Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2005 года N 1107-ПП

О региональном (областном) компоненте государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области

____________________________________________________________________
Утратило силу с 15 декабря 2013 года на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 26 ноября 2013 года N 1430-ПП

____________________________________________________________________


В целях реализации Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.1797) с изменениями, внесенными федеральными законами от 13 января 1996 года N 12-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.150), от 16 ноября 1997 года N 144-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст.5341), от 20 июля 2000 года N 102-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 30, ст.3120), от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст.3348), от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1 (часть 1), ст.2), от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 53 (часть 1), ст.5030), от 13 февраля 2002 года N 20-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 7, ст.631), от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст.1093), от 25 июня 2002 года N 71-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст.2517), от 25 июля 2002 года N 112-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3029), от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52 (часть 1), ст.5132), от 10 января 2003 года N 11-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.163), от 7 июля 2003 года N 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст.2892), от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст.4855), от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52 (часть 2), ст.5038), от 5 марта 2004 года N 9-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст.835), от 30 июня 2004 года N 61-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст.2714), от 20 июля 2004 года N 68-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 30, ст.3086), от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст.3607), от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (часть 1), ст.25), от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 19, ст.1752), от 18 июля 2005 года N 92-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30 (часть 1), ст.3103), от 21 июля 2005 года N 100-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30 (часть 1), ст.3111), постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2000 N 13-П (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 44, ст.4399), Областного закона от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" ("Областная газета" от 22.07.98 N 124) с изменениями, внесенными законами Свердловской области от 23 июня 2004 года N 16-ОЗ ("Областная газета" от 26.06.2004 N 162), от 27 декабря 2004 года N 225-ОЗ ("Областная газета" от 29.12.2004 N 356-359), от 14 июня 2005 года N 54-ОЗ ("Областная газета" от 15.06.2005 N 170-171), Правительство Свердловской области

постановляет:

1. Утвердить региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области (прилагается).

2. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Нестеров В.В.) обеспечить создание условий реализации регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области в учреждениях начального и среднего профессионального образования Свердловской области.

3. Рекомендовать Свердловскому областному Союзу промышленников и предпринимателей (работодателей) (Семенов В.Н.) содействовать развитию социального партнерства между работодателями и учреждениями начального и среднего профессионального образования в целях качественной подготовки специалистов с учетом требований регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области.

4. Считать утратившим силу постановление Правительства Свердловской области от 27.01.97 N 50-п "Об утверждении Модели профессиограммы специалиста - выпускника учреждения начального профессионального образования" (Собрание законодательства Свердловской области, 1997, N 1, ст.664).

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра общего и профессионального образования Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Нестерова В.В.



Председатель Правительства
Свердловской области
А.П.Воробьев



УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Свердловской области
от 22 декабря 2005 года N 1107-ПП
"О региональном (областном)
компоненте государственных
образовательных стандартов
начального и среднего профессионального
образования Свердловской области"

РЕГИОНАЛЬНЫЙ (ОБЛАСТНОЙ) КОМПОНЕНТ
государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области



Разработан по заказу Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

Разработчики:

Ларионов В.Н. - к.ф-м.н., профессор, проректор по организационной работе, информатизации и дистанционному обучению Уральского государственного университета имени А.М.Горького, действительный член Академии информатизации образования, действительный член Академии профессионального образования, руководитель ВНИК

Агафонов В.Г. - заместитель начальника отдела профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области

Гайнанова О.В. - к.п.н., директор Института развития регионального образования Свердловской области

Ждановских М.И. - к.с.н., заместитель директора Новоуральского профессионального лицея

Коновалова Ю.В. - заместитель директора Екатеринбургского торгово-экономического техникума

Лебедева Г.Л. - ведущий специалист отдела профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области

Таршис Т.А. - заместитель директора Уральского техникума ремесленников-предпринимателей

Усова Т.И. - заведующая методическим отделом филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г.Березовский

Шавалиев А.Н. - главный специалист отдела профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области

