• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

от 30 марта 2005 года N 1069-III

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2005 2007 ГОДЫ

Принят Народным Хуралом

Республики Бурятия

16 марта 2005 года

Фактически утратил силу, поскольку истек срок действия

Изменения в ред. Законов Республики Бурятия:

НГР ru04000200600344 (от 22.09.2006 N 1885-III)

НГР ru04000200600499 (от 25.12.2006 N 2053-III

НГР ru04000200700106 (от 14.03.2007 N 2093-III

НГР ru04000200700163 (от 12.04.2007 N 2181-III)

Настоящий Закон определяет содержание и порядок реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы, представляющей систему целей, задач, содержания, основных направлений и ориентиров социально-экономического развития Республики Бурятия и планируемых мер по их достижению.

Статья 1

Утвердить Программу социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы (прилагается).

Статья 2

Президент Республики Бурятия по результатам выполнения Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы представляет ежегодно в Народный Хурал Республики Бурятия отчет об ее исполнении.

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Бурятия

Л.В. ПОТАПОВ

Приложение к Закону. ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2005 - 2007 ГОДЫ


Приложение к Закону Республики Бурятия
"О Программе социально-экономического развития
Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы"

В ред. Законов Республики Бурятия:

НГР ru04000200600344 (от 22.09.2006 N 1885-III)

НГР ru04000200600499 (от 25.12.2006 N 2053-III

НГР ru04000200700106 (от 14.03.2007 N 2093-III

НГР ru04000200700163 (от 12.04.2007 N 2181-III) СОДЕРЖАНИЕ


ПАСПОРТ

3

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5

РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

6

1.1. Общие сведения о Республики Бурятия

6

1.2. Анализ социально-экономического положения Республики Бурятия за предшествующий период

7

Макроэкономическая ситуация в Республике Бурятия

7

1.2.2.Социальная сфера

10

1.2.3. Экономика Республики Бурятия

13

Инвестиционная деятельность и финансы.

20

1.3. Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического развития

24

1.4. Действующие на территории Республики Бурятия федеральные и республиканские программы

29

1.5. Основные проблемы социально-экономического развития Республики Бурятия

30

РАЗДЕЛ 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

34

2.1. Основная цель и задачи Программы

34

2.2. Проблемы, ограничения и конкурентные преимущества Республики Бурятия

36

Стратегические направления повышения конкурентоспособности Республики Бурятия

38

РАЗДЕЛ 3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

40

3.1. Мероприятия социально-экономического характера

40

Минерально-сырьевой комплекс

40

3.1.2. Развитие промышленности

41

3.1.3. Развитие транспорта, связи и информационных технологий

43

3.1.4. Развитие агропромышленного комплекса

45

Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство

47

Туристско-рекреационный комплекс

50

3.1.7. Развитие торговли и сферы услуг

51

3.1.8. Охрана окружающей среды и природопользование

51

3.1.9. Развитие социальной сферы

52

3.2. Мероприятия нормативного правового и организационного характера

56

3.2.1. Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата

56

3.2.2. Развитие малого предпринимательства

57

3.2.3. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей

58

Совершенствование нормативной правовой базы

59

РАЗДЕЛ 4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ

61

РАЗДЕЛ 5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

64

РАЗДЕЛ 6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

65

ПРИЛОЖЕНИЯ

70

Паспорт Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы


Наименование Программы

Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 29 марта 2004 года N 221-р "О проекте закона Республики Бурятия "О программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы"

Государственный заказчик Программы

Правительство Республики Бурятия

Разработчики Программы

Правительство Республики Бурятия

Исполнители Программы

исполнительной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия, хозяйствующие субъекты

Основная цель Программы

Повышение уровня и качества жизни населения, снижение бедности населения с 39,6 до 26 - 22% к 2007 году

Основные задачи Программы

Прирост валового  регионального продукта (далее - ВРП) на 19 - 26 %, увеличение налоговых поступлений  в бюджеты всех уровней на 44,8% и сокращение отставания  социально-экономического развития Республи ки Бурятия от среднероссийских  показателей на основе:  создания условий,  способствующих привлечению инвестиционных ресурсов в экономику республики;
 освоения крупных  месторождений и развития минерально-сырьевой базы;
 создания  предпосылок для роста промышленного производства, конкурентоспособного на  внутреннем и внешнем рынках;
 наращивания  производственно-ресурсного потенциала в сельском хозяйстве, развития пищевой  промышленности и поддержки местных сельхозтоваропроизводителей;
 развития  производства конкурентоспособных строительных материалов, формирования  кластера "Жилье";
 использования  уникальных природных и рекреационных ресурсов для повышения эффективности  индустрии туризма;
 динамичного  развития малого предпринимательства;
 развития  межрегиональной кооперации и внешнеэкономических связей республики, в том  числе со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, развития приграничного  сотрудничества с Монголией;
 комплексного  развития транспортной инфраструктуры для обеспечения внутренних и внешних  связей;
 повышения  доступности и качества образовательных услуг, медицинской помощи, сохранения  и развития культурного потенциала;
 обеспечения  экологической безопасности и охраны окружающей среды ("байкальский фактор").

Сроки и этапы реализации Программы

Период реализации Программы: 2005 - 2007 годы

Основные направления реализации Программы

Развитие реального  сектора экономики:  промышленность;
 агропромышленный  комплекс;
 строительство и  жилищно-коммунальное хозяйство.  Развитие  инфраструктуры:  торговля и сфера  услуг  туристско-рекреационный  комплекс;
 малое  предпринимательство;
 транспорт и  дорожное хозяйство;
 связь и  информационные технологии;
 межрегиональные и  внешнеэкономические связи.  Охрана окружающей  среды.  Развитие  социальной сферы:  социальная защита;
 здравоохранение;
 образование;
 культура и  искусство.

Объем и источники  финансирования Программы
 c:\content\ngr\RU04DMJ200600501.doc

Общий объем  финансирования Программы в 2005 - 2007 годах -  41 755,3 млн.  рублей,  в том числе по  источникам финансирования:  федеральный бюджет  - 12 887,5 млн. рублей, в том числе: капитальные расходы - 8 545,7 млн. рублей;
 республиканский  бюджет - 11 534,3 млн. рублей;
 муниципальные  бюджеты - 564,6 млн. рублей;
 собственные  средства организаций - 16 769,0 млн. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

снижение уровня  бедности населения с 39,6% до 26 - 22%;
 создание 3,7 тыс.  новых рабочих мест;
 сокращение уровня  общей безработицы до 8%;
 прирост реальных  денежных доходов населения на 26 - 29%;
 прирост валового  регионального продукта на 19 - 26%;
 увеличение  налоговых поступлений в бюджеты всех уровней на 44,8%;
 прирост  промышленного производства на 13,5 - 19,0%;
 прирост  сельскохозяйственного производства на 6 - 12%.

Организация контроля за исполнением Программы

Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - Правительство Республики Бурятия.

Общие положения

Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Конституцией Республики Бурятия.

При разработке Программы учтены основные положения Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года, Стратегии развития Сибири до 2010 года, Стратегии перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002 - 2010 годы, меры по сокращению отставания социально-экономического развития Республики Бурятия от среднероссийских показателей, предусмотренные Указом Президента Республики Бурятия от 29 марта 2004 года N 112.

В Программе нашли свое отражение Программа деятельности Правительства Республики Бурятия на срок полномочий "От подъема экономики - к устойчивому развитию", утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 февраля 2003 года N 42, и действующие республиканские целевые программы.

Мероприятия Программы направлены на решение ключевых проблем социально-экономического развития Республики Бурятия до 2007 года.

Цели и приоритеты Программы соответствуют стратегической цели, определенной Президентом Российской Федерации, на экономический рост с удвоением производства валового внутреннего продукта к 2010 году, снижение уровня бедности и укрепление собственной доходной базы.

1. Общие сведения о Республике Бурятия

Республика Бурятия расположена в Восточной Сибири, её площадь составляет 351,4 тыс. кв. км. и граничит с Читинской, Иркутской областями, Республикой Тыва, Монголией.

В Республике Бурятия проживает 974,2 тыс. человек, плотность населения со ставляет 2,8 человек на 1 км2. Наиболее заселены южные районы республики, 46% всего населения проживает в 6 городах республики.

В Республике Бурятия - 23 административных образования, 6 городов, 25 поселков городского типа и 615 сельских населенных пунктов.

Земельный фонд республики составляет 35,1 млн. га. Наибольшее производственное значение имеют каштановые, серые лесные и черноземные почвы, занимающие 56,4% площади всех сельскохозяйственных угодий и 76,5% площади пахотных земель. Республика Бурятия относится к зоне рискованного земледелия.

