Недействующий


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2005 года N 1996

О принятии областной целевой программы "Дети Южного Урала" на 2006-2010 годы



Законодательное собрание Челябинской области

постановляет:

1. Принять областную целевую программу "Дети Южного Урала" на 2006-2010 годы (приложение).

2. Признать утратившими силу:

постановление Законодательного собрания Челябинской области от 27 декабря 2001 года N 386 "О региональной программе "Дети Южного Урала" на 2001-2005 годы" (Ведомости Законодательного собрания Челябинской области, 2001, вып.13, декабрь);

постановление Законодательного собрания Челябинской области от 26 декабря 2002 года N 780 "О внесении изменений и дополнения в региональную программу "Дети Южного Урала" на 2001-2005 годы" (Ведомости Законодательного собрания Челябинской области, 2002, вып.13, декабрь);

постановление Законодательного собрания Челябинской области от 24 апреля 2003 года N 870 "О внесении изменений и дополнений в региональную программу "Дети Южного Урала" на 2001-2005 годы" (Ведомости Законодательного собрания Челябинской области, 2003, вып.4, апрель);

постановление Законодательного собрания Челябинской области от 29 мая 2003 года N 908 "О внесении изменений в региональную программу "Дети Южного Урала" на 2001-2005 годы" (Ведомости Законодательного собрания Челябинской области, 2003, вып.5, май);

постановление Законодательного собрания Челябинской области от 28 августа 2003 года N 968 "О внесении изменений в региональную программу "Дети Южного Урала" на 2001-2005 годы" (Ведомости Законодательного собрания Челябинской области, 2003, вып.7, август);

постановление Законодательного собрания Челябинской области от 18 декабря 2003 года N 1122 "О внесении изменений в региональную программу "Дети Южного Урала" на 2001-2005 годы" (Ведомости Законодательного собрания Челябинской области, 2003, вып.12, декабрь);

постановление Законодательного собрания Челябинской области от 24 июня 2004 года N 1269 "О внесении изменений в региональную программу "Дети Южного Урала" на 2001-2005 годы" (Ведомости Законодательного собрания Челябинской области, 2004, вып.5, июнь);

постановление Законодательного собрания Челябинской области от 28 октября 2004 года N 1479 "О внесении изменений в региональную программу "Дети Южного Урала" на 2001-2005 годы" (Ведомости Законодательного собрания Челябинской области, 2004, вып.8, октябрь);

постановление Законодательного собрания Челябинской области от 30 ноября 2004 года N 1549 "О внесении изменений в региональную программу "Дети Южного Урала" на 2001-2005 годы" (Ведомости Законодательного собрания Челябинской области, 2004, вып.9, ноябрь).

Председатель
Законодательного собрания
Челябинской области
В.В.Мякуш


Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Челябинской области
от 22 декабря 2005 года N 1996

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Дети Южного Урала" на 2006-2010 годы

     

ПАСПОРТ
областной целевой программы "Дети Южного Урала" на 2006-2010 годы

Наименование Программы

-

областная целевая программа "Дети Южного Урала" на 2006-2010 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

-

распоряжение Губернатора Челябинской области от 28 марта 2005 года N 397-р "О создании рабочей группы"

Государственный заказчик Программы

-

Правительство Челябинской области

Государственный заказчик-координатор

-

Министерство социальных отношений Челябинской области

Разработчики Программы

-

Министерство здравоохранения Челябинской области; Министерство социальных отношений Челябинской области;

Министерство образования и науки Челябинской области;

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Челябинской области

Перечень подпрограмм

-

"Дети-инвалиды"

"Дети-сироты"

"Здоровый ребенок"

"Одаренные дети"

"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Цель Программы

-

создание благоприятных условий для улучшения положения детей в Челябинской области

Задачи Программы

-

улучшение качества жизни и показателей здоровья детей;

создание условий дли выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной и социальной самореализации, профессионального самоопределения;

