ЗАКОН
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
от 20 декабря 2005 года N 17-4256
Об установлении краевого (национально-регионального)
компонента государственных образовательных стандартов
общего образования в Красноярском крае
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.09.2021 на основании Закона Красноярского края от 22.04.2021 N 11-4911.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 30 июня 2011 года)
_________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Красноярского края от 12 ноября 2009 года N 9-3926
("Наш Крансоярский край" № 87 (139), 27.11.2009)
Законом Красноярского края от 30 июня 2011 года N 12-6054
_________________________________
Установить краевой (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае согласно приложению.
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования в газете "Краевой вестник" - приложении к газете "Вечерний Красноярск".
Губернатор
Красноярского края
А. Г. Хлопонин
Краевой (национально-региональный) компонент государственных
образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае
Краевой (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае (далее - краевой (национально-региональный) компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Законом края от 25 июня 2004 года N 11-2071 "О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае" (абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом Красноярского края от 30 июня 2011 года N 12-6054, - см. предыдущую редакцию).
Основной целью установления краевого (национально-регионального) компонента является формирование у обучающихся целостного представления о Красноярском крае, сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций края.
Краевой (национально-региональный) компонент реализуется на ступенях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Краевой (национально-региональный) компонент устанавливает обязательные для изучения учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» и учебные предметы: «Художественная культура Красноярского края», «История Красноярского края», «Природа и экология Красноярского края», «Основы регионального развития»(абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом Красноярского края от 30 июня 2011 года N 12-6054, - см. предыдущую редакцию).
Максимальный объем учебной нагрузки, необходимый на освоение краевого (национально-регионального) компонента, определяется региональным базисным учебным планом, разрабатываемым и утверждаемым Советом администрации края.
Основой регионального базисного учебного плана являются учебные предметы, в рамках которых изучается история, природа, культура, экономика и политико-правовое устройство края(абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом Красноярского края от 30 июня 2011 года N 12-6054, - см. предыдущую редакцию).
Краевой (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования в Красноярском крае устанавливает обязательный для изучения в 4 классе учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся младшего школьного возраста с нравственными основами религиозных культур и светской этики (первая часть комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»).
Обязательный минимум
содержания основных образовательных программ
Значение нравственности в жизни человека, семьи и общества. Основные ценности, заложенные в вероучениях мировых религий и составляющие ядро светской этики: совесть, долг, честность, милосердие.
Модули по выбору: основы мировых религиозных культур, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы светской этики.
Духовно-нравственный опыт
Понимание ценности толерантного, уважительного отношения к мировоззрению и религиозным верованиям, этическим нормам.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» обучающийся должен:
иметь представление о нравственных основах мировых религиозных культур и светской этики;
иметь первоначальное представление о нравственно-эстетических ценностях многонационального народа России и народов других стран;
иметь представление о значении духовных ценностей и нравственных идеалов в жизни человека и общества;
толерантно относиться к моральным нормам, нравственным установкам, национальным ценностям других народов;
уметь выделять и давать оценку нравственным поступкам людей (родственников, друзей, известных людей).
(Глава в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом Красноярского края от 30 июня 2011 года N 12-6054, - см. предыдущую редакцию)
Краевой (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования в Красноярском крае устанавливает обязательные для изучения учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» и учебные предметы: «Художественная культура Красноярского края», «Природа и экология Красноярского края», «История Красноярского края»(абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года Законом Красноярского края от 30 июня 2011 года N 12-6054, - см. предыдущую редакцию).
