Недействующий

ЗАКОН

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 07 июля 2005 года N 630

Об утверждении областной программы "Развитие учреждений социального обслуживания и создание жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста" на 2005 - 2008 годы

Принят Калининградской областной Думой

третьего созыва

23 июня 2005 года

<Утратил силу: Закон калининградской области от 04 октября 2006 года N 59>

<Изменения: Закон Калининградской области от 20 февраля 2006 г. N 728>

Статья 1. Утвердить областную программу "Развитие учреждений социального обслуживания и создание жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста" на 2005 - 2008 годы (прилагается).

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации (губернатор)

Калининградской области В.Г. Егоров

г. Калининград

07 июля 2005 года

N 630

Приложение

к Закону

Калининградской области

от 7 июля 2005 г. N 630

<Приложение в редакции: Закон Калининградской области от 20 февраля 2006 г. N 728>

Развитие учреждений социального обслуживания и создание жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста" на 2005 - 2008 годы

Паспорт областной программы "Развитие учреждений социального обслуживания и создание жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста" на 2005-2008 годы


Наименование
 Программы

Областная Программа "Развитие учреждений
 социального обслуживания и создание жилищного
 фонда социального использования для граждан
 пожилого возраста" на 2005-2008 годы" (далее -
 Программа).

Основания для
 разработки Программы

Поручение Президента РФ по итогам заседания
 президиума Государственного совета РФ 27.01.2004,
 пункт 4.

Государственный
 заказчик Программы

Администрация Калининградской области.

Разработчик Программы

Администрация Калининградской области.

Основные исполнители
 Программы

Главное управление труда и социального развития
 администрации области.
 Строительный комитет администрации области.

Цель Программы

Создание условий для повышения качества жизни
 пожилых людей и уровня социального обслуживания
 пожилых людей на основе комплексного решения их
 социальных и жилищных проблем.

Задачи Программы:

- открытие инновационных для региона социальных
 учреждений;!B R! - улучшение условий проживания граждан в домах-
 интернатах;
 - формирование жилищного фонда социального
 использования;
 - внедрение новых форм работы с гражданами
 пожилого возраста;
 - повышение профессиональной квалификации
 социальных работников.

Основные мероприятия
 Программы

В Программу включены мероприятия по следующим
 основным направлениям:
 - развитие сферы социального обслуживания
 граждан пожилого возраста и инвалидов;
 - повышение уровня подготовки кадрового состава
 учреждений социального обслуживания;
 - формирование жилищного фонда социального
 использования.

Объемы и источники
 финансирования
 Программы

Всего на реализацию Программы потребуется из
 областного бюджета 138,9 млн. руб. Содержание
 работ и объемы финансирования уточняются и
 корректируются ежегодно при рассмотрении бюджета
 на предстоящий год.

Ожидаемые конечные
 результаты Программы:

- открытие 2 областных учреждений и 4 отделений
 социального обслуживания;
 - введение дополнительно 140 мест для
 постоянного и временного проживания пожилых
 людей и инвалидов в учреждениях социального
 обслуживания;
 - снижение количества граждан, состоящих на
 учете для направления в стационарные учреждения
 социального обслуживания;
 - введение в эксплуатацию специализированного
 дома для ветеранов войны;
 - повышение уровня социального обслуживания
 граждан преклонного возраста;
 - снижение количества граждан преклонного
 возраста, состоящих на учете для улучшения
 жилищных условий и проживающих в аварийных,
 ветхих и неблагоустроенных домах.

Организация контроля
 за исполнением
 Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляется
 в установленном порядке Главным управлением
 труда и социального развития, строительным
 комитетом администрации области, а также
 заместителями главы администрации области,
 курирующими вопросы социальной политики и
 строительства.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Одной из особенностей современной демографической ситуации в Калининградской области, как и в целом по Российской Федерации, является высокая численность лиц преклонного возраста. В перспективе (после 2001 года) прогнозируется динамичное увеличение доли пожилых людей в составе населения России. В настоящее время каждый пятый житель региона перешагнул границу трудоспособного возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет). В разных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства.