Государственным балансом России и территориальным балансом Республики Бурятия учтены более 600 различных месторождений полезных ископаемых. Среди них 247 месторождений золота, 7 - вольфрама, 13 - урана, 4 - полиметаллов, по 2 - молибдена и бериллия, по одному - олова и алюминия, 8 - плавикового шпата, 10 - бурого и 4 - каменного угля, 2 - асбеста, ряд месторождений нефрита, строительного сырья, гранулированного кварца, апатита, фосфоритов, графита и цеолитов. Недра Бурятии содержат 48% балансовых запасов цинка России, 24% - свинца, 37% - молибдена, 27% - вольфрама, 16% - плавикового шпата и 15% - хризотил-асбеста.

Валовая ценность разведанных и оцененных запасов полезных ископаемых Бурятии составляет порядка 135 млрд. долл. США, из них около двух третей приходится на топливно-энергетические ресурсы, благородные, цветные и редкие металлы. Одним из основных восполняемых природных ресурсов являются лесные ресурсы. Общая площадь лесного фонда Республики Бурятия составляет 27,2 млн. га, из них покрытая лесом - 20,3 млн. га. Общий запас древесины составляет 2 244 млн. куб. м. Обилие прибайкальской флоры - основа для традиционной восточной медицины.

Озеро Байкал является природным резервуаром пятой части мировых запасов пресной воды. Байкал и окружающую его территорию населяют 2 500 различных видов животных и рыб, из которых 250 эндемичны.

Многие знаменитые курорты появились еще в конце XVII - XVIII веков. Эти курорты расположены в основном у горячих источников и лечебных грязей. Наиболее известные из них - Аршан и Горячинск.

Современный аэропорт и Транссибирская железная дорога создают условия для развития транспортных связей как с регионами страны и европейскими странами, так и со странами Юго-Восточной Азии. Важнейшими автомагистралями являются дороги федерального значения: Улан-Удэ - Иркутск и Улан-Удэ - Кяхта, дорога республиканского значения - Баргузинский тракт, единственная автодорога, проходящая по восточному побережью озера Байкала.

1.2. Анализ социально-экономического положения Республики Бурятия за предшествующий период

1.2.1. Макроэкономическая ситуация в Республике Бурятия

Социально-экономическое развитие Республики Бурятия характеризовалось тенденцией относительного роста практически по всем основным макроэкономическим показателям.

За три года ВРП увеличился на 23,1%, объем промышленного производства - на 35,7%, оборот розничной торговли - на 40,0%, реальные располагаемые денежные доходы - на 31,2%.

При общем росте объема промышленного производства за 2002 - 2004 годы на 35,7% опережающими темпами росло производство в машиностроении и металлообработке - на 141,8%. Определяющим фактором увеличения производства машиностроения был внешний спрос. Экспорт машиностроительной продукции за этот период увеличился более чем в 1,5 раза. Аналогичные тенденции наблюдались в топливно-энергетическом комплексе и лесной промышленности.

Среди регионов России Республика Бурятия по величине ВРП на душу населения в 2003 году занимала 62 место, отставая от среднероссийского уровня в 1,77 раза. Объем ВРП в 2004 году составил 59 564 300,0 тыс. руб. В отраслевом разрезе основная часть производства ВРП приходится на промышлен-ность, доля которой в ВРП в 2004 году составила 21,9%. Около 73% производства ВРП приходится на такие отрасли как промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и связь.

Общий объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в 2004 году составит 7 559 700,0 тыс. руб., или 12,7% от ВРП.

Характеризуя эффективность использования факторов производства, следует отметить, что в 2004 году производительность труда в промышленности составит 404,6 тыс. руб./чел., в сельском хозяйстве 199,7 тыс. руб./чел., на транспорте и связи - 488,7 тыс. руб./чел. Фондоотдача базовых отраслей экономики составит 0,5 руб. Доля материальных и энергетических затрат в валовом выпуске продукции по всем отраслям экономики составит 44,6%.

Динамику экономического роста за предшествовавший период можно охарактеризовать как восстановительный рост, обусловленный вовлечением в хозяйственный оборот ранее неиспользовавшихся факторов производства.

Таблица 1

Модель экономики Республики Бурятия в 2004 году

Промышленность

Сельское хозяйство

Строительство

Транспорт и связь

Торговля и общепит

отрасли

Всего

ПРОИЗВОДСТВА

Численность занятых в экономике, тыс. чел.

73,4

39,6

22,8

37,5

51,6

172

396,9

Инвестиции, млн. руб.

2053

128

121

1490,8

109,1

3290,6

7193,4

Основные фонды, млн. руб.

27623,7

3787,0

2327,2

98122,3

1568,7

58852,5

192281,4

Материальные и энергетические ресурсы, млн. руб.

19429,2

2877,2

3908,7

4787,3

4807,3

8660,8

44470,5

ЭФФЕКТ

Валовый выпуск, млн. руб.

29699,2

7907,4

7978,9

18325,6

11024,9

24837,3

99773,3

Распределение ВРП, млн. руб.

Валовая прибыль экономики - сальдо, млн. руб.

2734,3

Амортизационные отчисления, млн. руб.

4950,0

Оплата труда (включая средства ЕСН), млн. руб.

28482,1

Доходы от предпринимательской деятельности, млн. руб.

6042,2

Производство ВРП, млн. руб.

13055,1

5178,2

3957,9

13975

6259,8

17138,3

59564,3

Доля ВДС отраслей экономики в ВРП, %

21,9

8,7

6,6

23,5

10,5

28,8

100,0

Налоговые поступления в бюджеты всех уровней, млн. руб.

7559,7

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

Производительность труда, тыс. руб./чел.

404,6

199,7

350,0

488,7

213,7

144,4

251,4

Фондоотдача, руб.

1,1

2,1

3,4

0,2

7,0

0,4

0,5

Материалоемкость производства, %

65,4

36,4

49,0

26,1

43,6

34,9

44,6

1.2.2. Социальная сфера

Приоритетным направлением региональной политики в республике была и остается социальная сфера - 60,6% расходов консолидированного бюджета республики в 2004 году приходилось на социальные нужды.

В сравнении с регионами Сибирского федерального округа Республика Бурятия находится на 7-м месте по уровню заработной платы. Среднемесячная заработная плата увеличилась по сравнению с 2001 годом в 2,3 раза и в 2004 году по оценке достигнет 6 185 руб. или 90,6% от среднемесячной заработной платы в России.

Показатель ожидаемой продолжительности жизни за 1999 - 2002 годы мужчин сократился на 1,2 года и ныне не превышает 56,1 лет. Продолжительность жизни женщин за указанный период уменьшилась на 0,7 года и составила 69,1 года. По Российской Федерации ожидаемая продолжительность жизни составляет: у мужчин - 58,5, у женщин - 71,9 лет.

Политика в сфере здравоохранения была направлена на улучшение здоровья населения и повышение эффективности системы с расширением объемов профилактической и лечебной помощи. Особое внимание уделялось лекарственному обеспечению льготных категорий граждан, укреплению материально-технической базы лечебных учреждений.

Уровень обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом, несмотря на его рост в течение 2002 - 2004 годов, отстает от среднероссийского уровня. Особенно эта проблема актуальна для сельских лечебно-профилактических учреждений.

В республике функционирует 424 дошкольных образовательных учреждения, с охватом более 30 тыс. детей. Действует сеть специализированных дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих воспитание, обучение и коррекцию отклонений в физическом развитии и здоровье детей дошкольного возраста.

В 18 учреждениях среднего специального образования обучаются 17,9 тыс. студентов.

В условиях светского демократического государства культура выступает как целостная система духовных ориентиров, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни.

В целях сохранения объектов историко-культурного наследия проводились работы по реконструкции и реставрации Бурятского государственного академического театра оперы и балета, Воскресенской церкви, Одигитриевского собора, объектов деревянного зодчества Этнографического музея, Гусиноозерского дацана, Посольского Свято-Преображенского монастыря, здания Кяхтинского краеведческого музея им. академика В. Обручева.

В музеях Бурятии наблюдается значительное оживление фондовой, научно-исследовательской, экспозиционной деятельности. В 2003 г. музеями проведено 108 массовых мероприятий, организовано 128 выставок, из них 24 - межрегионального и международного уровня. В течение года музеи посетили 361,5 тыс. человек или каждый третий житель республики.

В 2003 г. в театрах республики осуществлено 35 новых и возобновленных постановок, проведено более 1400 мероприятий. Организованы гастроли в Монголию, Испанию, Францию, Германию, Италию, США, Китайскую Народную Республику. Возобновлены гастрольные выезды в сельские районы республики. В 2003 г. общее число выездных выступлений составило 285.

Более 45% населения республики пользуются услугами библиотек. На базе библиотек созданы и развиваются Интернет - центры, Центры правовой информации, Центры информационной поддержки органов государственной власти и местного самоуправления, Центры информационной поддержки образования, Информационные центры культурного туризма. Внедрение современных технологий позволило интегрировать информационные ресурсы библиотек республики в Сводный электронный каталог библиотек России и обеспечило сетевое взаимодействие с крупнейшими библиотеками страны.