Учебный предмет "Литература Красноярского края"
(Раздел утратил силу с 1 сентября 2011 года - Закон Красноярского края от 30 июня 2011 года N 12-6054, -
См. предыдущую редакцию)
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
(Раздел утратил силу с 1 сентября 2011 года - Закон Красноярского края от 30 июня 2011 года N 12-6054, -
См. предыдущую редакцию)
Произведения устного народного творчества
(Раздел утратил силу с 1 сентября 2011 года - Закон Красноярского края от 30 июня 2011 года N 12-6054, -
См. предыдущую редакцию)
Художественные произведения
(Раздел утратил силу с 1 сентября 2011 года - Закон Красноярского края от 30 июня 2011 года N 12-6054, -
См. предыдущую редакцию)
Основные историко-литературные сведения
(Раздел утратил силу с 1 сентября 2011 года - Закон Красноярского края от 30 июня 2011 года N 12-6054, -
См. предыдущую редакцию)
Основные теоретико-литературные понятия
(Раздел утратил силу с 1 сентября 2011 года - Закон Красноярского края от 30 июня 2011 года N 12-6054, -
См. предыдущую редакцию)
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений
(Раздел утратил силу с 1 сентября 2011 года - Закон Красноярского края от 30 июня 2011 года N 12-6054, -
См. предыдущую редакцию)
Требования к уровню подготовки выпускников
(Раздел утратил силу с 1 сентября 2011 года - Закон Красноярского края от 30 июня 2011 года N 12-6054, -
См. предыдущую редакцию)
Учебный предмет "Художественная культура Красноярского края"
Изучение учебного предмета "Художественная культура Красноярского края" на ступени основного общего образования предполагает дальнейшее освоение обучающимися 5-7 классов художественной культуры как области, изучающей создание, сохранение и распространение произведений искусства и народных традиций; основных видов искусства (изобразительного, театрального, музыкального, декоративно-прикладного) и культуры народов, проживающих на территории Красноярского края, и направлено на достижение следующих целей:
воспитание чувства любви и уважения к своему краю, формирование устойчивого интереса к художественному творчеству народов, проживающих на территории Красноярского края, их традициям и быту;
развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства Красноярского края;
воспитание и развитие художественного вкуса обучающегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;
овладение практическими умениями и навыками понимания и оценки художественных произведений;
Абзац исключен с 1 сентября 2011 года Законом Красноярского края от 30 июня 2011 года N 12-6054, - См. предыдущую редакцию.
Изобразительное искусство
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира;
формирование устойчивого интереса к произведениям известных художников и скульпторов Красноярского края, способности воспринимать их исторические, национальные и жанровые особенности;
развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей обучающихся.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Особенности изобразительного искусства в творчестве известных художников, скульпторов и архитекторов Красноярского края.
Основные виды и жанры произведений изобразительного искусства в Красноярском крае.
Живопись и графика
Пейзаж. Сопоставление цветовой гаммы в разнохарактерных пейзажах. Настроение и чувства человека в образах природы.
Олицетворение стойкости и самоотверженности народов, проживающих на территории Красноярского края, в эпических пейзажах Т. В. Ряннеля "Рождение Енисея", "Горные кедры". Суровые краски Севера в пейзажах Б. Я. Ряузова. Фольклорно-поэтические мотивы в линогравюрах В. И. Мешкова. Лирическая серия "Столбы" Д. И. Каратанова.
Портрет. Сибирские характеры как образы разных времен: В. И. Суриков "Сибирская красавица", "Портрет матери", "Портрет архитектора Л. Чернышова"; А. М. Знак, А. И. Волокитин серия портретов "Люди Красноярья"; А. П. Левитин "Портрет Д. Хворостовского"; А. Г. Поздеев "Актеры ТЮЗа" (портрет И. Роот и других).
Натюрморт. Предметы быта народов, проживающих на территории Красноярского края (произведения В. И. Сурикова, Д. И. Каратанова, А. П. Лекаренко, А. А. Довнара, Г. Г. Горенского и других).
Исторический жанр в творчестве В. И. Сурикова. Реальные прототипы и художественные персонажи (А. Суриков, Е. Рачковская, Н. Кончаловская, Е. Сурикова и другие в картинах "Утро стрелецкой казни", "Меньшиков в Березове", "Боярыня Морозова" и других).
Графика. Особенности графического языка красноярских художников.
Графическая серия Е. С. Кобытева, связанная с пребыванием в концентрационном лагере "Хорольская яма". Новая эстетика в графических произведениях художников 80-90-х годов XX века.
Скульптура
Скульптура монументальная. Памятники выдающимся людям и событиям (А. А. Дубенскому, А. П. Чехову, А. Г. Поздееву, В. Ф. Войно-Ясенецкому, Н. А. Бегичеву и другим).
Скульптура станковая. Жанровые композиции и портреты: Б. И. Мусат "Образы северян", "Портреты красноярцев" (серия скульптур), В. Я. Сивцев "Образы детей" и другие. Отражение характеров. Своеобразие авторского пластического языка.