В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. Одновременно отмечается снижение ответственности семьи за предоставление ухода родственникам преклонного возраста. Способствуют увеличению доли нетрудоспособных лиц, оставшихся без надлежащей помощи со стороны близких, и особенности географического положения нашей области. Изолированность ее от основной территории Российской Федерации ведет к разрыву социальных и родственных связей. Закономерным следствием этих процессов является увеличение потребности лиц преклонного возраста в учреждениях социальной сферы.

В настоящее время система учреждений социального обслуживания в регионе состоит, в частности, из 10 центров социального обслуживания населения, 53 отделений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, 11 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, Светлогорского социально-оздоровительного центра "Мечта". По состоянию на 01.01.2004 надомное социальное обслуживание организовано для 4717 престарелых и инвалидов, проживают в интернатах около 2000 человек. Несмотря на ежегодный рост количества обслуживаемых граждан, существующая в Калининградской области социальная инфраструктура не может полностью и своевременно удовлетворить потребности пожилых людей. Нуждается в стационарной помощи 241 человек, в том числе 176 должны быть направлены в интернаты психоневрологического профиля. Не менее остро для пожилых людей стоит и жилищная проблема. Многие из них проживают в ветхих и аварийных домах, без коммунально-бытового благоустройства, из них большинство длительное время состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В Калининградской области практически прекратилось строительство некоммерческого муниципального жилья. Так, в очереди на получение благоустроенной жилой площади зарегистрировано 2033 участника войны, в том числе 590 инвалидов Великой Отечественной войны. В 2003-2004 годах для данной категории граждан было выделено только 10 квартир.

Ключевыми проблемами в секторе социальной защиты населения Калининградской области, которые необходимо решать, являются:

- недостаток учреждений социального обслуживания для удовлетворения постоянно растущей потребности жителей Калининградской области в надомном, полустационарном и стационарном социальном обслуживании;

- необходимость открытия инновационных для региона учреждений социального обслуживания, направленных на улучшение положения наиболее уязвимых слоев населения (пожилые люди, ветераны и инвалиды);

- формирование жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста.

Положение пожилых людей нуждается в коренном улучшении, которое возможно в рамках реализации областной Программы "Развитие учреждений социального обслуживания и создание жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста" на 2005-2008 годы.

Программа будет способствовать реализации государственной политики в сфере социальной защиты пожилых людей, улучшению качества жизни престарелых граждан путем приближения состава и объема предоставляемых услуг к их потребностям, открытию инновационных учреждений.

II. Цели и задачи Программы


Основными целями Программы являются создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан и уровня социального обслуживания на основе комплексного решения их социальных и жилищных проблем.

Указанные цели соответствуют глобальной стратегии мирового сообщества - обеспечить достойное существование пожилых людей путем улучшения условий и качества жизни, усилить их защиту и облегчить доступ ко всем основным социальным услугам.

В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:

- открытие новых инновационных для региона социальных учреждений (областного геронтопсихиатрического центра, социального приюта для нетрудоспособных "Надежда" и др.);

- улучшение условий проживания граждан в домах-интернатах;

- формирование жилищного фонда социального использования ("социальные квартиры", специализированный дом для ветеранов войны);

- внедрение новых форм работы с гражданами пожилого возраста;

- модернизация материально-технической базы учреждений социального обслуживания;

- повышение профессиональной квалификации социальных работников.

III. Сроки и этапы реализации Программы


Сроки реализации Программы: 2005-2008 годы.

Этапы реализации Программы:

первый этап (2005 год) - проведение работ по строительству и ремонту инновационных для региона социальных учреждений, строительство специализированного дома для ветеранов войны;

второй этап (2006 год) - начало формирования жилищного фонда социального использования; повышение уровня качества обслуживания путем укрепления материально-технической базы действующих и вновь создаваемых учреждений (отделений), повышение профессионализма сотрудников;

третий этап (2007 год) - открытие новых инновационных учреждений (отделений); развитие жилищного фонда социального использования; продолжение повышения квалификации работников;

четвертый этап (2008 год) - продолжение работы по совершенствованию деятельности ранее созданных учреждений и открытие новых отделений социального обслуживания с учетом потребностей пожилых людей.

IV. Система программных мероприятий


Программа содержит комплекс мероприятий по повышению качества жизни пожилых людей и уровня социального обслуживания.