На 1 января 2004 года численность молодых граждан в Республики Бурятия в возрасте от 14 до 29 лет составила 254 тыс. человек, с долей от общей численности населения в 24%.

В редакции Закона Республики Бурятия от 14.03.2007 N 2093-III

В Республике Бурятия действует 70 детских и молодежных общественных объединений, которые занимаются реализацией социально значимых проектов по различным направлениям. Успешно работают молодежные и детские военно-патриотические и детско-юношеские спортивные объединения, организации, поддерживающие традиции и идеи добровольчества, организации, занимающиеся профилактикой негативных явлений в молодежной среде, молодежные организации творческой направленности. Развивается общественное движение в сельских районах республики.

За прошедшее время достигнуты позитивные сдвиги в развитии массовой физической культуры, детско-юношеского спорта, спорта среди инвалидов, в укреплении материально-технической базы, пропаганде физической культуры и спорта в средствах массовой информации.

За счет открытия новых детско-юношеских спортивных школ в республике возросло количество занимающихся в них с 23 тыс. до 26 тыс. человек. Количество спортивных залов с 2001 г. по 2003 г. увеличилось на 24 и составило 434. Растет массовость и количество физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. (2002 г. - 270, 2003 г. - 350, 1 полугодие 2004 г. - 250).

1.2.3. Экономика Республики Бурятия

Промышленность. Промышленность является основной отраслью экономики Республики Бурятия: доля ее в валовом региональном продукте - 21,9%, в поступлениях налоговых платежей в консолидированный бюджет республики - более 33%, в численности работающего населения - 18,5%.

В структуре промышленного производства по итогам 2003 года наибольший удельный вес занимают: машиностроение и металлообработка (39%), электроэнергетика (26,5%), цветная металлургия (11,6%), пищевая промышленность (8,2%), лесной комплекс (6%), топливная промышленность (3%).

В период 2001 - 2003 годов темпы прироста промышленного производства в Республике Бурятия превышали темпы прироста промышленного производства в России: 2001 г. - в 2,6 раза, 2002 г. - в 4,4 раза, 2003 г. - в 1,4 раз.

Также отмечается увеличение инвестиционной активности в промышленности. В 2002 г. инвестиции в промышленность составили 1 700 000,0 тыс. руб. (32% от общего объема инвестиций). Изменилась и структура источников инвестиций в пользу привлеченных средств, причем 80% из них составили кредиты банков.

Основными факторами роста промышленного производства явилось расширение внешнего спроса и наращивание объемов экспорта, факторами, сдерживающими рост - низкие темпы структурных преобразований в промышленности, удаленность от рынков сбыта, высокая энергоемкость производства, рост стоимости энергоносителей и высокие тарифы на перевозки, приведшие к снижению конкурентоспособности продукции.

Получил развитие процесс вхождения предприятий республики в крупные интегрированные структуры федерального уровня.

Агропромышленный комплекс. Агропромышленный комплекс Республики Бурятия - многоотраслевая система, в которой создается около 10% валового регионального продукта. В сельском хозяйстве трудится 9,8% занятого населения.

Площадь сельскохозяйственных угодий 3 154 тыс. га, в том числе пашни - 847 тыс. га. В частной собственности находится 82% сельскохозяйственных угодий, 92% поголовья крупного рогатого скота, 85% свиней, 90% овец и коз.

Государственные сельскохозяйственные предприятия, относящиеся к федеральной и республиканской собственности, занимают 8,7% сельскохозяйственных угодий. Государственная форма собственности на этих предприятиях сохранена для проведения единой государственной политики в области семеноводства и племенного животноводства, внедрения передовых технологий, проведения научных исследований и подготовки кадров.

В Бурятии более 75 тыс. семей имеют земельные доли. В структуре земельных угодий Республики Бурятия наибольший удельный вес занимают сенокосы и пастбища. Земли характеризуются невысоким плодородием, почвы подвержены ветровой и водной эрозии.

Традиционной отраслью аграрного производства Республики Бурятия является животноводство.

За 2002 - 2003 годы инвестиции в основной капитал сельскохозяйственных организаций Республики Бурятия составили 211 000,0 тыс. руб., из них 40% за счет федерального бюджета, 50% - из республиканского бюджета и 10% - за счет собственных и привлеченных средств.

В структуре инвестиций 22,3% занимают затраты на лизинг, 18,8% на реконструкция сельских дорог, 17,5% на строительство объектов социальной сферы, 10% на племенное дело и 5,2% на реконструкцию животноводческих ферм.

На техническое перевооружение перерабатывающих предприятий в 2003 году было направлено инвестиций на сумму 140 900,0 тыс. руб., из них за счет средств республиканского бюджета 37 100,0 тыс. руб. или 26,3% от общего объема инвестиций, собственных средств и кредитов банков 85 200,0 тыс. руб. (60,5%), иностранных инвестиций 18 600,0 тыс. руб. (13,2%).

В данное время организациями агропромышленного комплекса (далее -АПК) разработаны 17 инвестиционных проектов, среди которых: создание мукомольно-макаронного производственного комплекса (ОАО "Улан - Удэнская макаронная фабрика"), модернизация комбикормового производства (ОАО "Заудинский мелькомбинат"), строительство цеха по переработке сахарной свеклы и производству сахара (ЗАО "Амта"), приобретение оборудования для переработки кедровых орехов (ООО "БайкалЛЕСО"), организация сельскохозяйственного производства на агрофирме "Байкал-Агро" и т.д.

При привлечении средств инвесторов для финансирования указанных проектов будет решена проблема технического перевооружения предприятий АПК, производства конкурентоспособной и экологически чистой продукции.

По темпам прироста сельскохозяйственной продукции в 2002 году Республика Бурятия существенно отставала от Российской Федерации, но опережала Сибирский федеральный округ.

В 2003 году ситуация изменилась: при незначительных положительных темпах развития России и Сибирского федерального округа в сельском хозяйстве Республики Бурятия производство продукции сохранилось практически на уровне 2002 года, снижение темпов составило 2,7%. (Для сравнения в Иркутской области спад темпов производства составил 3,5%, в Читинской области -5,2%).

В 2003 году число убыточных организаций в Республики Бурятия сократилось к уровню 2001 года на 19,1%, среднемесячная заработная плата работников сельскохозяйственных организаций возросла на 54%, на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности - на 60,2%.

Строительный комплекс. В строительном комплексе республики функционируют 67 крупных и средних организаций подрядной деятельности и около 500 малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Численность работающих в строительной отрасли составляет около 21 тыс. человек, что составляет 5,5% от общей численности занятых в экономике республики.

Объем работ, выполненный по договорам строительного подряда, в 2003 году составил 4 132 200,0 тыс. руб., тем самым было скомпенсировано падение объемов в 2002 году. В результате спада в 2002 и 2004 годах прогнозируется резкое снижение объемов подрядных работ на уровне 71% к 2001 году, что связано с окончанием строительства и ввода в эксплуатацию Северомуйского тоннеля и передислокацией подрядных организаций в другие регионы России.

Отрасль "Промышленность строительных материалов" является производственной и материально-технической базой строительства и обеспечивает строительный комплекс республики основными строительными материалами: цементом, железобетонными изделиями и конструкциями, стеновыми материалами, теплоизоляционными изделиями, кровельными материалами и т.п.

В республике сформирован и реализуется комплекс мер, направленных на создание новых производств строительных материалов, техническое перевооружение, обновление оборудования и поддержание работоспособности предприятий отрасли промышленности строительных материалов.

По оценке в 2004 году предприятиями отрасли будет произведено промышленной продукции на 507 000,0 тыс. руб., что составит 134,3% к уровню 2001 года. Освоен и начат выпуск эффективных теплозащитных материалов, светоограждающих конструкций, фасованных отделочных материалов, различных видов стеновых материалов и др.

С целью улучшения уровня обеспеченности населения жильем в республике получила развитие система ипотечного жилищного кредитования. В 2001 - 2004 годах в рамках реализации программы ипотечного кредитования на каждый рубль бюджетных средств было привлечено в среднем 2,42 рубля внебюджетных средств, что свидетельствует о высоком инвестиционном потенциале ипотеки. Всего за период с апреля 2001 г. по июль 2004 г. предоставлено ипотечных займов на сумму 113 800,0 тыс. руб. С апреля 2003 г. по июль 2004 г. по стандартам федерального агентства ОАО "Ипотечная корпорация Республики Бурятия" предоставлено ипотечных займов на сумму 89 200,0 тыс. руб. По количеству поставленных закладных в 2003 г. ОАО "Ипотечная корпорация Республики Бурятия" заняло 4 место в Российской Федерации.