создание условий для личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшения качества их жизни;

обеспечение комплексного решения проблем детей-инвалидов;

совершенствование системы профилактической работы среди несовершеннолетних по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами, детской беспризорности и безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, улучшения положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

привлечение большего количества несовершеннолетних к участию в общественной, культурной и спортивной жизни Челябинской области, приобщение их к здоровому образу жизни

Сроки и этапы реализации Программы

-

2006-2010 годы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

-

снижение показателя детской заболеваемости;

увеличение количества детей-инвалидов, охваченных реабилитационными мероприятиями;

увеличение количества детей - участников и победителей профильных конкурсов, фестивалей, олимпиад;

снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними;

снижение количества детей-сирот, проживающих в детских домах и школах-интернатах;

увеличение количества детей-сирот, проживающих в приемных семьях

Перечень программных мероприятий

-

в рамках подпрограммы "Дети-инвалиды":

осуществление правовой защиты детей-инвалидов;

укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов;

повышение квалификации кадров специализированных учреждений для детей-инвалидов;

в рамках подпрограммы "Дети-сироты":

реконструкции зданий образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

укрепление материально-технической базы образовательных учреждений для детей-сирот;

материальная поддержка приемных семей;

развитие системы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

в рамках подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних":

организация работы по защите и охране прав несовершеннолетних;

повышение эффективности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

организация повышения квалификации кадров органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; в рамках подпрограммы "Здоровый ребенок":

совершенствование системы охраны материнства и системы охраны здоровья детей;

направление государственных капитальных вложений на строительство и реконструкцию лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям, и медицинских учреждений родовспоможения;

повышение квалификации медицинских кадров учреждений здравоохранения, информационное обеспечение учреждений здравоохранения и населения Челябинской области;

в рамках подпрограммы "Одаренные дети":

проведение конкурсов молодежных и детских творческих коллективов, фестивалей победителей конкурсов детских творческих коллективов;

организация отдыха детей и подростков во всероссийских детских центрах "Орленок" и "Океан";

осуществление поддержки развития межрегиональных творческих контактов детей

Объемы и источники финансирования

-

общие расходы на реализацию Программы за счет всех источников финансирования - 264670,3 тыс.рублей, из них за счет средств областного бюджета - 104817,8 тыс.рублей, в том числе:

2006 год - 15571,2 тыс.рублей;

2007 год - 20703,7 тыс.рублей;

2008 год - 22104,2 тыс.рублей;

2009 год - 22783,1 тыс.рублей;

2010 год - 23655,6 тыс.рублей;

из федерального бюджета - 71600 тыс.рублей, в том числе:

2006 год - 31600 тыс.рублей;

2007 год - 10000 тыс.рублей;

2008 год - 10000 тыс.рублей;

2009 год - 10000 тыс.рублей;

2010 год - 10000 тыс.рублей;

из бюджета Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования - 88252,5 тыс.рублей, в том числе:

2007 год - 22120 тыс.рублей; 2008 год - 22120 тыс.рублей;

2009 год - 22120 тыс.рублей;

2010 год - 21892,5 тыс.рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-

снижение показателя детской заболеваемости до 1900 (на 1000 детского населения);

увеличение количества детей-инвалидов, охваченных реабилитационными мероприятиями, на 15 процентов;

увеличение количества детей - участников и победителей профильных конкурсов, фестивалей, олимпиад на 10 процентов;

снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними, на 10 процентов;

снижение количества детей, находящихся в социально опасном положении, на 5 процентов;

снижение количества детей-сирот, проживающих в детских домах и школах-интернатах, на 10 процентов;

увеличение детей-сирот, проживающих в приемных семьях, на 20 процентов

     

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

1. Впервые за последние 10 лет в Челябинской области повысилась рождаемость детей до 10,7 новорожденных на тысячу, снизилась младенческая смертность до 12,4 на тысячу новорожденных.

