ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

от 19 июня 1996 года N 321-I


О законопроектной деятельности в Республике Бурятия

(с изменениями на 28 ноября 2022 года)

(в ред. Законов Республики Бурятия от 24.11.2001 N 860-II, от 24.11.2003 N 520-III, от 13.10.2005 N 1278-III, от 18.09.2006 N 1855-III, от 04.05.2008 N 195-IV, от 19.12.2008 N 669-IV, от 07.10.2009 N 1041-IV, от 07.05.2010 N 1383-IV, от 13.10.2011 N 2235-IV, от 14.11.2012 N 3048-IV, от 14.11.2013 N 158-V, от 05.05.2015 N 1032-V, от 03.10.2016 N 2037-V, от 09.07.2018 N 3072-V, от 04.10.2019 N 657-VI, от 07.10.2021 N 1688-VI, от 29.04.2022 N 2053-VI, от 28.11.2022 N 2372-VI)




Принят
Народным Хуралом
Республики Бурятия
19 июня 1996 года



Настоящий Закон устанавливает и регулирует порядок подготовки, разработки, оформления и рассмотрения проектов законов Республики Бурятия (далее - законопроектов). В настоящем Законе термины "Народный Хурал Республики Бурятия" и "Народный Хурал" в соответствующих падежах используются в одном значении.


(в ред. Закона Республики Бурятия от 13.10.2005 N 1278-III)



Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Статья 1. Основные понятия


(в ред. Закона Республики Бурятия от 13.10.2005 N 1278-III)


Для целей настоящего Закона применяемые термины означают:


1) закон Республики Бурятия - правовой акт общенормативного характера, принятый в соответствии с установленной процедурой по наиболее значимым вопросам государственной и общественной жизни Республики Бурятия, требующим устойчивого регулирования на республиканском законодательном уровне, обладающий высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов Республики Бурятия;


2) законопроект - документ, содержащий текст закона, внесенный в установленном порядке на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия;


3) проект постановления Народного Хурала по законопроекту - документ, содержащий положения о принятии проекта закона в первом, втором или третьем чтениях, о принятии закона, а также о направлении его Главе Республики Бурятия для подписания и обнародования либо об отклонении проекта закона;


(в ред. Законов Республики Бурятия от 13.10.2011 N 2235-IV, от 14.11.2012 N 3048-IV)


4) пояснительная записка - обоснование необходимости принятия закона, включающее развернутую характеристику законопроекта, его цель, основные положения, место в системе действующего законодательства, прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия;


5) право законодательной инициативы - право внесения законопроекта в Народный Хурал на рассмотрение;


6) законодательное предложение - развернутая пояснительная записка о необходимости принятия какого-либо закона, характеризующая состояние действующего законодательства по вносимому предложению, обосновывающая причины внесения предложения и предполагаемые последствия его принятия, исходящая от органов и лиц, не являющихся субъектами права законодательной инициативы;


7) инициатор законодательного предложения - государственный орган, орган местного самоуправления, организация, общественное объединение или гражданин, разработавший и внесший законодательное предложение субъекту права законодательной инициативы Республики Бурятия;


8) экспертиза законопроекта - специальное исследование, проводимое учеными, специалистами по поручению инициаторов законопроекта, Главы Республики Бурятия, Народного Хурала, его Совета, комитетов (комиссий), Правительства Республики Бурятия, с целью оценки качества законопроекта и выявления возможных последствий его принятия и действия;


(в ред. Закона Республики Бурятия от 14.11.2012 N 3048-IV)


9) общественное обсуждение законопроекта - его рассмотрение гражданами в средствах массовой информации, в трудовых коллективах, на парламентских слушаниях для общественной оценки и получения замечаний и предложений по структуре и содержанию;


10) норма закона - официально установленное Народным Хуралом Республики Бурятия предписание (обязательное правило поведения), рассчитанное на многократное применение;


11) реквизиты закона - обязательные элементы закона, фиксирующие его официальный характер и юридическую силу, орган, его издавший, даты его принятия и подписания, действие в пространстве и времени;


12) структура закона - распределение закона по разделам, главам, статьям, частям, пунктам;