Осуществляется поддержка индивидуальных застройщиков, прежде всего, на селе. Выдано займов на завершение и строительство индивидуального жилья на сумму 19 500,0 тыс. руб., из республиканского бюджета профинансировано 34 300,0 тыс. руб. и выделено в 2004 году 9 800,0 тыс. руб. на строительство внешних инженерных сетей.

По обеспеченности жильем на одного жителя, который на 1 января 2004 года составил 17,0 м2/чел., республика занимает 75 место среди регионов Российской Федерации. За последние три года в целом по Республике Бурятия ежегодный объем ввода жилых домов в эксплуатацию сохраняется на уровне 180 - 185 тыс. м2. Доля сооружения индивидуального жилья за счет средств граждан продолжает оставаться доминирующей (80 - 90%).

Транспорт и связь. Транспортный комплекс республики включает 6 904 км. автобусных маршрутов, 1 374 км. железнодорожных путей, 4 аэропорта, 56,6 км. трамвайных линий. Сеть автомобильных дорог республики составляет 14 097 км., в том числе 6 297 км. автомобильных дорог общего пользования.

Объем перевозок в республике по видам транспорта общего пользования по состоянию на 1 января 2004 г. по удельному весу составляет: автомобильный - 76,8%, железнодорожный - 22,9%, воздушный - 0,3%.

Созданы 3 грузовых железнодорожных операторских компании с общим числом до 400 платформ, что позволило увеличить объем железнодорожных перевозок лесопродукции на экспорт на 16,5%.

В результате приобретения нового подвижного состава износ автопарка пассажирских автобусов сократился с 92% до 68,4%. Были открыты дополнительно 7 республиканских маршрутов.

Осуществляется реконструкция международного аэропорта г.Улан-Удэ. Ведется работа по обновлению парка воздушных судов ОАО "Авиакомпания Бурятские авиалинии". Правительством Республики Бурятия оказывалась поддержка в виде компенсации убытков от перевозки пассажиров пригородным железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом.

Связь - интенсивно развивающаяся отрасль экономики. По объему и качеству предоставляемых услуг отрасль пока еще не в состоянии удовлетворить возрастающие потребности в информационном обслуживании.

По основным показателям развития отрасль связи отстает от среднероссийских показателей.

Обеспеченность населения телефонными аппаратами составляла: в 2003 году по городской телефонной сети - 25,5 ед./100чел., сотовой телефонной сети - 10,8 ед./100 чел; прогноз на 2004 г. по городской телефонной сети - 32 ед./100 чел., сотовой телефонной сети - 10,9 ед./100 чел. Отставание от среднероссийского уровня в 2002 г. по обеспеченности городского населения составляло 2,7 аппарата на 100 человек.

По обеспеченности сельского населения республика превышала среднероссийский показатель на 1,6 аппарата на 100 человек.

В последние годы в республике успешно развивается беспроводная связь. Постоянно расширяется перечень предоставляемых сервисных услуг сотовой связи. На рынке услуг сети Интернет республики работают 4 провайдера.

Охват населения телевизионным вещанием: программой OPT - 99,7%; программой РТР - 96,8%; программой Бурятской государственной телерадиовещательной компании - 69,5%.

Дорожное хозяйство. По состоянию на 1 января 2004 г. сеть дорог общего пользования Республики Бурятия составляет 6 754 км., в том числе 5 923 км. территориальных автодорог находится в оперативном управлении Республики Бурятия.

Эксплуатационное состояние более 80% существующих покрытий практически по всем направлениям достигло критического уровня, нормативный срок эксплуатации давно истек, недоремонт в целом по дорогам достиг 97%.

Жилищно-коммунальное хозяйство. Основные фонды жилищно-коммунального комплекса республики, общая стоимость которых превышает 38 000 000,0 тыс. руб., обслуживают 119 предприятий с общей численностью работающих около 16 тыс. человек.

Приоритетным направлением развития отрасли за прошедший период являлось повышение надежности работы объектов инженерной инфраструктуры.

Построен головной ствол тепломагистрали в г. Гусиноозерске, новые котельные в с. Мухоршибирь, с. Кабанск, с. Иволгинск, с. Сотниково, проведена реконструкция ветхих тепловых сетей в 15 населенных пунктах, ветхих водопроводных сетей, котельных в 5 населенных пунктах.

На объектах водоснабжения и водоотведения пробурено 9 водозаборных скважин в 7 населенных пунктах, реконструировано 6 водозаборных скважин в 6 населенных пунктах; построены водоводы в с. Иволгинск и водовод в пос. Татарский Ключ, введены в эксплуатацию канализационные сети в с. Сотниково и др.

На предприятиях жилищно-коммунального комплекса внедрена система бюджетирования, организован переход на оплату потребителями жилищно-коммунальных услуг по экономически обоснованным тарифам при обеспечении адресной социальной защиты малоимущих слоев населения.

Организуются новые формы управления жилищным фондом, одной из которых является товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ). Число ТСЖ увеличилось с 8-ми в 1998 г. до 43-х в 2004 г.

В течение 2002 - 2004 годов ежегодные темпы роста оборота розничной торговли составляли 110 - 114%.

В республике развивается инфраструктура розничной торговли и общественного питания. Уровень обеспеченности торговыми площадями вырос с 84,9% в 2002 г. до 97,0% в 2004 г. Ведется строительство крупных торговых комплексов, торговых центров, современных торговых залов.

В структуре оборота розничной торговли в 2004 году основную долю занимал г. Улан-Удэ, 74,4% всего оборота, районы Крайнего Севера - 8,1%, в том числе г. Северобайкальск - 4,3; Кабанский район - 3,7; Селенгинский и Кяхтинский районы соответственно по 2,0% от общего объема оборота розничной торговли.

Туризм. В 2002 - 2004 годах в среднем ежегодное увеличение туристского потока в Республику Бурятия составляло 5%.

В структуре турпотока внутренний туризм занимает 85%, въездной туризм - 10%, выездной - 5%. В 2004 г. республику посетило 14,8 тыс. иностранных туристов, в основном это туристы из Китая (25,7%), Монголии (32,4%) и Германии (10,4%). Количество российских туристов составит 129 тыс.чел., из них более 70% - жители Бурятии.

На сегодня 21 туристская фирма имеет туроператорскую лицензию, 28 - турагентскую. Всего на рынке в настоящее время действует 35 туристских фирм.

Материальная база туризма Бурятии насчитывает порядка 317 объектов размещения, большинство которых сосредоточено на побережье озера Байкал.

В 2003 г. объемы платных услуг, оказанных гостиницами и аналогичными средствами размещения, составили 107 400,0 тыс. руб., что на 9,6% превышает показатели 2002 г.

Однако, в целом ситуация в области развития материальной базы и инфраструктуры туризма в Бурятии характеризуется невысокой инвестиционной активностью субъектов деятельности.

Уровень удовлетворения потребностей туристов достаточно низок, что является основным фактором, сдерживающим развитие туристской отрасли и ее вклад в экономику республики.

Малое предпринимательство. Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями за 2004 г. оценке составит 4 130 000,0 тыс. руб., темп роста в фактических ценах - 228% по сравнению с 2001 г.

Общая численность работающих в сфере малого бизнеса составляет 94,1 тыс. чел. или 23,9% от численности занятых в экономике республики. Увеличение занятых в малом бизнесе по сравнению с 2002 г. составило 31,4 тыс. человек.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2003 г. составили 183 700,0 тыс. руб. Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства составляют 678 700,0 тыс. руб. или 9,6% от общей суммы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, что на 1,6% больше, чем в 2002 г.

По рейтинговой оценке, проводимой Минэкономразвития и торговли Российской Федерации, по доле занятых на малых предприятиях Республика Бурятия переместилась с 81 места в 2002 году на 68 место в 2003 году.

В 2004 году оборот внешней торговли Республики Бурятия по оценке достигнет 331 400,0 тыс.долл. и к уровню 2001 года увеличится в 1,8 раза. Положительное сальдо внешнеторгового оборота возрастет с 150 600,0 тыс. долл. в 2001 году до 281 600,0 тыс. долл. в 2004 году, а доля экспорта в ВРП Республики Бурятия увеличится с 13% до 16%.

Возросли экспортные поставки машиностроительной продукции в 2,5 раза, продовольственных товаров - в 2,8 раза, каменного угля - в 1,4 раза, лесопродукции - на 55%. Доля продукции машиностроения в общем объеме экспорта увеличилась с 48% до 60%, продовольственных товаров с 5,6% до 8,5%, при одновременном снижении доли древесины и изделий из нее с 27% до 20%, продукции топливно-энергетического комплекса на 4 пункта, металлов и изделий из них с 8% до 3%.