2. Однако остаются нерешенными некоторые проблемы. Ухудшилось состояние здоровья беременных женщин.

За последние 10 лет выросла заболеваемость анемией среди беременных женщин более чем в 6 раз, почти в 4 раза возросло количество заболеваний мочеполовой системы, в 2 раза - заболеваний системы кровообращения. Несмотря на снижение младенческой смертности, около 80 детей погибают от причин, связанных со здоровьем их матерей (хронические болезни, инфекции, передаваемые половым путем, плохое качество питания и другие). 70 процентов беременных женщин в настоящее время страдают различными заболеваниями, до 75 процентов увеличилось число родов с различными осложнениями, которые являются следствием общего неудовлетворительного состояния здоровья женщин.

В связи с этим отмечается высокая заболеваемость новорожденных: 5,8 процента детей рождаются недоношенными, что требует для спасения их жизни и повышения ее качества оснащения медицинских учреждений родовспоможения и учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детям, современным высокотехнологичным оборудованием.

Таким образом, неудовлетворительное состояние здоровья матерей и увеличение рождения больных детей, увеличение материнской смертности и перинатальной заболеваемости являются важнейшими медико-социальными проблемами, на которые оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питания женщин и детей, уровень организации и оказания медицинской помощи женщинам и детям и другие причины, решение которых требует программно-целевого подхода.

3. В период 2000-2004 годов произошел рост заболеваемости детей туберкулезом. В целом по Челябинской области за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 процента до 22,2 процента).

4. Серьезную тревогу вызывает распространение ВИЧ-инфекции среди детей.

5. Отмечается рост числа детей-инвалидов, за последнее пятилетие их число увеличилось в 3 раза. Для решения этой проблемы особое внимание необходимо обратить на новые технологии перинатальной диагностики, которые могут позволить уменьшить рождение детей с тяжелой инвалидизирующей патологией. Проблемы, связанные с врожденными и наследственными болезнями, при которых традиционные лечебные меры не эффективны, демонстрируют важность профилактики как с медицинской и социальной, так и с экономической точек зрения.

Для предотвращения увеличения смертности детей от этих причин требуется внедрение в систему здравоохранения высоких технологий, подготовка квалифицированных специалистов, владеющих этими технологиями, и наличие в медицинских учреждениях родовспоможения и учреждениях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детям, соответствующей аппаратуры и оснащения.

6. Остается нерешенным целый комплекс социально-экономических и психолого-педагогических проблем, связанных с обеспечением жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и их семей.

Увеличивается число безнадзорных детей. Их жизнь и здоровье постоянно находятся под угрозой.

Одной из первоочередных задач по сохранению здоровья детей является решение вопроса оптимизации питания беременных, кормящих женщин и детей. Целенаправленная работа по пропаганде грудного вскармливания приносит свои результаты. За 2004 год показатель грудного вскармливания детей в шестимесячном возрасте в нашей области превышает среднероссийский.

7. Требуют улучшения условия обучения школьников. Наибольшее число хронических заболеваний формируется у детей в период обучения в школе, особенно заболеваний желудочно-кишечного тракта, нервной системы, системы кровообращения и костно-мышечной системы. Существующие валеологические программы в школах не соответствуют улучшению здоровья школьников.

8. В Челябинской области не созданы условия для полноценного оздоровления детей ввиду отсутствия современной реабилитационной базы в большинстве лечебно-профилактических учреждений для детей.

Очевидна необходимость разработки эффективных методов профилактики наркомании, алкоголизма, токсикомании, курения, дезадаптивных форм поведения.

Проблемой является неудовлетворительная материально-техническая база, а также кадровое обеспечение детских больниц и поликлиник в ряде муниципальных образований.

