица старшего возраста. Изучение состояния коллективного иммунитета на уровне округа не проводится из-за отсутствия серологической лаборатории в числе 9 регионов из 89, что отмечается в ежегодном Государственном докладе "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации".

Вирусные гепатиты продолжают оставаться одной из наиболее актуальных проблем здравоохранения округа, в частности вирусные гепатиты "А" и "В", как острые так и хронические. При этом проблема профилактики ВГВ (вирусный гепатит "В") из медицинской трансформирована в социальную. В 2002 году по округу зарегистрировано 37 случаев острых вирусных гепатитов "В", что в показателях на 100 тыс. населения составило 46,8. В 2001 году был зарегистрирован 51 случай (64,3), что превышает российские показатели в 1,8 раза (35,3), областные в 1,5 раза (42,7).

В 2002 году по округу отмечается снижение заболеваемости ОВГВ (острый вирусный гепатит "В") в 1,4 раза по сравнению с 2001 годом и в 1,5 раза с 2000 годом. С 2000 года отмечается ухудшение эпидситуации по заболеваемости ОВГВ среди детей до 14 лет, все больше детей вовлекается в эпидемический процесс. В возрастной структуре заболеваемости доля детей до 14 лет составила в 2000 году 19,3%, а в 2002 году достигла 29,7%, при российском - 4,5%.

Вызывает тревогу ситуация по заболеваемости ХВГ (хронический вирусный гепатит), в т.ч. ХВГВ (хронический вирусный гепатит "В"), заболеваемость в 2002 году составила 68,3 на 100 тыс. населения (54 случая), хотя по сравнению с 2001 годом отмечается снижение заболеваемости в 1,4 раза, 2001 г. - 99,6 (79 сл.), при российском показателе 16,03 (23271 сл.) и при областном показателе 27,6 (262 сл.). Таким образом, состояние заболеваемости острыми и хроническими вирусными гепатитами в округе оценивается как крайне неблагополучное и требует финансовых вливаний для кардинального решения данной проблемы. Тем более за последние 3 года зарегистрированы 5 летальных исходов, в том числе 2 случая от острого ВГВ (1 студент, 1 не работающий), 3 случая от хронического ВГВ (2 медицинских работника и 1 инженерно-технический работник).

В настоящее время общепризнанным является отношение ВГВ к инфекциям управляемыми средствами специфической профилактики, что нашло свое отражение в Федеральном законе "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", в соответствии, с которым иммунизация против ВГВ включена в новый национальный- календарь профилактических прививок, действующий с 1 января 2002 года, где предусмотрена обязательная вакцинация против 9 инфекций и по эпидемическим показаниям против 18 инфекций. В рамках данного календаря вакцинация против вирусного гепатита "В" проводится новорожденным в первые 12 часов жизни и в дальнейшем по схеме 0-1-6, а также детям в возрасте 13 лет ранее не привитым.

Таким образом, в округе дети старше 14 лет остаются не привитыми. Охват профилактическими прививками против ВГВ составляет 14%, в т.ч. среди детей до 14 лет - 16%. Учитывая высокую заболеваемость ВГВ среди контингента в возрасте от 15 до 29 лет (29,7%) в данной программе предусматривается закупка вакцины против вирусного гепатита "В" за счет окружного бюджета в сумме 3332,2 т.р. на 3 года с целью снижения заболеваемости.

В связи с разработкой вакцины против гепатита "А" в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям введена иммунизация против этой инфекции и предлагается регионам, где уровень заболеваемости в 3-5 раз выше, чем в среднем по стране, предусмотреть ассигнования из местных бюджетов на закупку вакцины против ВГА (вирусный гепатит "А"), а 2001 году по округу заболеваемость ВГА превысила средне-российский показатель в 21 раз. В 2002 году наблюдается снижение заболеваемости ВГА по округу в 4,2 раза и показатель составил 393,2 против 1683,5 в 2001 году. Удельный вес заболевших детей до 14 лет составил 65,3%. Заболевание зарегистрировано в 35 населенных пунктах округа из 43 с приписными участками, удельный вес составляет 81,4%. Вакцинация против вирусного гепатита "А" остается актуальной проблемой в округе. Для стабилизации ситуации по заболеваемости ВГА необходимы финансовые средства в сумме 7376,0 тыс. рублей.

Вместе с тем в районах сохраняются проблемы по ряду инфекций (краснуха, менингококковая инфекция), для борьбы с которыми, в настоящее время разработаны средства специфической профилактики. Неблагоприятный эпидемиологический прогноз на территории округа имеется по менингококковой инфекции (3 летальных исхода в 2001 году).

В связи с недостаточным материально-техническим обеспечением, в т.ч. оргтехникой, не внедрены программные средства анализа и обработки информации с использованием ПЭВМ в лечебно-профилактических учреждениях и центрах госсанэпиднадзора округа, кроме годовых статистических отчетов, представляемых в Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России.