Значительную долю в экспортно-импортных операциях республики занимают страны дальнего зарубежья, объем внешнеторгового оборота с которыми за рассматриваемый период увеличился в 2,1 раза, а их доля в общем объеме внешней торговли выросла с 81,6% до 97%.

Основными партнерами Бурятии во внешней торговле в течение рассматриваемого периода страны оставались страны Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР).

На их долю приходится более одной трети всего внешнеторгового оборота республики. Китай - традиционный партнер Бурятии по экспорту древесины и изделий из нее. Монголия - основной покупатель продовольственных товаров, Республика Корея и Япония - каменного угля.

Реализация межправительственного Соглашения с Монголией позволила республике увеличить в 2004 году внешнеторговый оборот с Монголией в сравнении с 2001 годом в 1,6 раза, в том числе экспорт - в 2,5 раза. При этом значительно расширилась номенклатура, и увеличились объемы продукции, поставляемой на монгольский рынок товаропроизводителями республики. Доля Республики Бурятия в объеме внешней торговли России с Монголией в течение последних четырех лет остается более 10%.

Важными внешнеторговыми партнерами республики являются Алжир, Иран, Пакистан и Эритрея, куда осуществляются поставки авиационной техники и комплектующих к ней, объем которых в 2003 году составил 211,1 млн.долл. или 65% от всего объема экспорта республики.

1.2.4. Инвестиционная деятельность и финансы

Финансовая обеспеченность Республики Бурятия. В 2004 году финансовые ресурсы республики составят по оценке 23 800 000,0 тыс. руб. Финансовая обеспеченность на одного жителя республики достигнет 19,4 тыс. руб.

Сумма расходуемых финансовых ресурсов в 2004 г. достигнет 23 700 000,0 тыс. руб. с ростом к уровню 2001 г. в 1,1 раза.

Основная часть расходов производится хозяйствующими субъектами, на их долю приходится 37,2% расходов, на долю бюджетов приходится 35,1%.

За период 2000 - 2003 годов продолжается рост абсолютной суммы убытков крупных и средних предприятий республики за счет ежегодных убытков предприятий ЖКХ. Доля прибыльных предприятий возросла с 37% в 2000 г. до 52,8% в 2003 г.

Оборотный капитал крупных и средних организаций за 2000 - 2003 годы увеличился более чем в 2 раза, при этом доля собственных средств организаций в покрытии оборотного капитала остается низкой.

В источниках формирования оборотного капитала велика доля кредиторской задолженности, которая свидетельствует о дефиците собственных оборотных средств организаций.

Инвестиционная деятельность

За 2002 - 2004 годы по оценке привлечено инвестиций в основной капитал 23 015 400,0 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 1 877 000,0 тыс. руб.; республиканского бюджета - 2 261 000,0 тыс. руб.; внебюджетных средств - 18 877 400,0 тыс. руб.

В 2003 году более 45% от общего объема в основной капитал направлены на завершение строительства Северо-Муйского участка БАМа. Сложившаяся ситуация позитивно отразилась на инвестициях в основной капитал, по темпам их роста в 2003 году республика опережала среднероссийский показатель на 16,3%. В структуре ВРП доля инвестиций в основной капитал увеличилась с 16,2% в 2002 году до 17,9% в 2003 году.

В связи с завершением в 2003 г. строительства данного участка БАМа в 2004 г. ожидается сокращение общего объема инвестиций до 6 814 500,0 тыс. руб. (76% к уровню 2003 г.).

На фоне общего сокращения инвестиций наблюдается рост инвестиционной активности организаций в таких отраслях экономики республики, как связь - в 2,1 раза, транспорт - в 1,9 раза, строительство - в 1,5 раза.

На протяжении последних лет основным источником инвестиций в основной капитал являются собственные средства предприятий. Их доля в общем объеме инвестиций увеличилась с 52,8% в 2002 году до 64,3% в 2004 году. Доля амортизационных отчислений, направляемых на инвестиции в основной капитал, увеличилась с 87,3% до 90,5%.

При наметившейся тенденции снижения государственных инвестиций (с 20,8% в 2002 году до 17,8% в 2004 году) они по-прежнему являются единственным источником финансирования строительства и реконструкции объектов социальной сферы. Так, за период 2002 - 2004 годов было введено в эксплуатацию 12 объектов социальной инфраструктуры. Это позволило сократить различия в уровне фактической обеспеченности объектами образования, здравоохранения и культуры в 10 муниципальных образованиях республики.

Доля инвестиций в ВРП в 2003 году выше на 1,7 процентных пункта по сравнению с 2002 годом и составила 17,9%.

Таблица 2. Динамика инвестиций на душу населения в РБ и РФ

Таблица 2


2002 год

2003 год

2004 год

РФ

РБ

РФ

РБ

РФ

РБ

Численность населения, тыс. чел.

145 200

981,2

144 200

979,4

142 100

974,3

Инвестиции на душу населения, тыс. руб.

12,2

6,6

15,1

10,6

19,0

7,6

Развитие рынка ценных бумаг и фондового рынка. Фондовый рынок республики представлен более 800 эмитентами, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую, депозитарную деятельность и деятельность по доверительному управлению, регистраторскую деятельность десятью страховыми компаниями, включая 9 филиалов и 2 негосударственных пенсионных фонда.

Государственные финансы. 2002 - 2004 годы были отмечены стабилизацией государственных финансов Республики Бурятия. Темпы роста доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия в 2004 г. к 2001 г. составили 181,4 %, в том числе рост собственных доходов составил 178,8 % .

За прошедшие 3 года консолидированный бюджет вырос в 1,8 раза. Произошедшие количественные и качественные изменения связаны с изменениями в межбюджетных отношениях, а также с преобразованиями в экономике и социальной сфере.

Таблица 3.

Таблица 3

Основные параметры консолидированного бюджета Республики Бурятия в 2000 - 2003 годах

Наименование показателя

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Доходы, млн.руб.

4 288,4

7 480,2

10 988,0

12 611,2

Расходы, млн.руб.

5 440,1

7 786,5

11 713,2

12 557,9

Дефицит (-), профицит (+), млн.руб.

-1 151,7

-306,3

-752,2

53,3

Отношение дефицита к соб.доходам

48,5%

7,7%

14,8%

0,0%

ВРП, млн.руб.

21 691,0

30 244,0

39 066,0

47 357,0

Доля доходов в ВРП

19,8%

24,7%

28,1%

26,6%

Доля расходов ВРП

25,1%

25,7%

30,0%

26,5%

При относительной стабильности доходной базы республики по отношению к ВРП уровень налоговых поступлений в ВРП имеет устойчивую тенденцию к снижению. Среди факторов, повлиявших на подобную динамику, можно выделить:

снижение налоговой нагрузки на экономику;

значительный удельный вес теневого сектора в экономике;

низкую эффективность инвестиционных расходов бюджета;

проводимую политику разграничения доходных источников между федеральным центром и регионами.

Таблица 4. Динамика собственных доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия в 2000 - 2003 годы

Таблица 4


Наименование показателя

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Собственные доходы, млн. руб.

2 375,5

3 954,0

4 894,0

5 698,0

Темп роста собственных доходов

166,4%

123,8%

116,4%

Индекс потребительских цен *

120,0%

121,0%

111,0%

114,0%

* - данные за 2003 год представляют собой предварительную оценку индекса

Большой удельный вес в доходах бюджета сохраняет финансовая помощь из федерального бюджета.

Расходы бюджета за 2002 - 2004 годы выросли в 1,7 раза, связанные с сокращением дефицита бюджета, обеспечением баланса бюджетных обязательств и доходных возможностей.

Основные усилия в эти годы были направлены на сохранение необходимой сети социальной сферы, обеспечение финансирования "защищенных" статей расходов бюджета. Удельный вес расходов бюджета, направляемых на социально-культурную сферу, вырос на 19,0%, с 41,6% до 60,6%.

Вследствие дифференциации бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Бурятия количество высоко дотационных муниципальных образований возросло с 5 муниципальных образований в 2001 году до 22 в 2003 году. В целом, доля собственных доходов местных бюджетов за 2001 - 2003 годы снизилась с 53,9% до 27,6%. Основной причиной этому послужил пересмотр нормативов отчислений от регулирующих налогов в нижестоящие бюджеты.

Разработана формализованная методика распределения финансовой помощи. Для расчета социальных норм и финансовых нормативов проведена полная инвентаризация сети бюджетных учреждений на всех уровнях бюджета, обоснованность содержания на бюджете тех или иных учреждений и участков.

Развитие банковского сектора. Динамично развивается банковский сектор. Уровень капитализации самостоятельных кредитных организаций региона за указанный период вырос в 2 раза со 611 100,0 тыс. руб. в 2002 году до 1 212 900,0 тыс. руб. в 2004 году. Рост достигнут за счет оплаты акций, выпущенных банками, эмиссионного дохода по акциям банков, улучшения финансового результата.

