Недействующий

О мерах по повышению результативности расходов республиканского бюджета Республики Алтай (с изменениями на 19 июня 2006 года)

6. Место реформирования бюджетного процесса в системе социально-экономических реформ


Одной из основных целей экономической политики является формирование эффективной бюджетной системы, ее ориентация на стимулирование экономического роста и снижение социального неравенства. Обеспечение устойчивости бюджетной системы требует повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов.

Повышение эффективности бюджетных расходов прежде всего связано с осуществлением преобразований в области бюджетного процесса. В то же время все составляющие реформы бюджетной системы являются взаимосвязанными, и достижение максимально положительного результата возможно только при одновременно успешном и последовательном осуществлении реформирования государственного сектора в целом.

Так, бюджетное планирование, ориентированное на результат, является одним из элементов системы взаимодополняющих мер по повышению эффективности государственного управления и, как таковое, способно дать максимально положительный эффект при условии применения комплексного подхода к реформированию системы государственного управления. Успех внедрения данного метода зависит от эффективной взаимоувязки концепций бюджетной и административной реформ и практических шагов по их проведению, а также от реализации ряда других направлений политики по повышению эффективности государственного сектора и мероприятий по совершенствованию качества услуг, предоставляемых государством населению, которые намечены в программных документах по реформированию государственного сектора.

В свою очередь необходимым условием для проведения административной реформы и, следовательно, реформирования бюджетного процесса является завершение разграничения расходных и доходных полномочий, отмена обязательств, установленных без учета возможностей по их выполнению ("необеспеченных мандатов").

Мероприятия по повышению эффективности расходов в рамках комплексной реформы бюджетной системы включают в себя помимо реформирования бюджетного процесса также реформирование бюджетного сектора (которое складывается из мероприятий по реформированию бюджетных организаций и принципов их функционирования), переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг, совершенствование процедур исполнения бюджетов бюджетной системы Республики Алтай, включая элементы управления ликвидностью единых счетов этих бюджетов, реформу межбюджетных отношений.

В рамках реформы бюджетного сектора предполагается провести системные преобразования, направленные на устранение существующих недостатков. Так, например, одним из недостатков является реализация функций органов исполнительной власти (главного распорядителя бюджетных средств) организациями, подведомственными другим органам исполнительной власти (главным распорядителям бюджетных средств). Кроме того, практикуется исполнение функций органов исполнительной власти государственными учреждениями, которые создаются приказами этих органов, тем самым увеличивается количество бюджетных учреждений, а качество исполнения задач исполнительной власти остается на низком уровне. Но при этом необходимо отметить негативное влияние диспропорции в численности государственных служащих отдельных органов исполнительной власти, имеющей место на протяжении многих лет. Установление численности и расходов на содержание органов исполнительной власти происходило в зависимости не от исполняемых функций, объемов и результатов работы, а в угоду политике не увеличивать численность и расходы на государственное управление. При этом следует отметить, что это не мешало создавать новые органы исполнительной власти с большей численностью и соответственно расходами на их содержание, чем те органы, которые уже были созданы, но имеющие гораздо более высокие объемы работ.

В ходе реформы сети бюджетных учреждений и административной реформы необходимо продолжить инвентаризацию получателей бюджетных средств и прекратить существующую практику неправильного распределения и исполнения функций, а значит, и бюджетных средств, и путем создания более совершенной и оптимальной структуры государственного управления, передачи соответствующих функций соответствующим главным распорядителям средств республиканского бюджета добиться более эффективного результата деятельности всей бюджетной системы.

На следующем этапе реструктуризации бюджетного сектора предполагается провести более глубокие преобразования, направленные на уточнение правоспособности и проведение реорганизации бюджетных учреждений как основной предпосылки для внедрения новых форм бюджетного финансирования и повышения качества и доступности предоставляемых бюджетных услуг.

Основным направлением повышения эффективности использования бюджетных средств является создание механизмов, при которых бюджетные услуги могли бы предоставляться организациями различных организационно-правовых форм.

В этой связи должна быть предусмотрена возможность преобразования государственных (муниципальных) учреждений, способных функционировать в рыночной среде, в организации иной организационно-правовой формы. Суть такого преобразования состоит в освобождении государства от обязанности финансового обеспечения таких организаций на основе сметы доходов и расходов и от ответственности по их обязательствам.

Таким образом, реформа бюджетного процесса в Республике Алтай, зависящая от темпов и направлений широкого круга структурных реформ, является одной из важнейших предпосылок для повышения эффективности государственного управления и реструктуризации бюджетного сектора.