9. На территории Челябинской области проживает 818,4 тысячи несовершеннолетних, 1,6 процента из них составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Ежегодные статистические показатели отмечают увеличение в течение последних лет количества выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2004 году выявлено и учтено детей данной категории на 12 процентов больше, чем в 2001 году. Количество детей, родители которых лишены родительских прав либо ограниченных в них, стабильно составляет третью часть от общей численности выявляемых детей-сирот. Важнейшими факторами, определяющими появление "социальных сирот", являются:

изменение системы производственных отношений, что приводит к отсутствию гарантий трудовой занятости родителей и получения семьей стабильного дохода. В Челябинской области более 230 тысяч семей отнесены к категории малоимущих, в них воспитываются более 360 тысяч детей, что составляет 44 процента от общей численности несовершеннолетних;

нарастание неблагополучия в семьях и, как следствие, распад семей. Основной причиной в данном случае является злоупотребление родителями спиртными напитками и наркотическими средствами, масштабы которого внушают опасение за физическое здоровье нации.

Ежегодно одна треть выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сеть образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Челябинской области по состоянию на 1 января 2005 года представлена 52 учреждениями. Численность воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Челябинской области по состоянию на 1 января 2005 года составляет 3162 человека.

Предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом Челябинской области от 30 ноября 2004 года N 323-ЗО "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловливают необходимость их реализации, в том числе программно-целевыми методами по ряду приоритетных направлений.

Функционирующая в Челябинской области сеть образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда отвечает санитарным и техническим требованиям, необходимым для организации образовательного процесса. Ряд учреждений нуждаются в проведении капитального ремонта, реконструкции, техническом переоснащении.

10. В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Нестабильность и напряженность социально-экономической ситуации на современном этапе создают многочисленные проблемы для процесса социализации несовершеннолетних.

Достаточно часто у детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, происходит срыв адаптационных механизмов, результатом чего является отклоняющееся поведение, которое проявляется как в активных асоциальных действиях (физическое насилие, воровство и другие противоправные действия), так и в отклонениях социально-пассивного типа - стремлении ухода от личностных и социальных проблем (побеги из дома и со школьных занятий, злоупотребление психоактивными веществами).

Для эффективного решения задач, стоящих перед учреждениями и организациями, осуществляющими деятельность по профилактике асоциальных явлений среди несовершеннолетних, необходимо повышение эффективности системы межведомственного взаимодействия. Актуальным остается вопрос повышения квалификации и методического обеспечения деятельности специалистов, работающих в сфере профилактики асоциальных явлений, а также разработки и апробации инновационных программ по профилактике асоциальных явлений среди несовершеннолетних, обобщения и распространения апробированных эффективных форм, методов и технологий работы с детьми по предупреждению асоциальных явлений. Необходимо укрепление материально-технической базы учреждений, осуществляющих деятельность по профилактике среди несовершеннолетних злоупотребления психоактивными веществами, детской беспризорности и безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних.

Раздел II. Цели, задачи и сроки реализации Программы

11. Целью Программы является создание благоприятных условий для улучшения положения детей в Челябинской области.

12. Основными задачами Программы являются:

1) улучшение качества жизни и показателей здоровья детей;

2) создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной и социальной самореализации, профессионального самоопределения;

3) совершенствование системы профилактической работы среди несовершеннолетних по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами, детской беспризорности и безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, улучшения положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

4) создание условий для личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшения качества их жизни;

6) обеспечение комплексного решения проблем детей-инвалидов;

7) привлечение большего количества несовершеннолетних к участию в общественной, культурной и спортивной жизни Челябинской области, приобщение их к здоровому образу жизни.

13. Программа рассчитана на 2006-2010 годы.

Раздел III. Система программных мероприятий

14. В Программе предусматривается реализация мероприятий по пяти подпрограммам: "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

15. В рамках подпрограммы "Дети-инвалиды" предусматривается реализация следующих мероприятий:

осуществление правовой защиты детей-инвалидов;

укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов;

повышение квалификации кадров специализированных учреждений для детей-инвалидов.

16. В рамках подпрограммы "Дети-сироты" предусматривается реализация следующих мероприятий:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»