Недействующий

ЗАКОН

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 01 марта 2006 года N 8-ЗАО

Об окружной целевой программе "Комплексная программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 2010 годы"

Документ утратил силу: - законом автономного округа от 30.05.2009 N 22-ЗАО

Документ с изменениями внесенными: - законом автономного округа от 10.01.2007 г. N 9-ЗАО  - законом автономного округа от 27.06.2008 г. N 61-ЗАО


Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
15 февраля 2006 г.


Статья 1


Утвердить окружную целевую программу "Комплексная программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы".

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

     Губернатор Ямало-Ненецкого
     автономного округа
     Ю.В.Неёлов

г. Салехард
1 марта 2006 г.
N 8-ЗАО

УТВЕРЖДЕНА
Законом Ямало-Ненецкого автономного
округа "Об окружной целевой программе
"Комплексная программа развития системы
образования Ямало-Ненецкого автономного
округа на 2006 - 2010 годы"
(с изм. от 10.01.2007 г. N 9-ЗАО)
(с изм. от 27.06.2008 г. N 61-ЗАО)

ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Комплексная программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

Комплексная программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа, департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальные органы управления образованием Ямало-Ненецкого автономного округа (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200700009.doc )

Государственный заказчик - координатор Программы
 (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800354.doc )

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент образования);

(в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800354.doc )

департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент строительства);

(в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800354.doc )

(в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800354.doc )

Ямало-Ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования (далее - ЯНОИПКРО);

Цели и задачи Программы

Цель: создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынкатруда в качественном образовании путемсоздания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования,развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирование системы непрерывного образования,
 в том числе защита и развитие системой образования национальных культурных традиций и особенностей.
 Задачи:
 Создание условий для повышения качества образования, стимулирование инновационных процессов.
 Совершенствование содержания и технологий образования, в том числе развитие новых информационно-педагогических технологий и методов обучения.
 Государст венная поддержка талантливой молодежи.
 Развитие всех типов образовательных учреждений для получения молодыми людьми доступа к образовательным услугам, соответствующим современным требованиям, в том числе обеспечение соответствующих условий обучения и проживания учащихся школ и воспитанников школ-интернатов в сельской местности.
 Повышение эффективности управления в системе образования.
 Модернизация структуры и содержания образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования, внедрение моделей непрерывного профессионального образования.
 Снятие переуплотненности и, в соответствии с этим, переутомления педагогических кадров и воспитанников учреждений дошкольного образования. (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200700009.doc
 Расширение возможностей обновления структуры и содержания дошкольного образования. (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200700009.doc

Сроки и этапы реализации Программы

2006 - 2010 годы.
 Каждая подпрограмма, направленная на решение конкретных задач, имеет свои этапы реализации, указанные в паспорте подпрограммы

(в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800354.doc )

в 2006 году - 73,1%,
 в 2007 году - 73,1%,
 в 2008 году - 80,0%,
 в 2009 году - 82,0%,
 в 2010 году - 90,0%.
 в 2006 году - 93,0%,
 в 2007 году - 93,0%,
 в 2008 году - 95,0%,
 в 2009 году - 100,0%,
 в 2010 году - 100,0%.
 в 2006 году - 48,6%,
 в 2007 году - 48,4%,
 в 2008 году - 48,2%,
 в 2009 году - 48,0%,
 в 2010 году - 45,0%.
 в 2006 году - 10,8%,
 в 2007 году - 9,93%,
 в 2008 году - 8,9%,
 в 2009 году - 8,5%,
 в 2010 году - 8,2%.
 в 2006 году - 52,0%,
 в 2007 году - 39,0%,
 в 2008 году - 40,0%,
 в 2009 году - 45,0%,
 в 2010 году - 45,0%.
 в 2006 году - 73,1%,
 в 2007 году - 73,1%,
 в 2008 году - 73,1%,
 в 2009 году - 73,1%,
 в 2010 году - 73,1%.
 в 2006 году - 53,0%,
 в 2007 году - 62,0%,
 в 2008 году - 65,0%,
 в 2009 году - 65,0%,
 в 2010 году - 65,0%;

четыре c:\content\ngr\RU89DMJ200700009.doc
 меры по развитию системы образования в Ямало-Ненецком автономном округе на 2006 - 2010 годы;