Повысилась кредитная активность банков. Ссудная задолженность по кредитам, выданным субъектам экономики республики, за 2002 - 2004 годы возросла в 4,2 раза или на 6 500 000,0 тыс. руб. Доля кредитов, выданных на срок свыше 1 года, возросла за указанный период на 32 процентных пункта (с 16% в 2002 году до 48% в 2004 году). Общий объем кредитов, выданных субъектам экономики республики за 2002 - 2004 годы, составил 37 700 000,0 тыс. руб.

Сохраняющийся экономический рост и снижение ставки рефинансирования Банка России позволили банкам республики снизить процентные ставки по банковским кредитам, выданным юридическим лицам (в рублях), на 9,3 процентных пункта.

Доля кредитных вложений банков в экономику в их активных операциях за 2002 - 2004 годы возросла на 23,2 процентных пункта и составила 73,4%. Доля кредитных вложений к общему объему привлеченных средств увеличилась на 23,7 процентных пункта и составила 88%, т.е. на каждый рубль привлеченных банками средств приходится 88 копеек кредитных вложений в экономику республики.

1.3. Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического развития

Развитие экономики и социальной сферы Республики Бурятия осуществляется в рамках федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В рамках федерального законодательства приняты республиканские законы, нормативные правовые акты, осуществлены организационные мероприятия, позволяющие активизировать процессы социально-экономического развития, повысить инвестиционную привлекательность Республики Бурятия.

В республике введена система индикативного управления, целью которой является обеспечение согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, направленных на формирование устойчивого экономического роста и повышение уровня жизни населения.

Введение системы индикативного управления направлено на выявление внутренних резервов в экономике, определение четких целей развития и эффективное их отслеживание и должно способствовать обеспечению уровня экономической самодостаточности жителей республики, хозяйствующих субъектов, городов и районов, республики в целом.

Практически создана полная нормативно-правовая база. Разработано и принято более 40 нормативных актов, введен регламент системы индикативного управления.

Система индикативного управления в республике реализуется на 4 уровнях: республика - районы и города - отрасль - хозяйствующие субъекты, которые между собой логически увязаны с основными макроэкономическими индикаторами.

Целеполагающим актом в деятельности Правительства Республики Бурятия является программа социально-экономического развития. В республике выстроена система программирования на долго-, средне- и краткосрочную перспективы.

Законом Республики Бурятия принята Программа социально-экономического развития Бурятии на 2002 - 2004 годы. Для реализации среднесрочной Программы ежегодно разрабатывается Программа социально-экономического развития на 1 год.

Механизмом реализации экономической и социальной политики Правительства Республики Бурятия и ресурсным обеспечением являются годовые республиканские инвестиционные программы.

В республике проводится целенаправленная работа по совершенствованию системы социальной поддержки и обеспечению эффективной защиты социально уязвимых категорий населения. Так, за 3 года открыто 5 учреждений социального обслуживания семьи и детей и столько же перепрофилировано. Количество несовершеннолетних, прошедших реабилитацию в действующих на текущий момент 20 учреждениях, увеличилось на 17,3% раза (2001 г. - 3 505, 2004 г. - 4 110).

В рамках реализации республиканских целевых программ "Социальная политика", "Семья и дети Республики Бурятия" только в 2004 году на поддержку детей из социально неблагополучных семей из республиканского и местных бюджетов выделено 35 600,0 тыс. руб. Развивается сеть детских оздоровительных учреждений, так, если в 2001 году их действовало 1432, то в 2004 году - 1710. Системой круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков было охвачено 80% от общего числа детей в возрасте от 7 до 17 лет.

С целью преодоления негативных тенденций в 2002 году в республике была принята Концепция демографического развития Республики Бурятия на период до 2010 года, реализация которой была направлена на повышение уровня рождаемости, укрепление института семьи, снижение уровня смертности и стабилизацию миграционной ситуации.

Для преодоления негативных тенденций на рынке труда в республике реализовывалась Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест на 2001 - 2004 годы, в рамках которой создано и сохранено свыше 25 тысяч рабочих мест. В этот же период осуществлялись мероприятия Программы подготовки персонала на производстве, обучено около 75 тыс. человек.

В целом, усилия, предпринимаемые Правительством Республики Бурятия, по снижению уровня бедности, были направлены на реформирование системы заработной платы во всех отраслях экономики (увеличение доли и уровня заработной платы), увеличение уровня занятости населения, снижение темпов роста инфляции, оказание социальной адресной защиты населения на основе персонифицированного учета льготных категорий граждан. Введен в действие механизм тарифного регулирования.

Реализуются Программа государственных гарантий оказания населению Республики Бурятия бесплатной медицинской помощи, федеральные и республиканские целевые программы, что позволило снизить заболеваемость и смертность по некоторым видам заболеваний.

В редакции Закона Республики Бурятия от 14.03.2007 N 2093-III

Реализовывался комплекс мероприятий по охране материнства и детства, борьбе с социально значимыми заболеваниями, профилактике и лечению неинфекционных хронических заболеваний.

Внедрены новые медицинские технологии: компьютерная и магниторезонансная томографии, эндопротезирование крупных суставов, эндоскопическая и эндоваскулярная хирургии, телеконсультирование больных в федеральных медицинских центрах.

Разработаны и реализуются республиканская целевая программа "Развитие образования и науки в Республике Бурятия на 2004 - 2007 годы", Концепция развития воспитания в системе образования Республики Бурятия на 2003 -2008 годы, Концепция развития попечительского движения в Республики Бурятия на 2003 - 2010 годы.

Реализация мероприятий республиканских целевых программ позволила добиться укрепления материально-технической базы учреждений образования, улучшения положения детей-сирот, детей из социально незащищенных и малообеспеченных семей, развития фундаментальных и прикладных научных исследований. Продолжается работа по перестройке учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования на основе интегрированных учебных планов и программ.

Реализация мер в социальной сфере позволила:

повысить среднедушевые денежные доходы населения в 2004 году в 2,1 раза в сравнении с 2001 годом;

повысить реальные располагаемые денежные доходы населения за 2002 -2004 годы на 31,2%;

снизить общий уровень безработицы с 16,8 % в 2001 году до 15,2% в 2004 году;

снизить младенческую смертность в 2004 году в сравнении с 2001 годом на 8%.

В целях создания благоприятных условий развития промышленного производства реализуются Концепция промышленной политики Республики Бурятия на 1999 - 2005 годы, Концепция развития товарных рынков Республики Бурятия на 2000 - 2005 годы, Стратегия развития угольной отрасли Республики Бурятия, Программа реструктуризации и развития лесной промышленности Бурятии до 2005 года, программа "Развитие экспорта Республики Бурятия на 2000-2005 годы".

В результате реализации Программы энергосбережения Республики Бурятия экономический эффект составил в 2002 году - 3 300,0 тыс. руб., в 2003 году - 1 500,0 тыс. руб.

Заключено Соглашение между Правительством Республики Бурятия, ОАО "Бурятэнерго" и ОАО "Гусиноозерская ГРЭС". В результате подписания данного Соглашения удается избежать энергетического кризиса в период отопительного сезона.

Разработан механизм государственной поддержки реального сектора экономики, проводится работа по созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности, предпосылок для формирования корпоративных структур. Проводилась протекционистская политика по продвижению продукции местных товаропроизводителей на внутреннем рынке и оказывалось содействие ее продвижению за пределами республики.

Государственная поддержка деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется предоставлением:

бюджетных кредитов на возвратной и платной основах;

компенсационных выплат части учетной ставки коммерческих банков по полученным предприятиями кредитам;

гарантий (поручительств) Правительства Республики Бурятия под привлекаемые кредитные ресурсы;

бюджетных инвестиций предприятиям, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов;

субсидий на условиях долевого финансирования инвестиционных проектов.

Меры государственной поддержки реального сектора экономики позволили обеспечить рост за 2002 - 2004 годы:

валового регионального продукта - на 23,1%;

промышленного производства - на 35,7%;

сельскохозяйственного производства - на 2,4%;

оборота розничной торговли - на 40%;

внешнеторгового оборота - в 2004 году в 1,8 раза к уровню 2001 года.

Одним из наиболее действенных инструментов по координации деятельности предприятий Правительство Республики Бурятия считает заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с наиболее крупными предприятиями. В 2003 году организации, заключившие соглашения, обеспечили производство около 77% общего объема промышленной продукции.

Активная протекционистская поддержка оказывалась большинству организаций-экспортеров промышленной продукции (ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", ОАО "Селенгинский ЦКК", ОАО "Улан-Удэнская тонкосуконная мануфактура", ОАО "Байкальская лесная компания", ЗАО "Амта", ОАО "Улан-Удэнская макаронная фабрика" и др.)

