ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 20 декабря 2005 года N 16/3


Об утверждении городской целевой Программы "Экология и природные ресурсы города Екатеринбурга на 2006 - 2010 годы"

(с изменениями на 21 декабря 2010 года)

(в ред. Решений Екатеринбургской городской Думы от 26.02.2008 N 18/54, от 26.05.2009 N 10/5, от 09.02.2010 N 16/17, от 21.12.2010 N 83/34)




В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Решением Екатеринбургской городской Думы от 22 февраля 2005 года N 71/4 "Об утверждении перечня городских целевых программ, подлежащих разработке в 2005 году", в целях улучшения экологической обстановки на территории муниципального образования "город Екатеринбург", руководствуясь статьей 14 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", Екатеринбургская городская Дума решила:


1. Утвердить городскую целевую Программу "Экология и природные ресурсы города Екатеринбурга на 2006 - 2010 годы" (Приложение 1).


2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.


3. Опубликовать настоящее Решение в "Вестнике Екатеринбургской городской Думы".


4. Контроль исполнения настоящего Решения возложить на постоянную комиссию по безопасности жизнедеятельности населения (Бура А.В.).



Глава города
А.М.ЧЕРНЕЦКИЙ



Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 20 декабря 2005 г. N 16/3



ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

(в ред. Решений Екатеринбургской городской Думы от 26.02.2008 N 18/54, от 26.05.2009 N 10/5, от 09.02.2010 N 16/17, от 21.12.2010 N 83/34)



ПАСПОРТ

ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

НА 2006 - 2010 ГОДЫ"



1. Наименование Программы:


Городская целевая Программа "Экология и природные ресурсы города Екатеринбурга на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа).


2. Основание для разработки Программы:


Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";


Водный кодекс Российской Федерации;


Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";


Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";


Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года N 40/6 "О Стратегическом плане Екатеринбурга";


Решение Екатеринбургской городской Думы от 6 июля 2004 года N 60/1 "Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года";


Решение Екатеринбургской городской Думы от 22 февраля 2005 года N 71/4 "Об утверждении перечня городских целевых программ, подлежащих разработке в 2005 году".


3. Инициатор постановки проблемы (заказчик):


Администрация города Екатеринбурга.


4. Координатор Программы:


Заместитель Главы Екатеринбурга по вопросам благоустройства и экологии.


(п. 4 в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 26.05.2009 N 10/5)


5. Ответственный разработчик Программы:


Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга.


6. Источники финансирования Программы:


Источники финансирования - областной бюджет, бюджет муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - бюджет города), средства предприятий, в том числе привлеченные средства (гранты). Ежегодно Программа пересматривается по источникам и объемам финансирования, корректируется перечень мероприятий при утверждении бюджета города на очередной год.


Прогнозный объем финансирования по всем мероприятиям за весь период реализации Программы составляет 5799382,5 тысяч рублей, в том числе:


бюджетные средства:


областной бюджет - 13068,0 тысяч рублей;


бюджет города - 494625,0 тысяч рублей;


внебюджетные средства:


средства предприятий, в том числе привлеченные средства (гранты) - 5291689,5 тысяч рублей.


(п. 6 в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 21.12.2010 N 83/34)


7. Состояние проблемы


7.1. Состояние и охрана атмосферного воздуха


Атмосферный воздух является одним из жизненно важных элементов окружающей среды, необходимых для существования, характеризуется сложным и многокомпонентным составом с учетом множества различных привносимых в данную среду веществ. Попадающие в воздух примеси переносятся, рассеиваются, вымываются и в конечном итоге концентрируются в почве, биоте, поверхностных и подземных водах.


По состоянию атмосферного воздуха город Екатеринбург входит в список городов России с наибольшим уровнем загрязнения.


Город Екатеринбург расположен на восточных склонах Среднего Урала в зоне низкой рассеивающей способности, большой повторяемости приземных инверсий, застоев воздуха, малых скоростей ветра, что обусловливает высокий потенциал загрязнения атмосферы.