 строительство первоочередных объектов образования в Ямало-Ненецком автономном округе на 2006 - 2010 годы;

 модернизация структуры и содержания образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы.
 Строительство первоочередных объектов дошкольного образования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы. (ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200700009.doc

(в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800354.doc )

Всего - 12954871 тыс. руб., в том числе из средств областной целевой программы "Сотрудничество" - 4649440 тыс. руб.;

 из окружного бюджета - 8305431 тыс. руб.,
 капитальные вложения - 12465441 тыс. руб.;

 научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы всего - 1800 тыс. руб.;

 прочие виды расходов, всего - 487630 тыс. руб.,
 в 2006 году - 2277410 тыс. руб.,
 в 2007 году - 2264573 тыс. руб.,
 в 2008 году - 843114 тыс. руб.,
 в 2009 году - 1358747 тыс. руб.,
 в 2010 году - 1561587 тыс. руб.;

Ожидаемые конечные
 результаты реализации
 Программы

Повышение качества образования в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) путем укрепления материальной базы образовательных учреждений и проведения существенных изменений в его содержании за счет:
 внедрения инновационных мероприятий, в том числе по информатизации образования;

 реализации проекта создания дистанционного образования в автономном округе;

 укрепления их кадрового потенциала, сокращения количества вакансий педагогов и повышения квалификации.
 Достижение соответствия образовательным стандартам качества образования в сельских школах.
 Повышение уровня обеспечения образовательных учреждений учебно-лабораторным оборудованием, приборами, вычислительной и информационной техникой.
 Строительство 42 объектов образования автономного округа, в том числе 16 учреждений интернатного типа. (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800354.doc )
 Предоставление более комфортных условий воспитания детей из числа коренных малочисленных народов Севера, детей-сирот, детей, имеющих отклонения в развитии.
 Определение и использование форм организации образования коренных малочисленных народов Севера, соответствующих историко-культурным традициям и образу жизни этих народов.
 Создание безопасных условий труда и учебы.
 Улучшение здоровья учащихся и воспитанников.
 Разработка и реализация концепции развития учреждений начального и среднего профобразования в автономном округе в соответствии с исследованием регионального рынка труда и определением перечня профессий и специальностей, востребованных в регионе.
 Улучшение материально-технической базы учреждений профобразования, в том числе строительство 3 крупных учреждений профобразования и ремонт общежития для профтехучилища.
 Своевременное изменение содержания образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования с учетом рынка труда, которое обеспечит получение молодыми людьми востребованных в автономном округе профессий, а следовательно, их адаптацию в обществе.
 Строительство 15 объектов дошкольного образования автономного округа, в том числе 5 в сельских районах автономного округа (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800354.doc )

Ответственные
 за выполнение мероприятий (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200700009.doc
 (графа утратила силу c:\content\ngr\RU89DMJ200800354.doc )

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа, департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальные органы управления образованием и капитального строительства Ямало-Ненецкого автономного округа;

РАЗДЕЛ I


В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года N 1340-р (далее - Концепция развития образования), основными целями развития образования в России являются обеспечение необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании, создание новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновление структуры и содержания образования, развитие фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирование системы непрерывного образования, то есть повышение его качества, доступности и эффективности.

В 2001 - 2005 годах в автономном округе реализовывалась "Комплексная программа развития образования автономного округа до 2005 года", разработанная Тюменским государственным университетом совместно с департаментом образования.

Выполнение вышеназванной программы позволило за период с 2001 по 2005 годы обеспечить достижение следующих количественных и качественных результатов в системе образования автономного округа:

значительно улучшить оснащение школ учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения, за 4 года на 30% удалось обновить технологическое оборудование в учреждениях образования автономного округа;

произвести замену предметов длительного пользования в 50% школ;

в достаточной мере оснастить образовательные учреждения компьютерами, другими современными техническими средствами обучения и учебным оборудованием;

создать региональный центр интернет-образования, сегодня в округе продолжает развиваться дистанционное образование;

количество вакансий педагогов сократилось на 25% по сравнению с 2001 годом;

количество учащихся, выбывших из образовательных учреждений округа до получения основного общего образования, уменьшилось с 446 до 347 человек в 2000 и 2004 годах соответственно;

количество призеров в федеральном, окружном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады осталось стабильным (9 и 10 в 2000 и 2004 годах соответственно);

на 22,4% увеличился прием в 10 класс с 72,3% до 94,7% в 2000 и 2004 годах соответственно;

с 78,8% до 79,7% в 2002 и 2004 годах соответственно увеличилось количество выпускников, поступающих в высшие учебные заведения.