В 2003 году экспорт продукции вырос в 2 раза в сравнении с 2001 годом и достиг 325,0 млн. долл. При этом доля в экспорте продукции обрабатывающих отраслей возросла на 7%, в том числе доля машиностроения - на 16%.

С целью создания новых производств распределены либо объявлены конкурсы на распределение лицензий на добычу ряда крупных месторождений полиметаллов, бериллия, урана, гранулированного кварца.

Государственная поддержка отраслей сельского хозяйства осуществлялась в виде страхования посевов, введения льготного налогообложения и кредитования, выделения дотаций и компенсаций отдельных видов продукции, прямого субсидирования производственных и социальных программ развития агропромышленного комплекса.

В республике действуют принятые Правительством Республики Бурятия концепция экономического роста, государственной поддержки в агропромышленном комплексе Республики Бурятия, реформирования системы заработной платы и доходов работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, республиканские целевые программы: "Развитие животноводства Республики Бурятия до 2010 года", "Социальное развитие села на 2004 - 2006 годы и до 2010 года".

Положительную роль сыграла политика Правительства Республики Бурятия по повышению товарности личных подсобных хозяйств через создание системы сельской кредитной кооперации и микрокредитования.

За это время официально зарегистрирован и работает 41 сельский потребительский кредитно-сберегательный кооператив в 13 районах. В их состав вошло более 2 000 человек с суммой паевых взносов в 10 000,0 тыс. руб. Общая сумма кредитных ресурсов с учетом кредитов коммерческих банков составляет более 30 000,0 тыс. руб.

В рамках оказания государственной поддержки, начиная с 2001 года 20 кооперативов республики из 9 районов получили бюджетный кредит под 10% годовых в сумме 8 600,0 тыс. руб.

Государственная поддержка позволила дополнительно к сумме бюджетного кредита привлечь, кроме средств пайщиков, около 20 000,0 тыс. рублей средств из других источников, в том числе:

из фонда развития сельских кредитных кооперативов России 3 200,0 тыс. руб.;

из кредитов коммерческих банков 5 000,0 тыс. руб.;

12 900,0 тыс. рублей за счет средств местных бюджетов, в том числе 4 900,0 тыс. рублей на безвозвратной основе.

Получили микрокредиты более 1 500 владельцев личных подсобных хозяйств, средняя сумма микрокредита составляет 21 тыс. руб. Средства были направлены на проведение сезонных работ, приобретение скота, в том числе племенного, горюче-смазочных материалов, запасных частей, минисельхозтехники, семян, кормов, на строительные работы.

В 2003 году государственная поддержка предприятиям АПК из средств республиканского бюджета составила 246 500,0 тыс. руб.

Наибольшая доля государственной поддержки была направлена на производство молока и развитие племенного дела. В результате за три года производство молока составило 691 тыс. тонн, что на 40% выше программных цифр.

В 2002 - 2004 годах в рамках поставки по лизингу сельским товаропроизводителям и организациям пищевой промышленности машин и оборудования из республиканского бюджета выделено 108 300,0 тыс. руб.

В целях эффективного расходования бюджетных средств при закупках товаров (работ, услуг) для республиканских нужд в республике внедрен механизм конкурсного осуществления закупок продукции для государственных нужд, реализуется Закон Республики Бурятия "О закупках товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд Республики Бурятия".

При проведении закупок продукции для республиканских нужд за 2003 год сумма заключенных договоров на поставку товаров (работ, услуг) составила 2 023 500,0 тыс. рублей, что на 67,8 % выше уровня предыдущего года - 1 372 000,0 тыс. рублей, экономия бюджетных средств составила 16 300,0 тыс. рублей.

В целях эффективной работы транспорта и связи реализуются Концепция транспортной политики, Концепция создания сети распространения программ регионального телевидения Республики Бурятия с 2001 по 2007 годы, Программа "Перевод проводного радиовещания на беспроводное эфирное УКВ - ЧМ вещание".

В рамках реализации республиканской целевой программы "Переселение граждан в Республики Бурятия из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002 - 2010 годы" ликвидировано 26 тыс.кв.м. ветхого и аварийного жилищного фонда, переселено 1 661 человек.

В редакции Закона Республики Бурятия от 14.03.2007 N 2093-III

В целях имущественной поддержки малого предпринимательства в республике внедрен Регламент обращений субъектов малого предпринимательства по вопросам приобретения недвижимого имущества в аренду и оформления договоров аренды по технологии "одного окна".

Создана инфраструктура поддержки предпринимательства: 6 районных фондов поддержки предпринимательства, Агентство поддержки предпринимательства, Центр правовой защиты предпринимателей, 30 консалтинговых фирм, Центр инноваций и поддержки предпринимательства.

Организована работа в сфере оказания финансово-кредитной поддержки субъектам малого предпринимательства, страхования субъектов малого предпринимательства. Важным стимулом для предпринимательской деятельности явилось выделение отдельной квоты в размере 15% от общей суммы государственных закупок для субъектов малого предпринимательства.

Сформирована единая информационная база незадействованных производственных площадей и нежилых помещений, находящихся в федеральной, республиканской, муниципальной и частной собственности, а также бесхозных объектов, не завершенных строительством, с целью передачи их субъектам малого предпринимательства.

1.4. Действующие на территории Республики Бурятия федеральные и республиканские целевые программы

Участие в федеральных целевых программах позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы из федерального бюджета для решения важнейших проблем социально-экономического развития Республики Бурятия.

Таблица 5. Перечень федеральных целевых программ в Республике Бурятия

Таблица 5


N п/п

Названия федеральных программ (подпрограммы)

финансирования из федерального бюджета, млн. рублей 2004 г.

1

"Модернизация транспортной системы России" (до 2010 года)

72,9

2

"Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года"

1,2

3

"Жилище" (2002 - 2010 годы)

49,1

4

"Социальное развитие села до 2010 года"

7,0

5

"Дети России" (2001 - 2002 годы), (2003 - 2006 годы)

11,0

6

"Развитие образования" (2001 - 2005 годы)

9,0

7

"Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации" (2002 - 2006 годы)

5,0

8

"Развитие налоговых органов (2002 - 2004 годы)"

10,0

9

"Экология и природные ресурсы России" (2002 - 2010 годы)

92,0

10

"Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" (2002 - 2006 годы)

79,3

11

"Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010 годы)

6,5

12

"Сохранение и развитие архитектуры исторических городов" (2002 - 2010 годы)

0,5

13

"Электронная Россия" (2002 - 2010 годы)

8,4

14

"Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы и до 2010 года"

85,0

15

"Повышение плодородия почв России на 2002 - 2005 годы"

11,9

16

Непрограммная часть ФАИП (Бурятская Государственная сельскохозяйственная академия: спорткомплекс - 3 000,0 тыс. рублей, учебный корпус кафедры землеустройства - 4 000,0 тыс. рублей)

7,0

ВСЕГО по программам:

455,8

Одним из важных направлений обеспечения инвестиционной политики является реализация республиканских целевых программ. Для упорядочения их разработки и повышения эффективности использования бюджетных средств издан Указ Президента Республики Бурятия от 24 марта 2003 года N 84.

В целях концентрации инвестиционных средств на особо значимых объектах и мероприятиях объемы финансирования из республиканского бюджета целевых программ увязываются с соответствующими федеральными целевыми программами.

Определен механизм осуществления государственной поддержки индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, который включает в себя более упрощенную процедуру участия в конкурсном отборе.

Государственные инвестиции, направленные на реализацию целевых программ в сумме 650 700,0 тыс. руб. (2003 год), способствовали реализации на территории республики 14 федеральных и 37 республиканских целевых программ, при этом средства федерального бюджета составили 314 300,0 тыс. руб., республиканского - 336 400,0 тыс. руб.

1.5. Основные проблемы социально-экономического развития Республики Бурятия

К наиболее актуальным и нерешенным проблемам, определяющим приоритетность социальной политики, относятся:

ухудшение демографической ситуации. По состоянию на 1 января 2004 года численность населения республики составила 974,3 тыс. человек, сократившись в сравнении с 2001 годом на 18,1 тыс. человек, в том числе за счет естественной убыли - на 5,6 тыс. человек, миграционного оттока - 12,5 тыс. человек. Коэффициент естественного прироста населения имел отрицательное значение (- 1,9 в 2003 году);

сохранение высокого уровня безработицы - 15,2% от экономически активного населения;

высокий уровень бедности населения. В 2004 году за чертой бедности находилось 39,6% населения республики при среднероссийском значении данного показателя на уровне 20%;

низкий уровень показателей репродуктивного здоровья и здоровья новорожденных. Средняя величина показателя младенческой смертности (14,5 на 1000 родившихся живыми) в республике превышает как уровень Сибирского федерального округа (13,9 на 1000 родившихся живыми), так и уровень среднероссийского значения (12,4 на 1000 родившихся живыми);

недостаточная обеспеченность медицинскими кадрами в сельских районах республики;

низкий уровень обеспеченности местами детей в дошкольных учреждениях. Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями составила 51,8 мест на 100 детей дошкольного возраста. При этом обеспеченность местами сохраняется на уровне 77 - 80% от значения среднероссийского показателя;

слабая материально-техническая база учреждений образования и культуры.