Развитие учреждений социального обслуживания Раздел 1. Развитие сферы социального обслуживания граждан пожилого возраста


Предполагается осуществление мероприятий по открытию инновационных областных учреждений (геронтопсихиатрического центра, социального приюта "Надежда"), а также отделения дневного пребывания пожилых людей в Неманском районе, геронтологического стационарного отделения в Черняховском районе, отделений социально-экономических услуг быта (социальные прачечные, парикмахерские, мастерские по ремонту обуви, одежды и др.).

Раздел 2. Повышение уровня подготовки кадрового состава учреждений социального обслуживания


Качественное социальное обслуживание невозможно без регулярного и системного повышения квалификации социальных работников. Учитывая отсутствие в регионе высшего профессионального образовательного учреждения, занимающегося подготовкой работников сферы социального обслуживания, планируется организация на базе одного из учебных учреждений региона курсов повышения квалификации социальных работников по специально разработанной программе.

В целях повышения престижа профессии в 2006 и 2008 годах состоятся областные конкурсы мастерства среди работников учреждений социального обслуживания.

В ходе реализации Программы планируется систематическое проведение обучающих семинаров по вопросам совершенствования системы социального обслуживания в регионе.

Создание жилищного фонда социального использования Раздел 3. Формирование жилищного фонда социального использования


Намечены мероприятия по созданию жилищного фонда социального использования, строительство в порядке долевого участия жилья для участников Великой Отечественной войны и специализированного дома для ветеранов. Внимание будет уделяться и открытию, а также оснащению "социальных квартир" для граждан пожилого возраста в муниципальных образованиях.

V. Организация контроля за ходом реализации Программы. Оценка эффективности и ожидаемый результат


Контроль за выполнением Программы осуществляется в установленном порядке Главным управлением труда и социального развития, строительным комитетом администрации области, а также заместителями главы администрации области, курирующими вопросы социальной политики и строительства.

В качестве инструмента контроля за ходом исполнения Программы предусматривается подготовка и предоставление годовых отчетов. Отчет об использовании бюджетных ассигнований предоставляется исполнителями мероприятий Программы государственному заказчику ежегодно. Реализация мероприятий, финансируемых за счет областного бюджета, осуществляется на основе договоров, заключаемых в установленном законодательством порядке.

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется по следующим показателям: рост посещаемости пожилыми людьми учреждений социальной сферы различных типов, сокращение очереди на получение мест в государственных домах-интернатах, увеличение охвата пожилых людей нестационарными формами обслуживания, увеличение количества граждан преклонного возраста, проживающих в благоустроенном жилищном фонде социального использования.

Реализация мероприятий Программы позволит:

- открыть два областных социальных учреждения (геронтопсихиатрический центр, социальный приют для нетрудоспособных граждан пожилого возраста и инвалидов "Надежда") и четыре отделения социального обслуживания;

- ввести дополнительно 140 мест для постоянного и временного проживания пожилых людей и инвалидов в учреждениях социального обслуживания;

- снизить количество граждан, состоящих на учете для направления в стационарные учреждения социального обслуживания;

- повысить уровень социального обслуживания граждан преклонного возраста;

- ввести в эксплуатацию специализированный дом для ветеранов войны;

- снизить количество граждан пожилого возраста, состоящих на учете для улучшения жилищных условий и проживающих в аварийных, ветхих и неблагоустроенных домах, в том числе предоставив 52 однокомнатные квартиры в специализированном доме для ветеранов войны.

VI. Мероприятия областной Программы "Развитие учреждений социального обслуживания и создание жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста" на 2005-2008 годы


N
 п/п

Наименование
 мероприятий

Срок
 исполнения

Объем финансирования (в млн. руб.)

Исполнители

Сумма

2005
 год

2006
 год

2007
 год

2008
 год

Источник

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Развитие учреждений социального обслуживания

Раздел 1. Развитие сферы социального обслуживания граждан пожилого возраста

1.1

Реконструкция здания
 под государственное
 стационарное
 учреждение социального
 обслуживания
 Калининградской
 области "Областной
 геронтопсихиатрический
 центр"

2006-2008
 годы

10,0

2,0

3,0

5,0

Областной
 бюджет

Строительный
 комитет!BR ! администрации
 области.
 Главное
 управление
 труда и
 социального
 развития
 администрации
 области