Несмотря на достигнутые результаты, в системе образования автономного округа остался нерешенным ряд проблем. Например:

необходимость укрепления кадрового потенциала учреждений образования, повышения квалификации педагогов, сокращения количества вакансий;

достижение соответствия образовательным стандартам качества образования в сельских школах;

необходимость укрепления материально-технической базы учреждений образования - строительство новых школ и интернатов, так как около 50% объектов образования на селе находится в ветхом и аварийном состоянии;

повышение уровня обеспечения образовательных учреждений учебно-лабораторным оборудованием, приборами, вычислительной и информационной техникой;

недостаточная эффективность управления в системе образования;

необходимость модернизации структуры и содержания образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования и внедрение моделей непрерывного профессионального образования.

Сегодня, несмотря на масштабность целей и задач, поставленных Федеральной целевой программой развития образования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803 (далее - Федеральная программа развития образования), есть задачи, решение которых требует принятия неотложных мер. Инициативы Президента Российской Федерации В.В. Путина определили национальные приоритеты в сфере образования. Это:

государственная поддержка образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

программа поддержки лучших учителей;

информатизация образования;

поддержка талантливой молодежи;

поддержка одного из главных направлений деятельности образовательного учреждения - воспитания школьников;

и еще ряд направлений.

Все перечисленные направления тесно переплетаются с проблемами, требующими решения в автономном округе, и мероприятия, направленные на их решение, нашли отражение в подпрограмме "Меры по развитию системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы".

Автономный округ является территорией компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Поэтому вопросам социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера традиционно уделяется большое внимание.

Спецификой системы образования автономного округа является наличие большого количества школ-интернатов в сельских территориях, где дети коренной национальности не только учатся, но и живут в течение всего учебного года вдали от родителей, родственников и привычного образа жизни. Поэтому создание хороших условий не только для учебы, но и для жизни является постоянной заботой системы образования на продолжении многих лет.

Работа по изменению содержания воспитательной работы в интернатных учреждениях по переводу учебных заведений данного типа на семейный тип воспитания, начатая в соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 7 февраля 2001 года N 80, продолжается уже в течение ряда лет и дает положительные результаты. Реализация Программы позволит завершить переход на семейный тип воспитания. Практически все национальные школы-интернаты расположены в сельской местности, а, как уже говорилось, около 50% объектов образования на селе находится в ветхом или аварийном состоянии. Многие здания постройки 60 - 70 годов прошлого века, износ - некоторых спальных корпусов составляет 80% и более. Из-за ветхости зданий ухудшается противопожарная безопасность, число предписаний органов государственного пожарного надзора год от года растет.

Как свидетельствует опыт предыдущего пятилетия, когда была принята и реализовывалась программа "Строительство первоочередных объектов образования в сельской местности до 2005 года", существенным образом изменить сложившуюся ситуацию возможно только путем реализации программы первоочередного строительства конкретных объектов образования в капитальном исполнении, а также ритмичного финансирования в необходимом объеме сооружаемых интернатных учреждений и выполнения сроков сдачи их в эксплуатацию. Поэтому в рамках Программы предлагается к реализации подпрограмма "Строительство первоочередных объектов образования в Ямало-Ненецком автономном округе на 2006 - 2010 годы".

Стратегия социально-экономического развития автономного округа одной из определяющих целей развития предусматривает обеспечение более высокого уровня жизни населения автономного округа по сравнению со среднероссийским, а выделение округом инвестиций для целей строительства интернатных объектов в сельской местности автономного округа позволит обеспечить достойные условия обучения и проживания учащихся школ и воспитанников школ-интернатов.

Еще одна задача, решаемая Программой, - это развитие системы начального и среднего профессионального образования автономного округа, где имеется ряд насущных проблем.