Шакирова Е.Б. - заместитель директора по научно-методической работе филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г.Березовский

Рецензенты:

Олейникова О.Н. - д.п.н., директор Центра изучения проблем профессионального образования

Посталюк Н.Ю. - д.п.н., профессор, директор Центра профессионального образования Самарской области

Гейн А.Г. - д.п.н., профессор, декан факультета повышения квалификации Уральского государственного университета имени А.М.Горького

Князева О.В. - к.ф.н., заместитель директора Новоуральского профессионального лицея

Проект регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования одобрен решением коллегии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 28.10.2005 N 11/1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области разработан в соответствии с пунктом 8 статьи 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", пунктом 3 статьи 5 Закона Свердловской области от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" ("Областная газета" от 22.07.98 N 124) с изменениями, внесенными законами Свердловской области от 23 июня 2004 года N 16-ОЗ ("Областная газета" от 26.06.2004 N 162), от 27 декабря 2004 года N 225-ОЗ ("Областная газета" от 29.12.2004 N 356-359), от 14 июня 2005 года N 54-ОЗ ("Областная газета" от 15.06.2005 N 170-171), пунктом 3.1.4 Положения о Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 12.10.98 N 1046-п "Об утверждении положений о министерствах Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-4, ст.2355) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 30.12.98 N 1341-п (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-4, ст.2356), от 09.04.99 N 435-п (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-4, ст.2357), от 29.07.99 N 875-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-4, ст.2358), от 25.01.2000 N 60-ПП, от 11.02.2000 N 100-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-4, ст.2359), от 16.05.2000 N 381-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004 N 12-4, ст.2360), от 16.06.2000 N 489-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, N 6, ст.565), от 09.11.2000 N 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-4, ст.2361), от 22.03.2001 N 188-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 3, ст.437), от 29.03.2001 N 214-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 3, ст.455), от 18.07.2001 N 494-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 7-1, ст.1002), от 24.07.2001 N 514-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 7-1, ст.1019), от 13.11.2001 N 760-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 11, ст.1254), от 14.05.2002 N 317-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, N 5, ст.611), от 10.06.2002 N 391-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, N 6-1, ст.854), от 23.07.2002 N 966-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, N 7-1, ст.1090), от 28.10.2002 N 1311-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, N 10, ст.1296), от 17.01.2003 N 25-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, N 1, ст.44), от 06.02.2003 N 56-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, N 2, ст.112), от 05.05.2003 N 260-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, N 5, ст.408), от 26.05.2004 N 391-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 6-1, ст.783), от 31.08.2004 N 817-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 8-1, ст.1134), от 02.09.2004 N 822-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 95, ст.1404), от 20.10.2004 N 997-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 10-1, ст.1567), от 15.12.2004 N 1124-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-2, ст.2282), от 06.07.2005 N 540-ПП ("Областная газета от 13.07.2005 N 207-208).

Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области направлен на реализацию полномочий Свердловской области как субъекта Российской Федерации в части определения дополнительных требований к содержанию и уровню подготовки обучающихся в образовательных организациях и учреждениях, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, на основе учета особенностей и тенденций социально-экономического развития Свердловской области.

В качестве дополнительных требований к результату профессионального образования выступают компетенции, содержание которых определяется спецификой развития социально-экономической сферы Свердловской области. Освоение компетенций выпускниками профессиональной школы является условием достижения устойчивого социального положения в меняющихся профессиональных и жизненных ситуациях. Компетенции являются системообразующим фактором, обеспечивающим идею непрерывности образования - "образования в течение всей жизни", принятую мировым сообществом (Болонский, Копенгагенский процессы). Подход к стандартизации, основанный на компетенциях, и понимание необходимости непрерывного профессионального образования позволили создать единый региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального профессионального образования и среднего профессионального образования.

Требования работодателей к персоналу в различных секторах экономики Свердловской области охватывают широкий диапазон компетенций. В условиях многопрофильной экономики региона квалифицированный работник (специалист) должен сочетать в себе готовность к выполнению как профессиональных, так и социально-ориентированных функций, что позволит ему быть социально и профессионально успешным.