1.2

Открытие областного
 государственного
 полустационарного
 учреждения социального
 обслуживания
 "Социальный приют для
 нетрудоспособных
 граждан пожилого
 возраста и инвалидов
 "Надежда" (капитальный
 ремонт здания,
 приобретение мебели,
 оборудования)

2005-2007
 годы

10,0

3,5

3,0

3,5

Областной
 бюджет

Главное
 управление
 труда и
 социального
 развития
 администрации
 области

1.3

Открытие отделений
 дневного пребывания
 граждан пожилого
 возраста и инвалидов
 при нестационарных
 учреждениях
 социального
 обслуживания
 (капитальный ремонт
 помещений,
 приобретение мебели,
 оборудования)

2006-2008
 годы

2,0

0,5

0,5

1,0

Областной
 бюджет

Главное
 управление
 труда и
 социального
 развития
 администрации
 области.
 Органы местного
 самоуправления
 (по
 согласованию)

1.4

Открытие стационарного
 геронтологического
 отделения на базе
 учреждения социального
 обслуживания "Центр
 социального
 обслуживания
 населения"
 Черняховского района
 (капитальный ремонт,
 приобретение мебели,
 оборудования, мягкого
 инвентаря)

2008 год

2,0

2,0

Областной
 бюджет

Главное
 управление
 труда и
 социального
 развития
 администрация
 области.
 Органы местного
 самоуправления
 (по
 согласованию)

1.5

Открытие при
 нестационарных
 учреждениях
 социального
 обслуживания отделений
 социально-
 экономических услуг
 быта: социальные
 парикма херские,
 социальные прачечные,
 мастерские по ремонту
 обуви, мастерские по
 ремонту одежды,
 мастерские по ремонту
 бытовой техники
 (капитальный ремонт
 помещений,
 приобретение мебели,
 оборудования,
 инвентаря)

2006-2008
 годы

1,5

0,5

0,5

0,5

Областной
 бюджет

Главное
 управление
 труда и
 социального
 развития
 администрации
 области

Раздел 2. Повышение уровня подготовки кадрового состава учреждений социального обслуживания

2.1

Проведение семинаров
 по вопросам
 совершенствования
 системы социального
 обслуживания

2006-2008
 годы

0,15

0,05

0,05

0,05

Областной
 бюджет

Главное
 управление
 труда и
 социального
 развития
 администрации
 области

2.2

Проведение конкурса
 профессионального
 мастерства среди
 работников учреждений
 социального
 обслуживания

2006-2008
 годы

0,25

0,1

0,15

Областной
 бюджет

Главное
 управление
 труда и
 социального
 развития
 администрации
 области

2.3

Организация курсов
 повышения квалификации
 работников учреждений
 социального
 обслуживания

2006-2008
 годы

1,0

0,3

0,3

0,4

Областной
 бюджет

Главное
 управление
 труда и
 социального
 развития
 администрации
 области

Создание жилищного фонда социального использования

Раздел 3. Создание социального жилья

3.1

Строительство
 областного
 специализированного
 дома для ветеранов
 войны
 в г. Калининграде

2005-2006
 годы

75,0

30,0

45,0

Областной
 бюджет

Строительный
 комитет
 администрации
 области.
 КОКП "Отдел
 капитального
 строительства"

3.2

Строительство жилья
 в порядке долевого
 участия для участников
 Великой Отечественной
 войны

2006-2008
 годы

30,0

10,0

10,0

10,0

Областной
 бюджет

Строительный
 комитет
 администрации
 области.
 КОКП "Отдел
 капитального
 строительства".
 Органы местного
 самоуправления
 (по
 согласованию)

3.3

Открытие "социальных
 квартир" для граждан
 пожилого возраста
 (ремонт жилья,
 приобретение мебели,
 мягкого инвентаря,
 бытового оборудования,
 техники)

2006-2008
 годы

2,0

0,6

0,7

0,7

Областной
 бюджет

Главное
 управление
 труда и
 социального
 развития
 администрации
 области.
 Органы местного
 самоуправления
 (по
 согласованию)

3.4

Оснащение социальных
 служб при областном
 специализированном
 доме для ветеранов
 войны
 в г. Калининграде

2006-2008
 годы

5,0

2,0

3,0

Областной
 бюджет

Главное
 управление
 труда и
 социального
 развития
 администрации
 области

ИТОГО

138,9

33,5

62,05

20,55

22,8

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»