Одной из главных является старая материально-техническая база учреждений профобразования. Это касается учреждений профессионального образования городов Салехард, Лабытнанги, Губкинский. Площади учебных кабинетов и их количество не соответствуют требованиям действующих строительных санитарных норм. Ветхость зданий требует вложения значительных финансовых ресурсов на их содержание и ремонт. Кроме того, общежития этих образовательных учреждений требуют обновления и увеличения площадей, так как более 70% учащихся и студентов - иногородние.

Материальная база учреждений профобразования города Новый Уренгой немного лучше, но строительство учебно-профессионального комплекса здесь вызвано в первую очередь развитием стратегии становления системы непрерывного образования в округе, которая позволит перейти на новый, более качественный уровень подготовки специалистов для нефтяной, газовой, горнодобывающей, местной промышленности, строительства.

Еще одной актуальной проблемой является разработка направлений и претворение в жизнь политики подготовки специалистов в соответствии с прогнозируемой их потребностью на региональном рынке труда, учитывая специфику производства, динамику развития социальной, культурной сфер округа.

С каждым годом растет число неорганизованных детей, дошкольные образовательные услуги для многих семей стали недоступными. Причиной этого является как увеличение рождаемости и миграции в округе, в том числе и детского населения, так и устаревшая материальная база. Согласно статистическим данным за 2005 год, свыше 34% учреждений дошкольного образования имеют процент износа от 90 до 100. (в ред. от 10.01.2007 г. N 9-ЗАО)

Кроме того, анализ состояния материально-технической базы дошкольных учреждений отчетливо показывает тенденцию к ее ухудшению в большинстве территорий автономного округа. Так, 55% учреждений построены в деревянном исполнении, по старым проектам. Срок эксплуатации зданий от 30 до 60 лет, поэтому большинство из них являются ветхими, не отвечают современным санитарно-гигиеническим и другим требованиям. В ряде детских садов отсутствуют спальные помещения, канализация (в 24 детских садах), водопровод (в 26), спортивные и музыкальные залы и другие многофункциональные помещения. (в ред. от 10.01.2007 г. N 9-ЗАО)

Отсутствие строительства новых дошкольных учреждений в соответствии с современными требованиями не позволяет проводить качественно обновление содержания дошкольного образования и затрудняет процесс лицензирования. (в ред. от 10.01.2007 г. N 9-ЗАО)

Таким образом, основные направления деятельности по развитию системы образования автономного округа на ближайшее пятилетие определены составом подпрограмм и мероприятий Программы. И сегодня, когда вопросам образования уделяется такое пристальное внимание, выполнение национальных проектов в сфере образования, с учетом региональной специфики, посредством программно-целевого метода реализации, при тесном взаимодействии федеральных, региональных и муниципальных органов власти позволит наиболее полно и качественно разрешить основные проблемы системы образования автономного округа и обеспечить ее достойный вклад в социально-экономическое развитие автономного округа и всей страны.

РАЗДЕЛ II Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы реализации, целевые индикаторы и показатели


Основные цели и задачи Программы определены исходя из направлений развития системы образования Российской Федерации, реализации национальных приоритетов в сфере образования, основных направлений социально-экономического развития автономного округа и ситуации, сложившейся в системе образования автономного округа на сегодняшний день.

Решению вопросов развития системы образования уделяется большое внимание со стороны Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Разработаны и реализуются национальные проекты в области образования, направленные на решение неотложных задач в реформе системы образования.

Поэтому основной целью Программы является создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.

Исходя из сказанного основными задачами, решаемыми данной Программой, являются:

1. Создание условий для повышения качества образования, стимулирование инновационных процессов. (в ред. от 27.06.2008 г. N 61-ЗАО)

2. Совершенствование содержания и технологий образования, в том числе развитие новых информационно-педагогических технологий и методов обучения. (в ред. от 27.06.2008 г. N 61-ЗАО)

3. Государственная поддержка талантливой молодежи. (в ред. от 27.06.2008 г. N 61-ЗАО)

4. Развитие всех типов образовательных учреждений для получения молодыми людьми доступа к образовательным услугам, соответствующим современным требованиям, в том числе обеспечение соответствующих условий обучения и проживания учащихся школ и воспитанников школ-интернатов в сельской местности. (в ред. от 27.06.2008 г. N 61-ЗАО)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»