Не до конца решены вопросы условий хранения и транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов ("холодовая цепь"), доставки материалов на подтверждение диагноза в региональные лаборатории г. Хабаровска и Благовещенска (не обеспечены специальным термоконтейнером), нет серологической лаборатории для проверки напряженности иммунитета по прививаемым инфекциям.

На 1 января 2003 года 46 лечебно-профилактическим учреждениям округа требуются: бытовые холодильники - 17 (Агинский-10, Могойтуйский-4, Дульдургинский-3), термоконтейнеры - 24, термосумки - 18.

По округу прививочные сертификаты внедрены среди детского населения и в настоящее время внедряются среди взрослого населения.

Система подготовки и переподготовки медицинских кадров по вопросам вакцинопрофилактики требует ежегодного совершенствования. Для успешной реализации Национальной программы по ликвидации кори необходимо ежегодно направлять специалистов Центров госсанэпиднадзора и комитета здравоохранения администрации округа на региональные совещания, семинары, а также необходима специальная подготовка врача-иммунолога и медицинских сестер-картотетчиц по вопросам иммунопрофилактики в Агинском и Могойтуйском районах.

Основным итогом программы будет не только значительное снижение заболеваемости ОВГВ, но и уменьшение числа регистрируемых случаев хронического ВГВ и первичного рака печени. В сложившейся ситуации иммунизация подростков должна стать приоритетной.

Для успешного решения вопросов иммунопрофилактики, управляемых инфекций, особенно вновь внедренных прививаемых инфекций (ВГВ, ВГА, менингококковая инфекция) требуется разработка комплекса организационных, медицинских, экономических и других мероприятий, предусмотренных настоящей Программой. В ходе ее реализации возможно проведение ее корректировки с учетом конкретных условий и обстоятельств, в том числе индексации цен при финансовом обеспечении Программы.

II. Цель и задачи Программы


Целью окружной Программы является предупреждение, ограничение распространения и ликвидация инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок. Для достижения поставленной цели Программой предусмотрено решение следующих задач:

- достижение высокого уровня охвата детей профилактическими прививками;

- создание эффективной системы транспортировки и хранения препаратов для вакцинопрофилактики;

- развитие и совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами вакцинации;

- улучшение подготовки кадров по вопросам вакцинопрофилактики.

III. Система программных мероприятий


Программные мероприятия будут осуществляться комитетом здравоохранения администрации округа и ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Агинском Бурятском автономном округе Министерства здравоохранения Российской Федерации".

Совершенствование эпидемиологического надзора за вакцинацией предусматривает разработку и внедрение единой компьютерно-аналитической системы, усовершенствование системы учёта в населенных пунктах округа и отчетности по статистической форме N 5 "Сведения о профилактических прививках", N 6 "Сведения о контингентах детей, подростков и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний", подготовку и распространение оперативной информации.

IV. Ресурсное обеспечение Программы


Программа реализуется за счет средств федерального, окружного и местного бюджетов и внебюджетных источников.

За счет федерального бюджета финансируются "управляемые инфекции" согласно, национального календаря профилактических прививок. За счет окружного бюджета предусматривается финансирование вакцинации против вирусного гепатита "В" в сумме 3332,2 тыс. руб. и частично против ВГА по эпидемиологическим показаниям в сумме 1543,0 тыс. рублей. (Прилагаются таблицы N 1, N 2).

Стоимость мероприятий может корректироваться в зависимости от инфляции.

V. Механизм реализации Программы


Ответственным за реализацию Программы является государственный заказчик в лице комитета здравоохранения администрации округа.

К реализации программных мероприятий привлекаются комитет здравоохранения администрации округа со структурными подразделениями, центры Госсанэпиднадзора округа.

Государственный заказчик в ходе реализации Программы обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей, контролирует своевременность выполнения мероприятий и целевое использование средств, формирует совместно с ФГУ "ЦГСЭН в АБАО МЗ РФ" бюджетную заявку при формировании проектов годовых прогнозов социально-экономического развития округа и окружного бюджета.

ФГУ "ЦГСЭН в АБАО МЗ РФ" осуществляет организацию и контроль выполнения этих мероприятий, подготавливает и направляет госзаказчику предложения к сводной бюджетной заявке с указанием мероприятий и необходимого финансирования.

VI. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы


Контроль за ходом реализации программных мероприятий проводится комитетом здравоохранения администрации округа путем заслушивания отчетов об исполнении программы один раз в год на заседаниях коллегии администрации округа и один раз в квартал на Советах главных врачей.

Текущее управление и контроль за реализацией программных мероприятий осуществляется Главным государственным санитарным врачом по округу.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»