ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
от 31 марта 1997 года N 3-РКЗ
О референдуме Республики Ингушетия
Принят Народным
Собранием - Парламентом
Республики Ингушетия 20 марта 1997 года
(Изменения и дополнения:
Конституционный Закон РИ от 09.12.1997 N 4-РКЗ, НГР ru06000199700008;
Конституционный Закон РИ от 20.05.2003 N13-РКЗ, НГР ru06000200300087;
Конституционный Закон РИ от 19.09.2003 N 47-РЗ, НГР ru06000200300204;
Конституционный Закон РИ от 05.12.2011 N 4-РКЗ, НГР ru06000201100307)
Высшим непосредственным выражением народовластия Республики Ингушетия является референдум Республики Ингушетия - голосование граждан по вопросам, имеющим важное значение для жизнедеятельности населения Республики Ингушетия. (в ред. Конституционного Закона РИ от 20.05.2003 N13-РКЗ, НГР ru06000200300087)
Референдум Республики Ингушетия проводится на всей территории Республики Ингушетия.
Референдум Республики Ингушетия проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума Республики Ингушетия обладает одним голосом.
Гражданин Российской Федерации, проживающий в Республике Ингушетия (далее - гражданин Республики Ингушетия), голосует на референдуме Республики Ингушетия лично. Участие в референдуме Республики Ингушетия является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума Республики Ингушетия никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. (в ред. Конституционного Закона РИ от 20.05.2003 N13-РКЗ, НГР ru06000200300087)
Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума Республики Ингушетия, рассматриваются избирательными комиссиями, комиссиями по проведению референдума Республики Ингушетия, органами государственной власти и органами местного самоуправления открыто и гласно.
Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, местожительство которого расположено в пределах Республики Ингушетия, имеет право голосовать на референдуме Республики Ингушетия, вправе участвовать в предусмотренных настоящим Законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению референдума.
Гражданин, имеющий право участвовать в референдуме Республики Ингушетия, находящийся в период подготовки и проведения референдума Республики Ингушетия за пределами Республики Ингушетия, обладает все, полнотой прав на участие в референдуме Республики Ингушетия.
Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
(в ред. Конституционного Закона РИ от 20.05.2003 N13-РКЗ, НГР ru06000200300087)
На референдум Республики Ингушетия (далее - республика) могут быть вынесены вопросы, находящиеся в пределах полномочий Республики Ингушетия, как субъекта Российской Федерации, а также вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Ингушетия, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
На референдум Республики Ингушетия обязательно выносятся вопросы об изменении статуса, наименования республики, ее разделения или объединения с другими субъектами Российской Федерации, изменения ее территории или границ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было дать только однозначный ответ, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Вопросы, выносимые на референдум Республики Ингушетия, не должны противоречить федеральному законодательству и законодательству Республики Ингушетия.
На референдум Республики Ингушетия не могут выноситься следующие вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти республики, органов местного самоуправления , о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также проведения досрочных выборов в органы государственной власти республики, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о формировании состава органов государственной власти республики или органов местного самоуправления, о персональном составе указанных органов;
3) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
4) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств Республики Ингушетия, муниципального образования;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Вопросы, выносимые не референдум Республики Ингушетия, не должны ограничивать или отменять конституционные права человека и гражданина, правовые гарантии их реализации.
(в ред. Конституционного Закона РИ от 20.05.2003 N13-РКЗ, НГР ru06000200300087)
Референдум Республики Ингушетия не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Республики Ингушетия, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Повторный референдум Республики Ингушетия не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Республики Ингушетия с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса референдума. (в ред. Конституционного Закона РИ от 20.05.2003 N13-РКЗ, НГР ru06000200300087)
При подготовке и проведении референдума Республики Ингушетия используются ингушский и русский языки.
Тексты законопроектов и проекты решений, выносимых на референдум Республики Ингушетия, бюллетени для голосования, протоколы и данные о результатах референдума Республики Ингушетия, принятые на референдуме Республики Ингушетия решения, документы органов государственной власти, касающиеся проведения референдума Республики Ингушетия, составляются (публикуются) на ингушском и русском языках.
(в ред. Конституционного Закона РИ от 20.05.2003 N13-РКЗ, НГР ru06000200300087)
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума Республики Ингушетия, осуществляется за счет средств республиканского бюджета, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Законодательство о референдуме Республики Ингушетия составляют Конституция Республики Ингушетия, настоящий Закон и другие законы Республики Ингушетия.
Положения настоящего Закона могут быть изменены не иначе как путем принятия республиканского закона.
Инициатива проведения референдума Республики Ингушетия принадлежит:
1) не менее чем двум процентам граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Ингушетия. Факт нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на территории Республики Ингушетия устанавливается органами регистрационного учета Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством;
2) Народному Собранию Республики Ингушетия в случаях, предусмотренных статьей 15 Конституции Республики Ингушетия, если за это проголосовало не менее двух третей от установленного численного состава депутатов.
