Недействующий

ЗАКОН

     
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

     
от 25 сентября 1996 года N 382-I

     

О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "Об образовании"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года N 240-V
____________________________________________________________________

     

Принят
Народным Хуралом
25 сентября 1996 года

     

Статья 1


Внести в Закон Республики Бурятия "Об образовании" (Ведомости Верховного Совета Республики Бурятия, N 8, август 1993 года) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Образование в Республике Бурятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Бурятия и нормами международного права, определяющих принципы государственной политики и гарантирующих равенство всех граждан в праве на получение образования.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений), пропаганда расовой, национальной, религиозной, социальной непримиримости и исключительности, распространение идей, противоречащих общепризнанным принципам международного права, не допускаются.

Глава I. Общие положения

     
Статья 1. Государственная политика в области образования


Республика Бурятия провозглашает область образования приоритетной.

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования


Основными принципами государственной политики в области образования являются:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) общедоступность образования для всех граждан республики; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

3) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

4) свобода и плюрализм в образовании; разнообразие учреждений образования по видам собственности, направлениям деятельности, формам воспитания, обучения и выбора языка обучения;

5) сочетание общемировых, российских и национально - региональных целей обучения и воспитания;

6) экологизация и этнизация процесса образования;

7) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Статья 3. Задачи законодательства Республики Бурятии в области образования


Задачами законодательства Республики Бурятия в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти, органами местного самоуправления и органами управления образованием различных уровней;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Республики Бурятия на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Республики Бурятия;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Статья 4. Государственные гарантии прав граждан Республики Бурятия в области образования

1. Гражданам Республики Бурятия на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояний здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

2. Республика Бурятия гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

3. Республика Бурятия создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

4. Республика Бурятия содействует одаренной молодежи в получении высшего профессионального образования, в том числе посредством выделения личных образовательных кредитов, а также целевой подготовки специалистов на квотной основе.

5. Республика Бурятия оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных стипендий. Критерий и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Республики Бурятия и органами местного самоуправления.

Статья 5. Язык (языки) обучения

1. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом Республики Бурятия "О языках народов Республики Бурятия".

2. В системе образования обучение и воспитание осуществляются на бурятском, русском и других языках, определяемых учредителем и (или) уставом образовательного учреждения.

3. Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.

Статья 6. Государственные образовательные стандарты

1. В Республике Бурятия устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральные и национально-региональные компоненты.

Республика Бурятия в лице органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов.

2. Порядок разработки, утверждения и введения концепции национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов определяется Правительством Республики Бурятия.

3. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в 10 лет. Конкурс объявляется Правительством Республики Бурятия.

4. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Глава II. Система образования

     
Статья 7. Понятие системы образования


Система образования в Республике Бурятия представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

сети реализующих их образовательных учреждений различных типов и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Статья 8. Образовательные программы

1. Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Республике Бурятия реализуются образовательные программы:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные);

2. Общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Общеобразовательные программы в учреждениях образования дополняются компонентами эко- и этнокультуры Байкальского региона.

3. Профессиональные программы (начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального) республиканской компетенции (кроме федеральных) направлены на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровней и подготовку специалистов соответствующей квалификации.

4. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

5. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ республиканского уровня в образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Статья 9. Формы получения образования


С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы осваиваются в следующих формах:

а) очной, очно-заочной (вечерней), заочной (в образовательных учреждениях);

б) семейного образования;

в) самообразования;

г) экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования в пределах единого государственного образовательного стандарта.

Статья 10. Учредитель (учредители) образовательного учреждения

1. Учредителем (учредителями) образовательного учреждения могут быть:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления;

2) республиканские и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

3) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Республики Бурятия;

4) граждане Республики Бурятия, Российской Федерации и иностранные граждане.

Допускается совместное учредительство образовательных учреждений.

В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием и (или) органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

2. Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.

Статья 11. Негосударственные образовательные организации

1. Негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций Республики Бурятия.

2. Деятельность негосударственных образовательных организаций в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируется законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Образовательные учреждения

1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

3. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Действие законодательства Республики Бурятия в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории республики независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»