При ранжировании факторов риска среды обитания населения города загрязнение атмосферного воздуха выделяется главной экологической проблемой, при этом ведущая роль принадлежит загрязнению атмосферы отработавшими газами автотранспорта. В меньшей степени оказывают влияние выбросы от промышленных предприятий. Отраслями промышленности, вносящими наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха, являются черная и цветная металлургия, энергетический комплекс, машиностроение, строительные материалы, химия, нефтехимия, транспорт.


В настоящее время в атмосферу города ежегодно выбрасывается до 20,0 тыс. тонн загрязняющих веществ от стационарных источников и более 140,0 тыс. тонн от автотранспорта. Таким образом, выбросы от автотранспорта в 7 раз превышают валовый выброс от промышленных предприятий. Необходимо отметить, что наблюдается постоянное увеличение выбросов от автотранспорта в связи с увеличением парка автомашин. В настоящее время вклад выбросов автотранспорта в загрязнение атмосферы города составляет 87% (таблица 1).



Таблица 1



ВЫБРОСЫ ОТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА (С УЧЕТОМ МОТОТРАНСПОРТА И ПРИЦЕПОВ)


┌═════════┬════════════════┬══════════════════┬═══════════════════‰

│   Год   │  Численность   │     Выбросы      │Вклад выбросов АТС │ 

│         │автотранспорта, │от автотранспорта,│   в загрязнение   │ 

│         │      ед.       │    тыс. тонн     │атмосферы города, %│

├═════════┼════════════════┼══════════════════┼═══════════════════┤ 

│  2001   │     258259     │     112,327      │       82,0        │ 

├═════════┼════════════════┼══════════════════┼═══════════════════┤ 

│  2002   │     322500     │     140,268      │       84,1        │ 

├═════════┼════════════════┼══════════════════┼═══════════════════┤ 

│  2003   │     331685     │     144,251      │       87,2        │ 

├═════════┼════════════════┼══════════════════┼═══════════════════┤ 

│  2004   │     320000     │     147,857      │       87,8        │ 

└═════════┴════════════════┴══════════════════┴═══════════════════…


Наибольший вклад в загрязнение воздушного бассейна вносит формальдегид, диоксид азота, аммиак, бензапирен, оксид углерода, фенол. Самые высокие уровни загрязнения атмосферы наблюдаются в Ленинском, Чкаловском и Верх-Исетском районах города Екатеринбурга.


В городе насчитывается 439 предприятий, имеющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, из них к первому классу опасности относятся 11 предприятий, ко второму - 83, к третьему - 52. Большинство предприятий работает по старым несовершенным технологиям, на старом изношенном оборудовании, промышленные выбросы поступают в атмосферу либо после недостаточно эффективной очистки, либо совсем без очистки (Свердловская ТЭЦ, ОАО "Екатеринбургская фармацевтическая фабрика", ОАО "Екатеринбургский авторемонтный завод", ОАО "Уральский завод металлоконструкций", ЕМУП "Водоканал" - САС, Гормолзавод N 1, ЗАО "СМУ-3", ООО "Хладокомбинат N 3" и др.). Увеличение выбросов произошло на таких предприятиях, как ООО "ОМЗ-Спецсталь" (на 1430,7 т), Ново-Свердловская ТЭЦ (на 353,9 т), Центр ВТП ПБЗ НИИМ (на 390,6 т), ЕМУП "Екатеринбургэнерго" (на 127,2 т).


Проекты организации санитарно-защитных зон выполнены лишь единичными предприятиями города, тем самым нарушаются требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". Не имеют нормативных размеров санитарно-защитных зон более 123 предприятий. На территории санитарно-защитной зоны проживает около 40,0 тыс. чел.


В результате реструктуризации предприятий, перевода в резерв технологического оборудования, сокращения объема производства, снижения потребления топлива уменьшились выбросы загрязняющих веществ на таких предприятиях, как ОАО "Уралмаш" (на 1287,5 т), ОАО "Турбомоторный завод" (на 222,9 т), ОАО "Уралэлектротяжмаш" (на 163,5 т), Екатеринбургский электровозоремонтный завод (на 112 т).


7.2. Водные ресурсы, их состояние, охрана и использование

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»