В период между назначением референдума Республики Ингушетия и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов субъекты, перечисленные в настоящей статье, не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума.
(в ред. Конституционного Закона РИ от 20.05.2003 N13-РКЗ, НГР ru06000200300087)
Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Ингушетия, имеющих право на участие в референдуме, а также политическая партия, ее региональное отделение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в референдумах и зарегистрирован в порядке, установленном действующим законодательством в органах юстиции Российской Федерации, могут образовывать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума.
Если инициатором проведения референдума выступает общественное объединение, указанное в абзаце первом настоящей статьи, руководящий орган этого общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.
Инициативная группа обращается в Избирательную комиссию Республики Ингушетия с ходатайством о регистрации инициативной группы. В ходатайстве инициативной группы указываются:
а) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум Республики Ингушетия;
б) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории Республики Ингушетия. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
Избирательная комиссия Республики Ингушетия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума Республики Ингушетия обязана рассмотреть ходатайство, приложенные к нему документы и в случае их соответствия требованиям настоящего Закона -направить указанные документы в Народное Собрание Республики Ингушетия. В течение указанного срока инициативная группа имеет право по представлению Избирательной комиссии Республики Ингушетия внести в представленные документы необходимые исправления и уточнения. В случае несоответствия представленных документов требованиям настоящего Закона и не внесения инициативной группой в указанный срок в них необходимых исправлений и уточнений Избирательная комиссия Республики Ингушетия принимает решение об отказе в регистрации инициативной группы. (в ред. Закона РИ от 19.09.2003 N 47-РЗ, НГР ru06000200300204)
В течение 20 дней со дня поступления в Народное Собрание Республики Ингушетия документов, указанных в абзаце девятом настоящей статьи, Народное Собрание Республики Ингушетия обязано проверить соответствие вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на референдум Республики Ингушетия, требованиям статьи 3 настоящего Закона.
Народное Собрание Республики Ингушетия не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов уведомляет об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Если Народное Собрание Республики Ингушетия признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 3 настоящего Закона, Избирательная комиссия Республики Ингушетия осуществляет регистрацию инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания Народным Собранием соответствия вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) не референдум, требованиям статьи 3 настоящего Закона. Форма регистрационного свидетельства устанавливается Избирательной комиссией Республики Ингушетия.
В случае признания Народным Собранием Республики Ингушетия вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на референдум Республики Ингушетия, не отвечающим требованиям статьи 3 настоящего Закона, Избирательная комиссия Республики Ингушетия после получения соответствующего решения Народного Собрания Республики Ингушетия отказывает в регистрации инициативной группе по проведению референдума Республики Ингушетия. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление Избирательной комиссии Республики Ингушетия.
Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума Республики Ингушетия. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются. Регистрационное свидетельство, выданное инициативой группе по форме, утвержденной Избирательной комиссией Республики Ингушетия, действительно в течение трех месяцев. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.
Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум Республики Ингушетия. В случае вынесения на референдум Республики Ингушетия законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину Республики Ингушетия по первому его требованию текст этого законопроекта.
В поддержку инициативы проведения референдума Республики Ингушетия необходимо собрать 2 процента подписей от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Ингушетия.
Подписи в поддержку инициативы проведения референдума Республики Ингушетия должны быть собраны и представлены в Избирательную комиссию Республики Ингушетия в срок, не превышающий 60 дней.
После окончания сбора подписей инициативная группа подсчитывает общее количество собранных подписей участников референдума, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляры итогового протокола инициативной группы передаются в Избирательную комиссию Республики Ингушетия.
Количество представляемых для назначения референдума подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов.
Избирательная комиссия Республики Ингушетия проверяет соблюдение требований настоящего Закона при сборе подписей, в том числе проверяет достоверность собранных подписей и принимает по результатам проверки решение. В случае обнаружения среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного количества достоверных подписей, установленного абзацем вторым статьи 8 настоящего Закона, Избирательная комиссия Республики Ингушетия отказывает в проведении референдума.
О результатах проверки уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума Республики Ингушетия должен быть извещен не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о проведении референдума. Если в результате проверки установлено, что представленных подписей недостаточно или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей участников референдума недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям настоящего Закона Избирательная комиссия Республики Ингушетия в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию своего постановления в Народное Собрание Республики Ингушетия. Копия постановления Избирательной комиссии Республики Ингушетия направляется также инициативной группе по проведению референдума Республики Ингушетия.
(в ред. Конституционного Закона РИ от 20.05.2003 N13-РКЗ, НГР ru06000200300087)