13) наименование закона - обязательная составная неотъемлемая часть закона, отражающая его содержание и основной предмет правового регулирования;


14) преамбула (введение) закона - самостоятельная часть закона, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной. Преамбула не содержит самостоятельные нормативные предписания, не делится на статьи, не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта, не содержит легальные дефиниции, не формирует предмет регулирования закона, не нумеруется;


15) раздел закона - часть текста закона, делящаяся на главы, имеющая наименование и порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;


16) глава закона - часть текста раздела закона, делящаяся на статьи, имеющая наименование и порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;


17) статья закона - основная структурная единица закона, имеющая наименование и порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, в исключительных случаях статья может не иметь наименования;


18) часть статьи закона - часть текста статьи закона, имеющая порядковый номер, обозначаемый арабской цифрой с точкой;


19) пункт части статьи закона - часть текста части статьи закона, обозначаемая арабскими цифрами с закрывающейся круглой скобкой;


20) подпункт - часть текста пункта, обозначаемая строчными буквами с закрывающейся круглой скобкой;


21) абзац - часть текста от одного отступа до следующего, не имеющая обозначений;


22) юридическая культура и техника - способы и приемы изложения содержания и структуры законопроекта, обеспечивающие четкость, ясность, определенность текста закона, его внутреннюю логику;


23) рабочая группа по законопроекту - группа представителей субъектов права законодательной инициативы, государственных органов и органов местного самоуправления, ученых, специалистов, которым поручена разработка законопроекта, а также доработка законопроекта после его принятия в первом чтении;


(в ред. Закона Республики Бурятия от 14.11.2012 N 3048-IV)


24) парламентские слушания - организованное Народным Хуралом Республики Бурятия и его органами мероприятие по ознакомлению и всестороннему обсуждению положений законопроекта для получения мнений и предложений ученых, специалистов, граждан;


25) финансово-экономическое обоснование законопроекта - расчет предполагаемых затрат для реализации закона;


26) редакционная правка - внесение в текст закона или постановления изменений, не меняющих смысла закона или постановления, устраняющих неправильные наименования, падежи, склонения, окончания, связи слов, неправильную постановку знаков препинания, а также иных подобных изменений.



Статья 2. Содержание, принципы и виды законопроектной деятельности


1. Законопроектная деятельность предусматривает прогнозирование, планирование, подготовку, разработку, оформление, предварительное рассмотрение законопроектов и внесение их в Народный Хурал Республики Бурятия.


2. Законопроектная деятельность осуществляется на основе законности, эффективности, качества законопроектов.


3. Законопроектная деятельность реализуется в виде подготовки:


а) законопроекта по осуществлению права законодательной инициативы Народного Хурала Республики Бурятия в Федеральном Собрании Российской Федерации;


б) предложений по изменению Конституции Республики Бурятия;


(в ред. Закона Республики Бурятия от 13.10.2005 N 1278-III)


в) проекта нового законодательного акта;


г) законопроекта, изменяющего действующий закон, приостанавливающего действие отдельных законодательных актов (их частей) либо признающего утратившими силу отдельных законодательных актов (их частей);


(в ред. Законов Республики Бурятия от 24.11.2001 N 860-II, от 13.10.2005 N 1278-III, от 14.11.2012 N 3048-IV)


д) проекта новой редакции закона, улучшающей содержание ранее принятого законодательного акта.


(в ред. Закона Республики Бурятия от 24.11.2001 N 860-II)


4. При разработке законопроектов может быть использовано типовое (модельное) федеральное и региональное законодательство.


5. В целях упорядочения деятельности органов местного самоуправления в Республике Бурятия могут разрабатываться типовые (модельные) законопроекты и положения, носящие рекомендательный характер и используемые при подготовке нормативных правовых актов органов местного самоуправления.


6. Порядок разработки, внесения и рассмотрения законопроекта о бюджете Республики Бурятия регулируется федеральным и республиканским законодательством.



Статья 3. Цели законопроектной деятельности


Законопроектная деятельность осуществляется в целях:


а) содействия гражданам в реализации их прав, свобод и законных интересов;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»