С экономических позиций обозначенный подход к развитию содержания начального и среднего профессионального образования в Свердловской области как интенсивно развивающемся и инвестиционно привлекательном регионе России направлен на обеспечение необходимых темпов социально-экономического развития и рассматривается как одно из условий достижения конкурентных преимуществ товаров и услуг, производимых в регионе, на внутреннем и внешнем рынках. Ожидаемый социальный эффект от введения настоящего регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов в системе начального и среднего профессионального образования проявится в повышении уровня благосостояния жителей области.

Программные документы федерального уровня в сфере образования, Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, тенденции развития Свердловской области и образовательные потребности ее жителей определяют следующие социально-экономические ориентиры стандартизации в системе начального и среднего профессионального образования Свердловской области:

1) содействие развитию и размещению производительных сил Свердловской области посредством повышения потенциала системы профессионального образования;

2) обеспечение эффективной занятости трудоспособного населения области, трудоустройства выпускников образовательных организаций и учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы;

3) достижение соответствия квалификационного уровня работников изменившимся требованиям работодателя;

4) развитие социального партнерства между сферой бизнеса и сферой начального и среднего профессионального образования для совместного решения задач по кадровому обеспечению хозяйственного комплекса Свердловской области;

5) содействие развитию малого предпринимательства в Свердловской области;

6) содействие кадровому обеспечению производства товаров и услуг как условие повышения готовности экономики Свердловской области к предстоящему вступлению России во Всемирную торговую организацию;

7) содействие развитию образовательного сообщества учреждений профессионального образования Свердловской области, обеспечивающего повышение качества образования;

8) развитие форм социального диалога и социальной ответственности за качество результата образования в Свердловской области;

9) содействие развитию институтов гражданского общества;

10) содействие включенности человека в разнообразие социокультурного пространства;

11) содействие реализации молодежной политики в Свердловской области.

Социально-экономические ориентиры стандартизации в системе начального и среднего профессионального образования в своей совокупности направлены на обеспечение социальной и экономической безопасности Свердловской области.

Раздел 1. Общие положения


Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования устанавливает дополнительные требования к содержанию профессиональных образовательных программ и уровню подготовки специалистов в государственных учреждениях, находящихся в ведении Свердловской области и реализующих программы начального и среднего профессионального образования.

Образовательные учреждения, находящиеся в ведении Свердловской области, несут ответственность за невыполнение требований регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования в порядке, установленном законодательством.

Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования имеет рекомендательный характер для государственных учреждений профессионального образования федерального ведения, а также для негосударственных образовательных учреждений (организаций).

Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования утверждается Правительством Свердловской области и вводится в действие в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Свердловской области.

Предлагаемый подход к стандартизации начального и среднего профессионального образования на областном уровне является преемственным образовательно-ориентированной профессиографии и, в то же время, учитывает современные (мировые, отечественные, областные) тенденции развития профессионального образования.

В Модели профессиограммы специалиста-выпускника учреждения начального профессионального образования, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области 27.01.97 N 50-п (Собрание законодательства Свердловской области, 1997, N 1, ст.664), структура и содержание профессиональной компетентности дополнялись ценностными и социальными параметрами.

Профессиографический подход заключался в возможности описания стандартной модели квалифицированного работника, ориентации педагогических работников на использование целенаправленных методов достижения выпускником уровня компетентности. Реально существующие условия социально-экономического развития Свердловской области и тенденции развития профессионального образования в мировой практике обусловили необходимость учета логики процесса профессиональной деятельности и изменений представлений потребителей о конечных результатах профессиональных образовательных программ.

Основным понятием нового подхода к стандартизации начального и среднего профессионального образования в Свердловской области является "компетенция". Подход, основанный на компетенциях, определен в качестве методологического принципа стандартизации в контексте деятельностно-ориентированной парадигмы образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»