В промышленности, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве остаются нерешенными следующие основные проблемы:

высокая степень физического и морального износа основного капитала, наличие значительного числа предприятий с устаревшим технологическим укладом и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции, не обладающих собственными инвестиционными ресурсами для обновления технологической базы;

недостаточный уровень освоения новых видов наукоемкой конкурентоспособной продукции, незначительная доля инновационно - активных предприятий. В 2002 году инновациями занимались только 20 из 180 обследованных предприятий (11%), доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции составляла 6,2%. Из 17 инновационно - активных предприятий новые технологии приобрели только 5. В республике имеется достаточный научный потенциал для развития инновационного предпринимательства, но отсутствует взаимодействие между субъектами инновационной деятельности;

предоставления долгосрочных кредитов на инвестиционные цели и пополнение оборотных средств.

Несмотря на принимаемые меры в агропромышленном комплексе республики остается нерешенным ряд проблем: у большинства сельских товаропроизводителей отсутствуют собственные средства для приобретения техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, происходит значительное выбытие основных фондов, снижается плодородие почв.

Проблемы транспортного комплекса и связи:

низкий объем услуг воздушного транспорта: эксплуатируется только 3 аэропорта местных воздушных линий, существует необходимость серьезной реконструкции Улан - Удэнского аэропорта;

изношенность транспортных средств, технологическое отставание технических средств и недостаток инвестиций для нормального воспроизводства инфраструктуры;

неудовлетворительная транспортная доступность в большинство сельских населенных пунктов. Особенно эта проблема актуальна для прибайкальских территорий, загруженных туристическими потоками;

большое различие между уровнем развития телекоммуникаций в г. Улан -Удэ и в районах республики, где практически отсутствуют качественные линии связи и современные пользовательские программно-технические средства.

Основными факторами, препятствующими наиболее полному и эффективному использованию туристских объектов, являются:

отсутствие планов и схем развития туристских зон, что приводит к увеличению рекреационной нагрузки в наиболее популярных зонах отдыха и, соответственно, нарушению экологического равновесия;

недостаточное развитие туристской и производственной инфраструктуры (дороги, связь, коммуникации, очистные сооружения и др.).

Основными проблемами при развитии малого предпринимательства в Республике Бурятия остаются:

трудности в получении банковских кредитов;

наличие административных барьеров, излишний контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью;

слабое развитие схем микрофинансирования субъектов малого предпринимательства.

Проблемы охраны окружающей среды

Экологическая обстановка в Республике Бурятия наиболее нарушена в городах и промышленных центрах.

Основные проблемы в сфере природопользования и охраны окружающей среды:

загрязнение воздушной среды. Основными источниками выбрасываемых вредных веществ в атмосферу являются предприятия энергетики (от 64 - 65% от суммарных выбросов). Высок уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Улан-Удэ и поселке Селенгинск, индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) в 2004 году превысил 20 (норма < 5);

сброс сточных загрязненных вод в водные объекты. В 2004 году объем сбрасываемых в водные объекты загрязненных сточных вод по оценке достигнет 67,85 млн. м3, с увеличением к уровню 2003 года на 1,5%;

несоответствие качества вод. Напряженность обеспечения населения питьевой водой в Бурятии сохраняется, в 145 населенных пунктах ее качество не соответствует ГОСТ "Вода питьевая";

республика относится к наиболее паводкоопасным регионам России. Ежегодно экономика республики несет затраты на возмещение ущерба от наводнений;

наличие экологически опасных хозяйственных объектов. Накопленные в результате деятельности Джидинского вольфрамомолибденового комбината 44,5 млн. тонны отходов обогащения, складированных в два хвостохранилища, представляют реальную угрозу для экосистемы города, района и жизни людей. Также происходит загрязнение вод на реке Селенге в г.Улан-Удэ и поселке Наушки, на реке Уде в районах расположения нефтехранилищ.

Неразвиты системы сбора и использования вторичных ресурсов, твердых бытовых отходов, их хранения и обезвреживания.

Влияние "байкальского фактора"

Более 80% водосборной площади озера Байкал приходится на Республику Бурятия и ограничения, налагаемые особым режимом хозяйственной деятельности, распространяются практически на всю территорию республики. Существенное ухудшение условий хозяйственной деятельности в республике под воздействием "байкальского фактора" сказывается на экономике республики сразу в нескольких направлениях:

жесткие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на экологическую систему озера Байкал влияют на удорожание себестоимости произведенной продукции, в которой удельный вес экологических затрат выше по сравнению со среднеотраслевыми нормативами;

платежи за пользование водными ресурсами в бассейне озера Байкал превышают единый тариф на водохозяйственных системах России в 1,7 раза или 47 500,0 тыс. руб. дополнительных затрат в экономике республики ежегодно;

регламентация режимов хозяйственной деятельности в прибрежной зоне и ограничения рубок в водосборной площади озера Байкал, введение особо охраняемых территорий вызывает удорожание лесопродукции на 60 - 80%;

запрещение или ограничение применения минеральных удобрений и средств химической защиты привело в 2003 году к потерям сельскохозяйственной продукции на сумму 3 995 100,0 тыс. руб.;

дополнительные затраты, связанные с необходимостью закрытия и перебазирования из водоохранной зоны озера Байкал и других водных систем производственных объектов сельского хозяйства, промышленности, модернизации и перепрофилирования отопительных систем и т.д.;

суммарно издержки и потери в 2003 году составили 7 167 800,0 тыс. руб., при этом недополученная валовая добавленная стоимость составила 6 181 400,0 тыс. руб., а доля прямых убытков в ВРП - 14%. Объем некомпенсированных прямых потерь Республике Бурятия в 2003 году составил 1 630 400,0 тыс. руб.;

прямые потери продукции в экономике республики в 2003 году составили 7 167 800,0 тыс. руб., в 2004 году оцениваются на уровне до 8 682 500,0 тыс. руб., из которых 58% (4 458 500,0 тыс. руб.) приходится на сельское хозяйство и оставшаяся часть - на лесопромышленный комплекс.

2.1. Основная цель и задачи Программы

Основная цель Программы - повышение уровня и качества жизни населения, сокращение бедности населения до 26 - 22% к 2007 году.

Достижение поставленной цели будет обеспечиваться за счет формирования динамично развивающейся модели экономики республики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста, на основе эффективного использования производственного, ресурсного, природного потенциала и конкурентных преимуществ республики, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, сокращения административных барьеров для развития бизнеса в республике, формирования соответствующей инфраструктуры, совершенствования нормативной правовой базы социально-экономического развития Республики Бурятия.

Главная задача - устойчивый экономический рост, обеспечивающий ежегодный прирост валового регионального продукта на уровне 6 - 8%, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, создание организационных и правовых условий для обеспечения конкурентоспособности экономики и сокращение отставания социально-экономического развития Республики Бурятия от среднероссийских показателей на основе:

создания условий, способствующих привлечению инвестиционных ресурсов в экономику республики;

освоения крупных месторождений и развития минерально-сырьевой базы;

создания предпосылок для роста промышленного производства, конкурентоспособного на внутреннем и внешнем рынках;

наращивания производственно-ресурсного потенциала в сельском хозяйстве, развития пищевой промышленности, поддержки местных сельхозтоваропроизводителей, формирования кластеров "Мясо", "Рыба", "Молоко";

развития производства конкурентоспособных строительных материалов, формирования кластера "Жилье";

использования уникальных природных и рекреационных ресурсов для повышения эффективности индустрии туризма;

динамичного развития малого предпринимательства;

развития межрегиональной кооперации и внешнеэкономических связей республики, в том числе со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, развития приграничного сотрудничества с Монголией;

комплексного развития транспортной инфраструктуры для обеспечения внутренних и внешних связей;

повышения доступности и качества образовательных услуг, медицинской помощи, сохранения и развития культурного потенциала;

обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Решение поставленных задач и достижение цели Программы позволит сократить отставание социально-экономического развития Республики Бурятия от среднероссийских показателей.

Таблица 6

Основные индикаторы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы


N

Наименование показателя

Ед. изм.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

темпы за 2005 - 2007 г.г.

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2005 2007 ГОДЫ

Название документа: О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2005 2007 ГОДЫ

Номер документа: 1069-III

Вид документа: Закон Республики Бурятия

Принявший орган: Народный Хурал Республики Бурятия

Статус: Недействующий

Опубликован: Бурятия, N 56, 02.04.2005
Дата принятия: 30 марта 2005

Дата редакции: 12 апреля 2007